Что такое художественный язык в искусстве определение

Что такое язык в искусстве: возникновение и трактование термина

Не только человек обладает способностью говорить. Все, что окружает нас, может передавать информацию.

Определение термина

Понять, что такое язык в искусстве, поможет более развернутое трактование термина. Это комплекс образовавшихся в процессе исторического развития изобразительно-выразительных средств, благодаря которым строится художественный образ.

Причина появления

Вопрос о том, что такое язык в искусстве, стал одной из наиболее актуальных проблем для современной философии искусства. Он обнаружил себя в связи со свойственным постмодернизму кардинальным изменением направления внимания в этой области. Если классическая традиция рассматривала проблему творчества, то современная философия искусства уделяет внимание особенностям восприятия художественного произведения.

Подобные изменения впервые возникли после «всеобщей науки об искусстве», которую предложил М. Дессуар. Она была ориентирована не на изучение и анализ процесса возникновения и создания его объектов, а на анализ тех «эстетических переживаний», что появляются у воспринимающего их субъекта.

Его проявление

Стиль и язык в искусстве проявляются в особенной форме. Они говорят с помощью художественных образов. В каждом виде искусства образ проявляет себя как целая совокупность выразительных и материально-технических средств. Именно они должны демонстрировать тот специфический характер, которым обладает скульптура, танец или живопись.

Главные элементы

Разобраться, что такое язык в искусстве, можно на примере картин. Здесь особое значение имеют выразительные средства композиции: линия, форма, пропорции, тон, контраст, строение, цвет.

Каждый художник использует их в своей индивидуальной манере. Она является отражением его эмоционально-чувственного и образного восприятия мира.

К примеру, Ван Гог не мог правильно изобразить человеческую фигуру, что связано с отсутствием профессионального художественного образования. Это вылилось в основополагающую особенность его стиля, где очертания были лишены плавных и грациозных движений как неразрывной части природы, копирующих ее.

Искусство и его язык оказывают серьезное влияние на человека. Поэтому знание о нем поможет лучше понимать художественные произведения, а также расширить собственный кругозор.

Источник

Художественные языки живописи. Лекция

Х у д о ж е с т в е н н ы е я з ы к и ж и в о п и с и

Это сочинение (авторское) имеет целью определение закономерностей создания живописных произведений и их восприятия в цельном понимании художественного языка живописи.

О п р е д е л е н и е и с в о й с т в а

Художественным живописным языком следует считать комплекс художественных живописных средств и приёмов в единстве их применения автором и восприятия зрителем. Эти средства и приёмы делают произведение характерно узнаваемым для данного автора, направления или стиля, а также однозначно понимаемым при рассмотрении произведения.

Основной функцией любого языка является передача какой-либо информации между двумя субъектами диалога, от передающего к принимающему, посредством условных знаков и символов. Следовательно, главнейшим свойством языка должна быть его понимаемость для обеих сторон этого диалога.
Это правило в полной мере обязательно и для художественного языка. «Шифры и коды» художественного языка ограничивают круг «посвящённых», делают язык менее понятным, а в случае слишком большой зашифрованности полностью превращают произведение в авторский монолог и автономное заумствование.

Определённые свойства художественного языка могут быть присущи как отдельному автору, его стилю в целом, так и группе художников, формации в искусстве, школе, тематическому или стилевому направлению, а также историческому времени и целой эпохе.

Художественный живописный язык, как элемент искусства и человеческой культуры необходимо рассматривать в его историческом развитии. Язык живописи развивался с развитием цивилизации. Достижения живописи отражали развитие общечеловеческой культуры, соответствовали уровню знаний о природе, развитию наук оптики и геометрии.

Ключом к применению живописного языка является понимание основного закона искусства. Это гармоничное единство идеи и художественных средств её выражения.

Основным смыслом изучения художественного языка является преодоление той трудности в создании живописного произведения, когда возникает эффект распада, разложения вроде бы цельного изображения на отдельные нестыкующиеся части. Теряется цельность восприятия.
Из-за незнания или неучтения языковых закономерностей возможно, как бы выпадение некоторых элементов изображения из общего целого, противоречие частей. При этом каждый из элементов может быть написан, в общем, правильно и безукоризненно, но не в контексте данного применённого языка.

Натура и её изображение. Какова допустимая или необходимая степень их соответствия, сходства портрета и оригинала? Неполнота сходства заложена в самой природе. Задача изобразительного искусства – передача информации о натуре в том объёме и виде, который соответствует задумке автора и его пониманию истинности.
Достигается это определённым (ограниченным) набором изобразительных средств, которые в комплексе и составляют художественный живописный язык. При этом даже самый ограниченный набор изобразительных средств призван обеспечить ощущение правдивости живописного рассказа. Графика и без полутеней должна создавать впечатление объёмности предметов, а монохромная гризайль не должна восприниматься как описание «серого» мира.

Эффект правдивости и полноты изображения достигается тем, что зритель настраивается на понимание конкретного языка, осознаёт систему его условностей, допусков и ограничений. Ведь сегодня зрителя интересует не фотографическая тождественность изображения, а эмоциональное мнение художника о натуре и сюжете. Не копирование, а осознанное отображение.
При этом автор может написать часы «текущими», гитару прямоугольной, квадрат чёрным. И если зритель увидел в картине правду жизни и глубину смысла, восхитился точностью и мастерством применения изобразительных средств, то цель достигнута. Диалог состоялся.

С о с т а в я з ы к а

Подобно тому, как обычный звуковой язык состоит из слов, предложений, интонаций и акцентов, так и художественный живописный язык состоит из мазков, пятен, колорита, композиции и сюжета. Перечислим возможные составные элементы художественного языка живописи:

— Характерный колорит изображения, цветовая гамма.
Каждый художник создаёт живописное произведение с использованием конкретных цветов и их сочетаний, не обязательно применяя весь цветовой спектр. Возможно применение ограниченного количества цветов. Возможно также применение характерных цветовых сочетаний, контрастов. Цвет пятна может формироваться плотным наложением красок и их механических смесей; пространственным (оптическим) смешением красок; послойным лессировочным наложением; детализироваться валерами.

В вопросе колорита главным инструментом художника является система цветовых отношений, которую он применяет для переложения красок натуры в краски на холсте. Она, при всех возможных разнообразиях, всегда характерна и часто индивидуальна. Здесь нужно помнить, что любое отдельное цветовое пятно может дисгармонировать с целым, если оно не соответствует принятой системе цветовых отношений. Это же касается и системы тональных отношений переложения яркостей натуры в светлоты изображения.

— Способ наложения красочного мазка.
Наложение красочного мазка может отличаться по направлению, величине, плотности (пастозность или лессировка). Мазок может накладываться кистью или мастихином. Кисть может быть мягкой, дающей возможность растушевать края мазка или жёсткой, удобной для высокого мазка. Все эти свойства мазка дают определённую фактуру поверхности изображения, рельеф красочного слоя, что отражается на его восприятии.
При этом следует учитывать, что характер наложения мазка может меняться в пределах картины. Характер наложения мазка в общем случае служит для расстановки акцентов в изображении, а также участвует в построении перспективы.

— Особенности построения композиции.
К особенностям композиции следует отнести различные варианты достижения уравновешенности частей изображения, акцентированного их выделения или обобщения; принципы изображения пространства. Возможны различные подходы в построении пространственной перспективы. Так, например, в иконописи с целью подчёркивания святости применяется обратная перспектива (во всём изображении или в его частях).
В иконописи существует также способ пространственного изображения предметов без их перспективного уменьшения в размерах, а лишь с закрыванием дальних предметов ближними. В древнеегипетских изображениях применялся метод намеренного преувеличения размеров отдельных элементов для подчёркивания их смысловой значимости (боги, фараоны).
Всё это вполне правомерно существует наряду с привычным применением линейной перспективы в обычных реалистических картинах, а также свидетельствует о законном праве разных наций в разные исторические эпохи по своему понимать живопись, иметь свой художественный язык.

— Особенности сюжета.
Очевидным является преимущественный выбор разными авторами своих определённых сюжетных тем. Одни склонны к натюрмортам, другие к пейзажам, третьи к портретам. Здесь возможно рассмотрение фантастических образов Валеджо и Дали, реалистических пейзажей Левитана и Шишкина, исторических картин Репина и Сурикова, мифологических и библейских тем эпохи Возрождения, «вкусных» натюрмортов голландцев, «рабочих» сюжетов соцреализма, портретов Серова и Боровиковского.

— Глубина прописи и детализации.
Каждой картине можно определить своё место на воображаемой шкале по детализации элементов изображения. Если представить себе некое движение от самого большого и широкого обобщения элементов изображения к самой мелкой прописи деталей, то каждая работа найдёт в нём своё конкретное место. Один и тот же сюжет может быть написан очень ограниченным (вплоть до десяти) количеством мазков (пятен) или очень большим их количеством при неизменном формате.
Степень детализации может меняться в пределах одной картины. Она является, пожалуй, самой характерной приметой индивидуальности художника и узнаваемости его художественного языка. Ведь этот элемент художественного живописного языка более всего отражает характер самого художника, непосредственно связан с его темпераментом.

— Изображение формы предметов.
Форма предметов на картине изображается с помощью светотени и цвета. Границы предметов могут очерчиваться переходом цвета, изменением светлотного тона, простой линией. Возможны различные приёмы, дающие различные эффекты плоскостности либо объёмности предметов. Этот фактор находиться в тесной взаимосвязи с плоскостностью всего пространства на картине, со способом изображения перспективы.
Объёмно изображённый предмет «выпадает» из плоскостно решённого пространства, и наоборот, плоскостный предмет «выпадает» из объёмного пространства. Пространство и предметы в изображении могут быть более или менее объёмны либо плоскостны. Для гармоничного восприятия картины в ней объёмность изображения каждого предмета должна соответствовать общему закону построения перспективы всего пространства.
Иконная обратная перспектива вряд ли «состыкуется» с реалистическим сюжетом. И «реалистический» объект будет нелогичен в библейских клеймах. Этот элемент художественного живописного языка часто более характерен для определённой исторической эпохи с её уровнем развития культуры, чем для отдельного автора.

Т и п и ч н ы е х у д о ж е с т в е н н ы е ж и в о п и с н ы е я з ы к и и у с л о в и я и х ф о р м и р о в а н и я

Безусловно, в живописи существует великое множество художественных языков, как отдельных, так и объединённых в стилевые направления и исторические течения.
Каждый из них характерен для своего времени и эпохи, географии и слоёв населения. Здесь мы можем рассмотреть лишь некоторые из наиболее типичных и известных художественных языков.

1. Наскальные рисунки пещерных людей.
2. Древнеегипетское искусство.
3. Древнерусская иконопись.
4. Импрессионизм.
5. Цветовой контраст Ван Гога и Матисса.
6. Кубизм Пабло Пикассо.
7. Сюрреализм Сальвадора Дали.
8. Японская и китайская живопись.

Следует отметить, что основной функциональной сущностью каждого художественного живописного языка является его подчинённость определённой цели, определённому применению конкретным автором в конкретных условиях.
Хотя автор живописного произведения, как правило, лично оперирует кистью, краской или другим инструментом, всё же эти объективные условия даже в большей мере формируют свойства языка, чем личность автора и его желание самовыразиться. Ведь живопись всегда была плодом культуры своей исторической эпохи, начиная, очевидно, с наскальной.

Древнеегипетское изобразительное искусство характерно тем, что большая его часть выполнена в камне в виде барельефов, а не красками по плоскости. Это обусловило лаконизм и монументальность произведений, которым присущ минимум детализации ввиду применяемого материала и больших размеров. Но особенно характерным для древнеегипетского искусства является способ разноракурсного показа частей фигуры человека и богов, когда голова и ноги изображались в профиль (сбоку), а туловище в фас (спереди). Это, очевидно, соответствовало древнеегипетскому пониманию красоты.

Второй характерной особенностью древнеегипетского искусства является изображение фараонов и богов в значительно увеличенных размерах по отношению к простым персонажам. Это подчёркивало их величие, напоминало о божественности фараонов, призывало к повиновению.
В этом соответствие древнеегипетского искусства «социальному заказу» своего времени. В этом его общественная востребованность, расставляющая всех по своим незыблемым местам.

И, если социальной функцией древнеегипетского искусства было подчёркивание и обожествление царской власти, то для древнерусского искусства этого уже было недостаточно. Древнерусское живописное искусство, оформившееся в иконописи, ставило своей задачей обозначить божественность и святость вне прямой изобразительной связи с власть предержащими.

Здесь цари и князья уже не равновелики Богу, а участвуют в иконописном рассказе как благословляемые персонажи. Соответственно, выработался свой художественный живописный язык, дающий возможность рассказать о святости людей и предметов.
Здесь самой характерной особенностью является применение обратной перспективы. Так изображаются люди, строения, предметы. При этом способе точка схода параллельных линий находится, как бы между зрителем и иконой. Эта геометрическая нереальность и подчёркивает святость, божественное происхождение объекта.

Второй особенностью древнерусской иконы является способ изображения пространства, при котором ближние предметы лишь заслоняют собою дальние, а дальние никак не уменьшаются по обычной перспективе.
Третья особенность – это минимальность или полное отсутствие светотеневой деталировки объектов.
Все эти приёмы делают древнерусскую икону очень характерной по живописному языку. Неискушённый зритель поначалу воспринимает её как работу неумелого художника. И только при изучении богословия приходит понимание её художественного живописного языка.

С развитием науки и техники стало меняться само понимание задач изобразительного искусства.
«Живопись с приходом фотографии перестаёт быть описательной, а становится выразительной», (Анри Матисс).
Действительно, зачем старательно работать над портретом, добиваясь точного сходства? Ведь любой фотоаппарат справится с этой задачей гораздо быстрее, проще и точнее. Следовательно, для живописи осталась лишь сфера передачи эмоции, впечатления, мысли. Этим и занялись импрессионисты. Что же характерно для их художественного языка?

Главной особенностью импрессионизма стало почти повсеместное применение техники «Аля-прима» (A la prima). Работать без прописи и без подмалёвка, сразу «в полную краску» писать увиденное, пользуясь первым впечатлением, без длительного обдумывания – вот стилевое отличие импрессионизма.
Отсюда склонность к крупному, энергичному мазку и яркой цветности картин. Как можно дальше от монохромности!
Светотеневая деталировка объектов почти везде заменена на цветовую. Форма предметов пишется цветом. При этом точность формы и контуров – на втором месте. Цвет «вибрирует, мерцает».
Мир импрессиониста – это мир переплетающихся потоков света. Широко применяется пространственное смешение цветов в виде мелких пятен разных красок.

По вопросу о применении пространственного смешения красок французский неоимпрессионист Поль Синьяк писал:
«Всякая материальная смесь ведёт не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот, ведёт к ясности и блеску».

Это программное положение импрессионизма достаточно спорно. Точнее следует сказать, что «блеск» даёт именно неполное оптическое смешение цветов. Имеется в виду выбор такой величины мазка, при котором отдельный цвет всё же слегка читается глазом.

В привычной системе цветовых и тональных отношений при изображении тёмных участков цвет «скрадывается» тенью, глушится. Теневые участки обесцвечиваются, активно работает тон. Но постимпрессионист Ван Гог пошёл по другому пути.

Он не ослабляет цветовой контраст в тенях, оставляя неизменной светлоту теневого участка. В результате характерной особенностью картин Ван Гога становятся яркие цветные тени, а также напряжённая, экспрессивная манера письма, пастозный мазок.

Фовист Анри Матисс действовал в определённой степени аналогично Ван Гогу. Он пишет интенсивным открытым цветом, резко обобщая форму и пространство. У него характерным является повышение эффекта цветности за счёт противопоставлений дополнительными цветами, активное использование цветового контраста, применение максимально насыщенных цветов.

«Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю», (Пабло Пикассо).
Кубизм игнорирует привычное представление о форме предметов. Гитара и яблоко запросто могут быть прямоугольными. Люди тоже. Стремление к резкому разрушению формы – веяние бурного века. Здесь геометризация формы – это гротеск, отход от поисков художественного эквивалента реальности, попытка выявления внутренней сущности персонажей и предметов. Кубизм Пикассо пережил две стадии, аналитическую и синтетическую, в каждой решая свои задачи.

Сюрреалист Сальвадор Дали в создании собственного художественного языка пошёл ещё дальше. Вряд ли можно сказать, что узнаваемым его стиль делает мазок или колорит. Скорее на первом месте здесь стоят сами образы. Язык Дали формируется из необычного показа обычных предметов.
Необычность состоит в сложном, часто нереальном сочетании обычных предметов, в выборе ракурсов показа, в придании непривычных форм. «Мягкие» часы, горящий жираф и т.д.
Дали пишет свои «оксюмороны», как бы игнорируя законы физики, свободно обращаясь с общепринятой логикой. А точнее, имея свою логику. Смысл ставится выше условностей привычного восприятия. Эпатаж – вот один из подходящих терминов для описания приёмов Дали. И всё же, этот язык вполне понятен в 20-м веке.

Китайская и японская культуры развивались с глубокой древности своим особым путём. Связь с европейским искусством прослеживается только в поздние века. Исходя из исторической и географической обособленности, живопись этих народов представляется наиболее далёкой и сложной для понимания европейцем.

В древнеяпонской живописи известен стиль Укие-э. Это гравюра в технике ксилографии (по дереву) либо рисунок тушью. Материалом служил шёлк либо бумага. Исторически стиль возник в виде афиш театра Кабуки с его жанровыми сценами и портретами ведущих красавиц.
Портреты Укие-э представляли собой скорее идеализированные типажи, они редко отличались друг от друга чертами лица, чаще отличия состояли в надписях на кимоно. Затем появились картины «цветы и птицы» (катега), пейзажи.

Похожими свойствами обладает и древнекитайская живопись Гохуа. Те же материалы – гравюра или тушь, водяные краски по шёлку или бумаге. Но китайская живопись более тяготеет к монохромности. Китайская и японская живопись объединяются ещё и своеобразным настроением созерцания.

Часто встречается резкий широкий мазок кисти, асимметрия в композиции. Пространство не углубляется. И рисунок и гравюра выполнялись с минимальной цветностью – в две-три краски, а также без полутонов и теней. При этом сопровождались каллиграфическими надписями. В традиционном восприятии китайской и японской живописи характерен особый уникальный подход – рассматривание красоты линий, каллиграфии как самостоятельного и самоценного художественного элемента изображения.

О «м о н о л о г е» н а н е п о н я т н о м я з ы к е

Необходимо также отдельно сказать о таком явлении, как «чистое искусство». Оно характеризуется понятностью художественного языка только для избранного, узкого круга зрителей. Это – искусство «в себе», только для посвящённых, «искусство ради искусства». Это – своеобразный монолог автора, которому зритель по большому счёту не нужен.

Имеет ли художник право на такой монолог? Безусловно. Ведь он – личность, индивидуум, единственный и неповторимый со своими уникальными мыслями и идеями. Будет ли он интересен хоть кому-то в своём монологе? Нет. Ведь зритель тоже личность. Он тоже имеет свои права, в частности право игнорировать непонятное.

Но, это всё же крайности. В реальном случае почти всегда речь идёт только о широте этого самого «узкого круга посвящённых», которым адресовано художественное высказывание. Часто произведение остаётся непонятным для среднего зрителя, малоподготовленного для восприятия сложного языка и неискушённого в хитрых изысках искусства. То есть, массы или элита? Каждый автор выбирает своего адресата для произведения и соответствующий язык общения.

«Нужно изображать всеобщую сущность красоты, а не оригинальничать так, чтоб произведения обязательно отличались от всего созданного ранее»,
(Иван Ефремов, «Лезвие бритвы»).

Также очевидно, что само по себе живописное произведение должно быть самодостаточным в своей изобразительной части, не требующим никаких специальных дополнительных комментариев к изображению. Ведь даже подпись с названием работы при её минимальном тексте является только желательным, но не обязательным атрибутом живописного произведения.

Работа должна быть понятной без всяких подписей и названий. Даже более того, каждый зритель имеет собственное право домыслить название картины по своему вкусу и восприятию. Однако при учёте всего вышесказанного, в живописи для усиления эстетического эффекта возможно применение дополнительного сопровождения картин в виде литературных приложений, инсталляций, других картин или музыки.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector