Google
Понедельник , 25 Сентябрь 2017
Вы находитесь здесь: Главная » Йога » Хатха-йога

Хатха-йога

Hatha Ioga

Хатка-йога основа совершенства души и тела

Хатха-йогой называется гимнастическая технология комплексного совершенствования тела и сознания, то есть того набора инструментов, за счет использования которого осознающее существо движется по Пути осознания. Среди многих известных человечеству технологий интегрального совершенствования хатха-йога является одной из самых эффективных.

В шиваистских, буддийских и даосских традициях техники хатха-йоги до сих пор считаются практиками высших уровней и содержатся в строгом секрете. Их раскрывают только особо посвященным.

К примеру, в горных монастырях Непала секретами практики хатха-йоги, как правило, владеют только настоятель и еще один-два ламы высших ступеней посвящения. Обычные монахи и ламы рангом пониже иногда даже не догадываются о самом существовании этих техник в традиции.

В Шаолиньском монастыре в Китае техники хатха-йоги считаются практиками архатов — великих мастеров высочайших ступеней посвящения.

В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней в технике общефизической и общеэнергетической подготовки отборных воинов — воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. Эти воины не только умели модулировать психологический настрой как своих, так и вражеских солдат, но также владели особым воинским искусством — посредством волевых манипуляций намерением они могли формировать ситуации, приводившие к неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем не менее роковых для противника объективных обстоятельств.

До сих пор ритуальными атрибутами странствующих по дорогам Юго-Восточной Азии монахов-шиваитов остаются трезубец и меч. Трезубец — это символ и оружие Шивы. Великий воин и фантастический любовник Шива традиционно считается хранителем и покровителем хатха-йоги.

А меч в ритуальной атрибутике садху — так называют в Индии бродячих монахов — это просто меч… Дело в том, что в старину целые кланы странствующих хатха-йогинов были кланами профессиональных воинов, своего рода «южноазиатских самураев» — средневековых «солдат удачи». Из них составлялись наемные ударные силы в феодальных войнах. Только в конце восемнадцатого — начале девятнадцатого века английским колонизаторам удалось хоть как-то «усмирить» их и превратить в относительно мирных монахов-бродяг. Так что эпизод с привлечением к битве за правое дело хатха-йогина в Ефремовском «Лезвии бритвы» — отнюдь не случаен. Видимо, писатель достаточно хорошо владел исторической информацией.
В древности и в средние века на территории современной Индии находилось множество отдельных государств, правители которых — раджи — постоянно между собой воевали. И каждый уважающий себя раджа наряду со специальными помещениями для занятий воинскими искусствами и борьбой непременно имел при дворе йога-шалу — специально оборудованное помещение для занятий хатха-йогой. В йога-шале под руководством опытного придворного мастера обучались удивительному искусству йоговской гимнастики будущие мастера-преподаватели хатха-йоги и профессиональные воины-лучники и воины-борцы, составлявшие царскую гвардию. Придворный мастер хатха-йоги обычно являлся хранителем линии тайного знания. В официальной ученой иерархии того времени он имел степень, эквивалентную степени профессора в Европейской университетской традиции, и был одним из самых уважаемых лиц при дворе, учителем и наставником как самого раджи, так и членов его семьи. Считалось, причем не без веских на то оснований, что мастер хатха-йоги владеет неким особым глубинным знанием устройства Вселенной, недоступным человеку, «не закалившему тело и дух в горниле хатха-йоги». Недоступным по чисто биологическим причинам, поскольку у обычного человека просто не сформированы органы восприятия и свойства сознания, которые необходимы для получения и обработки информации, на основе которой это знание может быть развито.

Интересно, что традиция придворных йогинов-мастеров сохранилась до наших дней. Выдающийся мастер йоги профессор Шри Кришнамачарья был хранителем йога-шалы при дворе майсорского раджи, а основатель и наставник Вишваятан-Йогашрама, великий мастер и учитель йоги Дхирендра Брахмачари — «официальным придворным учителем йоги» семейства Ганди, до недавнего времени правившего Индией.

Не менее интересен другой факт. Оказывается, о хатха-йоге как составной части подготовки отборных воинов, компетентные специалисты отнюдь не забыли, хотя в среде эзотерических романтиков на Западе принято считать, что йога и искусство ведения войны никогда не имели никаких точек соприкосновения. Во время недавней поездки в Индию я познакомился с разработчиком и координатором учебных и тренировочных циклов по хатха-йоге, которые входят в обязательную программу подготовки офицеров и бойцов подразделений специального назначения Индийской национальной службы безопасности, полиции и вооруженных сил. Оказывается, в этой сфере работает целая команда прекрасно обученных компетентных специалистов. По оценкам экспертов использование хатха-йоги в программе подготовки бойцов спецназа позволяет в пять раз сократить расходы времени, необходимого на специальную психологическую подготовку. Естественно, сведения о том, что такое имеет место, и о том, как это делается, мягко говоря, широкой огласке не предаются. Ибо вся по-настоящему рабочая информация в этой области по-прежнему остается стратегической. К той йоге, которую индусы «сдали Западу», и которая сейчас распространилась в Европе и Америке под кодовым названием «классическая», сами современные индийские специалисты-профессионалы относятся весьма скептически. Они говорят: конечно, для здоровья очень полезно, однако это как бы далеко не классика, а так… Если вы просто купите билет на самолет и отправитесь в Индию в поисках «настоящей йоги», вы, вероятнее всего попадете на уже проторенную тропу. Она ведет в хорошо организованные пункты выкачивания денег из наивных западных адептов, где вам впарят все ту же «классическую йогу для Запада». Подходы к реально рабочей информации ведут сквозь совсем другие двери… Причем войти в них не так-то просто. Скажем так, на улицу эти двери не выходят — ни на Западе, ни, тем более, на Востоке… Ибо Восток, как известно, дело тонкое…
В 1989 году в Москве проводилась международная конференция по йоге, на которой присутствовали многие мировые светила, вплоть до самого господина Айенгара. Однако Дхирендра Брахмачари — бывший в то время координатором всех связанных с йогой программ при правительстве Индии, — на конференцию не приехал, хотя его и приглашали. Его визит провалился из-за некоторых действий индийского правительства. Говоря проще, господина Брахмачари очень вежливо и корректно не пустили. Точно так же не приехали ни Шри Йогендра, ни его сын — не менее крупные специалисты в области «реально рабочей хатха-йогической информации». А вы когда-нибудь пытались отыскать оригиналы книги Шри Йогендры «Физкультурное образование в йоге» и работ Дхирендры Брахмачари «Йогасана виджняна» и «Мудра и пранаяма»?

Я пытался. Сначала их искали в каталогах библиотек Конгресса США и Британского музея. Безуспешно. Затем я пытался заказывать эти книги тем, кто отправлялся «за йогой» в Индию и Непал. Никаких результатов. В конце концов, беседуя в очередной раз с нынешним мастером основанного Дхирендрой Брахмачари Вишваятан-йогашрама, я спросил: а вот основные серьезные книги Вашего учителя — их можно где-нибудь купить? Он лучезарно улыбнулся — он всегда лучезарно улыбается — и радостно ответил: «Нет, конечно! Они уже давно закончились. Везде.» «А почему их не переиздают?», — поинтересовался я. Он ответил: «А зачем? Теперь другие книги…» И заразительно рассмеялся. Кстати, этот человек — прямой преемник Дхирендры Брахмачари и по-настоящему. Он является старшим тренером индийской национальной команды по йога-спорту. Да, есть и такое… Причем очень давно. Официально как вид йога-спорт оформился лет десять назад, однако неофициальные состязания хатха-йогинов проводились всегда… А вы не знали? Ну, не расстраивайтесь, мы еще много чего не знаем…

И еще одна маленькая деталь. В ответ на приглашение директора йога-центра в Москве приехать в Россию и провести тренинг по хатха-йоге мастер сказал: «А, хорошо!. Только напишите мне приглашение как частному лицу, чтобы там ничего про йогу не было. Иначе возникнут проблемы с правительством. А так я приеду. У вас летом красиво… Потренируемся, я вам еще кое-что расскажу. И для людей занятия проведем… Мне Россия нравится!!! И Украина… И люди у вас хорошие.»
Итак, что же, собственно, такое — таинственная хатха-йога — гимнастика мудрых? И чем обусловлена поразительная эффективность этой древней и в то же время удивительно современной уникальной тренировочной технологии?

«Хатха-йога» — санскритское словосочетание. Санскрит — древний язык, который исследователи — считают праязыком всей индоевропейской семьи языков, в которую входят все индийские, славянские и романо-германские языки. Санскрит иногда называют «восточной латынью».

Прямой перевод с санскрита слова «хатха» — «сила, мощь; усилие, напряжение, натуга; насилие, принуждение, необходимость». Слово «йога» переводится как «упряжка; сбруя, узда; применение; средство, прием, уловка; магия, волшебство; связь, взаимообусловленность с чем-либо; приобретение, выигрыш; работа, усердие, прилежание; сосредоточение, размышление, созерцание; этимология, структурное происхождение; правило; согласование, управление, контроль».

Классическим определением йоги считается определение, которое дал в своей работе «Йога-даршана» древний мыслитель Патанджали.

Согласно этому определению йогой называется такое состояние сознания, в котором отсутствуют какие бы то ни было неконтролируемые флуктуации — неуправляемые мысли, эмоции, желания. Это крайне труднодостижимое состояние. Однако оно стоит того, чтобы за него бороться. Ибо только в таком состоянии человек способен полноценно себя осознавать и на все сто процентов быть полноправным хозяином всех своих побуждений, действий и проявлений. Состояние йоги — это состояния тотального самоосознания и самоконтроля. Его достижение поднимает человека на качественно новую, более высокую ступень эволюции разума.

Закономерно возникает вопрос: какое отношение хатха имеет к йоге? Как связаны достижение столь возвышенного состояния сознания и, пусть весьма изощренная, но все же всего лишь телесная гимнастика, каковой, по сути, является тренировочная практика хатха-йоги?

Все очень просто. Соотношение между телом воплощенным в теле сознанием можно условно проиллюстрировать на примере соотношения между компьютером и его программным обеспечением. Тело — это «железо», сознание — воплощенный в «железе» «софт», то есть программное обеспечение. Чем более сложным и «тонким» является устройство и организация тела, тем более совершенное сознание может быть в нем воплощено и, соответственно, тем более высокого уровня функции могут быть реализованы.
Хатха-йога — своего рода боди-билдинг, но боди-билдинг особенный. Его цель — прежде всего в развитии центральной и периферйной нервной системы и построении совершенной эндокринной системы. Тренировочная технология хатха-йоги на протяжении тысячелетий специально разрабатывалась для того, чтобы создавать тело, специально предназначенное для воплощения в себе сложноорганизованного сознания.

А поскольку жизнь — саморегулирующаяся система, при условии наличия места всегда находится то, чем это место может быть занято. В здоровом теле — здоровый Дух. В совершенном, соответственно — совершенный…

Центральный процессор нашего биокомпьютера — мозг. Он является такой же полноправной частью тела, как и все остальные органы и системы органов нашего организма. Более того, мозг — самая главная часть тела. Он не просто управляет работой всех органов и систем. Развитие мозга имеет критическое значение для развитие сознания. Под совершенством тела понимается отнюдь не только высокий уровень тренированности опорно-двигательного аппарата. Речь идет о гармоничном развитии всех органов и систем. Все биологические функции совершенного тела должны быть подконтрольны высокоразвитому разуму, который является функцией мозга.

В основе технологического алгоритма хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов, именуемых асанами. Слово «асана» переводится с санскрита как «поза, положение тела, форма». Каждая асана есть особое гимнастическое упражнение, которое при правильном выполнении оказывает гармоничное тренирующее воздействие на ткани опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Особенность асан, которая отличает их от других типов физических упражнений — в том, что их выполнение не только не приводит к расходу энергии, но и за счет включения в работу особых физиологических механизмов, заставляет тело накапливать ее в огромных количествах. Кроме того, за счет вполне определенного рисунка распределения растягивания, сжатия, сокращения и скручивания тканей, каждая асана оказывает свойственное только ей глубокое воздействие на распределение потенциалов и токов в периферической нервной системе и спинном мозге и прорабатывает компоненты эндокринной системы. А это, в свою очередь, кардинально влияет на процессы, протекающие в головном мозге.

Особая система растягивания сухожильно-мышечных жгутов, присущая практике асан, стимулирует рост нервных волокон и усложнение организационной структуры нервной системы. Соответственно, усложняется система иннервации тканей. Следствием является формирование более сложноорганизованных и изощренных связей периферии с центром. В результате появляется возможность реализовать в теле функции более высокого порядка. Необходимость управлять этими функциями приводит к совершенствованию работы головного мозга.

Многовековой опыт позволил практикам хатха-йоги настолько усовершенствовать систему асан, что она превратилась в уникальный арсенал средств для оптимизации функциональных состояний любых органов и систем посредством естественной оптимизации процессов управления их работой.
Сегодня уже ни для кого не является секретом, что физическое тело человеческого существа есть нечто большее, чем просто совокупность органических тканей, и что, помимо органического тела, человек обладает телом «энергетическим». Йоги знали об этом очень давно. Они рассматривали человеческое тело как некую энергетическую структуру, состоящую из органического тела и «собранных» на нем оболочек — «тонких» компонент «энергетического тела». Эти оболочки на санскрите называют «кошами». Слово «коша» переводится как «кокон». Йоги разработали целый класс техник, специально предназначенных для управления распределением энергии в нервной системе и в системе «кош». Техники этого типа основаны на управлении дыханием и называются «пранаямой» — «искусством управления Силой». Прана — сила, энергия, яма — контроль, управление. В йоговской тренировке выполнение гимнастических упражнений — асан — обязательно совмещается с практикой техник управления дыханием — дыхательных упражнений пранаямы.

За счет повышения концентрации энергии в органическом и энергетическом телах при корректной практике комбинации асана-пранаяма возникают новые внутренние доминанты концентрации восприятия. Внимание, в обычном состоянии обычного человека рассеянно направленное вовне, как бы переориентируется и «цепляется» за внутренние ощущения. Восприятие «втягивается» вовнутрь. Внимание направляется на состояние «пространства внутренних ощущений». При достаточно интенсивной практике достигается столь высокая степень «сворачивания восприятия вовнутрь», что внимание полностью отключается от внешних объектов. Такое состояние именуется пратьяхарой. Слово «пратьяхара» переводится с санскрита как «сворачивание», «стягивание», «сжатие».

Стягивание внимания внутрь приводит к предельной концентрации внимания на состоянии внутреннего «психоэнергетического пространства». Это именуется «сосредоточением» или «концентрацией внимания» — дхараной. Слово «дхарана» переводится с санскрита как «фиксация», «содержание».

Углубление устойчивой концентрации на внутреннем психоэнергетическом пространстве приводит к осознанию связей внутреннего и внешнего, ведь фактически, внутреннее есть лишь ограниченная обусловленностью восприятия область бесконечности. Сфера восприятия расширяется, охватывая бесконечность, внимание отслеживает взаимосвязи и соотношения между пространствами различных уровней организации. Это состояние именуют «созерцанием» — дхьяной. Слово «дхьяна» так и переводится с санскрита: «созерцание». В результате созерцания приходит фактическое восприятие целостности и единства органического тела и системы «кош» как единой структуры, не разделенной на «внутреннее» и «внешнее», «грубое» и «тонкое», «ограниченное» и «бесконечное». Самоосознание человека становится самоосознанием единого и целостного бесконечного существа, не ограниченного пространственными рамками органического тела и временными рамками человеческой жизни. Это состояние называется «самадхи». Слово «самадхи» переводится с санскрита как «соединение».

В состоянии самадхи человек осознает устройство своей энергетической структуры и ее соотношение с энергетическими структурами других существ. Это позволяет ему постичь иерархию компонент энергетической структуры и соотнести ее с иерархией компонент сознания и уровней самоосознания. В итоге он обретает полный контроль над всеми функциональными составляющими своего существа, и может с наивысшего доступного ему уровня самоосознания контролировать функции уровней энергетической структуры посредством управления соответствующими уровнями сознания.
Практика техник хатха-йоги становится средством достижения состояния йоги лишь при выполнении ряда условий, определяющих образ жизни практикующего. Без выполнения этих условий при переходе сознания на более высокий уровень функционирования тело практикующего разрушается вследствие чрезмерной интенсивности переходных процессов.

Правильное питание, физическое и психическое здоровье и психоэнергетическая безупречность — таковы вышеупомянутые условия. При достаточно интенсивной корректной практике технических методов образ жизни сам собой приходит в соответствие с необходимыми условиями. Со временем практикующий начинает чувствовать, какая пища пригодна для него, какая — нет. Повышение уровня тренированности, насыщение энергетической структуры энергией, ее отстройка и функциональная оптимизация приводят тело в состояние здоровья, а ко всему, что не соответствует принципам психоэнергетической безупречности, просто пропадает интерес.

Основные принципы безупречности представлены пятью принципами ямы — пятью ограничениями — и пятью принципами ниямы — пятью правилами.

Пять ограничений ямы таковы:

1) ахимса — отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку вещей в мире;

2) сатья — отказ от лжи, в первую очередь — от самообмана;

3) астейя — отказ от стремления обладать тем, что нам не
принадлежит;

4) брахмачарья — сдержанность, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям, то есть отказ от всего, без чего на пути развития осознания можно обойтись, от любых действий, которые ведут к затратам энергии, не оправданным с точки зрения расширения
восприятия;

5) апариграха — отказ от принятия подарков и благодеяний в каких бы то ни было видах и вариантах, полная самодостаточность, готовность всегда рассчитывать только на свои силы.

Пять правил ниямы формулируются следующим образом:

1) шауча — соблюдение чистоты во всех проявлениях на всех уровнях тела и психики;

2) сантоша — спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть;

3) тапас — постоянная упорная тренировка;

4) свадхъяя — устойчивое устремление к повышению уровня осознанности;

5) Ишвара-пранидхана — смирение и приятие истинной иерархической структуры Мира, в которой главенствует Дух.
Пища должна быть не обильной и простой. Продукты, используемые для приготовления пищи — свежими и, по возможности, максимально натуральными. Целесообразно избегать длительных и многочисленных кулинарных операций. Чем проще — тем лучше. Естественно, без фанатизма, ибо потребление неудобоваримой пищи не есть йогический способ действия. Простота не всегда означает примитивность. Кроме того, имеет смысл избегать также всевозможных излишеств. Пища слишком соленая, слишком кислая, слишком острая, слишком горячая, слишком холодная и т.д. для питания того, кто практикует хатха-йогу, непригодна. Остывшая и разогретая, прокисшая, высохшая, подгнившая и просто не слишком свежая — нездорова, потому ее также следует избегать. Стимуляторы, психотропные вещества, табак, алкоголь — не лучшее, что хатха-йогин может избрать для себя в качестве вызова, последствия принятия которого ему предстоит преодолевать.

Оптимальный подбор продуктов обеспечивается корректно отстроенной достаточно интенсивной тренировочной практикой. Тело само подскажет практикующему, что, когда и как имеет смысл есть. Внимательное и отрешенное отношение к фактическим ощущениям поможет сориентироваться наилучшим образом. Количество пищи должно быть таким, чтобы примерно через час после еды в животе не было ощущения тяжести, которое мешало бы полноценно тренироваться. Для быстрого и качественного усвоения съеденного имеет смысл обращать внимание на тщательное пережевывание. Вряд ли целесообразно ограничивать себя диетическими концепциями, сформулированными где-то когда-то кем-то неизвестно для кого неизвестно в каких условиях. То же самое касается и распорядков питания. Каждый из нас — такой тот, кто он есть, каким он является в данный конкретный момент времени в данном конкретном месте пространства и в данном конкретном своем состоянии. И потому только он один может сделать целесообразный для себя выбор. Максимально возможный уровень осознанности в каждое мгновение жизни — единственное, что имеет значение.

Возникающий в результате практики асан «внутренний огонь» может привести к чрезмерной сухости органического тела и потере его тканями качества эластичности. Употребление достаточного количества свежего и чистого прохладного молока возвращает эластичность скованным «внутренним огнем» тканям. Масло из молока коровы способствует сохранению развитой в процессе практики асан «рабочей» мобильности суставов. Мера важнее всего. Избыток и недостаток равно разрушительны.

Кроме следования принципам психоэнергетической безупречности и корректного подхода к питанию, к условиям, необходимым для практики хатха-йоги, относится физическое здоровье. В случае необходимости для подготовки тела на начальных этапах применяют техники йога-терапии. Они состоят из комплексов упрощенных вариантов асан и специальных очистительных и гигиенических процедур. Как только терапевтическая необходимость в этих процедурах оказывается исчерпанной, их применение прекращают.
Буква… Слог… Слово… Предложение… Текст… Произведение искусства.
Из многих букв в различных сочетаниях составляются слоги. Слогов может быть значительно больше, чем букв.
Из слогов в различных сочетаниях составляются слова, которых может быть неизмеримо больше, чем слогов.
Из слов в различных сочетаниях составляются предложения. Никто никогда и нигде не сумеет сосчитать все возможные варианты всех потенциально возможных предложений.
Из предложений составляются тексты. Глупо даже пытаться оценить общее количество всех потенциально возможных текстов, ибо оно еще более бесконечно, чем потенциальное количество предложений.
Далеко не всякий текст есть произведение искусства. Для истинного творчества, посредством которого может быть выражен Дух, и в котором присутствует Сила, одного владения языком недостаточно — даже самого совершенного и технически безупречного.
Практику хатха-йоги целесообразнее всего рассматривать как процесс общения человеческого существа с Бесконечностью в самом себе, в ходе которого происходит постижение, развитие и совершенствование им самого себя и своих взаимоотношений с Миром. Йогическая тренировочная техника — язык этого общения.
Роль буквы в телесном языке хатха-йоги языке играет асана — отдельное положение тела, форма. Существует огромное количество асан, из которых фактически в практике используется две-три тысячи. Наиболее распространенных — около полутысячи, из них базовых — порядка трехсот.Нет двух различных асан, которые бы идентично воздействовали на энергетическую структуру. Поэтому для достижения наибольшей полноценности и разносторонности физического и психоэнергетического развития целесообразно строить практику так, чтобы в ней использовалось как можно большее количество доступных для выполнения асан.

Имеются генеалогические ряды сходных асан, аналогичных по типу воздействия, но различающихся по его эффективности. Чем сложнее элемент, тем выше эффективность его развивающего и совершенствующего воздействия на органическое тело, «энергетическое» тело и сознание. Поэтому обычно в программу практики по мере повышения уровня тренированности вводят новые — более сложные — асаны, заменяя ими их менее действенные относительно простые аналоги. Применение в практике простых тренировочных техник действует разрушительно в ситуации, когда система готова перейти на более высокий уровень функционирования и требует применения более сложных техник. Практика, лишенная вызова, в случае хатха йоги рассеивает энергию вместо того, чтобы ее концентрировать.

В роли слога в языке йогической тренировочной практики выступает упражнение или крийя. Слово «крийя» переводится с санскрита как «действие».

Простое упражнение или простая крийя — соединение одной асаны и промежуточных движений, посредством которых тело приводится в соответствующее этой асане положение, а затем из него выводится.

Составное упражнение или составная крийя — короткий комплекс, составленный несколькими энергетически и логически взаимосвязанными простыми крийями, то есть комбинациями «родственных» асан и соединяющих их переходных движений.

Каждой асане соответствует несколько простых крий. Каждая составная крийя имеет как минимум несколько вариантов, то есть может существовать несколько различных составных крий, построенных на основе одних и тех же простых крий. Общее количество возможных разнообразных крий значительно больше, чем общее количество возможных единичных асан.

Два различных варианта крийи, по-разному составленной из одних и тех же асан, оказывают различное воздействие на энергетическую структуру и сознание практикующего. Поэтому в практике стараются использовать как можно больше разнообразных вариантов крий, по мере повышения уровня тренированности усложняя и развивая их структуру.

Словом в том языке, с помощью которого хатха-йогин общается с Бесконечностью в самом себе, является так называемая виньяса или связка. Слово «виньяса» переводится с санскрита как «порядок следования».
Виньяса — комплекс, составленный несколькими энергетически и логически гармонично взаимосвязанными крийями. Из одних и тех же крий может быть составлено как минимум несколько различных вариантов виньясы. Общее количество возможных виньяс значительно больше, чем общее количество возможных крий и общее количество асан. Две виньясы, по-разному составленные из одних и тех же крий, обладают различным воздействием на энергетическую структуру.

И, точно так же, как в случае с асанами и крийями, степень полноты тренирующего, развивающего и совершенствующего воздействия практики на энергетическую структуру зависит от количества, разнообразия и уровня сложности применяемых виньяс.

Витара — энергетически и логически целостный относительно короткий комплекс, составленный несколькими виньясами. С санскрита слово «витара» переводится как «стремящийся вперед». В «тренировочном языке» хатха-йоги витара выполняет роль предложения. Широко распространено английское название витары — «сет» — набор, комплект.
Обычно сет строят таким образом, чтобы он сам по себе представлял полноценную завершенную тренировочную программу. Выполнение большинства сетов занимает от десяти минут до одного часа. Поэтому сетовый тренинг — весьма удобный вид практики для тех, кто из-за высокой плотности рабочего графика не располагает большими промежутками свободного времени, которые могли бы быть выделены для тренировки.

В подавляющем большинстве случаев сет начинается с расслабления и мягкой дыхательной практики, и заканчивается расслаблением и практикой созерцания. Поэтому асаны, в которых начинают и заканчивают практику сета, это, как правило, — либо позы, специально предназначенные для расслабления, либо позы, специально предназначенные для дыхания и созерцания.

Точно так же, как в случае с асанами, крийями и виньясами, нет двух различных витар, которые оказывали бы идентичное воздействие на энергетическую структуру. Даже если витары составлены из одних и тех же виньяс, и отличаются только по структуре. Поэтому в практике обычно стараются использовать как можно большее количество сетов, отличающихся друг от друга по составу и структуре. Для развития практики пользуются последовательным структурным и техническим усложнением.

В различных комбинациях с другими элементами одна и та же асана может выполняться многократно в течение одних и тех же суток. Одну и ту же крийю и, тем более, один и тот же сет повторять в течение одних и тех же суток нежелательно, чтобы повторно не накладывать на энергетическую структуру уже сформированный рисунок конфигурации.
Материал с сайта Студии мастера хатха-йоги А.Сидерского HathaVideo.com

Поделиться в соц. сетях

Один комментарий

  1. клевая азиаточка)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

Наверх
Яндекс.Метрика