Google
Четверг , 21 Сентябрь 2017
Вы находитесь здесь: Главная » Единоборства » Психотехника различных видов медитации

Психотехника различных видов медитации

Психотехника различных видов медитации

Медитация — умственное действие, представляющее собой творческий процесс, поэтому каждый настоящий мастер обязательно имеет свой метод, свою технику, основанную на личном опыте и знании классических психотехник, а также информации переданных личным учителем или первым преподавателем. Медитация — это глубоко измененное состояние всего мозга, организма и ИПП, основанное на опорной или безопорной концентрации сознания с помощью различных психотехник для достижения соединения ИПП с УППВ. Конечной целью большинства высших медитационных психотехник являются «просветление» и уход в Непроявленное.
Психотехнические методы, тормозящие или гармонизирующие психофизические процессы в организме, являются обязательным начальным этапом и в том или ином количестве обязательно содержать в себе психоэнергетические, психофизиологические и психологические составляющие.
1. Психоэнергетические управления. Количество самого процесса медитации, а главное ее цель, во многом зависят от практического умения тренирующегося «набирать» и «хранить» энергию УППВ с тем, чтобы при необходимости расходовать ее, предварительно специфически преобразовав под заданный феномен-цель. Типичным упражнением такого рода может служить «Великое психическое дыхание йогов», которое хорошо описано в методической литературе.
2. Психофизиологические упражнения. Психофизиологический гомеостаз человека нами разделяется условно на два механизма — психический гомеостаз и физиологический гомеостаз, с учетом взаимообратной связи между психикой человека и его основными системами — нервной, сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и др.
Дыхательные упражнения оказывают в зависимости от психотехники тормозящее, мобилизующее или гармонизирующее влияние на весь психофизиологический гомеостаз человека, а не только на эмоциональную сферу. Они вырабатывают умение управлять дыхательным актом, затем психическим гомеостазом, а затем и всем организмом, любой его фукнцией или органом. Типичным примером правильного медитативного дыхания является «Ритмическое дыхание йогов», психотехника которого нами описана.
Упражнения, развивающие способность управлять сердечнососудистой системой, дают возможность произвольно управлять ритмом сердца и кровообращением, что в свою очередь позволяет управлять терморегуляцией.
Наиболее тесно с психикой связана мышечная система, поэтому психомышечные упражнения — очень важное звено в управляемом медитативном аутотренинге. Понижение мышечного тонуса тормозит кору головного мозга, а упражнения, повышающие мышечный тонус, ведут к ее возбуждению. Учитывая преобладающее представительство зоны лица в коре головного мозга, большое значение имеют различные мимические упражнения.
Очень важными считаются правильно выполняемые релаксационные позы, которые способствуют качеству медитации.
3. Психологические упражнения. Психологические упражнения основаны на взаимообратной связи эмоций с мышлением, воображением, вниманием, волей, памятью и др., а также на «замещении» одной эмоции другой, более сильной по характеру влияния на психофизиологический гомеостаз. Например, сильные положительные эмоции нейтрализуют грусть, тревогу, страх и т.д., или наоборот, страх подавляет радость, аустресс «замещает» дистресс и др.
Управлять эмоциональной сферой можно прежде всего с помощью эмоционально-волевых упражнений. При использовании упражнений, развивающих воображение, решаются задачи аутосуггестии, перевоплощения в заданный образ и моделирования психофизиологического состояния соответственно заданному феномену или целевой программе.
Самовнушения носят как вербальный, так и невербальный характер. Интонация и эмоциональная окраска текстов зависят от желаемого психофизиологического эффекта. Есть психологические упражнения, развивающие способность взглянуть на себя как бы со стороны, уже имеющие заданные качества, выполняющего заданный феномен или целевую программу. Имеются упражнения, развивающие способность «прево-площаться». Существуют психологические упражнения, активизирующие память, — процессы запечатления, сохранения и воспроизведения ощущений, образов, мыслей, движений и др.
В различных психотехниках существует очень много психологических приемов, равзивающих внимание, что позволяет в дальнейшем улучшить способность к медитативной концентрации и устойчивости внимания. Для быстрого продвижения в медитации и для кодирования своих учеников некоторые преподаватели часто используют эмоционально-стрессовые психологические методы, приемы и упражнения.
Итак, после освоения начальных упражнений, изучаются психотехники, углубляющие состояние концентрации сознания, отключающие чувства и растворяющие сознание в объекте концентрации. Здесь возможны два варианта — опорный и безопорный, т.е. с реальным объектом, служащим для опоры сознания в процессе развития глубины концентрации, или воображенным. Во втором случае в зависимости от вида психотехники в качестве объектов могут выступать образ, идея, мысль и др.
После этого изучаются психотехнические упражнения, развивающие пробуждение обновленного расширенного самосознания — «Я» из предшествовавшего, растворенного в глубокой концентрации. Этот процесс получил название «просветление». Поэтому, достигнув глубины и качества медитации, дающих способность получить феномен «просветления», в дальнейшем тренируются по различным психотехникам, развивающим способности к необходимым на этом этапе феноменам. Многие системы останавливаются на этом среднем, промежуточном, этапе, специализируясь на способности к демонстрации одного, реже нескольких, высших узкоспециализированных феноменов, например, телепатии.
Высшие этапы психоэнергетического саморазвития человека осваиваются с помощью различных медитативных психотехник. Высшие психотехники развивают вначале способность произвольного пермещения «Я» в ИПП, затем вырабатывается способность к временному выходу в ППП. Затем осваиваются психотехники свободного перемещения в ППП и временного отождествления с УППВ (разумеется, с сохранением самосознания — «Я»). В дальнейшем осваиваются психотехники свободного входа в УППВ, нахождения в нем и выхода из него, по желанию тренирующегося, с открытыми глазами и в бодрствующем состоянии. После освоения этих психотехник многие навсегда остаются в УППВ, а некоторые возвращаются для «просветления» других людей. И, наконец, самой сложной является психотехника входа в Непроявленное. Обратного выхода нет. Весь описанный процесс поэтапного освоения медитации входит в систему йога. Йога едина по своему глубокому смыслу и исторически является наследием многих древних цивилизаций. Различия в терминологии, целях и другие региональные и исторические особенности в психотехниках ничего не меняют в общей картине, смысл которой, по нашему мнению, сводится к тому, что человек, развив себя особым образом, может и должен соединиться с Космосом, преодолев в себе «неведение», т.е. идею двойственности, одномоментности и независимости существования.
Перечислим некоторые классические психотехники изменения умственных состояний. Прежде всего — это просоночные состояния — утром, при неполном пробуждении, вечером, перед неполным засыпанием или ночью, при переводе естественного сна в искусственный, контролируемый или неконтролируемый. Этот перевод может осуществляться гетеро-или аутогеннымм путем. Наиболее интересен — аутогенный («йога сновидений»).
Широко известна и классическая аутогенная тренировка со всеми своими модификациями, имеющимися в различных странах. Существует также много психотехники, основанных на фиксации взгляда на точке или на блестящем ярком объекте, например заходящем или восходящем на морском горизонте солнце, горячей свече, лампе синего цвета, блестящем металлическом шарике или предмете, кристалле, отверстии в коробке со светом и др. Описаны психотехники сосредоточения на звуке — внешнем, например, на мерном стуке метрономе (около 15 ударов в 1 мин.), или внутреннем, космическом (анахата-надам). Есть несколько психотехник, основанных на раслаблении скелетной мускулатуры — психомышечная тренировка Джекобсона и различные ее модификации, специальный точечный массаж, гравитационные ванны Радзиевского, сауна и др. Существуют психотехники, в основе которых лежит специальная поза тела, например, японская медитация в позе «задзен» или китайская в позе «сейза».
Наиболее сложные психотехники — тибетские, в них выполняются упражнения для высокоразвитого воображения, описанные в разделе «Техника накопления и развития психической энергии».
Очень интересны индийские упражнения «шакти», «рупа», «арупа» и др., а также простые виды концентрации на ощущении пустоты или сведения взгляда к переносице и глубже внутрь, до утомления (можно к кончику носа) и последующей концентрацией на любом объекте на мысленном экране. Можно сосредотачиваться на мысли или философском абстрактном понятии, например, «жизнь», «космос», «смерть» и др.
Существуют психотеники, позволяющие развить способность к глубокой концентрации с помощью гетерогипноза. Есть и психотехники, когда выполняется перемещение сознания из субъекта и обратно, при этом происходят перевоплощение в заданный образ с испытанием всех необходимых ощущений и «работа» в нем.
Интересна японская психотехника размышлений, через коаны и специальный образ жизни, а также метод систематического кропотливого самонаблюдения, достижение искусственной, уравлямой шизофрении.
Существуют психотехники, основанные на методе перемещения сознания по определенным точкам тела. Это одно из самых многочисленных направлений.
Любопытны, но сложны, методы мысленного оживления объекта, например, статуи, рисунка, ритуальной схемы, воображенного образа и др.
Есть психотехники, основанные на использовании сенсорного голода и возникновения управляемых галлюцинаций, а также с применением физиотерапевтических фармакологических средств.
Очень много психотехники основано на концентрации субъекта на дыхании или пульсе, на «чакрах» или «жизненных центрах», например, медитация с использованием дыхательного акта и внутренней концентрации на 12 жизненных центрах на позвоночнике или центре под пупком для мужчин и на средней части груди для женщин. Объектами высшей концентрации могут быть триграммы, круг и др.
Имеется много психотехник с концентрацией на янтрах, мантрах, джапах, даятах. Свои психотехники в крийа-йоге, лайя-йоге, шакти-йоге, раджа-йоге, самадхи-йоге, кундалини-йоге, агни-йогне, джнана-йоге, русской йоге, маха-йоге, даосской йоге, системам «вайдика» и «тантрика», психотехника по Бхагаватгите и других видах йоги.
Известны виды йоги с психотехникой медитации на музыке, на позе, на фразах, на процессе еды, на ходьбе, на положении тела в пространстве, на беседе, на своем поведении, на профессиональной работе, на любом увлечении и др.
Существует много видов динамической медитации, например, в единоборствах или при демонстрации различных феноменов.
Очень интересны дзен-медитация, чань-медитация, тантристская медитация, суфийская психотехника, корейские виды медитаций и медитации других восточных народов, психотехника древних египтян, иудеев, древних греков, христиан, буддистов, кришнаитов, мусульман, друидов, американских индейцев и др.
Хорошо разработана современная научная психотерапевтическая психотехника медитации в Индии, КНР, Японии, США, в странах Европы, Азии, Африки и Америки.

Рассмотрим более подробно несколько интересных психотехник медитации.

Мандала медитация. Это динамический вид медитации. Может выполняться в группе или индивидуально, начинается с психо-физических движений, а затем через измененное состояние мозга приводит в состояние покоя и концентрации. Выполняется по утрам, для удовлетворительного усвоения требует систематических занятий в течение 2-3 мес. Упражнения выполняются по 15 мин. с чувством отрешенности и наслаждения.
Выполняют следующие упражнения:
1. Бег на месте, высоко поднимая колени (можно под музыку). Глаза открыты, дыхание ритмичное, ровное. Мысленная концентрация на ощущении пробуждения и иррадиации внутренней энергии.
2. Резко выдыхая, успокоить дыхание и пульс, открыть расслабленный, слегка обвисший рот, сесть в удобную позу, с прямым позвоночником, закрыть глаза. Начать легкие, почти непроизвольные покачивания, продолжая концентрацию на движении внутренней энергии по всему телу.
3. Лечь на спину, открыть глаза и выполнять быстрое вращение зрачками по часовой стрелке. Вызвать ощущение легкости и невесомости во всем теле, получить эффект «отсутствие тела». Концентрация на движении энергии к аджне.
4. Закрыть глаза и раствориться в космической энергии, погружаясь в глубокую медитацию.

Тибетская лечебная медитация надабрама. Эта медитация выполняется в любое время дня, хотя желательно рано утром и на пустой желудок. Делают следующие упражнения:
1. Сесть в удобную позу или на край стула с прямым позвоночником. Успокоиться, расслабиться, закрыть глаза, вызвать чувство легкости и невесомости во всем теле. Начать сжатыми губами громко гудеть (звук «хум») в течение 20-40 мин., до возникновения вибрации во всем теле. Возможны спонтанные плавные движения любой частью тела, которое ощущается как наполненный гудением пустой сосуд. Наконец, появляется четкое ощущение самостоятельного внутреннего гула. Концентрируясь на этом ощущении, переходите ко второй части медитации.
2. Добиться эффекта «всплытие рук», затем ладонями вверх начать плавно выполнять обеими руками круговые движения от туловища наружу, концентрируясь на ощущении исхода из тела энергии в течение 7-8 мин., затем начните двигать руками в обратном направлении — к туловищу, ладонями вниз, концентрируясь на ощущении прилива энергии во все поры тела, в течение еще 7-8 мин.
3. Прекратить движения. Сесть удобно или лечь и погрузиться в глубокую медитацию, растворив сознание в космической вибрации и пульсации.

Медитация Гермеса. Такую медитацию рекомендуется проводить в вечернее время, перед сном. При выполнении ее утром необходим последующий 15-минутный отдых для снятия возможного остаточного оцепенения и ощущения легкого тумана в голове. Цель медитации — энергетическая зарядка за счет слияния с космической энергией.
Объект концентрации — представление своего тела в качестве посредника, через которого в биосферу планеты проникает космическая энергия. Общая длительность упражнения от 15 мин. до 1 ч. Упражнение выполняют в следующей последовательности.
1. Стать лицом к Востоку, расслабиться, успокоиться. Закрыв глаза, вызвать во всем теле ощущение легкости и невесомости.
2. Поднять голову к небу, поднять на эффекте всплытия обе руки ладонями к небу. Вызвать ощущение слияния и отождествления с Космосом.
3. Усилить ощущение тока космической энергии по рукам вниз (при этом возможна легкая дрожь).
4. Усилить ощущение иррадирующей по всему телу энергии и вибрации. Отключить сознание, раствориться в этом процессе и испытывать огромное наслаждение и радость.
5. Почувствовав себя совершенно наполненным и обновленным, открыть глаза и наклониться вниз к проводящей чистой части земли, коснуться ее на 5-10 с лбом.
6. Повторить весь комплекс сначала, насколько раз, в зависимости от рекомендации преподавателя.
В древности эта медитация выполнялась в виде молитвы.

Даосская медитация. Вначале производится подготовка к медитации. Выбирается полутемное, с естественным освещением, полностью изолированное от всех посторонних раздражителей место с хорошим доступом свежего воздуха. При искусственном освещении лампа должна быть темно-голубого и фиолетового цвета. Можно выбрать место и на свежем воздухе, на природе, в тихом месте.
Подушка для упражнения должна быть мягкой и толстой, удобной для полного сидения. Одежда свободная, без пояса, ничто не должно мешать свободному дыханию и кровообращению. Предварительно необходимо опорожнить кишечник, мочевой пузырь и очистить носовые проходы. Медитация выполняется натощак. Лучшее время -4 ч. утра.
Наиболее употребительна поза лотоса, или полулотоса, а также поза сейза. Опишем подробнее позу лотоса с даосскими деталями техники.
Тело выпрямлено, грудь слегка наклонена вперед, понижая желудочную впадину и расслабляя диафрагму. Ягодицы слегка отодвинуты назад, чтобы выпрямить позвоночник. Позвоночник изогнут согласно естественной кривизне и выгибается в области ягодиц. Единственное положение позвоночника поддерживается во время всей медитации, но без усилий и напряжения. Нижняя часть живота приводится в устойчивое положение путем опускания центра тяжести методом временной концентрации на точке ниже пупка на 5-6 см и вглубь на расстоянии 7/3 до позвоночника (нижний дань-тянь).
Положение ног устанавливается следующим образом: сначала сядьте на подушку, полностью вытянув ноги. Затем согните правую ногу в колене и подложите ее под себя на основание бедра левой ноги, ступня при этом вытягивается подошвой кверху. Левую ногу аналогично установите на другом бедре. Положение обеих пяток регулируется таким образом, чтобы они почти встречались напротив лобовых костей и чтобы каждая пятка нажимала на район живота, соседней с ней. При этом боковые стороны колен прижаты к подушке, тем самым обеспечивая устойчивое выпрямление тела, которое не должно наклоняться ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад. Оба бедра, таким образом, похожи на две стороны треугольника с общей вершиной и, если все выполнено правильно, центр тяжести всего тела автоматически установится в нижнем дань-тяне.
Затем правую кисть ладонью вверх положите удобно на обе пятки или на нижнюю часть живота, а левую — свободно сверху. Кисть, лежащая сверху, слегка удерживается нижней, без напряжения. Обе кисти и концы пальцев лежат удобно и расслабленно. Большой палец левой руки должен касаться ее среднего пальца, а большой палец правой руки должен быть согнут над ладонью левой.
Такое положение ног и рук означает, что «отрицательное» охватывает «положительное», при этом образуется цепь из восьми каналов. Даосы утверждают, что «соединение четырех конечностей замыкает четыре прохода, что позволяет удерживать центр».
Голова и шея установлены вертикально и обращены вперед. Слух «выключен». Рот закрыт, язык касается неба, образуя место для движения психической энергии от носа к горлу. Глаза закрыты и направлены к переносице (фиксация духовности в ее первоначальной полости — тсу чиао). Общее самочувствие в позе должно быть естественным, непринужденным и ненапряженным. Далее выполняется анальное сокращение. Освоив позу, приступают к получению начальных, устойчивых навыков в концентрации сознания и умении правильно дышать.
Мыслительный процесс контролируется за счет фиксации и удерживания внимания на нижнем дань-тяне. Метод обращения внутрь уменьшает поток мыслей. Исследование интеллекта, природы появления и исчезновения возникающих мыслей, «смотрение в глубину», с постепенным легким невербальным волевым усилием прекращают возникновение новых мыслей, хотя большинство специалистов не рекомендуют выполнять это заключительное легкое волевое усилие, а советуют абсолютное, полное отсутствие произвольных мыслей и усилий.
Спокойно следуя по течению потока сознания, недопустимо проявлять нетерпение, надо оставаться абсолютно невозмутимым, тогда автоматически выключится слух. Качество медитации будет улучшаться по мере непрерывных, настойчивых, систематических тренировок и беспредельной веры в успех.
Такую концентрацию сознания рекомендуется выполнять в начале занятий 3 раза в день в течение 1 ч., а затем следует продолжать все это время — во время ходьбы, в положении стоя, сидя или лежа. Чем продолжительнее медитация, тем лучше результат.
Дыхание должно быть естественным, в гармонии с движениями живота и диафрагмы. Затем осваивают контрарное дыхание. Вдохи и выдохи должны быть медленными, непрерывными и тонкими, пока не наступит эффект исчезнувшего дыхания легкими и не появится ощущение, как будто все тело дышит каждой порой.
Правильное даосское медитативное дыхание является «контрарным» или «обращенным». Как и естественное, «контрарное» дыхание достигает живота, но с противоположными расширяющими и сжимающими движениями нижней части живота и диафрагмы. Оно выполняется следующим образом:

1. Вдох выполняется тонким, неощущаемым, непрерывным, медленным и глубоким, проходя от ноздрей вниз и достигая низа живота, наполняя полностью всю грудь и частично живот воздухом, расширяя грудную клетку, при одновременном сокращении мышц нижней части живота.
Толкаемая сокращающимися мышцами диафрагма становится активной и, прогибаясь вверх, усиливает давление в грудной клетке.
Длительность вдоха должна составлять не менее 1 мин., выдоха также, хотя древние тексты рекомендуют делать вдох чуть длиннее выдоха, а современные специалисты — наоборот.
2. Выдох медленный, тонкий, неощущаемый и непрерывный, нижняя часть живота расширяется и становится твердой. При этом АПЭ-центр нижний дань-тянь наполняется энергией. Грудь пустая и вместе с диафрагмой расслаблена. Правильное дыхание и концентрация на нижнем дань-тяне повышают устойчивость позы и делают диафрагму более активной и сильной, за счет контрарного расширения и сжатия живота. Рекомендуется дышать правильно все время, выработать навык и вовремя медитации не отвлекаться для контроля правильности дыхания.
Первое время, чтобы не отвлекаться во время медитации, надо выполнять дыхательные тренировочные упражнения до и после каждой медитации в течение 5-10 мин. и обязательно на чистом и свежем воздухе. Надо следить, чтобы вдох достигал нижнего дань-тяня, а каждый выдох начинался оттуда и хорошо расслабляя грудь, позволяя желудочной впадине автоматически опуститься.
Это способствует устойчивости и эффективности медитации.

Медитация в СК. Занимающийся входит в глубокое СК и выполняет аутосуггестивные самоприказы.

1. «Я бессмертная, отдельная духовная сущность… Мое временное тело — это Храм моего высшего «Я»… Моему «Я» во мне подчиняется все… «Я» — вечная энергия… Я — бес-смертен…»
2. «Я проникаюсь любовью и родством ко всему миру… Я всегда полностью контролирую свои чувства… Я всегда очень добр и высоконравственен… Мысль — это живая сила, поэтому я посылаю в нашу Вселенную только прекрасные, добрые и конструктивные мысли… Проявленный мир — это великая Гармония и я активный ее источник… Я творческое начало нашей Вселенной… Я вечная и бессмертная Энергия…»
3. «Я могу покинуть эту временную телесную оболочку… Я это знаю и ощущаю… У моего настоящего «Я» нет тела… я знаю это… чувствую и ощущаю. Вся Вселенная мое тело… Я это знаю… чувствую… вижу… ощущаю… Я никогда ничего не боюсь… никогда не волнуюсь… Я — сама Вечность… Я -Вселенная…»
4. «Я могу черпать энергию Вселенной… Я могу ею управлять… Мне все подвластно… Живительная энергия… сила и здоровье… наполняют мою временную телесную оболочку… Я это чувствую… четче и четче… Удивительная легкость… свежесть… радость… Я постепенно выхожу из состояния… (пауза). Самочувствие прекрасное… Настроение отличное… Раз… два … легкость и свежесть… три!..»
После счета «три» надо открыть глаза, выйти из глубокого состояния, потянуться, слегка встряхнуться, ощутить в себе легкость и свежесть. После тренировки можно некоторое время молча, с открытыми глазами посидеть (в удобном положении), наслаждаясь своим самочувствием и запоминая свои испытанные в СК и после него ощущения.

Поделиться в соц. сетях

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

Наверх
Яндекс.Метрика