Google
Вторник , 21 Ноябрь 2017
Вы находитесь здесь: Главная » Йога » Хатха-йога

Хатха-йога

Хатха-йога

Хатха-йога

Хатха-йога является дисциплиной, затрагивающей различные степени контроля над телом и умом, однако главным принципом по отношению к ним является контроль и регулирование процесса дыхания. Слово «хатха» имеет два корня: «ха» (солнце) и «тха»(луна), которые символически можно соотнести с втеканием потока дыхания в правую ноздрю (дыхание солнца) и в левую ноздрю (дыхание луны). Слово «йога» произошло от корня «йодж»(соединение), таким образом, хатха-йога объединяет эти два потока. Считается, что результатом этого единения становится особое состояние ума, называемое самадхи. Это состояние не является чем-то вымышленным или нереальным. В действительности это подлинное, достижимое состояние ума, которое можно субъективно познать на собственном опыте и объективно понять, понаблюдав со стороны.
Чтобы стабилизировать дыхание следует сделать значительный акцент на использование практик по очищению физического тела и различных методик работы с ним. Сама по себе заключительная стадия физической тренировки тела называется гхатастха-йогой. Считается, что используемые в ней методы не вступают в какое-либо противоречие с физическими законами тела, таким образом закрепив за ней понятие «физиологической йоги». Сами практики направлены на то, чтобы привести в движение скрытую силу тела, называемую кундалини. С тех пор в йоге применяется ещё одно понятие — «кундалини-йога». Все приёмы, используемые в йоге, направлены на достижение одной единственной цели — успокоение ума. Та часть йоги, методы которой позволяют достичь этого состояния, называетсялайя-йога. Абсолютное подчинение ума есть самый лёгкий путь к достижению самадхи (его ещё называют раджа-йога). Все указанные выше формы йоги часто объединяют под общим названием «тантрическая йога», так как они представляют собой практический аспект йогической дисциплины, основанной на философии тантры. Однако, слово «тантра» часто неточно употребляется в названии множества систем, главным образом, с целью их распознавания от других систем нефизиологической направленности.
Другие формы йоги предлагают способы как рациональной, так и религиозной направленности продвижения на пути покорения ума и достижения состояния уравновешенности; однако, они не предусматривают какие-либо системы работы с физическим телом внутри своих дисциплин.

Техники хатха-йоги описаны в классических древних текстах: «Хатха-йога прадипике», «Гхеранда-самхите» и «Шива-самхите». Это одни из основных руководств по йоге. «Хатха-йога прадипика» традиционно считается наиболее авторитетной среди источников; строфы «Гхеранда-самхиты» во многих случаях тесно перекликаются с «Хатха-йога прадипикой». «Шива-самхита» представляет более развёрнутое содержание предмета, включающее в себя сжатое изложение основных позиций хатха-йоги и излагающее всю её значимость и метафизическую основу.
Другие тексты предполагают, что ученик уже основательно ознакомился с этими принципами. Ни один из текстов не предлагает обсуждение йоги как таковой, так как основная их задача состоит в том, чтобы изложить основную идею вопроса, в то время как детали дополняются непосредственно учителем. Йога никогда не преподносилась как «заочный курс овладения духовностью», тем не менее, она была передана нам как средство самосовершенствования, которое следует развивать под непосредственным контролем со стороны учителя. Никогда не предполагалось, чтобы обучение йоге проводилось без его руководства. Это так же невозможно, как стать настоящим музыкантом, обучаясь игре по книгам. Основное знание древних текстов — быть путеводителем в обучении йоге; роль же учителя состоит в том, чтобы дополнять его важнейшими деталями, необходимыми для индивидуальной практики. Язык этих текстов таинственен и загадочен, иногда техничен и часто содержит в себе тантрические термины, что порой заводит в тупик менталитет западного человека.
Все источники признают ключевую роль хатха-йоги, при этом отмечая, что настоящее обретение свободы возможно только при практике раджа-йоги. Текст «Хатха-йога прадипики» начинается со следующих слов:
«Поклоняюсь Шри Адинатхе (Шиве), обучившему науке хатха-йоге — лестнице, ведущей к достижению вершин раджа-йоги. Йогин Сватмарама после приветствия своего Гуру Шринатха излагает хатха-йогу для достижения раджа-йоги. Необходимо рассеять мрак, создаваемый противоречивыми мнениями людей, неспособных постичь раджа-йогу. Сострадательный Сватмарама иглагает свою «Хатха-йога прадипику» подобно факелу, развеивающему этот мрак.»
Некоторые из наиболее почитаемых учителей древней Индии отстаивают точку зрения, согласно которой снизошедшее на них просветление произошло благодаря практике хатха-йоги в соответствии с традицией, передаваемой до настоящего времени из уст в уста, от учителя к ученику.
«Матсиендра, Горакша и прочие знали хатха-видью и, благодаря им, йогин Сватмарама также знает её. (Упоминаются следующие Сиддхи (мастера), жившие в прежние времена: Шри Адинатха (Шива), Матсиендра, Шабара, Ананада, Бхайрава, Сиддхи, Буддха, …) Эти и другие Махасидхи (великие мастера) благодаря хатха-йоге разорвали оковы смерти, сковывающие человечество. Подобно стенам дома, защищающим человека от палящего солнца, Хатха-йога служит убежищем всем, страдающим от тапаса; и это убежище, подобно панцирю черепахи, всегда с тем, кто постоянно предан практике йоги.»
Обучение хатха-йоге не проводится беспорядочно, так как считается, что «йоги, стремящиеся к успеху, должны держать знание хатха-йоги в секрете; молчание придаёт силу, демонстрация знания ведёт к беспомощности».
Для того, чтобы быть достойным встать на тропу ученичества, ученик должен строго выполнять моральные обязательства, называемые яма и нияма, которые являются необходимыми условиями при обучении йоге.
«Вот яма — 10 правил поведения: ахимса (не наносить вреда любому объекту), сатья (правдивость), астейя (не брать то, что принадлежит другому), брахмачарья (соблюдать воздержание), прощение, терпение и стойкость, милосердие и сострадание, искренность, умеренная диета и чистоплотность. Тапас (аскетизм), жизнерадостность, ишварапранидхана (вера в Бога), благотворительность, поклонение Богу, присутствие при обсуждении религиозных принципов, стыдливость, здоровый ум, медитирование, яджна (жертвоприношения) — вот, согласно учению йоги, правила ниямы (внутреннего контроля).»
Далее текст приводит приёмы поведения, которые могут как затруднить продвижение ученика на пути к успеху, так и наоборот, способствовать его обретению.
«Йогу вредят следующие шесть вещей: переедание, перенапряжение от тяжёлого труда, болтливость, соблюдение обетов — в том числе купание в холодной воде по утрам, еда на ночь, еда, состоящая из одних только фруктов; беспокойная компания и отсутствие настойчивости. Успех приносит следование следующим шести вещам: весёлость, настойчивость, мужество, истинное знание, вера, отстранённость от компании.»
Эти наиболее распространённые ограничения и рекомендации применимы ко всем видам йоги.
Йогу описывают как «средство ограничения трансформаций ума». Первичным условием достижения этой цели служит поза (или положение тела), так как без неё невозможно достижение состояния покоя ума. Каждое движение тела, рывок или растяжение, каждый нервный импульс наряду с потоком дыхания вызывает беспокойство. Патанджали указывает на необходимость использования позы или «асаны», как её называют на санскрите, однако он не уточняет какую-либо специальную форму в связи с тем, что этот вопрос ученик решает самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Любая асана, которая устойчива и приятна, считается подходящей. Вачаспати Мишра говорит, что под асаной подразумевается «любое положение, которое обеспечивает удобство и комфорт».
Знаменитый тантрический трактат по хатха-йоге — «Хатха-йога прадипика», который я использовал в качестве основы для сравнения, открывает свой раздел об асанах следующими словами: «Будучи первым вспомогательным средством хатха-йоги, об асане первой пойдёт речь. Её следует практиковать для достижения устойчивости в позе, здоровья и лёгкости в теле». Без каких-либо дальнейших комментариев в тексте описываются пятнадцать самых важных асан, выполняемых такими великими йогами, как Васиштха и Матсиендра. Это следующие асаны: свастикасана, гомукхасана,вирасана, курмасана, куккутасана, уттанакурмасана, дханурасана, матьясана, пашчимоттанасана, маюрасана,шавасана, сиддхасана, падмасана, симхасана и бхадрасана.
«Гхеранда-самхита» — тантрический труд по хатха-йоге — говорит следующее по этому поводу:
«Гхеранда сказал: Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (асан), из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой. Эти 84 — выдающиеся асаны, а 32 из них можно использовать людям в этом мире: сиддхасана (совершенная поза), падмасана (поза лотоса), бхадрасана (благородная поза), муктасана (свободная поза), ваджрасана (поза молнии), свастикасана (благоприятная поза), симхасана (поза льва), гомукхасана (поза головы коровы), вирасана (поза героя), дханурасана (поза лука), мритасана (поза умершего), гуптасана (скрытая поза), матсьясана (поза рыбы), матсиендрасана (поза Матсиендры), горакшасана (поза Горакши), пашчимоттанасана (поза растягивания задней поверхности тела), уткатасана (рисковання поза), самкатасана (опасная поза), маюрасана (поза павлина), куккутасана (поза петуха), курмасана (поза черепахи), уттанакурмакасана, уттанамандукасана, врикшасана (поза дерева), мандукасана (поза лягушки), гарудасана (поза орла), вришасана (поза буйвола), шалабхасана (поза саранчи), макарасана (поза дельфина), уштрасана (поза верблюда), бхуджангасана (поза кобры) и йогасана являются асанами, которые приносят сиддхи (совершенство) смертным в этом мире.»
В этих литературных текстах можно встретить много фантастических заявлений и утверждений о тайных целебных свойствах каждой асаны йоги и других её дисциплин. Хотя современные йоги буквально воспринимают некоторые из них, очевидно, что эти свойства не служат главной целью практической йоги и не представляют основополагающий интерес для занимающихся ею. Объяснение некоторых утверждений приведено через известные нам метафоры, других — через потенциальную пользу от их реализации, однако основной акцент, который делают йоги (по крайней мере, так было с моим учителем), приходится на гораздо более реальную и ощутимую пользу, которую получают в этом случае тело и ум. В последующих комментариях я попытался быть как можно более конкретным и точным в воспроизведении интерпретаций целей йоги, которые предлагались мне моим учителем, не привязываясь в этом случае к литературному первоисточнику.
В йоге не существует асан, воздействие которых прямо или косвенно не было бы направлено на успокоение ума; однако, для продвинутых практиков йоги есть только две позы, которые считаются самыми важными. Это сиддхасана ипадмасана. Другие асаны были разработаны с целью развития разных частей тела и приобретения ими качества силы, которое крайне необходимо для преодоления суровой телесной дисциплины, возлагаемой на ученика. Кроме этого, эти позы используются для поддержания в теле хорошего здоровья, а также в качестве вспомогательного средства для начинающих учеников с целью разнообразия их чрезвычайно малоподвижного образа жизни.

Автор: Теос Бернард(Источник-http://www.yogavindii.ru/)

Поделиться в соц. сетях

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

Наверх
Яндекс.Метрика