Что такое художественный образ в русском языке

Художественный образ – любое явление, герой, воссозданные в художественном произведении.

Приведем примеры художественных образов.

Образ паруса в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус». Когда мы читаем стихотворение Лермонтова «Парус», перед нами возникает образ человеческой души, одинокой, находящейся в вечном поиске, противоречивой, но исполненной чистых, возвышенных стремлений. В стихотворении использован образ-символ (или прием развернутой метафоры, или прием психологического параллелизма).

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Образ Петербурга. К образу Петербурга обращались многие писатели и поэты: А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник», Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» и других петербургских повестях, Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», А. Белый в романе «Петербург», А. А. Ахматова в «Стихах о Петербурге» и поэме «Реквием», О. Э. Мандельштам в стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» и другие авторы.

Образ России. Образ Руси, России предстает в ряде произведений, среди которых, например, «Слово о полку Игореве», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад», поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения М. Ю. Лермонтова («Родина»), А. А. Блока («Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», «Русь»), С. А. Есенина («Гой ты, Русь моя родная. », «Запели тесаные дроги…», «Русь Советская», «Русь», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»).

Запели тесаные дроги
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка,
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

1. Художественный образ обобщает действительность, воплощает в единичном общее, вечное.

С помощью приема художественного обобщения созданы образ уездного города в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», губернского города в его поэме «Мертвые души», города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза», провинциальных городов в рассказах А. П. Чехова «Человек в футляре», «Ионыч».

Историческая личность в художественном произведении изображается согласно авторской трактовке образа, при этом выражена авторская оценка. Противоречивым можно назвать образ Емельяна Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка: с одной стороны, это преступник, «злодей», выбравший ложный путь насилия, жестоко расправляющийся с теми, кто отказывается ему присягать, например с капитаном Мироновым, с другой – сильная, широкая, поэтическая натура, персонаж, помнящий добро, держащий слово и помогающий Гриневу в безвыходной ситуации – тогда, когда оренбургский генерал отказывает главному герою в помощи.

Неоднозначен и образ Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»: с одной стороны, Петр – царь-преобразователь, прорубивший окно в Европу, основавший прекрасный город Санкт-Петербург, с другой – олицетворение жесткой государственной власти (Петр взнуздал Россию, как коня: «Не так ли ты над самой бездной на высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?»), государственной необходимости, не учитывающей интересы маленьких людей, разрушающей их судьбы.

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» противопоставлены образы Наполеона, отрицательного героя, индивидуалиста, выбравшего путь насилия, и Кутузова, положительного героя, забывающего о личных интересах и заботящегося о людях. Писатель выражает нравственную идею: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

3. Художественный образ является частью искусства, имеет эстетическое значение (художественное, связанное с творчеством).

4. Художественному образу свойственны многогранность, неисчерпаемость.

Авторы литературных произведений поднимают проблемы, но не решают их полностью; читатель наполняет художественный образ своими мыслями и чувствами, становится соавтором.

Так, сложен, противоречив образ Григория Печорина, главного персонажа романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин – и играющий жизнями людей, разрушающий людские судьбы и тем самым пытающийся развеять свою скуку эгоист, и незаурядно мыслящая, страдающая, судящая себя личность, ищущая смысл жизни, человек действия, пытающийся реализовать себя в «эпоху безвременья» (спада общественной мысли после подавления восстания декабристов, во время правления Николая I).

Далеко не однозначен образ странника Луки – героя драмы М. Горького «На дне»: по замыслу автора, Лука – отрицательный персонаж, уводящий других действующих лиц от жестокой правды жизни, пытающийся успокоить их, усыпить их сознание своими проповедями, лгущий во спасение – подобно тому, как это делается в несправедливо устроенном буржуазном обществе. (Жизненные взгляды создателя пьесы, близкие социалистическим идеям, выражает другой герой – Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… правда – бог свободного человека!», «Человек – свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…», «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью … уважать надо!») Тем не менее, с позиции современного читателя Лука – персонаж положительный: старик видит в опустившихся, потерявших свое имя ночлежниках прежде всего людей, способен к состраданию, милосердию. Поставленный автором в драме вопрос о том, что важнее – правда или сострадание, неправомерен: и то, и другое должно присутствовать в жизни.

Существуют различные трактовки появления образа Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать», посвященной событиям Октябрьской революции 1917 г., единого мнения литературоведов на этот счет нет: появление Христа свидетельствует об исключительной, еще не осознаваемой людьми важности события, революцию можно сравнить со страшным судом, красноармейцы совершают убийство Катьки, стреляют в невидимого за вьюгой Христа, отрицая нравственные основы, но не перестают быть «бедными», подобными детям, вызывать жалость, потому что не ведают, что творят, и Христос пришел спасти этих грешников.

5. Наконец, художественный образ существует по своим внутренним законам.

Например, по воспоминаниям современников, А. С. Пушкин говорил о своей героине Татьяне Лариной так:

Вообрази, какую шутку выкинула со мной Татьяна: замуж вышла. (…) Моя Татьяна поразила меня: она отказала Онегину.

Таким образом, внутренняя логика художественного образа подчиняет себе авторский вымысел.

Теоретико-литературные понятия «художественный образ», «собирательный образ» можно использовать в задании 17 «для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения».

Если статья оказалась полезной, ставьте «Нравится», подписывайтесь на канал!

Источник

Что такое художественный образ в литературе?

Важнейшей категорией литературы, определяющей ее суть и специфику, является художественный образ. Какое значение имеет это понятие? Под ним подразумевают явление, которое творчески воссоздает автор в своем творении. Образ в художественном произведении представляется результатом осмысленных писателем выводов о каком-то процессе или явлении. Особенность этого понятия в том, что оно не только помогает осмыслить действительность, но и создать свой вымышленный мир.

Попробуем проследить, что такое художественный образ, его виды и средства выражения. Ведь любой писатель старается изобразить те или иные явления так, чтобы показать свое видение жизни, ее тенденции и закономерности.

Что такое художественный образ

Такой образ называется художественным не потому, что идентичен реальным предметам и явлениям. Просто автор преобразует действительность с помощью своей фантазии. Задача художественного образа в литературе не просто копировать действительность, а передавать самое важное и существенное.

Каждый образ, созданный писателем, несет собой особую эмоциональность, оригинальность, ассоциативность и емкость.

Изменение форм художественного изображения

Реализм внес в литературу рациональное познание мира, научил выявлять причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Модернизм призвал писателей познавать мир и человека иррациональными средствами: вдохновением, интуицией, озарением. У реалистов во главе всего стоит человек и его отношения с окружающим миром. Романтики заинтересованы во внутреннем мире своих героев.

Читателей и слушателей тоже можно назвать каким-то образом сотворцами литературных образов, потому что важно их восприятие. В идеале читатель не просто пассивно стоит в стороне, а пропускает образ через свои собственные ощущения, мысли и эмоции. У читателей различных эпох открываются совсем другие стороны того, какой художественный образ изобразил писатель.

Четыре вида литературных образов

Художественный образ в литературе классифицируют по различным основаниям. Все эти классификации только дополняют друг дружку. Если делить образы на виды по количеству слов или знаков, их создающих, то выделяются следующие изображения:

Классификация образов по родовой и стилевой специфике

Все словесно-художественные творения принято делить на три рода. В связи с этим образы могут быть:

У каждого писателя есть свой стиль изображения персонажей. Это дает повод классифицировать образы на:

Все образы создаются по определенной системе и законам.

Деление литературных изображений по характеру обобщенности

Неповторимостью и самобытностью характеризуются индивидуальные образы. Они придуманы воображением самого автора. Индивидуальные образы применяют романтики и писатели-фантасты. В произведении Гюго «Собор Парижской Богоматери» читатели могут видеть необычного Квазимодо. Индивидуальным является Волан в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», Демон в одноименном произведении Лермонтова.

Обобщающим образом, противополжным индивидуальному, является характерный. Он содержит в себе характеры и нравы, имеющиеся у людей определенной эпохи. Таким являются литературные герои Достоевского в «Братьях Карамазовых», «Преступлении и наказании», в пьесах Островского, в «Сагах о Форсайтах» Голсуорси.

Высшей ступенью характерных персонажей являются типичные образы. Они были самыми вероятными для той или иной эпохи. Именно типичные герои встречаются чаще всего в реалистическойой литературе XIX века. Это отец Горио и Гобсек Бальзака, Платон Каратаев и Анна Каренина Толстого, мадам Бовари Флобера. Порой создание художественного образа предназначено для того, чтобы запечатлеть социально-исторические признаки эпохи, общечеловеческие черты характера. В перечень таких вечных образов можно занести Дон Кихота, Дон Жуана, Гамлета, Обломова, Тартюфа.

Из рамок индивидуальных персонажей выходят образы-мотивы. Они постоянно повторяются в тематике произведений какого-то автора. В качестве примера можно привести «деревенскую Русь» у Есенина или «Прекрасную Даму» у Блока.

Типичные образы, встречаемые не только в литературе отдельных писателей, но и наций, эпох, называют топосом. Такие русские писатели как Гоголь, Пушкин, Зощенко, Платонов использовали в своих сочинениях топосный образ «маленького человека».

Общечеловеческий образ, который бессознательно передается от поколения к поколению, называется архетипом. К нему относят мифологических персонажей.

Средства создания художественного образа

Каждый писатель в меру своего таланта раскрывает образы доступными ему средствами. Чаще всего, он делает это через поведение героев в определенных ситуациях, через его взаимосвязь с окружающим миром. Из всех средств художественного образа немаловажную роль играет речевая характеристика героев. Автор может использовать монологи, диалоги, внутренние высказывания человека. К событиям, происходящим в книге, писатель может давать свою авторскую характеристику.

В каком порядке характеризуется литературный

образ персонажа?

Создать художественный образ человека одна из важнейших задач любого автора. Вот по какому плану можно охарактеризовать того или иного персонажа:

Мега, макро и микро-образы

Иногда текст литературного творения воспринимается как мегаобраз. У него есть самостоятельная эстетическая ценность. Литературоведы отдают ему высшую родовую и неделимую величину.

Для изображения жизни в больших или меньших отрезках, картинах или частях используют макрообразы. Композицию макрообраза составляют небольшие однородные образы.

Самым малым размером текста отличается микрообраз. Он может быть в виде небольшого отрезка изображенной художником действительности. Это может быть одно фразовое слово (Зима. Мороз. Утро.) или предложение, абзац.

Образы-символы

Вечные образы

Существуют изображения неувядаемые, в них сочетается единство исторических и общественных элементов. Такие персонажи мировой литературы называют вечными. Сразу приходят на ум Прометей, Эдип, Кассандра. Любой интеллигентный человек добавит сюда Гамлета, Ромео и Джульетту, Искандера, Робинзона. Существуют бессмертные романы, новеллы, лирика, в которых новые поколения читателей открывают небывалые глубины.

Художественные образы в лирике

Источник

Художественный образ

Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но и обобщает действительность.

Определение понятия «художественный образ»

Теория литературы видит специфику художественного образа не только в том, что он осмысливает действительность, но и в том, что он создает новый, вымышленный мир. Писатель стремиться отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
Литературовед Валентина Хализев дает такое определение понятию «образ»:

«В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий».

Литературовед Л.И. Тимофеев так характеризует художественный образ:

«Художественный образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение»

То есть образ – это элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, такие, как «метель» у Пушкина, «парус» у Лермонтова, «роза и крест» у символистов).

Предназначение художественного образа

Художественный образ – становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное для автора. Отразить важные для писателя идеи, настроения, переживания, воплотить авторский замысел в нетривиальной художественной форме.
Так, один из героев романа Достоевского «Подросток» говорит о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера этого человека: поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определённый момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только художник Михайлов, а Вронский не заметил. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».

Художественный образ в литературе

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы. Это происходит по двум причинам: изменяется сам предмет изображения – человек, как следствие изменяются и формы его отражения искусством. Есть свои особенности в отражении мира, а значит и в создании художественных образов, писателями-реалистами, сентименталистами, романтиками, модернистами и т.д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального.
В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои обязательно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А писатели-романтики наоборот – возвышают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Писатели-реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств: интуиции, озарения, вдохновения и т.д. В центре реалистических произведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.

Художественный образ неисчерпаем

Художественныий образ – это инструмент по знания мира. Изучаемое явление получает свое осмысление в образе. Одна из особенностей художественного образа – диалог между исследователем (писателем, поэтом) и предметом, который он изображает. Любые окружающие нас явления жизни, детали, предметы – иллюзии, пока человек не познает их. Образ рождается в воображении автора, а затем воплощается в произведениях искусства, переносится в воображение читателя или зрителя.
Хотя создателями художественных образов являются художники в широком смысле слова (то есть поэты, писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы, мультипликаторы, кино- и театральные режиссеры и т.д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели и зрители. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственными мыслями, ощущениями и эмоциями, дает ему собственную трактовку.
Разные читатели в разные эпохи наполняют художественный образ своими собственными мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные стороны образа. Так, сегодня многие произведения ушедших эпох обретают новое прочтение, а созданные писателями образы героев обогащаются новыми чертами. Например, сегодня в сети существует множество сообществ фанатов таких неоднозначных героев, как Онегин, Печорин, Долохов. Образы этих героев для многих современных читателей обладают особой привлекательностью – это представители золотой молодежи своего времени, пресыщенные прожигатели жизни, носители философии саморазрушения, и этим они созвучны некоторым явлениям нашей эпохи.
И в этом смысле — в смысле возможности нового осмысления образа, его новой трактовки, нового осмысления — художественный образ неисчерпаем, как сама жизнь.

Источники:

Аристотель «Поэтика».
Л.А. Скубачевская «Литература: универсальный справочник»
Л.И. Тимофеев «Основы теории литературы»
В.Е. Хализев «Теория литературы»

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector