Что такое цель текста в русском языке

Как быстро научиться определять и записывать основную мысль текста?

Многие учащиеся совсем не понимают, как определять основную мысль текста, несмотря на то что это достаточно простой навык, который отрабатывается с помощью алгоритма.

Работа над пониманием текста в средней школе почти не ведется, но на всевозможных контрольных работах, присланных сверху, часто проверяют умения и навыки, связанные с пониманием текста. ВПР по русскому языку также содержит задания, где требуется определить тему и правильно записать основную мысль.

Для того чтобы научиться правильно выполнять это задание, нужно иметь теоретические знания, связанные с понятием текст.

Что такое текст и как его составляют?

Человеческая речь развивается постепенно. Каждый человек начинает осваивать устную речь уже на первом году жизни. Сначала мы учимся произносить гласные звуки, потом начинаем использовать согласные и тут же составляем из них слоги и простые слова.

Уже в дошкольном возрасте человек начинает интуитивно составлять понятные высказывания на определенную тему. Дети могут рассказать, где они были, что делали и видели. Ребенок, показывающий речевой навык, позволяющий ему составить устный рассказ или текст, использует несколько предложений, объединенных одной темой, идеей и основной мыслью.

Каждый раз, когда хочется рассказать историю, человек формирует высказывание на определенную тему. Дети и взрослые не просто так рассказывают. Они хотят донести до слушателя информацию, которая их особенно волнует.

Если их речь будет внутренне организованной и относительно законченной, то полученное высказывание можно назвать текстом. Тогда у созданной единицы речи проявится основная мысль, которую старается уловить слушатель, чтобы осознать услышанное.

В школе детей учат осмысленному пониманию структуры письменного текста и его особенностей. Рассматривают различные композиции текста, учитывая три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип речи требует своей уникальной структуры.

Микротемы нужны для полного раскрытия темы.

Как определяют основную мысль в тексте

Основная мысль заложена во всем тексте. Чтобы слушатель смог понять, в чем смысл высказывания, автор текста начинает развивать свою идею с самого начала, переходя от одной микротемы (абзаца) к другой. Когда рассказчик считает, что он полностью высказался по данной теме, он делает вывод и заканчивает свою речь.

Чтобы определить основную мысль текста нужно:

Внимание : распространенной ошибкой многих учащихся является попытка при определении основной мысли текста создать полностью самостоятельное суждение без слов автора, используемых в тексте. В этом случае ученик совершает подмену. Он заменяет слова, которые сказал автор, на свои, близкие по смыслу, но искажающие истинную мысль автора.

Как определить и записать основную мысль на практике?

Чуть ниже представлен текст о букве ё. Автор составил высказывание, в котором он размышляет о важности буквы ё в русском алфавите. Он написал 3 абзаца, и в каждом раскрыл микротему. В каждом абзаце имеется 1 предложение, которое несет в себе основную смысловую нагрузку. Все эти предложения выделены жирным шрифтом.

(8)Как возникла идея поставить над буквой «е» две точки? (9)При царице Екатерине было модно всё немецкое, и когда было принято решение о введении новой буквы в российский алфавит, к букве «е» прибавили две точки наверху по образцу некоторых немецких букв. (10)Существует и другая версия, что букву «ё» заимствовали из французского языка. (11) Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. (12)Даже буква «ё» долгое время считалась неприличной.

(13)Судьба новой буквы была непростой. (14)При советской власти для экономии типографской краски букву «ё» печатали без точек, таким образом, поставили её на одну доску с буквой «е». (15)Однако исчезновение точек над буквой «ё» может полностью изменить смысл слова. (16)Так, например, фамилии многих людей стали звучать неправильно. (17)На защиту буквы стали руководители многих организаций и учёные. (18) Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. (19)На протяжении веков она преображала наш язык и делала его более разнообразным и ярким. (20)Убрав из алфавита букву «ё», мы сделаем наш богатый русский язык более простым.

Источник

Что такое цель высказывания в русском языке?

С детства мы учимся составлять слова в предложения. Сначала получаются простые, потом и сложные. В школе детям рассказывают, из чего состоят предложения, в каком порядке расставляются слова и знаки препинания. Но предложения формируются не просто так, а всегда для какой-то цели, т. е. предложение имеет цель высказывания. Чем различаются предложения по цели высказывания? Как их видеть и различать? В этом поможет разобраться данная статья.

Что такое цель высказывания в русском языке?

С детства ребенок учится составлять слова в предложениях, постепенно усложняя их, но каждое предложение всегда несет определенный смысл.

Это либо просьба, либо вопрос, либо просто рассказ о чем-то произошедшем. Что такое цель высказывания в русском языке? По сути, это то, ради чего составляется то или иное предложение.

Поскольку выражения составляются с определенной целью и для достижения какого-либо результата, то предложения делятся на виды по цели высказывания. Хотя в теоретическом плане это и может показаться сложным, дети усваивают все на практике за весьма короткое время, даже если им никто не объясняет правила.

Вам будет интересно: Фото Сталина: личное и не очень

Первый вид – повествовательные предложения, второй – вопросительные и третий – побудительные. Чем они отличаются и как их использовать?

Повествовательные предложения

Повествовательные предложения констатируют какие-либо факты. Можно сказать, что такой вид предложений по цели высказывания помогает рассказать о различных событиях, явлениях.

С помощью повествовательных предложений можно рассказать, как прошел день, поделиться планами, впечатлениями и т. д. Но разбираться с тем, что такое цель высказывания, лучше на конкретных примерах:

В данном примере просто рассказывается о том, как прошел день т. е. сообщаются определенные факты.

Побудительные предложения

Вам будет интересно: Спряжение глаголов ser и estar

Побудительные предложения используются тогда, когда нужно о чем-то попросить, призвать к чему-то, приказать и т. д.

Т. е. побудить другого человека к какому-либо действию. Примеры:

Из данных примеров видно, что говорящий призывает своего слушателя к определенным действиям: позвонить, зайти в гости. То есть побуждает что-либо совершить.

Вопросительные предложения

Скорее всего, значение данного вида предложений становится ясно из названия. Вопросительные предложения используются, когда нужно получить определенную информацию.

Стоит отметить, что вопрос может быть и риторическим, т. е. не требовать ответа и использоваться лишь как средство выразительности. Примеры вопросительных предложений:

Предложения по эмоциональной окраске

Разобравшись с тем, что такое цель высказывания, следует перейти и к интонации. Когда ребенок учится составлять предложения, он так же усваивает и интонацию, с которой следует их произносить. Интонация – это то, как звучит наш голос. Повышается его громкость или понижается, выделяются слова, акцентируются или произносятся нейтрально. Можно взять одно предложение и прочитать его совершенно по-разному. Зачастую от смены интонации зависит и смысл предложения. По интонации предложения делятся на две большие группы: восклицательные и невосклицательные.

Восклицательные

Восклицательные предложения отличаются тем, что произносятся они с особым чувством, сильными эмоциями. Часто в восклицательных предложениях используются наречия, междометия и местоимения для усиления эмоциональной окрашенности. Сравните:

Первое предложение можно прочитать нейтрально, одной интонацией. Читая другие, уже хочется повысить голос, вложить в него больше чувств и эмоций, чтобы передать это восхищение. Восклицательными могут быть и повествовательные предложения, и побудительные, и вопросительные.

Невосклицательные

Если, произнося восклицательные предложения вслух, нужно вкладывать в голос определенную силу и эмоции, то невосклицательные предложения должны звучать довольно спокойно и нейтрально. В этом типе предложений отсутствует очевидная эмоциональная окрашенность:

Интонация

Также стоит помянуть, что интонация и цель высказывания – такие явления, которые очень тесно связаны и влияют друг на друга. В русском языке отсутствует четкий порядок слов. Мы можем переставлять слова, менять их местами, но смысл предложения будет все равно понятен. Поэтому и вопросительное предложение можно прочитать как повествовательное, но что тогда их отличает? Интонация! Именно с помощью интонации в устной речи слушатель может отличить, задан ему вопрос, обращаются к нему или это просто сообщение какой-либо информации. Сравните:

Совершенно ясно, что такие предложения по цели высказывания абсолютно разные, хотя и состоят из одинаковых слов. Они будут читаться по-разному, и акцент будет падать на разные слова.

Таким образом, интонация – это чередование повышения и понижения голоса, выделение каких-либо слов с помощью интонационного ударения, определенный ритм, паузы. Без разных интонаций речь будет безликой, а смысл предложений непонятным. Интонация не только украшает речь, но и помогает передать смысл предложений.

Даже обычную похвалу «молодец» можно прочитать совсем по-разному. Например:

Это можно произнести с искренней радостью за чьи-то успехи. Это будет прямой смысл. А можно прочитать с долей иронии, имея в виду совсем не успехи, а их отсутствие:

Интонация играет значительную роль в иронии, потому что чаще всего без определенных изменений в голосе иронию очень сложно уловить.

Интонация не всегда ровная. Она может повышаться или понижаться. Повествовательные предложения чаще имеют восходяще-нисходящую интонацию. К середине интонация повышается, а к концу предложения понижается. В вопросительных предложениях интонация может быть совершенно разной, все будет зависеть лишь от того, на какое слово подает логическое ударение, т. е. на каком слове сделан акцент. В побудительных предложениях чаще всего интонация повышается в конце. Особенно если побудительным предложением выражена не просто просьба, а приказ.

Знаки препинания в разных типах предложений

Разобравшись с тем, что такое цель высказывания и интонация и как они влияют друг на друга, можно перейти к особенностям расстановки знаков препинания.

Цель высказывания и интонация определяют, какой знак препинания будет стоять в конце предложения. В повествовательных и побудительных предложениях с отсутствующей яркой эмоциональной окраской в конце ставится точка. Такие предложения читаются с ровной и спокойной интонацией, без резкого повышения и понижения голоса. Восклицательный знак может стоять в конце повествовательных, побудительных и даже вопросительных предложений. В первых двух случаях в конце предложения ставится один восклицательный знак, а само предложение приобретает определенную эмоциональную окраску. В третьем случае, поскольку по цели высказывания предложение вопросительное, то и вопросительный знак будет считаться главным, и будет стоять на первом месте, а уже за ним следует восклицательный, добавляя вопросу определенный эмоциональный оттенок.

Знаки препинания могут стоять не только в конце, но и в середине предложения. Например, можно встретить восклицательный знак, заключенный в скобки и стоящий в середине предложения. В этом случае он выделяет какое-либо слово, показывает его значимость, делает на нем акцент, поэтому и прочитать такое предложение необходимо с соответствующей интонацией, выделяя отмеченное слово. В скобках в середине предложения также может находиться и вопросительный знак. В этом случае он ставит под сомнение какое-то слово. При чтении это также нужно отмечать.

Итак, все виды сложных и простых предложений по цели высказывания могут быть повествовательными, побудительными и вопросительными. По эмоциональной окраске – восклицательными и невосклицательными. И также предложения отличаются интонацией. Какой тип выбрать, будет зависеть от того, с какой целью составляется текст и какое впечатление он должен провести на слушателя или читателя. На письме особенности интонации отмечаются знаками препинания, которые могут стоять как в конце предложения, так и в середине.

Источник

🎯 Цели в тексте

В некотором роде это будет уместно к посту про образы. Для начала, введу немного терминологии, чисто в рамках этого поста:

Здесь важно заметить, что это всё имеет смысл, только с точки зрения автора и никак иначе, потому, что автор может писать исключительно чтобы заработать. Потом произведение объявят шедевром и всё такое. Автор, конечно, согласится, и даже в интервью скажет, что цель и была «сделать шедевр». То бишь, со стороны читателя это всё гадание и предположения.

Цель произведения это: высказаться, заработать денег, развлечь публику, размять мозги, раскрыть глаза людям и т.п.. Это может быть и не одна цель, или цепочка, например, «развлечь публику, чтобы заработать денег». Цель текста сложнее, о ней и поговорим.

В общем случае, если брать весь текст произведения, то его цель приближается к цели самого произведения, но могут быть исключения. Если же брать часть текста, то мы приходим к: цель главы, цель сцены, цель абзаца, и т.п.

И вот тут возникает для многих авторов болезненный вопрос:

Если идеи (не-епутать с моралью!) произведения нет, даже интуитивной, то тот вопрос совсем неприятен. Верно, многие авторы, на него ответят «я так вижу». Для человека с развитым чувством вкуса, это вполне себе ответ, да и надо уметь доверять себе. Но если у автора имеется некое сомнение (и лучше, если оно имеется, иначе будет очередное «Кучерявствие»), то хорошо бы приучить себя хотя бы постфактум вводить некие мерила, для ответов на этот вопрос.

Мерило найти не сложно. В тексте обычно есть: настроение произведения, главы, сцены; характер фокального персонажа, и прочие аттрибуты, которые могут подсказать, что уместно использовать.

Кроме того, образы можно «сцеплять». Для примера:

На поляне, усыпанной яркой листвой, рыжую лисицу почти не было видно, казалось, будто звуки скрипки — завывание ветра, хруст ломающихся под ним деревьев, раскаты грома — лились отовсюду.

Денис вздрогнул, когда в рёв скрипичного шторма влилась гитара. Он глянул в сторону Игоря. Тот, с закрытыми глазами, шёл через поляну к лисице и не переставал играть.

Поднявшийся ветер с завыванием бросил листья Денису в лицо, где-то рядом затрещало падающее дерево. Денис потерял из виду и Игоря, и лисицу. Повсюду кружился хоровод листьев, оглушающие звуки концерта сливались с поднявшейся бурей.

Здесь музыка коряво показывает буйство природы, чтобы потом этот образ стал реальным. Это самый примитивный и простой пример, сцепленности. Никто ведь не мешал звуки описывать как-то иначе, упомянуть некое известное произведение, сыпануть терминами, но у нас под рукой кучеряшки образов, чего бы их не использовать? Более того, если есть возможность, то можно все предыдущие «концерты» показать через описание природы.

Всю ночь, он метался по белой как бумага простыне — ему то мерещилось огромное задумчивое лицо девушки, то казалось, что он становится плоским и бесцветным, как и весь мир.

Собственно таких примеров я могу набросать множество, как и то, что они по сути на читателя не очень то работают. То бишь, подбирать точный образ везде и всюду — дело добровольное и исключительно авторское. Кроме того, стоит делать скидку, на того кто читает. Да, ответ на вопрос, «почему автор использовал это слово» вполне может быть и «потому что ЦА это нужно/понятно». Тут всё от цели произведения зависит, ну вы понимаете?

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector