Что такое часть речи в русском языке 4 класс правило примеры

Что такое части речи?

111. Прочитайте. Назовите сказку.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Жили они в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(А. Пушкин)

112. Прочитайте загадку. Какие слова пропущены?

Самостоятельные части речи

Часть речи

Что обозначает

На какой вопрос отвечает

кто? что? (ученица, книга)

какой? (интересный)
какое? (высокое)

Количество или порядок предметов при счёте

сколько? (семь) который? (пятый)

Действие или состояние предмета

что делать?
(читать)
что сделать?
(вспомнить)

Указывает
на предмет, но
не называет его

кто? он (мальчик) что? он (дуб)

114. Прочитайте. Спишите.

Утренняя морозная тишь. Кристальный иней блестит бело-синими и розовыми искорками.

Грамматические признаки частей речи

Признаки частей речи

Изменение частей речи

Собственные, нарицательные

Одушевлённые, неодушевлённые

Число

Изменяются по числам

Падеж

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

Изменяются по падежам

Мужской Женский Средний

Изменяются по родам

Время

Настоящее
Прошедшее
Будущее

Изменяются по временам

Лицо

1-е (я, мы)
2-е (ты, вы)
3-е (он, она, оно, они)

116. Прочитайте.

Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина,
А за тучами гуляют
Солнце, звёзды и луна.
Эту чудную картину
Я увидел из окна!
(Ю. Мориц)

118. Прочитайте.

119. Прочитайте. Спишите.

Цветная вьюга листопада —
Предзимья пышный карнавал.
(Л. Татьяничева)

120. Прочитайте.

121. Прочитайте выразительно.

Часы идут за днями дни.
Часы бегут за веком век.
— Куда торопитесь, часы? —
Спросил однажды человек.
Часы ужасно удивились.
Задумались. Остановились.
(А. Усачёв)

122. Прочитайте.

Кто что умеет

1. Сурок — мастер спать! (За)ляжет (в)норку (с)осени и спит (без)просыпа (до)весны. 2. Жёлтый суслик может девять месяцев (в)году (не)есть и (не)пить. 3. Ящерица-круглоголовка (в)одну секунду (за)рылась (в)песок. 4. Песчаный удавчик умеет ползать (под)песком так же легко, как рыба плавать (в)воде.

Произносите слова правильно:

шесть [т’]
шестнадцать [сн]
семь [м’]
семнадцать [м]
восемь [м’]
восемнадцать [м]

123. Рассмотрите запись чисел и букв. Расшифруйте правило правописания имён числительных от пяти (5) до двадцати (20) и числительного тридцать (30).

Источник

Таблица «Части речи».
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Краткая характеристика частей речи в помощь учащимся начальной школы (памятка).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Отвечает на вопросы

Кто? Что? (кого?чего?кому?чему?и др.)

По числам и падежам

Высокий, синяя, бабушкин.

По родам,числам и падежам в зависимости от существительно-го

Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает?и др.

Число, количест-во предметов, поря-док их при счёте.

Количественные числительные-по падежам(два ученика,двух учеников). Порядковые числ.-по родам,числам,па-дежам(первый дом).

Указывает на предметы, признаки, количесто, но не называет их.

Кто?Что? Кокой?Чей? Как?Где?Когда? Сколько?и др.

Я,он,мы. Этот,наш. Так,там,тогда. Столько,много.

По падежам, мест.3 лица-по родам в ед.ч. И по числам.

Признаки действий (громко петь) или признаки признаков(очень интересный).

Быстро, далеко, завтра, назло, се-годня, поневоле, внизу.

Неизменяемая часть речи.

Выражает зависимость сущ-ных, числ-ных и местоимений от др.слов в словосочетании и предложении.

Связывает члены предложения, простые предло-жения в составе сложного.

И,а,но,да,или, ни-ни,не только-но и,тоже,зато.

Придаёт различные дополнительные оттенки словам.

Особые слова,которые выражают различные чувства.

Эх,ах,ох,эй,ну, ага,эге,бай-бай, гав-гав-гав.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще.

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией.

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П.

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически.

О важности речевого общения.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель: познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Конспект урока по русскому языку

Тема: Какие бывают части речи?

Я вспомню: изученные части речи

определять по изученным признакам слова различных частей речи;

распознавать изученные части речи;

находить изученные части речи в тексте;

подбирать примеры слов изученных частей речи

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Словарные слова: одИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Электронные ресурсы по теме урока:

Прочитайте стихотворение О. Высотской.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы ― местоименье.

Бьёт числительное семь ―

За ученье без сомненья

Приниматься надо всем!

Мы наречием отлично

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи.

Как вы думаете, почему автор О. Высотская назвала своё стихотворение «Веселая грамматика»?

Назовите выделенные слова. Какой общей темой можно объединить выделенные слова? (Части речи.).

Сегодня мы будем говорить о частях речи.

Тема: Какие бывают части речи?

Я вспомню: изученные части речи

определять по изученным признакам слова различных частей речи;

распознавать изученные части речи;

находить изученные части речи в тексте;

подбирать примеры слов изученных частей речи

1. Работа с правилом.

Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками.

На какие две большие группы можно разделить части речи? (Самостоятельные и служебные части речи.)

Перечислите самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.)

Перечислите служебные части речи. (Предлог, союз, частица.)

Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи.

Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Например, ученики, школа.

Имена прилагательные ― это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые.

Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например, сколько? девять; который? девятый.

Местоимения ― это слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них. Например: я, ты, она, вы.

Глаголы ― это слова, которые, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например, читать, написать.

Наречия ― слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? Например, хорошо.

Назовём общие грамматические признаки знакомых нам частей речи и приведём примеры.

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными (Москва, город);

одушевлёнными и неодушевлёнными (ребёнок, машина);

женского рода, среднего и мужского рода (девочка, облако, мальчик).

Имена существительные изменяются по числам и падежам.

И.п. что? земля кто? собака

Рп. (нет) чего? Земли кого? собаки

Д.п. (дать) чему? Земле кому? Собаке

В.п. (вижу) что? землю кого? собаку

Т.п. (творю) чем? Землёй кем? Собакой

П.п. (думаю) о чём? о земле о ком? о собаке

Имена прилагательные изменяются по числам (школьный (ед.ч.) – (мн.ч.) школьные),

в единственном числе изменяются по родам (ж.р. школьная, с.р. школьное, м.р. школьный).

Имена числительные могут быть количественными (один, два, . десять, двадцать) и порядковыми (первый, второй, …, десятый, двадцатый).

Порядковые числительные изменяются, как имена прилагательные, по родам и числам (второй номер, вторая запись, второе задание, вторые занятия).

Произносите слова правильно:

восемь [м’] восемнадцать [м]

Местоимение может иметь грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного.

Личные местоимения указывают на лицо.

Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.

Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника.

Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Например, Пошёл дождь. Он громко стучит по крышам.

Личные местоимения изменяются по числам:

Личные местоимения 3-го лица изменяются по родам (он – м.р. она – ж.р., оно – с.р.).

Глаголы изменяются по числам.

Глаголы изменяются по временам, то есть обозначают события в прошлом, настоящем или будущем.

Прошедшее время что делал? что сделал? писал, написал;

Настоящее время что делаю? что делаешь? что делает? и др. пишу, пишешь, пишет;

Будущее время что сделаю? или что буду делать? буду писать, напишу.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам. Например, плыл, плыла, плыло.

Наречие – это неизменяемая часть речи. Например, сверху, снизу, сегодня, впереди.

Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.

Предлоги: на, к, с, по, об, о, при, около, у, без.

Например, побежал по (предлог) двору; не (частица) лениться; не (частица) терять; птицы и (союз) звери.

Вспомните, глаголы с частицей «не» пишутся раздельно.

Прочитайте предложение. Обозначьте части речи.

предлог числ. сущ. сущ. гл. союз гл. наречие

На четвёртой ступеньке Катя споткнулась и упала навзничь.

Прочитайте пословицу. Обозначьте части речи.

мест. пр. сущ. гл. прил. сущ. союз. пр. сущ. союз сущ. част. гл.

Ты с правдой обойдешь огромный мир, а без правды и шагу не ступишь.

Все слова можно разделить на две большие группы: самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Самостоятельные части речи называют предметы, явления, их признаки, действия и т.д. Они являются членами предложения.

Служебные части речи: предлог, союз, частица.

Служебные части речи сами по себе ничего не означают, они связывают слова самостоятельных частей речи в предложении, части предложения. Они не являются членами предложения.

4. Тренировочный модуль.

Пропишите буквы безударных гласных в корне.

Выпишите из отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» слова с орфограммой «безударные гласные в корне слова». Напиши проверочные слова.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Выпишите числительное и глагол.

2. Словарная работа.

ОдИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

3. Запишите словами числа: 6, 7, 8, 16, 17, 18

4. Спишите наречия в алфавитном порядке.

Сегодня, здесь, однажды, потом, громко, редко, изредка, широко, туда, упорно, дружно, далеко, везде, быстро, направо, ярко, блестяще, медленно, чётко, выразительно.

5. Определите, к каким частям речи относятся данные слова. Распределите слова на 3 группы. Обозначьте орфограмму «проверяемая безударная гласная в корне».

Существительное прилагательное глагол

Добрый, укрепление, зимовка, светает, гореть, перелить, колючий, вредители, багряный, грустный, погрузить, наводнение, повар, погрузка, ночлег, утренний, зацепился, грузовой, заскрипел.

6. Восстановите текст. Обозначьте части речи в первом предложении.

Большую помощь оказывают агрономы. Почётна их работа на селе.

Среди важных дел – уход за посевами. Промедлишь – потеряешь значительную часть урожая. Пойдут в рост сорняки, налетят вредители. Болеть будут растения. Много работы летом. Нужно умело подкормить посевы, вовремя прополоть.

С удивительной быстротой листает лето сельский календарь. Набирают силу, меняют краски поля, луга, огороды. Лето несёт людям новые заботы.

7. Образуйте от данных имён существительных в единственном числе множественное число. Поставьте ударение.

8.Соберите предложение из стихотворения В. Жуковского. Укажите части речи.

лес, зардел, солнце, на, тёмный

9. Определите число и род имён прилагательных.

О пасмурной погоде, по зеркальной воде, белые берёзы, о нижних полках, красный мяч,

на голубом небе, семицветная радуга, высокими домами, радостной улыбкой.

10. Соберите предложения. Укажите части речи. Подчеркни главные члены предложения.

тучка, утёса-великана, на, золотая, груди, ночевала (М. Лермонтов)

долине, в, белеет, пар, тонкий (В.Жуковский)

11. Найдите имена числительные. Выделите количественные имена числительные зелёным цветом, а порядковые – жёлтым.

Семь, тройник, пять, пятерня, трилогия, три, пятиклассник, семилетний, однорукий, седьмой, одиночный, пятый, семиглавый, одиннадцатый.

12. Прочитайте предложения. Обозначьте части речи выделенных слов.

Три морковь хорошо

Ты возьми для супа три больших моркови.

Бабушка поставила пирожки в печь.

Сестра блины стала печь.

Цветное покрывало всю кровать покрывало.

Рабочая неделя только началась, а рабочая уже выполнила план.

13. Восстановите последовательность предложений. Найдите и обозначьте глаголы, предлоги и союзы. Подчеркните однородные члены предложения.

Он выбрался из чащи и направился к опушке леса. Охотник возвращался вечером с охоты. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семён. Он прошёл немного вдоль опушки и увидел сторожку лесника. Охотник подошёл к сторожке и бросил собакам кусок хлеб. Залаяли собаки.

14. Решите кроссворд.

6. Как называются слова, которые обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector