Художественный текст про ель и сосну
Ответы
1.Чертёж земной поверхности
2.Карты мира бывают политическими, климатическими, рельефными, топографическими, историческими
4 Обычно содержит информацию о географическом составе страны, региона или континента, а также социальной статистике и особенностях физической географии, например горах, водоёмах или дорогах.
Хвойные деревья передают иное настроение и смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погружённость в себя.
Сосны и ели представляют часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царят глушь, сумрак, тишина. Приведём примеры из «Жениха», «Воспоминаний в Царском Селе», «Няне» и пятой главы «Евгения Онегина» Пушкина.
С тропинки сбилась я: в глуши
Не слышно было ни души,
И сосны лишь да ели
В тени густой угрюмых сосен.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе.
Вдали темно и чащи строги.
Под красной мачтой, под сосной
Стою и медлю — на пороге
В мир позабытый, но родной.
Достойны ль мы своих наследий?
Мне будет слишком жутко там,
Где тропы рысей и медведей
Уводят к сказочным тропам.
С бором связано представление о чудесах, он сохраняет своё значение даже в стихах, лишённых сюжета. В поэзии Бунина очень много хвойных деревьев, что связано с особым чувством родины как глухой заброшенной стороны: “Под небом мертвенно-свинцовым // Угрюмо меркнет зимний день, // И нет конца лесам сосновым, // И далеко до деревень” («Родина»). У Бунина вообще преобладают безлюдные пейзажи, и эта пустынность во многом явлена через образы сосны или ели. Фантазию поэта влечёт туда, “где ельник сумрачный стоит // В лесу зубчатым тёмным строем, // Где старый позабытый скит // Манит задумчивым покоем. ”
Ель и сосна часто живописуются чёрным, траурным цветом: “Под покровом чёрных сосен” (В.Жуковский); “Сосна так темна, хоть и месяц. ” (А.Фет); “Чёрные ели и сосны сквозят в палисаднике тёмном. ” (И.Бунин). Эта чернота хвойных деревьев сгущается от теней, образующих с ними одно живописное целое: “. И сосен, по дороге, тени // Уже в одну слилися тень” (Ф.Тютчев). У Е.Баратынского сосны отбрасывают двойную тень — от заходящего солнца и восходящей луны: “. Двойная, трепетная тень // От чёрных сосен возлегает. ” («Эда»).
Несменяемая зелень вызывает ассоциации
хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы: “. И дремлют ели гробовые” (В.Жуковский); “И дикая краса угрюмо спит” (А.Кольцов); “И тихо дремлет бор зелёный” (И.Бунин).
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида
Тема. Ель, сосна – хвойные растения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида
Тема. Ель, сосна – хвойные растения.
Тема. Ель, сосна – хвойные растения.
Цель: нахождение сходства и различия между елью и сосной,
распознавание частей хвойного дерева, охрана леса.
Задачи: расширить понятие «хвойные деревья», научить распознавать ель
и сосну по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки,
выявить части хвойного дерева, их особенности (хвоя – листья);
расширить представление о сотрудничестве человека и природы,
о положительном и отрицательном влиянии человека на природу;
развивать речь, обогащать словарный запас через отгадывание
загадок, игру «Четвёртый лишний», составление предложений из
слов, составление рассказа из предложений, устную беседу,
полные ответы на вопросы;
развивать умение работать в парах при выполнении практической
воспитывать умение выслушивать товарища, прислушиваться к
мнению другого при работе в парах;
воспитывать бережное отношение к растительному миру,
умение видеть красоту природы.
Оборудование: презентация, гербарии, ветки, шишки, раздаточный материал, графический план урока.
— Сегодня на урок к нам пришли гости, посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе и всему классу.
— Найди «лишнее» слово, скажи, по какому признаку выделили.
Дуб, сосна, клён, смородина.
Берёза, осина, ель, липа.
Ель, сосна, берёза, кедр.
— Сегодня на уроке мы будем изучать хвойные деревья. А какие, отгадайте загадки.
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придёт под Новый год –
Хлопот весёлых полон рот,
— Кто приносил ёлку в дом на Новый год?
— У кого была искусственная ёлка? Почему?
— Много елей вырубают на Новый год, чтобы их сохранить люди и стали изготовлять и наряжать искусственные ёлки.
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
— Какие деревья мы будем сегодня изучать? (ель, сосну)
Тема. Ель, сосна – хвойные деревья.
— Значит, исходя из сказанного, какая цель урока? (изучить ель и сосну)
— Как вы думаете, почему ель и сосну мы изучаем вместе? (похожи, но есть и отличия, значит, надо учиться их различать)
— Какие задачи урока? (различие ели и сосны, части дерева)
— Мы уже сказали, что человек вырубает ели к Новому году, многие ваши папы работают в лесу и тоже рубят ёлки при заготовке леса. Значит, что ещё должны мы выяснить? (как сохранить лес, что произойдёт, если мы вырубим леса)
-Мы должны выяснить, какую пользу приносит лес людям, и как человек иной раз даже не задумываясь наносит вред лесу.
Цель: изучить ель и сосну.
Задачи: найти черты сходства и различия, определить части этих деревьев, их особенности, учиться разумно использовать лесные богатства.
— Раз наш урок называется развитее устной речи, какие дополнительные задачи мы должны поставить? (развивать речь, правильно отвечать, строить предложения, узнавать больше новых слов и использовать их в своей речи)
— Что необходимо для успешной работы на уроке?
(Слушать, думать, отвечать.)
3. Работа над темой урока.
Практическая работа в парах.
( У детей гербарии, рисунки ели и сосны, шишки)
С помощью рисунков найдите части дерева.
1. Как называется растение?
2. Есть ли у него корень?
— Корень у сосны уходит глубоко в землю, у ели не глубоко.
Листья – хвоинки, которые на все не опадают. А почему я сказала не все?
(опадают постепенно в течение 7 – 9 лет) Вместо плодов – шишки с семенами. Слайд4
— Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут? (да)
— В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов, а появляется маленькие красноватые шишечки. Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале-марте они выпадают из шишек на снег, их подхватывает ветер и разносит в разные стороны. Прорастают семена весной.
Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – корень, стебель (ствол, ветви), листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишка).
Вернёмся к задачам урока. Что мы выяснили? (Части хвойных деревьев)
Во дворе стоит сосна.
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветви гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт.
Будем вместе приседать –
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
Отличие ели от сосны.
— Перед вами веточки ели и сосны, шишки. Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева.
— Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны.
Как отличили? ( Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)
— Как прикрепляются к веточке? (У ели сидят по одной, у сосны – по две).
шишка сосны – сосновая.
— Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую.
— Как отличили? (Еловые – вытянутые, узкие, длинные,
— Стволы ели и сосны тоже имеют различия.
Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.
Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.
По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? (Липкая, клейкая)
— Чему мы сейчас научились? (отличать ель от сосны)
-Какую задачу выполнили?
— Оцените работу своего соседа.
6. Возврат к задачам урока.
— Какую ещё задачу мы поставили? ( Развивать речь)
1). – Построить предложения из слов.
Сосна растёт в бору. (Что такое – бор?)
В густом ельнике медведь устроил берлогу. (Что такое – ельник?)
2). – Составить рассказ из предложений.
Тихо дремлет зелёный бор.
Стоят прямоствольные сосны.
Прекрасные ветви устремились в небо.
В сосновом бору светло и сухо.
Приятно дышать смолистым ароматом.
В зале стоит душистая ёлка.
На ветках красивые игрушки.
На макушке надета звезда.
Дети водят хороводы вокруг ёлки.
Шапкой Саша шишку сшиб.
-Кто хочет поблагодарить своего соседа? Себя?
— При назывании признаков сосны вы наклоняетесь влево, ели – вправо.
— Длинные иголки, короткие иголки,
шишки округлой формы, шишки продолговатой формы,
корни не глубоко уходят в землю, корни глубоко уходят в землю.
— Какая ещё задача урока осталась?
— Возьмите веточки и понюхайте. Запах слышите?
— Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных – это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут сосны и ели.
В Юношеском была раньше санаторно-лесная школа, где учились дети с заболеванием органов дыхания. А какой там лес? Там преобладают ели. Еловая роща, которая была посажена более 200 лет назад, теперь она является охраняемой территорией.
— Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов.
(для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов) Леса становится всё меньше и меньше.
— Представьте, что по лесу протекала речка. Что с ней произойдёт, если вырубят лес? (обмелет и высохнет)
— Хвоёй питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц.
— Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат.
Лес – это великое богатство.
— Что мы должны делать? (сохранять леса)
— Деревья живут очень долго, до 500 лет.
Сломить дерево – секунда, а вырастить года.
Много леса – не губи,
— Объясните смысл пословиц.
— Вернёмся к теме урока. Ель, сосна – хвойные растения.
Цель: изучить ель и сосну.
Задачи: найти черты сходства и различия, определить части этих деревьев, их особенности, развивать речь, учиться разумно использовать лесные богатства.
( Проанализировать выполнение каждой задачи)
— Кому было интересно работать на уроке?
— Кто узнал новое на уроке?
Игра «С какого дерева шишка?»
— Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глазами и определите с какого она дерева.
— У меня в руках две иголки, угадайте с какого она дерева.