Что такое целое число в русском языке

Содержание

Количественные числительные

Количественные числительные — это слова, обозначающие числа и количества предметов. Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?:

один, семь, сто пять.

Количественные числительные изменяются по падежам, но не изменяются по числам и родам. Исключение составляют числительные один, два, оба, полтора, которые изменяются по родам:

один – одна, два – две, оба – обе, полтора – полторы,

и числительные один, тысяча, миллион, миллиард, которые изменяются по числам:

один – одни, тысяча – тысячи, миллион – миллионы, миллиард – миллиарды.

Количественные числительные характеризуются специфической сочетаемостью с существительными:

Числительное один согласуется с существительными во всех падежах:

один друг, одного друга, одному другу, одним другом, об одном друге.

два друга, три банана, четыре берёзы.

После всех остальных числительных существительные стоят в родительном падеже множественного числа:

семь друзей, сорок бананов, сто берёз.

Во всех падежах, кроме именительного, числительные будут согласоваться с существительными:

нет двух друзей, подошёл к двум друзьям, гордился двумя друзьями, говорил о двух друзьях.

Разряды

Количественные числительные делятся на разряды :

один, двадцать пять, сто.

три пятых, одна восьмая.

Дробные числительные состоят из двух частей: первая часть — числитель дроби представляет собой количественное числительное в именительном падеже, вторая часть — знаменатель дроби представляет собой порядковое числительное в родительном падеже множественного числа:

Если в числителе стоит 1 или 2, то употребляется форма женского рода:

одна десятая, две седьмых.

Дробные числительные пишутся раздельно.

В разговорной речи некоторые дробные числительные имеют определённые названия:

одна вторая – половина, одна третья – треть, одна четвёртая – четверть.

Существительные после дробных числительных всегда ставятся в родительный падеж единственного числа:

половина яблока, три четвёртых площади, четверть килограмма.

двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро;

о́ба (и тот и другой, и то и другое), о́бе (и та и другая).

Собирательные числительные обозначают количество лиц или предметов как единую группу, что-то объединённое и нераздельное:

обе сестры, четверо друзей.

Собирательные числительные сочетаются:

двое очков, трое санок.

трое друзей, пятеро котят.

С этими существительными могут сочетаться и обычные количественные существительные:

трое друзей – три друга, пятеро котят – пять котят.

двое носков, трое сапог.

обе сестры, обе ноги.

После собирательных числительных, стоящих в именительном падеже, существительное ставится в родительный падеж множественного числа:

двое мальчиков, трое котят, пятеро ребят.

После собирательных числительных оба, обе, стоящих в именительном падеже, существительное ставится в родительный падеж единственного числа:

Числительные оба, обе единственные из собирательных, которые сочетаются с любыми существительными, обозначающими поддающиеся счёту предметы:

оба окна, оба дела, обе двери, обе лапки.

Правописание количественных числительных

При склонении данных числительных у них изменяются только окончания:

сем ь десят, сем ь сот.

При склонении изменяются обе части этих числительных:

Правописание мягкого знака в числительных

в середине на конце
пятьдесят
шестьдесят
семьдесят
восемьдесят
пятьсот
шестьсот
семьсот
восемьсот
девятьсот
пять
шесть
семь
восемь
девять
десять
одиннадцать
двенадцать
тринадцать
четырнадцать
пятнадцать
шестнадцать
семнадцать
восемнадцать
девятнадцать
двадцать
тридцать

Числительные трист а и четырест а пишутся с А на конце. Числительные девяност о и ст о в именительном и винительном падежах пишутся с О на конце, в остальных же падежах с А:

девяносто сто
И. девяносто сто
Р. девяноста ста
Д. девяноста ста
В. девяносто сто
Т. девяноста ста
П. о девяноста о ста

Числительное ПОЛ

Вместо слова половина часто употребляется его сокращённая версия — пол. Числительное пол с другими словами может писаться слитно, раздельно или через дефис.

Источник

Количественные числительные, обозначающие целые числа. Их склонение и правописание

Класс: 6

Установленные требования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения. Современный школьник должен, прежде всего, уметь самостоятельно «добывать» знания, выстраивая последовательность действий, а учитель, в данном случае, выступает в роли направляющего звена. В этом случае, традиционная классно-урочная система становится мало эффективной. Необходимы новые подходы и современные технологии. Именно поэтому технология смешанного обучения все прочнее входит в школьное образование. Данная технология позволяет синтезировать традиционную классно-урочную систему и дистанционное обучение. Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения, особенно для тех педагогов, кто только начинает внедрять данную технологию в учебный процесс, является педагогическая модель «Перевернутый класс».

Суть модели «Перевернутого класса» состоит в том, что с теоретическим материалом обучающиеся знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом видеоматериалы в Интернете, а на следующий день в классе выполняют практические задания, участвуя в индивидуальной и групповой работе, общаясь с одноклассниками и педагогом.

Таким образом, классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы. После разбора сложной теоретической части и возникших вопросов выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.

Кроме того, довольно продуктивными при изучении нового материала на уроках русского языка являются лабораторные работы. Этот вид работы был апробирован еще в XX веке, но до сих пор не утратил своей актуальности и педагогической направленности.

Сценарий урока базируется на УМК под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса, В.В.Львова. В ходе работы на уроке каждый обучающийся ведет записи в рабочей тетради для лабораторных работ. В оценочном листе на каждом этапе выставляет отметку согласно критериям (рабочая тетрадь, стр.6). Итоговая отметка за урок высчитывается по среднему арифметическому. Обучающиеся выполняют лабораторную работу индивидуально, в парах и малых группах, в зависимости от сложности задания.

На ноутбуках (планшетах) размещена презентация в формате MO PowerPoint. В ходе выполнения лабораторной работы обучающиеся заполняют таблицы, записывают выводы в тетради. Время на выполнение лабораторной работы 2 урока.

Конспект урока

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умения правописания падежных окончаний количественных числительных, обозначающих целые числа.

Планируемые результаты:

Организация самостоятельной работы обучающихся с теоретическим материалом.

Каждый обучающийся получает маршрутный лист с заданием (Приложение).

Ход урока

I. Актуализация имеющихся знаний и способов действий с ними

Урок начинается с проверки домашнего задания.

На какие группы по своему строению делятся количественные числительные, обозначающие целые числа?

Ответы обсуждаются и вносятся в таблицу 1 рабочей тетради. Затем в презентации выбирают задание 1, выполняют индивидуально.

Кто автор стихотворения? Определите стихотворный размер. Выпишите количественные числительные, обозначающие целые числа, распределив их на группы по своему строению. Объясните свой выбор.

Вывод:

II. Эксперимент

1. Для выполнения данного задания пройдите по ссылке 2 в презентации. Задание выполняется в парах. Обучающиеся делают свои выводы. Результаты совместных наблюдений записываются в тетрадь.

Две парты

Три парты

Четыре парты

Пять парт

Двух парт

Трёх парт

Четырёх парт

Пяти парт

Двум партам

Трём партам

Четырём партам

Пяти партам

Две парты

Три парты

Четыре парты

Пять парт

Двумя партами

Тремя партами

Четырьмя партами

Пятью партами

О двух партах

О трёх партах

О четырёх партах

О пяти партах

Вывод:

2. Для выполнения задания 3, необходимо пройти по ссылке в презентации «Задание 3». На данном этапе обучающиеся работают в малых группах (3-4 человека).

Выполнение задания направлено на достижение метапредметных результатов. Интегрирование математики и русского языка способствует развитию вычислительных навыков и правильному употреблению падежных форм количественных числительных на всех уроках. А обращение к литературному материалу позволит шестиклассникам пополнить галерею образов «маленького человека» в русской литературе. Учитель может напомнить ребятам, какой тип литературного героя понимается под «маленьким человеком».

Каждая группа представляет расчеты на листе формата А1.

В данном задании оценивается, прежде всего, употребление падежных форм числительных. При необходимости учитель направляет на верное решение задачи.

III. Этап закрепления знаний и первоначальной отработки способов действия с ними

Обучающиеся проходят по ссылке «Задание 4» и выполняют тест, который состоит из пяти вопросов. Задания теста направлены на умение находить верные и ошибочные ответы по изученной теме. По итогам прохождения теста учащиеся вносят последние результаты в оценочный лист. Все ошибки анализируются, систематизируются и комментируются.

IV. Рефлексия

В оценочных листах каждый ученик самостоятельно оценивает свою работу и отмечает значком:

V. Домашнее задание

Дополнительное задание к № 1, 3.

Выделите окончания числительных; укажите, какими являются числительные по своему значению.

Приложение 1

Домашнее задание

1. Считайте с помощью мобильного устройства qr-код, просмотрите видеоматериал и ответьте на вопросы.

Вопросы

Результаты домашней работы можно занести в таблицу

Источник

Подборка правил: имя числительное

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте (пять, двадцать семь, шестьсот, девятьсот тридцать седьмой).

Постоянные морфологические признаки имени числительного

1. Простые и составные числительные

2. Количественные и порядковые числительные

3. Разряд (только у количественных числительных)

Непостоянные морфологические признаки имени числительного

1. Падеж

2. Число (только для порядковых)

3. Род (только для порядковых)

Склонение количественных числительных

Начальная форма имён числительных – именительный падеж.

Именительный падеж пятьдесят четверо одна третья
Родительный падеж пятидесяти четверых одной третьей
Дательный падеж пятидесяти четверым одной третьей
Винительный падеж пятьдесят четверых одну третью
Творительный падеж пятьюдесятью четверыми одной третьей
Предложный падеж о пятидесяти о четверых об одной третьей

ЗАПОМНИ!
При склонении количественных числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых – только последнее слово: пятьсот шестнадцать – пятьюстами шестнадцатью – пятьсот шестнадцатого.

Именительный падеж восемьсот восемьдесят семь деревьев шестьсот сорок четыре детали семьсот восемьдесят две коробки
Родительный падеж восьмисот восьмидесяти семи деревьев шестисот сорока четырёх деталей семисот восьмидесяти двух коробок
Дательный падеж восьмистам восьмидесяти семи деревьям шестистам сорока четырём деталям семистам восьмидесяти двум коробкам
Винительный падеж восемьсот восемьдесят семь деревьев шестьсот сорок четыре детали семьсот восемьдесят две коробки
Творительный падеж восьмьюстами восьмьюдесятью семью деревьями шестьюстами сорока четырьмя деталями семьюстами восьмьюдесятью двумя
коробками
Предложный падеж о восьмистах восьмидесяти семи деревьях о шестистах сорока четырёх деталях о семистах восьмидесяти двух коробках

Склонение числительных полтора, полтораста

Падеж Мужской род Женский род Средний
Именительный падеж полтора полторы полтора
Родительный падеж полутора полутора полутора
Дательный падеж полутора полутора полутора
Винительный падеж полтора полтары полтора
Творительный падеж полутора полутора полутора
Предложный падеж полутора полутора полутора
Именительный падеж полтораста
Родительный падеж полутораста
Дательный падеж полутораста
Винительный падеж полтораста
Творительный падеж полутораста
Предложный падеж полутораста

Склонение собирательных числительных оба/обе

Падеж Мужской род Женский род Средний род
Именительный падеж оба обе оба
Родительный падеж обоих обеих обоих
Дательный падеж обоим обеим обоим
Винительный падеж оба обе оба
Творительный падеж обоим обеим обоим
Предложный падеж (об) обоих (об) обеих (об) обоих

Склонение порядковых числительных

Порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные, – по числам, родам и падежам.

Именительный падеж триста тридцать первый
Родительный падеж триста тридцать первого
Дательный падеж триста тридцать первому
Винительный падеж триста тридцать первого
Творительный падеж триста тридцать первым
Предложный падеж о триста тридцать первом

Правописание мягкого знака ь в числительных

ЗАПОМНИ!

Мягкий знак Ь НЕ пишется в середине следующих числительных: пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать.

Правописание НЕ в числительных

ЗАПОМНИ!
НЕ с числительными всегда пишется РАЗДЕЛЬНО: не три, не девятый.

Морфологический разбор имени числительного

1. Часть речи. Общее значение.
2. Начальная форма (именительный падеж).
3. Постоянные признаки: простое или составное; количественное или порядковое; разряд (для количественных).
4. Непостоянные признаки: число (если есть), род (если есть), падеж.
4. Роль в предложении.

ПРИМЕР:

Мы вернулись через десять лет.

1. Вернулись (когда?) через десять лет.

3. Пост.: простое, количест., целое количество.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector