Google
Понедельник , 11 Декабрь 2017
Вы находитесь здесь: Главная » Единоборства » Тайцзицюань

Тайцзицюань

Тайцзицюань – это скоординированное движение и дыхание , на фоне физической и психической релаксации, при глубокой и устойчивой концентрации внимания; одна из наиболее популярных и очень широко распространенных сегодня в Мире школ традиционного китайского искусства «цюаньшу» («кулачное искусство», «борьба и кулачный бой»), составная часть «ушу» («искусство единоборства», «воинское искусство»). Учитывая важную роль, которую в тайцзицюань играют закалка и развитие внутренних защитных сил организма, работа «внутренней энергии» ци и управление ею с помощью специальных методов психорегулирующей тренировки, эту систему традиционно причисляют к «внутренним» школам ушу и цюаньшу.
О ранней истории тайцзицюань сохранилось мало достоверных сведений. Существует мнение, что самые древние истоки этой системы восходят к первобытным танцам, которые сочетали в себе и ритуальные действия, и практическую тренировку, и приемы боевого единоборства. В некоторых источниках делается попытка проследить истоки системы во времена правления династии Тан (618—907). Считается, что первоначально тайцзицюань практиковали лишь в нескольких провинциях Китая, но и в них она была мало распространена, и знание этой системы передавалось лишь очень ограниченному кругу наиболее способных учеников. К числу основоположников системы относят три имени: Сюй Сюаньпин (эпоха Тан), Ван Цзунъюэ (эпоха Мин) и Чжан Саньфэн (эпоха Сун). В определении дат жизни этих людей существуют очень большие разночтения.
Существует несколько преданий о времени и обстоятельствах возникновения тайцзицюань как самостоятельного направления в искусстве цюаньшу. Одно из них гласит, что в эпоху династии Сун при правлении императора Хуэйцзуна (1101—1126) даосскому монаху Чжан Саньфэну однажды во сне явилось божество севера и воды Сюань У и передало ему учение о кулачном искусстве, на основе которого он создал «внутреннее» направление цюаньшу, в том числе школу тайцзицюань. Эта система единоборства оказалась такой эффективной, что безоружный патриарх, находившийся в весьма почтенном возрасте, один расправился с целой шайкой бандитов.
Согласно другой легенде, даосский монах Чжан Саньфэн, живший в XIII в. (по некоторым источникам — в XIV в.), сидя однажды в своей хижине, услышал волшебный разговор. Выглянув в окно, он увидел сороку, сидящую на дереве, и змею на земле под деревом, пристально глядящих друг на друга. Всякий раз, когда сорока слетала вниз, чтобы атаковать змею, ее резкие удары клювом оказывались тщетными: змея быстро уклонялась мягкими, текучими и округлыми движениями, а сорока лишь все более изматывалась от бесплодных попыток достать ее и в конце концов потерпела поражение. В гибкости и уступчивости непрерывных, извивающихся, кругообразных движений змеи, оказавшейся победительницей в этом поединке, Чжан Саньфэн увидел реализацию даосского принципа «слабое и мягкое побеждает твердое и сильное», сформулированного и раскрытого в древнейших трактатах «Даодэцзин», «Чжуанцзы» и др. Осознав превосходство мягкого над жестким и важность гармоничного сочетания полярных сил инь и ян, «покоя» и «движения», «пустого» и «полного», «твердого» и «податливого», Чжан Саньфэн разработал особую систему упражнений и приемов единоборства. Как гласит предание, основу упражнений этой системы составили «движения воды и облаков, качание деревьев под ветром, повадки змей и птиц». Тринадцать основных позиций его системы: отражение, откат, нажим, толчок, оттягивание, расщепление, локоть, плечо, наступление, уход, смотреть направо, взглянуть налево, равновесие в центре — прослеживаются и сейчас в школах тайцзицюань.
Так, согласно традиции, была создана система психофизической тренировки, воспитания и самозащиты, в которой принцип уступчивости, мягкости и ускользания от прямого столкновения с противником противопоставляется грубой, агрессивно-наступательной силе, в конечном итоге одерживая над ней верх. Поскольку Чжан Саньфэн обитал в горах Уданшань, созданное им «внутреннее» направление цюаньшу впоследствии стало называться «уданским».
Однако, как показали исследования современных китайских историков, в частности известного китайского историка ушу Тан Хао (1897—1959), эти предания не очень достоверны с сугубо исторической точки зрения и, скорее всего, носят мифологический характер.
Согласно традиционной версии, сам термин «тайцзицюань» возник в эпоху правления династии Цин (1644—1911), когда выдающийся мастер боевого искусства того времени Ван Цзунъюэ, опираясь на классическую «Книгу Перемен» (кит. «Ицзин»*), дал толкование понятию наивысшего «предела» взаимопроникновения и единения сил инь и ян применительно к искусству кулачного боя и борьбы. Свои пояснения он изложил в «Трактате о тайцзицюань», в котором впервые было установлено это название. Наиболее достоверные источники датируют возникновение школы тайцзицюань именно XVII веком и связывают ее раннюю историю с родом Чэнь из местечка Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань.
Основателем тайцзицюань в этом роду считается Чэнь Вантин (1587— 1664), который был крупным военачальником в конце правления династии Мин (1368—1644). После падения династии Мин и прихода к власти Цинской династии он ушел на покой и жил в уединении. Взяв в качестве первоисточника «Трактат о кулачном искусстве» знаменитого полководца Минской эпохи Ци Цзигуана (1528—1587), он разработал такие системы цюаньшу, как «Чанцюань» («Длительный кулачный бой», или «Длинный кулак») и комплекс упражнений из 13 боевых приемов (форм). Позднее, соединив это с теоретическими положениями «Трактата о тайцзицюань» Ван Цзунъюэ, он создал современную школу тайцзицюань семьи Чэнь.
Сохранив непрерывную преемственность традиций, эта фамильная школа дожила до наших дней и является одной из самых авторитетных и влиятельных школ развивающейся в настоящее время традиции тайцзицюань.
В целом китайские историки выделяют три основных фактора и источника формирования всей системы тайцзицюань.
1. Обобщение и систематизация различных методик и приемов цюаньшу выдающихся мастеров искусства единоборства эпохи Мин. В этот период боевое искусство переживало расцвет и получило очень широкое распространение по всему Китаю; появилось много мастеров, специальной литературы и новых видов цюаньшу, возникших в процессе обобщения и творческого развития опыта предшествующих поколений. Школа тайцзицюань также возникла в результате систематизации лучших достижений различных школ цюаньшу того времени.
2. Соединение приемов борьбы и кулачного боя с древнейшим искусством самомассажа, а также с дыхательными и психическими упражнениями, разработанными в русле даосской эзотерической традиции «внутренней практики» (нэйгун). Поскольку многие мастера цюаньшу, принимавшие участие в формировании и развитии школы тайцзицюань, были тесно связаны с даосской традицией, разработанные в ней методы «внутренней работы» стали органичным составным элементом всей системы психофизической тренировки этой школы и во многом предопределили ее характерные особенности. В частности, они сыграли решающую роль в том, что искусство единоборства и самозащиты не является в этой школе самоцелью и служит лишь средством (хотя и очень важным) морально-психологического совершенствования человека.
Другая характерная черта тайцзицюань, обусловленная органичным соединением в этой системе физических, дыхательных и психических упражнений, — необходимость в процессе тренировок добиваться четкой и гармоничной согласованности работы мысли, дыхания и движения, т. е. психической, респираторной и моторной активности человека. Причем в этом триединстве ведущую роль играет работа мысли, и все движения должны направляться мыслью, первоначально прорабатываясь в сознании. Но в конечном итоге должно достигаться столь тесное взаимодействие мысли, дыхания и движения, что они сливаются в единый, совершенно спонтанный процесс. Такое нераздельное единство духовных и физических аспектов жизнедеятельности человеческого существа способствует его целостному и гармоничному развитию, реализации всех его потенциальных способностей.
3. Использование древнекитайского натурфилософского учения о двух космических принципах инь и ян, о «пяти стихиях» или «первоэлементах» бытия, а также учения традиционной китайской медицины об энергетических точках, центрах и каналах. Эти концепции стали важнейшим компонентом теоретического фундамента школы тайцзицюань, оказав сильное влияние и на применяемые в ней практические методы психофизического воздействия на организм человека.
Так, в тайцзицюань большое внимание уделяется обучению тренирующегося методам и приемам управления потоком энергии ци в теле человека посредством концентрации мысли, позволяющей, в случае необходимости, мобилизовать и активизировать ее в нужном месте. При этом важное значение придается достижению «правильной» циркуляции энергии ци в теле человека по определенным траекториям, в частности ее прохождению по «чудесным» меридианам жэньмай и думай.
В различных ответвлениях школы тайцзицюань широко используется также теория «инь-ян» и «пяти стихий» для анализа и объяснения диалектики единства и противоположности во всех вещах и явлениях, в том числе в приемах и методах цюаньшу, для выявления закономерностей энергообмена между различными жизненно важными органами в теле человека, для установления оптимального баланса и взаимодействия как между ними, так и с окружающей средой и т. д.
В конце правления династии Цин и в годы Китайской Республики (1912— 1949) система тайцзицюань стала широко распространяться по Китаю, разветвляясь на самостоятельные школы и направления. Некоторые из них (особенно школа Ян) стали распространяться и в других странах. Еще более широкую популярность гимнастика тайцзицюань приобрела после образования Китайской Народной Республики, превратившись в массовое, всенародное искусство, насчитывающее сейчас миллионы последователей.
В настоящее время из многочисленных ответвлений тайцзицюань наиболее крупными, влиятельными и популярными считаются пять школ, или стилей: Чэнь, Ян, У, У (Хао) и Сунь. Хотя они и различаются по манере выполнения приемов, по отдельным позам и стойкам, но структура комплексов базовых форм (тао) и последовательность движений в этих школах в основном одинаковы, и всех их объединяет общая цель — поддержание и укрепление здоровья человека, профилактика заболеваний. В целом сходны, близки или одинаковы и теоретико-методологические принципы, лежащие в основе применяемых в них практических методов.
После Второй мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны в 1949 году была основана Китайская Народная Республика. В качестве одной из мер по подъёму страны и оздоровлению нации новые китайские власти поручили Госкомспорту разработать на основе тайцзицюань простой комплекс оздоровительной гимнастики, доступный для массового преподавания. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся «Упрощённое тайцзицюань», в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзицюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений. В результате, несмотря на то, что до сих пор существуют люди, практикующие тайцзицюань именно как боевое искусство, большинством оно воспринимается в основном как оздоровительная гимнастика. В тот же период отдельные мастера бежали из континентального Китая на Тайвань. С Тайваня тайцзицюань проникло в США, оттуда распространилось в Европу и Россию. В России же боевое искусство появилось благодаря мастерам с Дальнего Востока, Киргизстана, Казахстана. При этом некоторые школы смогли сохранить классические традиции.
Особенности техники
К главным особенностям Тайцзицюань относятся мягкий, перекатывающийся шаг с плавными и непрерывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). Мягкий, перекатывающийся шаг позволяет сохранять равновесие при всех передвижениях, кроме прыжков, а «толкающие руки» (туй-шоу), известные также и как «липкие руки» (чи-сао на кантонском наречии) в винчун (юнчунь), способствуют наработке умения чувствовать и предугадывать движения противника по прикосновению и умения мгновенно переходить от защиты к атаке, одновременно сковывая движения нападающего. Это создаёт неудобства для противника, привыкшего только бить и не привыкшего к тому, что удары вязнут в защите. «Липкие/толкающие руки» (какиэ) известны также и в двух школах каратэ — в годзю-рю и уэти-рю. Плавность и непрерывность движений, обычно нарабатываемая медленным выполнением комплексов, позволяет тщательно отработать технику движений и добиться большей скорости в бою, за счёт правильности техники и рациональности движений (разумеется, чтобы скорость действительно была высокой, помимо оттачивания техники, требуется ещё и отработка скорости, чему специально посвящён упоминаемый ниже комплекс пао-чуй).
Иллюстрация представления о мироздании в китайской философии.
Восемь Ворот (Ба Мэнь) — Восемь Базовых Форм Тайцзи, основанных на Ба-гуа:
Четыре Направления:
乾 Цянь — Юг — Небо — Пэн, Отражение
坤 Кунь — Север — Земля — Люй, Откатывание
坎 Кань — Запад — Вода — Цзи, Сдавливание
離 Ли — Восток — Огонь — Ань, Нажимание
Четыре Угла:
兌 Дуй — Юго-Восток — Металл — Чжоу, Локоть
震 Чжэнь — Северо-Восток — Гром — Ле, Раскалывание
巽 Сюнь — Юго-Запад — Ветер — Цай, Притягивание
艮 Гэнь — Северо-Запад — Гора — Као, Плечо/Опирание

Являясь многогранным искусством, одним из проявлений которого является прикладное (боевое) применение, тайцзицюань совмещает в себе доходящие до своего предела мягкие и жёсткие техники. Вместе с тем получившие широкое распространение стили (особенно стиль Ян), производные от Чэнь, не содержат в публичных вариантах жёстких техник, что привело к закреплению заблуждения о том, что Тай Цзи является мягкой техникой. Существует ряд развитых тренировочных методик в стиле Чэнь, а также в даосских стилях тайцзицюань, не ведущих своего начала от Чэнь, направленных на акцентированное развитие качеств мягкости и жёсткости. Именно к методикам развития жёсткости относятся последовательности Пао Чуй (взрывающихся кулаков) и бьющие руки (продвинутая стадия туй шоу)
Стили
Сегодня выделяют пять основных стилей тайцзицюань, производных от стиля Чэнь.
Тайцзицюань семьи Чэнь (кит. 陈式太极拳) — исходное боевое искусство семьи Чэнь.
Тайцзицюань семьи Ян (кит. 杨式太极拳) — происходит от Ян Лучаня. В настоящее время существует уже несколько разновидностей стиля Ян: семейный (Ян-цзя), «новый» (Ян-ши) и «спортивный» (24 формы, 88 форм). Стиль Ян, по версии приверженцов Чэнь, являет собой переработанную версию Чэнь, упрощенную для нужд богатой аристократии. Сравнение классических последовательностей стилей Ян и Чэнь выявляет как их близость, так и некоторую упрощенность Ян последовательностей, компенсируемую, по версии приверженцев стиля Ян, сильно развитой «внутренней работой». Комплекс «Упрощённый тайцзицюань семьи Ян из 24 форм», созданный в 1950-х годах, является популярным комплексом оздоровительных движений.
Тайцзицюань У Юйсяна (кит. 武式太极拳) — происходит от У Юйсяна, который учился как у представителей семьи Чэнь, так и у Ян Лучаня.
Тайцзицюань У Цзяньцюаня (кит. 吴式太极拳) — происходит от маньчжура Цюанью, учившегося у Ян Лучаня в императорском дворце; после буржуазной революции его семья взяла себе китайскую фамилию У.
Тайцзицюань семьи Сунь (кит. 孙式太极拳) — происходит от Сунь Лутана, изучавшего разные стили боевых искусств, в том числе и тайцзицюань.
Помимо них существуют и другие, менее известные направления — например «тайцзицюань деревни Чжаобао», «тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси», семейный стиль Шэнь и т. д.
Также необходимо отметить существование даосских стилей тайцзицюань, отличающихся от Чэнь и его производных как рисунком классических последовательностей стиля, так и глубокой проработкой соответствия между традиционными учениями и воплощением их в конкретные обучающие методики. Эти стили, в частности, Школа Ветер-Гром (Фэн Лэй Пай) претендуют на независимое от Чэнь ши Тай Цзи возникновение и развитие внутри даосских общин.
Многие мастера контактных единоборств практикуют тайцзицуань , но для начального изучения наиболее приемлемым будет стиль ЯН «спортивный» (24 формы)
Приятного просмотра и хорошей тренировки.

Поделиться в соц. сетях

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

Наверх
Яндекс.Метрика