Что такое число в русском языке 5 класса

Урок русского языка «Число имени существительного. Нормы образования и употребления форм имени существительного». 5-й класс

Класс: 5

Обучающая: повторение изученного в начальной школе о категории числа имен существительных, знакомство с нормами образования и употребления форм числа имен существительных;

Развивающая: развитие творческих способностей учащихся;

Воспитательная: развитие умения работать в малой группе

Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки с заданиями, грамматические словари трудностей.

Ход урока

Мы начинаем наш урок и продолжаем изучать особенности имени существительного.

Назовите, пожалуйста, существительное, которое больше всего соответствует вашему настроению в данный момент, перечислите морфологические признаки данного существительного (ответы детей). Спасибо.

Найдите имена существительные, представленные в диктанте, по следующим признакам:

А) существительное нарицательное, неодушевленное, женского рода (легенда).

Б) нарицательные, одушевленные, общего рода (разиня, тихоня, грязнуля).

3. Запись темы урока.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, составьте слово из начальных букв первых 5 слов диктанта. Число имени существительного. Это первая часть темы.

Чтобы узнать вторую часть темы, попробуйте ответить на вопрос-шутку:

Правильно сказать, у рыб нет зубов.

Правильно. Число в грамматике обозначает количество предметов: если речь идет об одном предмете, употребляется единственное число, если предметов два и больше, то используется множественное число.

Вывод: эта информация для вас не новая, наш урок сегодня необходим для того, чтобы правильно употреблять формы числа существительных.

Итак, наша основная задача сегодня – научиться правильно употреблять формы множественного числа существительных.

Прочитайте информацию из книги “Грамматическая правильность русской речи”. Ответьте на вопросы:

Какие окончания в родительном падеже мн. числа имеют имена существительные, обозначающие парные предметы?

Какие окончания в родительном падеже мн. числа имеют имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в им.п. ед.числа на –це?

Какие имена существительные в родительном падеже мн. числа имеют окончание –ов?

Это основные правила. Остальные нормы необходимо проверять по словарю. Почему необходимо пользоваться словарными статьями при выполнении этого задания?

Выполните следующие задания, используя информацию из словаря “Грамматическая правильность русской речи”.

1) Слова торт, договор поставьте в форму множественного числа именительного падежа.

Проверьте себя по словарю. Вспомним, как пользоваться словарной статьей.

блюдце, им.мн.-а, род.мн. –ец

Самопроверка. Проверьте, правильно ли вы образовали формы имен существительных.

Источник

Число имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока, 5 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Тема урока: Число имен существительных. §97

Тип урока: Урок усвоения и закрепления новых знаний

Цель урока: Иметь представление о значении формы числа имени существительного. тренироваться в умении правильно образовывать трудные формы множественного числа. Иметь представление о существительных, имеющих формы только единственного или только множественного числа.

Иметь представление о значении формы числа имени существительного. тренироваться в умении правильно образовывать трудные формы множественного числа. Иметь представление о существительных, имеющих формы только единственного или только множественного числа. Учиться точно, уместно, стилистически целесообразно использовать имена существительные в речи

Овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации; иметь способность преобразовывать, сохранять и предавать информацию, полученную в результате чтения и аудирования.

Формировать стремление к правильному использованию существительных в единственном и множественном числе

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

В начале урока написать словарную диктовку по ЗСП 13, 14, 15стр.169,157, 221

— Что такое имя существительное? Приведите примеры.

— С какими морфологическими признаками мы познакомились на предыдущих уроках? (род)

— Определите род следующих существительных : мадам, тушь, дядя, пальто, какаду, Баку, фламинго, АТС, пони, метро, рояль, мозоль, тюль, лебедь, шампунь, умница, бедняга.

— Какие из этих существительных несклоняемые?

— А что вам известно о числе имен существительных? Когда мы говорим об единственном числе, а когда о множественном? (единственное, если мы говорим об одном предмете, о множественном – о нескольких предметах)

— А как образуется множественное число в английском языке?

Демонстрируют готовность к уроку

Повторяем ранее изученное.

Отвечают на вопросы учителя.

понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные : задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

— Как вам кажется, все вы знаете о числе имен существительных?

— Сегодняшний урок мы посвятим изучению нового материла. Вспомним, как образуется множественное число существительных. Узнаем, что некоторые существительные в русском языке имеют форму только множественного числа и форму только единственного числа.

Формулируют совместно с учителем цель учебной деятельности

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные : понимают познавательную задачу.

Регулятивные : планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные : работают в парах, обмениваются мнениями

стр. 261. Прочитайте текст. Сделайте выводы о том, какие дополнительные значения могут быть у форм единственного и множественного числа. Перескажите текст.

— упр. 734. познакомьтесь со словами упражнения. Что обозначают эти слова?

1) парные предметы (очки, ножницы)

2) орудия труда (ножницы, грабли)

3) вещество (духи, сливки, отруби)

4) отвлеченные существительные (каникулы, переговоры, сутки, сумерки)

5) название игр (прятки, жмурки)

6) собственные (Альпы, Саяны, Карпаты)

Данные существительные не имеют единственного числа. Можем ли мы определить у них род и склонение?

2. упр. 735. Объясните отсутствие множественного числа у имен существительных. Что каждая из- них обозначает, дополните своими примерами.

1) название признака, качества, состояния, свойства (тишина, голубизна, белизна)

2) название группы людей, как единства (студенчество, учительство, листва)

3) название вещества, материала (золото, керосин, молоко, сметана)

4) имена собственные (Кавказ, Урал, Иркутск)

Сделайте выводы по теме прошлого урока и этого.

Знакомятся с материалом учебника, строят понятные для партнера высказывания, делают выводы.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные : извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные : планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

А теперь вам такое задание. Объединитесь в группы (по рядам) и запишите на листочках все имена существительные, объединенные одной тематикой (на кухне, в шкафу, в мастерской). сначала вы сами вспомните эти слова, а потом я вам немного помогу. (слова в методичке).

Значение каких слов вы не знаете?

Работают в группах., выполняют творческое задание.

Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные : адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные : формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В толковом или этимологическом словаре найдите 1-3 слова, которое имеет только форму множественного числа. На листах оформите их как загадку для своих одноклассников. Например: На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда, которую можно увидеть только летом. В эту пору работать было тяжело из-за жары, и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени звезды. Позднее школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. (каникулы)

Определяются с домашним заданием

— Какая новая информация прозвучала сегодня на уроке.

— Оцените свое эмоциональное состояние на крое. На полях тетради нарисуйте смайлик.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные : приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные : оценивают свою работу.

Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания.

Источник

Число имён существительных

Число имён суще­стви­тель­ных — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов, обо­зна­ча­ю­щих кон­крет­ные пред­ме­ты, кото­рые под­ле­жат счёту.

Узнаем, что такое чис­ло имён суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие сло­ва этой части речи изме­ня­ют­ся по чис­лам, каки­ми спо­со­ба­ми выра­жа­ет­ся чис­ло имён существительных.

С чис­лом имён суще­стви­тель­ных начи­на­ют зна­ко­мить со 2 клас­са. Затем эти зна­ния углуб­ля­ют и попол­ня­ют во вто­ром, тре­тьем и чет­вер­том классе.

В рус­ском язы­ке у имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют един­ствен­ное и мно­же­ствен­ное чис­ло. Рассмотрим более деталь­но, что выра­жа­ет эта грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия в рус­ском языке.

Единственное и множественное число имён существительных

Категория чис­ла у имен суще­стви­тель­ных явля­ет­ся непо­сто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком. Понятие чис­ла у имён суще­стви­тель­ных свя­за­но с воз­мож­но­стью сосчи­тать пред­ме­ты. Если о пред­ме­те сооб­ща­ют как об одном экзем­пля­ре, то сло­во, его обо­зна­ча­ю­щее, име­ет фор­му един­ствен­но­го числа:

Все эти суще­стви­тель­ные соче­та­ют­ся со сло­ва­ми «один», «одна», «одно». Эта соче­та­е­мость ука­жет, что суще­стви­тель­ное име­ет фор­му един­ствен­но­го числа.

Если гово­ря­щий сооб­ща­ет о пред­ме­тах, кото­рых мно­го или несколь­ко, то суще­стви­тель­ное име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го числа:

Большинство слов могут обра­зо­вать фор­му един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Понаблюдаем:

Уточним, что суще­стви­тель­ные в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла упо­треб­ля­ют­ся с чис­ли­тель­ны­ми, начи­ная с пяти и далее. Числительные два-четыре управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла (две тет­ра­ди, три дома, четы­ре дере­ва).

По чис­лам изме­ня­ют­ся суще­стви­тель­ные, кото­рые мож­но сосчи­тать. Такие сло­ва обо­зна­ча­ют кон­крет­ные пред­ме­ты, явле­ния живой и нежи­вой природы:

Как образовать множественное число существительных?

2. В обра­зо­ва­нии мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных участ­ву­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и окончания:

3. Чередование суф­фик­сов обра­зу­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла слов:

4. При обра­зо­ва­нии фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла в неко­то­рых сло­вах про­ис­хо­дит усе­че­ние осно­вы и чере­до­ва­ние суффиксов:

5. С помо­щью сме­ны кор­ня (суп­пле­ти­визм) обра­зу­ют­ся фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла существительных:

Отметим, что ряд мно­го­знач­ных слов обра­зу­ют по-разному фор­мы мно­же­ствен­но­го числа:

У нескло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных мно­же­ствен­ное чис­ло выра­жа­ет­ся син­так­си­че­ски, то есть соче­та­е­мо­стью со сло­ва­ми дру­гих частей речи:

Видеоурок

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector