Google
Воскресенье , 20 Август 2017
Вы находитесь здесь: Главная » Оружие » Крис — символ Индонезии

Крис — символ Индонезии

Крис — символ Индонезии

Kris

Кинжал крис — символ Индонезии

Ни одно национальное оружие в мире не впитало в себя столь своеобразно и органично историю, традиции и верования народа. Без сомнения можно сказать, что это уникальный, ни на что не похожий, кинжал смело претендует на звание национального символа народов, населяющих малайский архипелаг — Индонезию (за исключением Малуку и Айриан Джайя), Филипины, Малазию, Сингапур, Бруней Даруссалам и Тайланд. В нем чудесным образом переплелись анималистические верования их далеких пращуров австронезийской группы, индуистские и буддийские верования, оказывавшие серьезное влияние с I -го тысячелетия н.э., ислам, получивший распространение в XIV — XV веках и христианство, громко заявившее о себе с XVII-го века.

Kris

Кинжал Крис

Обычно, при упоминании о крисах, у людей возникает смутный образ своеобразного ножа с волнообразным клинком, странными ножнами и причудливой рукоятью. Те, кто посещал музей Искусств Народов Востока в Москве на Суворовском бульваре, быть может, вспомнят пару-тройку удивительных преданий о необыкновенных свойствах этого оружия, рассказываемых экскурсоводами. А ведь это удивительное этническое оружие заслуживает серьезного внимания и изучения.
По мнению большинства экспертов, этот вид клинкового оружия зародился между IX и XIV веками н.э. Более точная дата — примерно XII век, когда крис впервые выделился в особый вид холодного оружия. По истечении периода становления в пару сотен лет он приобрел законченный вид, в котором с незначительными изменениями дошел и до наших дней.
Где была родина криса, сказать сложно — жители разных островов оспаривают свое первенство, и только яванцы ни с кем не спорят: уж они то наверняка знают, где на самом деле появился крис: в мифологии острова Ява есть самые древние упоминания о них.
Что такое крис? Для ответа на этот вопрос рассмотрим внимательно его строение. Хотя с первого взгляда кажется, что его отличительной чертой является именно волнистая форма клинка, на самом деле это не совсем так.
Дело в том, что такая форма клинкового оружия была широко известна и популярна по всему миру — даже в Европе были известны «пламенеющие» клинки. Кроме того, крисы могут и не иметь ярко выраженных изгибов — достаточно сказать, что помимо 250 разновидностей «волнистых» клинков известно и более 200 прямых. Что же выделяет крис из огромного множества холодного оружия Юго-Восточной Азии, феерическое разнообразие и великолепие которого поражает воображение европейцев и жителей Нового Света?
Это, несомненно, детали на клинке, которые не встречаются ни на одном оружии мира. «Ганджа» — своеобразная оковка пяты клинка криса, подгоняемая очень точно, — со стороны кажется, что она составляет единое целое с клинком. Она одевается на пяту через отверстие для хвостовика («пакси») и символизирует единство мужского и женского начала. Иногда клинок и «ганджу» соединяют дополнительно скобой — это особенно популярно у народности Моро (остров Минданао). Одна часть «ганджи» («аринг») делается острой, вторая («дегу») — тупая. Современные крисы для туристов в большинстве лишены этой детали — специфическое утолщение пяты производится ее вырубкой непосредственно на клинке.

Другой характерной деталью являются выемки на клинке для указательного и большого пальцев над «ганджей» , именуемые «писитан», для характерного хвата оружия. Пальцы владельца защищает выточка — «кембанг касанг», в древности, видимо, использовавшаяся в качестве своеобразной ловушки, аналогичной «испанской щели» для захвата и ломки клинка противника. Со временем эта деталь приобрела декоративный вид, отражающий индуистские верования и напоминающую очертаниями голову слона (божества Ганеши). Кроме того, есть клинки со стилизованными головами молящегося («пендита»), змеи («нага») и льва («синга»). Отсюда и характерные названия форм таких крисов или «дапура» — «Сингабаронг» и «Нагасасра». В местности с традиционно сильными мусульманскими воззрениями зооморфные формы в «кембанг касанге» практически не угадываются. Кроме того, возле пяты по обеим сторонам лезвия выполняются зубцы для дополнительной защиты руки: со стороны «кембанг касанга» они называются «джангут», с противоположной (над «арингом») — «ри-пандан». Форма зубцов обычно произвольна и зависит от местных традиций. Заключительной деталью, характеризующей крис, является «согоган» — декоративные долы на клинке возле рукояти. Иногда внутри дол выполнялись отверстия («комбонг») через которые, как считалось, можно увидеть будущее.
Индуистский культ змеи (Нага) нашел отражение в названиях форм яванских клинков, именуемом «дапур»: прямые клинки именуются «сарпа тапа» — созерцающая змея, а изогнутые — «сарпа лумука» или движущаяся змея. Известно около 150 видов «дапура». Сам клинок малазийцы именуют «мата», а яванцы — «вилах». Количество изгибов («лук») тоже не произвольно. Оно обязательно нечетно. Наиболее распространено от 3 до 13 изгибов, а особой популярностью пользуются числа 3, 9 и 13. Счет изгибов обычно идет от рукояти к острию со стороны «кембанг касанг» и отражает пожелания владельцу
Порядок счета изгибов

Основные значения количества изгибов — «лук»:

3: верность, удача;
5: любовь и уважение людей к человеку, несущему знания — учитель, ученый, гуру;
7: честность, порядочность, достоинство
9: выдержанность, невозмутимость, лидерство;
11: благородство, великодушие, изобилие, рост социального статуса;
13: сила, мощь, миролюбие, стабильность жизненных устоев.
Прямой клинок символизировал уверенность в своих силах и интеллект.

Особого внимания заслуживает узор клинка. Мастера, которых уважительно именуют «Эмпу», по видимому, знали не только технику дамаскирования, но и владели искусством ковки дамасска — многослойного сварочного пакета. Узор, который произвольно формировался в ходе ковки клинка, именовался «памор тибан». Узор клинка («памор») мог быть выбран и в зависимости от желания заказчика, который предварительно консультировался с мастером об уместности его содержания. Такой вид узора именовался «памор рекан». Считалось, что неверно выбранный «памор» мог серьезно испортить жизнь владельца. В годы победного шествия ислама стала распространяться мода на «памор» со стихами и изречениями из Корана.
Узоры на клинке можно условно разделить на две группы — продольный («млумах», который мог напоминать рисунок корки арбуза или поверхность воды во время дождя) и поперечный или диагональный («миринг», похожий на птичье перо). Наиболее распространенным был «млумах», исполненной наибольшей сакральной мощи с изображениями звезд, животных, кругов. Наибольшей силой обладали крисы с рисунком, напоминающим фигуру человека. Кроме того, «памор» также нес смысловую нагрузку: «млумах» говорил об удаче и покое, «миринг» — о стремлении к славе и успеху. Были распространены и определенные сюжеты — «удан мас» («удан» — дождь, «мас» — золото) сулил владельцу богатство и удачу в торговле, «берас вутах» (рассыпанные зерна риса) — изобилие и т.д.

По длине клинки можно условно разделить на три группы:

«Пасикутан» (от «сикут» — локоть): длина клинка от «ганджи» до острия составляла расстояние от кончиков пальцев до локтя.

«Патрем»: ширина шага взрослого человека.

«Кундрик»: если его длина была менее длины ладони, то это был талисман; если больше и с большим количеством «лук» (от 15 до 29) то именовался «калавиджо» или «палавиджан».

Kris knife

Кинжал Крис

Длина клинка была важна не менее чем прочие его атрибуты: существовали достаточно сложные методики оценки длины, построенные на чтении сутр, священных стихов и пр.: истинно верующий мог отказаться от очень дорого и редкого клинка, если тот ему не «подходил» по длине.
В привычном для нас виде характеристики криса могли варьироваться от 15 см при весе 150 — 200 грамм до 60 см при весе в 700 — 900 граммов.
Весьма оригинален способ монтажа рукояти («дапур») на хвостовик. Древние крисы выковывались вместе с рукоятью, изображающей склонившегося в поклоне человека с прижатыми к телу руками. Позже рукоять стала надеваться на хвостовик в натяг с помощью смолы деревьев. Разогрев смолу рукоять можно было заменить, застывая она вновь надежно фиксировала ее на хвостовике. В дальнейшем, в связи с частой заменой рукоятей, подбираемых согласно одежде и приличествующих ситуации, их стали насаживать на хвостовик, обмотанный нитками, лентами и даже волосами
Форма рукояти тоже последовательно отражает религиозные воззрения и верования жителей той или иной местности и представляет собой миниатюрную скульптуру, саму по себя являющуюся объектом коллекционирования. Индуистское влияние отразилось в использовании сюжетов преданий и мифов. В настоящее время только на острове Бали можно встретить фигурки, наиболее похожие людей, животных и богов. Ислам выразился в запрещении использования образов зверей и людей, что вылилось в покрытие рукоятей растительным орнаментом, геометрическим сетчатым узором из пирамидальных элементов и даже специфическими формами, напоминающими аномальный кукурузный початок, разглядеть под которым что-либо практически невозможно. Голландцы оставили о себе память в виде характерных для охотничьих кортиков изогнутых конических рукоятей. Эти стили активно влияли друг на друга, и сейчас никого уже не удивляет то, что на клинке, изготовленном на острове Бали, стоит рукоять, характерная для острова Ява. Тем не менее, сюжеты довольно традиционны — инноваций крайне мало. Помимо функционального назначения, «дапур» имеет и символическое. Например «джалак нгукуп маду» («джалак» — скворец, царь птиц; «нгукуп» — напиток; «маду» — мед) означал чистоту помыслов и преуспевание.
Материал рукоятей — как правило, дерево, но возможен практически любой декор: драгоценные металлы, кость, рог, панцирь черепах и т.д.
Между «ганджей» и рукоятью находится «селут» (яванцы) или «пендонгкок» (малайцы) — оригинальная чашечка, обеспечивающая плавный сход рукояти к «гандже» и удобство хвата. Иногда вместо нее ставится «мендак» — кольцо. Традиционный сюжет для декорирования этой части криса, — восьмилепестковый цветок лотоса — напоминание о древних традициях индуизма и буддизма. В зависимости от места изготовления он может быть украшен резьбой с растительным орнаментом, позолотой и драгоценными камнями. Традиционный материал — медь, латунь, серебро, реже — кость. Самые редкие и дорогие сделаны из золота, но это раритет по причине ограничений, налагаемых адатом. Распространена филигрань и позолота. Сам «пендонгкок» просто надевался на хвостовик и удерживалась за счет рукояти — дополнительного крепления этой детали предусмотрено не было.
Особого внимания заслуживают ножны. Они имеют Т-образную форму и состоят из двух частей. Верхняя перекладина именуется «врангка» (яванцы) или «сампир» (малайцы). Ее практическое назначение, помимо защиты пяты клинка, еще и ношение криса — он заправляется за пояс, и эта деталь препятствует его выпадению
На островах Бали и Яве «врангка» имеет две разновидности — «ладранг», напоминающий формой кораблик с ярко выраженным носом, бортами и кормой, и «гайаман», похожий на боб фасоли или гамбургер. «Ладранг» явно указывает на древние традиции мореплавания и символизирует «лунную лодку», популярную в малайской и яванской мифологии. Материал ножен — преимущественно дерево. Считается, что только оно способно изолировать мощную энергию криса. Как правило, даже на богато декорированных обкладками из драгоценных металлов ножнах оставляется окно для демонстрации текстуры дерева. Иногда деревянная основа просматривается через детали украшения обкладки ножен.
Практическое использование. На Южных Филипинах и Малазии крис был обязательной частью туалета, наподобие самурайского меча в древней Японии. Каждый мужчина постоянно должен был иметь хотя бы один, а в военное время их могло быть при себе до трех. Обычно, один крис носился на левой стороне, в постоянной готовности к применению. Другие два носились на правом боку и сзади. В мирное время единственный крис носился только справа, — другое его размещение считалось неприличным и оскорбительным.
Крисы являются фамильной реликвией, символом социального статуса, церемониальным и ритуальным предметом, объектом культа, боевым оружием и даже инструментом для приведение в исполнение смертного приговора. Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Как фамильная реликвия он являлся объектом наследования. Отец был обязан передать своему наследнику хотя бы его. Сам крис был более чем перенасыщен символами анимализма, индуизма и ислама. Крис обязателен при ношении национальной одежды.

Как символ социального статуса крис достаточно адекватно характеризовал не только социальное положение владельца и его профессиональную деятельность, но вероисповедание и место жительства. В большей степени это относится к оковке яванских ножен — красный цвет для царствующих особ и их родственников, зеленый — для министров, коричневый — придворные, черный — обыватели. Рисунок «памора» тоже выбирался не произвольно. «Эмпу» мог отказаться делать клинок, не соответствующий положению владельца в обществе. Некоторые виды были запрещены для обывателей, поскольку приличествовали только царствующим особам. Считалось, что неверно выбранный рисунок мог навредить: если крестьянин выбирал «памор» «бунтел маит» имитирующий рисунок савана, характерный для военного сословия, то этим саваном довольно скоро его могли накрыть самого.
Крисом царствующая особа могла отметить заслуги подданного или передать как представительский знак вместо вверительных грамот. На торжество (свадьбу, например) вместо себя можно было послать крис. Отдать крис противнику, как и в европейской традиции, означало капитулировать.
В качестве объекта поклонения крисы превосходят даже японское традиционное оружие. Они наделены свойствами вылетать самостоятельно из ножен и поражать врага, греметь в ножнах, предупреждая хозяина об опасности. Им можно было убить, просто наставив на врага. Из него могла течь вода. Крис в доме помещался на основную балку, где он отгонял злые силы, а в бою придавал свою силу и мощь владельцу. Есть даже недружелюбные крисы, обладание которыми несет горе и смерть.
Как короткоклинковое оружие крис является одним из наиболее эффективных и эргономичных кинжалов, предназначенных для ведения боя на малых дистанциях. Оригинальный хват, пистолетная рукоять и наклон хвостовика к оси клинка обеспечивает отличную управляемость, мобильность и силу удара. Горизонтальное расположение клинка гарантирует эффективное поражение не только в мягкие ткани и полости, но и в межреберное пространство. Техника ведения боя, построенная на атаках и блокировках конечностей, позволяет противостоять даже длинномерному оружию. Форма клинка обеспечивает не только хорошую защиту руки, но и эффективную работу обеими сторонами клинка, возможность использования уводящих и отклоняющих ударов. Имеется возможность захвата клинка противника, зубцы играют роль миниатюрных гард. Ножны можно использовать для дополнительной защиты невооруженной руки. Активно использовались техники, построенные на использовании двух крисов. Встреча с португальскими рапирами заставила создать крис «панджанг» с тонким длинным прямым клинком. Он известен и под названием криса для казней. Вообще влияние европейского оружия (португальского и испанского) на филиппинское очень значительно.
Будучи по сути колющим оружием, крисами тем не менее можно было резать и рубить, что практически исключено на европейских кинжалах с их развитыми перекрестиями. Существуют даже большие крисы, используемый как мечи — «калис» с островов Сулу, длина которого могла достигать 60 см при ширине 5 см или «сунданг» с Минданао, которыми можно и колоть, и рубить, и резать.
Крисами пользовались и для бескровного умерщвления преступников. Один из наиболее известных способов заключался в том, что сидящему на стуле осужденному стоящий позади него палач вводил над ключицей «пенджанг» и поражал сердце.
Источником удивительной силы криса («йони») считается мастерство «эмпу» и воля клиента. Мастеру для изготовления криса нужна информация о дате и месте рождения заказчика, крайне важно познакомиться с ним лично. Мастер постился, молился, медитировал и не спал, совершая приличествующие обряды. То же требовалось и от клиента. Только после этого мастер брался за работу. На классический крис у высококлассного мастера уходило до года.
Сырьем для изготовления криса служили около 12 кг железа, 500 грамм никеля, небольшой железный метеорит (100-150 граммов), уголь и т.д. Законченный клинок представлял собой чередующиеся слои с разным содержанием углерода с 3-5% никеля. Рисунок «памора» очень похож на рисунок поверхности японских клинков типа «мокуме» — типичный сварочный железно-стальной композит, причем, вероятно, волокнистую его разновидность. Количество слоев, правда, значительно меньше, чем у японцев, но зато разнообразие рисунка намного шире. Кроме того широко применялись механические методы задания рисунка (за счет сверления отверстий, проковки особым образом ориентированных заготовок и т.п.). Широко применялась гравировка и дамаскирование.
После обработки поверхности металл клинка подвергали травлению смесью из сока цитрусовых (лайма), солей мышьяка и соли. В заключении клинок сушили, окуривали благовониями и обрабатывали ароматическим маслом.
Верующий обычно еженедельно (по вторникам) слегка чистил крис и окуривал ладаном. Раз в год в месяц Суро (Мухарам) он подвергался капитальной чистке, что в глазах владельца имело статус своего рода реинкарнации. Считалось, что без чистки мощь его слабеет и может быть утрачена совсем. Ритуал ежегодной чистки сложен и торжественен, — его участники накануне молятся и постятся, очищаясь духовно и телесно. Ритуал начинается с благословения не только участников и их крисов, но и инструмента и материалов для чистки. Он сопровождается музыкой. Перед клинком в ходе чистки непременно извиняются за беспокойство и уговаривают не сопротивляться обновлению. После легкого травления для «поднятия» рисунка его помещают в футляр с лепестками роз, сушат, окуривают фимиамом и умащивают ароматическими маслами. Именно поэтому настоящие крисы обладают приятным запахом. Церемония завершается изъявлением благодарности к чистильщику и преподнесением ему подарка.
На свете не так много мест, где оружие является столь важной частью не только религии, культуры и быта, но и самой жизни людей. В юго-восточной Азии крис рассматривается как неотъемлемая часть человеческого существования: будучи прежде всего оружием крис сочетает историко-культурные корни народа, навыки лучших его мастеров и является произведением искусства и талисманом.

Александр Марьянко

P/s большое спасибо http://knifeinfo.ru за прекрасную статью

Поделиться в соц. сетях

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

Наверх
Яндекс.Метрика