Google
Воскресенье , 20 Август 2017
Вы находитесь здесь: Главная » Единоборства » Морихиро Сайто о своей методике преподавания айкидо в Ивама додзе.

Морихиро Сайто о своей методике преподавания айкидо в Ивама додзе.

Статья, опубликованная в журнале «Айкиньюс» в 1986 году, где Морихиро Сайто сенсей подробно останавливается на базовых моментах в исполнении техник айкидо, а так же очень подробно освещает вопрос, почему техники на демонстрациях значительно отличаются от техник, применяемых в реальной жизни. Этот материал будет крайне полезен как для людей практикующих Такемусу айкидо недавно, так и для инструкторов, преподающих Такемусу айкидо.

Морихиро Сайто

Морихиро Сайто о своей методике преподавания айкидо в Ивама додзе, 1986 год
Как вы знаете, сенсей Сайто начал обучение у О-сенсея в 1946 году и изучал технику айкидо после войны.
Он родился в 1928 году в префектуре Ибараки. Сейчас Сайто сенсей известен как главный инструктор Ибараки-додзе и преподает айкидо по всему миру, включая Европу и США. Он работает также в области Тогаку в Японии.
Сенсей просим вас.
Меня зовут Сайто. Когда я спросил в «Айкиньюс», что я сегодня должен делать, они сказали: все, что я захочу сам. Поэтому мы начнем сначала.
Мы не принимаем в Ивама-додзе новых учеников. Мы не допускаем наблюдателей и фотографов. Чтобы попасть в додзе, нужно иметь специальную рекомендацию. То есть, Ивама не имеет широкой известности. Поэтому я хотел бы рассказать вам про нее. В этом году исполнится ровно 40 лет, как я начал обучение у сенсея Уесиба.
Когда я впервые пришел в додзе там был сенсей Мочитдзуки. Он показал мне пальцем, где находится дом О-сенсея и я пошел туда. К дому О-сенсея вели две дороги. Я попросил О-сенсея принять меня в ученики и вскоре мне разрешили поступить в додзе. Затем пришел сенсей Сиода и начались тренировки.
В Ивама сенсей говорил, что мы должны сильно хватать партнера и тренировка начиналась, когда схваченный начинал двигаться.
Сенсей очень строго подходил к основам и говорил, что если хотя бы одна мелочь выполняется неверно, то вся техника не сработает.
Сенсей часто ругал меня в процессе обучения. И хотя я был уверен, что делаю технику в точности, то чему он учил меня, некоторые люди говорили, что я делаю не так как учил О-сенсей.
Они говорили так, потому что видели фильмы О-сенсея. Но я был его учеником и был уверен, что все делаю так, как меня учили.
Вскоре «Айкиньюс» обнаружили эту книгу (Айкибудо), выпущенную в 1938 году Основателем. Всего несколько копий было сделано с этой книги и вот одна из них. Эта книга показала, в чем причина того, почему люди не понимали технику Ивама так, как понимали ее мы – прямые ученики О-сенсея.
Я делал то, чему меня учили, но когда я открыл эту книгу, я понял, что некоторые техники, которые мы применяем сегодня, сходны с этой книгой, но не в точности совпадают с ней. Поэтому я был вынужден изучить старые техники и прочел эту книгу с особым вниманием.
Поэтому сейчас я хотел бы более системно остановиться на вопросах, поставленных этой книгой.
Прошло уже более 50 лет (48, если быть точным), с тех пор как эта книга была опубликована. Если разделить время на периоды «до войны» и «после войны», то я поступил в додзе сразу после войны, и техника, которой нас учили, отличалась от той, которая была показана в этой книге.
В Ивама мы используем следующую методику: — мы начинаем с изучение техники, которую показывал Основатель; — затем учимся использовать ки в своей технике; — затем учимся использовать эту технику очень быстро.
Так постепенно мы продвигаемся в своем изучении айкидо.
Основатель говорил, что он тренировался 60 лет и только благодаря этому достиг того, чего достиг. Как я уже говорил, многие считают, что я делаю что-то не так, как это делал О-сенсей. И это связано с его фильмами.
Дело в том, что Основатель не любил презентации и публичные показы, так как он боялся, что кто-нибудь украдет его техники. Поэтому на презентациях он выполнял движения очень быстро и техника, которую он демонстрировал в фильмах, естественно отличалась от реальной.
В чем же эти различия?!
В старые времена технику тайно-хенко, или движение разворота тела, выполняли так (после поворота захваченная рука находится в стороне от живота тори). Но в то время, когда я поступил в додзе, уже применялась вот такая форма (руки тори после поворота располагаются перед его животом). Основатель разработал эту позицию, так как она является более устойчивой. В старой позиции вы будете достаточно слабы перед противником. Но если переместить руки в новое положение и удерживать их перед своим центром, то вам легче использовать свою ки и вы становитесь сильным и устойчивым. В этом, я думаю, была причина изменения этой позиции, которую вы можете увидеть в старой книге.
Рассмотрим технику защиты от шомен-учи. Эта техника остается такой же и сегодня. В классической технике защиты от шомен-учи вы должны всегда начинать с контратаки. Это написано и в старой книге. Противник пользуется рубящим ударом для атаки. Книга говорит, что для применения защиты от шомен-учи в варианте омоте вы должны начать контратаку и использовать сразу обе руки и перемещение вперед одновременно. При этом условии вы двигаетесь как одно целое. Если движение не согласованное, то ваша техника не сработает. Вы можете использовать эту технику, потому, что начинаете контр атаку до того, как противник нанесет свой удар. Книга говорит: используйте обе руки и обе ноги и начинайте атаку.
Во всех основных техниках защиты от шомен-учи, таких как икке, никке, санкье и енкье, вы должны опережать противника своей контратакой. Это четко написано в этой книге и О-сенсей учил тому же до последних дней своей жизни.
Итак, в старых книгах было сказано, что вы отражаете атаку в техниках будо, начатую противником, сначала защищаясь, а затем контратакуя.
О-сенсей изменил технику так, что человек, ее применяющий, должен опережать противника, как бы атакуя сам.
То же самое в шомен-учи – котегаеши. Атаку начинаете вы. Это главный принцип. Трудно контролировать противника после принятия его атаки в виде удара. И когда я обучался в Ивама, О-сенсей говорил, что применять технику нужно в тот момент, когда противник только решил атаковать.
Еще одна интересная вещь, касается выполнения техники катате тори – ириминаге. Классическая техника предполагает, что в ответ на захват вашего запястья, вы должны захватить снизу кисть противника, а затем вывести его на бросок. Тем не менее, О-сенсей разработал три варианта этой техники, поскольку одного варианта может быть недостаточно для различных типов противников.
В первом варианте вы отводите руку противника вверх, а затем переходите на ирими (вторая рука снизу, как если бы блокировала шомен). Во втором варианте освобождаетесь от захвата противника рубящим ударом второй руки сверху. В третьем варианте, вы захватываете его кисть, как в шихонаге, а затем уводите его руку в строну, освобождаясь и выполняя ирими. Итак, три варианта техники. Верхний, нижний и средний уровни. То же самое в том случае, когда вас схватили за две руки сразу (показал первый вариант).
Вы должны легко двигаться даже в сильном захвате. Я конечно понимаю, что многие думают, «он может выполнять эту технику потому, что достаточно силен». Они считают, что сила необходима. Но это не так. Движения айкидо настолько рациональны, что вам не нужна большая сила.
Иногда сила не нужна вообще. Я покажу. Если вы пытаетесь делать так (освободиться из катате тори вырывая руку из захвата), то вам для этого понадобится сила. Но под таким углом она не нужна (перемещается всем телом). Далее, я захожу за спину противнику, и так как у него только две ноги (две точки опары), то я могу уронить его одним пальцем. Если бы я стоял здесь (перед партнерам), то противник мог бы сопротивляться. Но если я зайду сзади, то сила не понадобиться.
Поскольку я практикую айкидо, я применяю не силу, а использую правильную технику и свою ки. А некоторые люди недопонимают этого и приходят к ошибочному выводу, что я делаю это с помощью силы. Или что нужно иметь большую физическую силу для тренировок в Ивама-додзе. В юности я повредил свою руку, кроме того у меня больные колени. Так что у меня нет огромной физической силы. Поэтому я могу применить технику айкидо, так как она очень рациональна.
Из-за моего не лучшего здоровья я пришел к выводу, что главное для успеха в применении техник айкидо, это выбор правильного угла, а также слияние с противником. Если развивать эти умения, то, становиться возможным, применить технику при незначительном использовании силы мышц.
Возьмем, к примеру, технику мороте тори. Если вас схватили таким образом, то кажется, что двигаться уже невозможно. Но, тем не менее, всегда остается направление по которому движения возможно без усилий. Предположим для примера, что палка, это рука противника. Попробуйте приложить силу в этом направлении. Он легко сопротивляется. Но если приложить силу под этим углом, то сопротивления нет. Вот почему вы можете совершать такое движение, даже если вас очень сильно захватили и крепко держат.
Более того, поскольку мы изучаем воинское искусство, вы должны суметь применить технику в поединке против нескольких противников. Вот почему так важен поворот (открытие).
Если противник хватает вас за руку, вы опускаете плечо, локоть, поворачиваетесь и смотрите в ту же сторону, что и ваш противник. Это главный принцип. Если вы сможете делать это, то вы сможете защититься от нескольких противников и выполнить технику правильно.
Если вы не верите мне, то я возьму партнера покрупнее и посильнее. Если я буду тянуть его, то он мне не поддаться. Но как только я сделаю так, он станет полностью послушен мне.
Когда вы научитесь этому, вы сможете правильно выполнять технику и сможете приступить к использованию ки. Пока вы не научитесь свободно двигаться в сильном захвате, вы не должны переходить к использованию ки.
Ки формы надо практиковать, когда у вас уже есть третий дан. Основатель ругал меня по этому поводу. Он говорил «почему ты начал использовать ки форму, это можно делать, если у тебя есть третий дан!».
Если я тренировался усердно, меня ругали за то, что я тренировался слишком усердно. Если я тренировался не переутомляясь, меня ругали за то, что я слишком мало работаю. И так продолжалось все время, пока я тренировался.
Итак, сначала вы должны познать базу и научиться свободно двигаться в сильном захвате. Ки формы надо практиковать позднее.
Например, кокью-наге. Если вас захватили и держат с большой силой, то вам не нужно использовать силу, чтобы двигаться в этом направлении, потому что вы сливаетесь с противником и ваши движения естественны. Если попытаться тянуть противника на себя или толкать его, то для этого вам понадобиться большая сила. Если вы последуете технике и повернетесь, сила вам не потребуется. И даже при минимальном усилии у вас не будет проблем с выполнением техники.
Начинайте тренировки с выполнения правильной техники в сильном захвате и затем постепенно переходите на следующий уровень и используйте ки.
После этого вы придете к такому уровню, что противник вообще не сможет коснуться вас. Но, тем не менее, движение всегда остается неизменным.
Таким образом, даже когда вы научитесь двигаться в сильном захвате, вы научитесь применять различную технику. Например, Основатель часто делал так. Но можно (в той же ситуации) выполнить эту же технику нанося удар противнику. Можно выйти в это положение и сломать ему шею. Или руку.
Вам нужно научится двигаться и освобождаться от сильного захвата. Только затем следует ки форма.
Посмотрим технику шихонаге. Если мы откроем книгу, то в ней мы также найдем технику шихонаге. Рассмотрим защиту от захвата за кисть. Старый вариант этой техники предусматривает перемещение вперед в такую позицию. Книга говорит «переместите правую ногу слегка вперед и сделайте широкое движение левой рукой». Тем не менее, это не так-то легко, тем более, если вас держат двумя руками. Поскольку движение затруднено, нам остается воздействовать только на локоть противника. Сенсей говорил, что если противник силен, то для воздействия в этом направлении (против партнера) потребуется большая сила. Но если мы будем двигаться в этом направлении (по направлению руки уке), то большая сила не потребуется. Поэтому в технике шихонаге необходимо заходить сбоку. Это решат проблему.
А теперь давайте рассмотрим технику никке. Раньше мы выполняли эту технику так, и наступали на ногу противнику. И хотя этим мы причиняем противнику боль, но в тоже время становимся неустойчивыми. Поэтому Основатель изменил эту технику, так, что выполняя ее, вы все время находитесь в стойке ханми и не наступаете на ногу противнику. В результате этого изменения никке стало устойчивой техникой.
Я продолжу объяснения, только сначала я хочу отметить, что в 1933 году вышла книга под названием «Будо-реншу». Это произошло за пять лет до издания книги «Айки-будо». Техника, описанная в этой книге очень похожа на технику дзю-дзюцу. Даже полностью совпадает с техниками дзю-дзюцу по стилю. Эта техника была сильно изменена до выхода второй книги («Айки-будо»). О-сенсей и в дальнейшем проводил изменения в техниках, но нет сомнения, что эти книги показывают происхождение айкидо от этого прекрасного вида воинского искусства.
И все же если сравнить айкидо с техниками дайто-рю и ягю-рю, то техника Основателя не содержит старой оболочки. И хотя он подвергался влиянию этих видов боевого искусства, его методы (практики) отличались.
Основатель говорил, что его техники, это не дайто-рю и не ягю-рю, это айкидо. Я думаю, что такая позиция была для него естественной.
Затем (другими сенсеями) было разработано много различных техник, и они были распространены многими сенсеями и теперь известны по всему миру. Но я придерживаюсь методов О-сенсея. И пытаюсь сохранить и донести до учеников даже техники более раннего периода.
Я хочу еще раз оценить мысль О-сенсея и традиции воинского искусства. В будущем я планирую переиздать с помощью «Айкиньюс» книгу «Будо-реншу» и сделать ее с фотографиями и объяснениями, потому что оригинал содержит только иллюстрации и никаких разъяснений. Я постараюсь сделать это более доступным. Хотя это конечно потребует много времени.
А теперь давайте посмотрим освобождение от такого типа захватов (скрещенный захват отворотов кимоно на груди). Это очень опасные техники (для тори). Дело в том, что если ее выполнять не с той стороны, то вы сами себя задушите. У партнера две руки и выполняя технику одна из ваших рук должна лечь на одну из его рук. Но если она ляжет не на ту руку, то вы задушите сами себя его руками. В процессе тренировки многие пострадали от этого. Ошибаться нельзя с какой бы стороны вас не захватил противник. Вы должны проводить свою руку под ту руку противника, которая находится сверху. Об этом в книге ничего не сказано. Если вы это делаете с другой стороны, то проводить технику будет невозможно.
Если вас захватят таким образом (тот же скрещенный захват отворотов кимоно на груди) и вы поднырнете под руки противника, то сможете выполнить вот такой бросок. Но если заходить с другой стороны, то вы опять сами себя душите.
В книге есть много других опасных техник, но нет достаточных объяснений. Поэтому я постараюсь описать все тщательно, чтобы избежать подобной опасности. Я думаю, что это моя задача как дешу.
Как я уже говори, в Ивама мы начинали практику с сильного захвата, а затем переходили к ки форме. Посмотрите различные вариации техники икке.
Сейчас я хотел бы поговорить об организации тренировок. Основатель учил нас технике, показывая одни и те же движения. Это было хорошо. Но при этом мы практиковали одни и те же движения целыми днями. И возвращались по нескольку раз к уже изученным движениям. Мы работали и не прекращали тренировки, несмотря на ушибы и кровоточащие ссадины. Это было ужасно. Например, можно выполнить кокью-наге следующим образом, при этом бросок выполняется мягко, одной рукой. А можно изменить угол и жестко бросить противника ударом второй руки.
Техника может быть очень жесткой. Способ броска зависит от того как вы перехватываете руку. Например, когда вас захватывают за плечо.
Технику шихонаге надо выполнять следующим образом. Потом другой вариант, хотя это не совсем шихонаге. Он учил нас различным вариантам техники. Техники, которые я только что показал, я в ответ на захват атакую, а затем захватываю руку и выполняю поворот. О-сенсей говорил, что здесь вы должны использовать плечо. Он говорил, что бросок производится движением плеча вперед.
Когда я спросил: «Что делать, когда противник захочет ударить меня рукой?». Он сказал: «Делай так (давил локтем захваченного плеча на локоть хватающей руки сверху). Затем сломай ему руку».
Если сенсей считал, что у нас недостаточно ки, он заставлял нас сжимать пружину с помощью киай. Если он думал, что наши кулаки недостаточно крепкие, он гнал нас на гору к дубу и заставлял нас бить по нему. Дуб очень жесткое дерево. После ударов по нему наши руки также становились достаточно жесткими. Он был такого рода сенсеем. Он ругал нас и за недостаток ки и за слишком усердные тренировки. Он ругал меня больше, чем кто-либо в жизни.
Когда он учил нас основам джо и кен, а также и другим аспектам он говорил, что если будешь внимательно смотреть, то поймешь. И начинал показывать очень быстро. Когда он видел мой пустой взгляд, он снова показывал то же самое, но снова очень быстро.
Иногда к нам приходили студенты из университета для обучения воинскому искусству. К обучению гостей О-сенсей не подходил, и мне ничего не оставалось делать, как переработать всю методику и выделять такие движение, которые можно было повторять. Сегодня, мне кажется, я вижу много копий этих движений в Европе и США.
Существуют формы, которые Основатель завещал нам и я сохраняю их.
Например, я покажу вам главные движения с палкой дзе.
Многие люди недопонимают их. Они неверно выполняют движения дзе-ката.
О-сенсей был очень недоволен, когда кто-то делил движение на составные части, на раз, два, три. Но обучать по его методике было невозможно. И я учил сначала 28 движениям, завещанным нам Основателем, как отдельным движениям, а затем практиковали их, как непрерывную последовательность. Затем я даю эти движения до 31, и мы тренируем их каждый день, как одну непрерывную последовательность – дзе-ката.
Я, конечно, могу разделить эту форму на движения: раз, два, три и т.д. Но все это должно быть одним движением.
До меня Тои сенсей разработал более простую форму. Но он вернулся домой. И сенсей Кесимару вернулся в Токио, чтобы управлять Хомбу додзе. И сенсей Сиода тоже вернулся в Токио. Все покинули Ивама. Теперь я обучаю 31 движению дзе-ката в додзе Основателя.
Форма, которой я обучаю в Ивама, выглядит так (продемонстрировал под счет).
Для того чтобы понять, что Основатель вкладывал в эти движения, я разработал на их основе несколько куми-дзе. И каждое утро мы практикуем куме-дзе.
А теперь я хотел бы рассмотреть еще одну технику из старой книги. Это кокью-наге из захвата уширо катате реете тори. Когда вас захватили за обе руки сзади, старая книга предлагает поднять руки и бросить противника, отшагивая назад. О-сенсей изменил эту технику, так что вы бросаете соперника не отшагивая назад, а меняя стойку (с левой, на правую). Итак, в старой технике вы поднимаете руки и бросаете противника, отшагивая назад. В новом варианте техники, когда противник захватил вас, вы поднимаете руки, приближаясь к нему, а затем меняете свою ханми.
Посмотрите еще раз старый вариант. А в новом варианте техники вы меняете стойку.
Много нового привнесено в техники. Но основа остается, тем не менее, неизменной. Поэтому чтобы правильно практиковать айкидо нужно изучить много старых форм. В противном случае вы не сможете понять суть и значение айкидо.
В Ивама мы долго изучаем основы, а затем переходим к технике ки. Мы практикуем работу с мечом и палкой дзе параллельно с этими техниками.
Кроме того, я хочу опять повторить, что суметь найти верный угол и гармонизироваться с противником очень важно в айкидо. Человек, который сумеет научиться этому, сделает большие успехи в занятиях айкидо. Я хочу сказать, что нет никаких чудес. Техника очень рациональна.
Основатель не любил публичных демонстраций техники. Многие могут понять и украсть технику, если внимательно будут ее наблюдать. Вот почему Основатель говорил, что «техника не для показа». И когда его снимали, он не показывал правильную технику. Людям, которые его снимали, было просто приятно думать, что они снимают правду.
В Ивама нам не нужна была сила. Техника настолько рациональна, что выполнение не требует силы. Если вас держат сзади и одновременно хотят ударить спереди, то вас обязательно ударят, если вы не сойдете в сторону. Используя правильную технику легко защититься, даже если нападающих двое. В этой ситуации возможны и другие способы действий.
В защите от шомен-учи – то же самое.
Итак, в любой технике существуют два способа, или принципа ее выполнения.
Поскольку в айкидо нет соревнований, то вы на тренировках должны отрабатывать различные техники и отрабатывать их на разных партнерах. Вы должны научиться в одной ситуации использовать различные варианты техник в зависимости от поведения партнеров.
Например, от такого захвата (катате тори) я могу освободиться с помощью никке. Или от того же самого захвата с помощью ириминаге. Если вы будете практиковать тренировку различных ситуаций, то вы сможете легко противостоять многим противникам.
Рассмотрим екомен-учи – котегаеши. Так как эта техника тай-дзюцу, то вы можете бросить противника таким образом. Тем не менее, этот способ совершенно не эффективнен как боевое искусство (с точки зрения боевого искусства). Если вы просто уводите руку партнера вниз, то он всегда может нанести вам удар (второй рукой) из этого положения. Поэтому, поскольку противник хочет ударить вас, нужно повернуться для защиты от удара.
Или ката тори, мен-учи – котегаеши. Если вы будете так контролировать руку (бьющую) партнера, то он легко сможет ударить вас ею. Чтобы избежать удара, надо развернуться и бросить партнера таким образом.
Или в ириминаге. Опасно наклонять противника вот так (на открытии вперед). Потому что он может контр атаковать или ускользнуть. Да и бросить противника из такого положения очень трудно. В этом случае действенным остается бросить, используя захват за шею. А если вы решите бросить противника, используя ирими, он может очень серьезно повредить вас, так как в такой позиции он может противостоять вашей технике. Поэтому в ирими в должны зайти ему за спину, и сила при этом не нужна. Кстати, это показано в старой книге.
Поскольку сегодня я не могу показать вам всю технику, я скажу еще несколько слов.
Когда я сравниваю свою технику, с техникой из этой книги, я вижу сходство. Но и различия также в них есть. Если вы будете практиковать эти формы, то вы поймете, чему Основатель уделял особое внимание. Если вы будете искать старую литературу и изучать ее, вы откроете для себя очень многое.
Спасибо за внимание.

Поделиться в соц. сетях

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

Наверх
Яндекс.Метрика