Google
Суббота , 22 Июль 2017
Вы находитесь здесь: Главная » Единоборства » 3 но СЕН

3 но СЕН

Itan Veisgard

Итан Вейсгард

Эти три термина относятся к различным видам расчета времени, используемого во взаимодействии с атакующим в тренировке будо. В одном из летних лагерей айкидо в Дании Ульф Эвенас и я однажды спросили Сайто Сенсея об этих терминах. го-но-сен / сен-но-сен / сенсен-но-сен
Эти три термина относятся к различным видам расчета времени, используемого во взаимодействии с атакующим в тренировке будо. В одном из летних лагерей айкидо в Дании Ульф Эвенас и я однажды спросили Сайто Сенсея об этих терминах. Он сказал, что они раньше использовались в иайдо и кендзюцу тренировках. Я никогда не слышал, чтобы Сайто Сенсей сам использовал эти термины, когда упоминал о расчете времени при реакции на атаку в айкидо. Я думаю, его отношение к использованию этих терминов перешло от О-сенсея.
В статье из «Aikido Journal» есть интервью с О-сенсеем от 1957 г.
Ниже представлена выписка, которая касается этого предмета:
О-сенсей: В айкидо абсолютно не существует атак. Атаковать означает, что дух уже утерян. Мы придерживаемся принципа абсолютного несопротивления, иными словами, мы не противостоим нападающему. Таким образом, в айкидо нет противника. Победа в айкидо это масакацу и агацу; т.к. вы побеждаете все в соответствии с божественной миссией, вы обладаете абсолютной силой.
В: Означает ли это оу но сен? (также называемый го но сен; этот термин означает защитную реакцию на атаку.)
О-сенсей: Абсолютно нет. Это не вопрос о том, что это сенсен но сен или сен но сен. Если бы я пытался сформулировать это, я бы сказал, что вы контролируете своего оппонента без попытки контролировать его. Это и есть состояние непрерывной победой. Не существует никакого вопроса о победе или поражении оппоненту. В этом смысле в айкидо нет противника. Даже если у вас и есть противник, он становится частью вас, партнером, которого вы только контролируете. В первом высказывании О-Сенсея он говорит, что не существует атаки. Я думаю, что он имеет в виду такую ситуацию в схватке, как я опишу полностью позже в этой статье: атакующий уже выбрал свою роль. Его намерение атаковать очевидно. Что еще должно быть принято в расчет, так это тот факт, что О-Сенсей имел такой высокий уровень восприятия, что был выше такого рода концепций временных измерений вообще. О-Сенсей также ссылается на два важных термина: масакацу (верная победа) и агацу (победа над собой). Это ссылка на одно из его любимых высказываний: «Масакацу, агацу, кацу хаяби» ( верная победа, победа над собой, день быстрой победы). Его смысл часто интерпретируется как: верная победа это победа над собой и своим эго. Когда достигается такое состояние самоотречения, тогда это и есть путь к быстрой победе (не только в контексте боевых искусств, но и в жизни).
О-Сенсей продолжает, что это не вопрос сенсен-но-сен или сен-но-сен. Как указано выше, О-Сенсей был на гораздо более высоком уровне восприятия, чем те концепции, которые эти термины обозначают. Но для тех из нас, кто идет дорогой айки, не обладая гениальностью в боевых искусствах, как основатель айкидо, мои примеры этих терминов, я надеюсь, могут быть полезны в понимании трудностей в расчете времени и готовности, присущей увлекательному миру айкидо.
В японском языке характер слова «сен» может быть истолкован как «саки». Это означает «перед» и даже иногда «после» в определенном контексте! Но в терминах го-но-сен, сен-но-сен и сенсен-но-сен это сокращение видов слова «сенте», означающего инициативный или лидирующий. «те» в «сенте» означает рука, поэтому «сенте» дословно переводится как «перед рукой». В будо «сенте» означает атаку или инициативу нападать. В карате существует выражение «карате нива, сенте ва наши.» Что означает : «В карате не существует атак.» Существует чудесный пример философии защиты в традиционном карате. Эта философия защиты присуща традиционным боевым искусствам вообще.
Есть, тем не менее, пути контроля над ситуацией сватки и предвосхищения «ки» оппонента или его намерения, не дожидаясь, пока нападающий начнет атаку.
Перед лицом противника в ситуации схватки, условия уже установлены: вы лицом к лицу с человеком, готовым бороться с вами. Случай должен быть, если вы вели согласно необходимому этикету, таков, что вы не должны давать атакующему повода бороться с вами и вы предприняли все возможные способы разрешить нарастающую конфронтацию, вплоть до своего удаления из присутствия атакующего. Когда все это потерпело неудачу, тогда наступает время защитить себя. Это предполагаемая основа ситуации, в которой мы находимся, когда мы встречаем своего оппонента в практике будо. Хотя морально оправдано, если необходимо, использовать технику, которая провоцирует атаку со стороны оппонента, этим создавая возможность предотвратить атаку противника: сенсен-но-сен.
Чтобы начать сначала, давайте рассмотрим го-но-сен. «Го» означает «после». Го-но- сен такое время реагирования, которое часто используется в будо во время ответа на атаку. В айкидо примером будет уход с линии атаки, отражая атакующую руку и проводя шихонаге, когда защищаемся от екомен учи. В айки-кен это может быть проиллюстрировано через миги-но-авасе, когда уже тачи отступает с линии атаки направо и отвечает ударом шомен учи. В миги авасе мы двигаемся в гармонии с нападающим, но это именно он инициирует атаку и зеркально отражаем его или её движение.
Сен-но-сен означает «перед атакой». Иногда этот отсчет времени также называют мае-но-сен, также означает «перед». Сен-но-сен применяется, например, в практике с оружием, когда уке, осознав намерение учи атаковать, и прямо в момент, когда учи начинает атаковать, выполняет вход и останавливает атаку. Это может быть проиллюстрировано в айки-кен движением, с которым уке- тачи выполняет вход с цки в тот момент, когда учи-тачи поднимает свои меч для удара шомен учи. Это движение можно увидеть блестяще выполняемое О-Сенсеем во многих старых фильмах.
В айки-джо движение в куми-джо Ns8 является хорошим примером сен-но-сен: Учи стоит в цки-но-камае, также как и уке. Учи выполняет хайа-гаеши, намереваясь атаковать с екомен учи. В то время как учи выступает вперед в момент подъема джо вверх и по кругу в дзёдан гаеши учи, уке скользящим шагом двигается вперед внутрь под джо учи, поражая учи прямым колющим ударом. В тай джитсу внешнее отражение удара, используемое против екомен учи является хорошим примером сен-но-сен: В то время как уке поднимает свою руку над головой и начинает замахиваться тыльной стороной ладони в екомен учи, наге скользит на шаг вперед наружу и останавливает руку уке перед тем, как она наберет слишком большую скорость.
Сенсен-но-сен еще более утонченная концепция в отношении расчета времени. Слово состоит из повторения термина «сен». Поэтому это указывает на момент времени перед сен-но-сен. Это случай провоцирующего движения с намерением возглавить дух атакующего, а так же вызвать реальную атаку, чтобы погасить эту атаку защитной техникой. Сайто Сенсей часто говорил: «ай те но ки во йобидасу» чтобы вызвать «ки» своего оппонента. Некоторые люди могут подумать, что это идет в разрез с философией никогда не атаковать в айкидо. В этом случае нужно распознать тренировочную ситуацию, также как реальную самозащитную ситуацию, для которой применимо: все попытки предотвратить конфликт исчерпан и таким образом мы столкнулись с угрозой атаки со стороны нашего оппонента. Вы заставляете его совершить атаку, которую он уже намерен осуществить, но вы контролируете обстоятельства сложившейся ситуации, возглавив её.
Хороший пример сенсен-но-сен в тай-джитсу шомен учи. Сайто Сенсей часто ссылался на книгу О-Сенсея под названием «Будо» в случае выполнения правильного шомен учи. О-Сенсей четко определяет, что наге должен инициировать движение ударом по направлению лица уке ребром ладони, занося руку от исходной позиции на уровне пояса вверх по направлению лица уке. Уке блокирует это движение, этим давая возможность наге использовать блокирующую руку уке для данной техники.
Это движение почти исчезло из большинства школ айкидо. Я думаю, это произошло из-за непонимания принципа сенсен-но-сен; убеждение, что инициирующее движение наге будет расценено как атака и таким образом идет вразрез с защитными принципами айкидо. Недопонимание этого принципа привело к тому во многих школах айкидо, что уке атакует с нисходящим движением шомен учи, а наге блокирует эту атаку. Это ведет к нарушению важного базового принципа айкидо: никогда не идти против силы атаки вашего оппонента, если она полностью в движении. Сайто Сенсей часто заявлял, что во время защиты против нисходящего движения шомен учи, наге должен уйти с линии атаки и никогда не пытаться блокировать этот удар. Это приводит к тому, что применимы определенные техники, например, ирими наге или коте гаеши наружу, или шихо наге, или кокю наге вовнутрь, а другие исключаются, например иккё и другие техники, основанные на этом начальном движении.
В айки-кен, сенсен-но-сен движением маки отоши, которое включается в сан-но- тачи (3 куми-тачи). В начальном движении уке-тачи отбивает меч учи-тачи с помощью маки отоши, а учи-тачи использует инерцию отбиваемого меча для того, чтобы продолжить через атаку екомен. Отбивающее движение маки отоши также направлено на то, чтобы открыть для уки тачи запястье учи-тачи для удара, но это движение может также рассматриваться как средство вынудить учи-тачи начать атаку екомен, таким образом, давая возможность уке-тачи отразить удар, и в конце- концов нанести контрудар во второй атаке екомен со стороны учи-тачи.
Другой очень хороший пример сенсен-но-сен в тай джитсу на этот раз даже на еще более продвинутом уровне, чем базовые шомен учи техники. Это техника под красивым названием «йамабико но мичи», означающем «тропинка горного эха». Название техники намекает на начальное движение руки наге, напоминающее голос, отражающийся вовне, а реакция уке похожа на эхо. Это техника ирими наге призывающия наге начинать с энергичного шомен учи, по направлению к уке и, не дожидаясь контакта с отражающей удар рукой уке, движения плавного тай-сабаки (передвижение тела) в сторону уке. Это тай-сабаки в сторону уке приводит прямо к повороту тела одновременно с движением руки наге, устремленной по направлению лица уке для броска ирими наге. Когда это делается динамично, с полным ки, наге может бросить уке без осуществления физического контакта вообще на протяжении всего выполнения техники.
Существуют и другие прекрасные примеры техник айкидо, которые подходят к этим трем концепциям выбора времени. Я рекомендую читателям попытаться найти их на тренировках. И хотя мы никогда не достигнем единоборческого гения основателя О- Сенсея Морихея Уэсибы, я думаю мы должны изучать его слова и убеждения, и не позволять этим трем терминам быть ограничителями наших попыток идти по его стопам. Мы должны рассматривать их как средства помочь нам постичь тонкости практики будо и стремится к еще более высоким уровням, чем представляют эти техники.
Yours in aiki,
Ethan Monnot Weisgard, dojo-cho Copenhagen Aiki Shuren Dojo www.aiki-shuren-dojo.com

Поделиться в соц. сетях

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

Наверх
Яндекс.Метрика