Художественный текст про ель и сосну 4 класс русский язык

Художественный текст про ель и сосну

Ответы

1.Чертёж земной поверхности

2.Карты мира бывают политическими, климатическими, рельефными, топографическими, историческими

4 Обычно содержит информацию о географическом составе страны, региона или континента, а также социальной статистике и особенностях физической географии, например горах, водоёмах или дорогах.

Хвойные деревья передают иное настроение и смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погружённость в себя.

Сосны и ели представляют часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царят глушь, су­мрак, тишина. Приведём примеры из «Жениха», «Воспоминаний в Царском Селе», «Няне» и пятой главы «Евгения Онегина» Пушкина.

С тропинки сбилась я: в глуши

Не слышно было ни души,

И сосны лишь да ели

В тени густой угрюмых сосен.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе.

Вдали темно и чащи строги.

Под красной мачтой, под сосной

Стою и медлю — на пороге

В мир позабытый, но родной.

Достойны ль мы своих наследий?

Мне будет слишком жутко там,

Где тропы рысей и медведей

Уводят к сказочным тропам.

С бором связано представление о чудесах, он сохраняет своё значение даже в стихах, лишённых сюжета. В поэзии Бунина очень много хвойных деревьев, что связано с особым чувством родины как глухой заброшенной стороны: “Под небом мертвенно-свинцовым // Угрюмо меркнет зимний день, // И нет конца лесам сосновым, // И далеко до деревень” («Родина»). У Бунина вообще преобладают безлюдные пейзажи, и эта пустынность во многом явлена через образы сосны или ели. Фантазию поэта влечёт туда, “где ельник сумрачный стоит // В лесу зубчатым тёмным строем, // Где старый позабытый скит // Манит задумчивым покоем. ”

Ель и сосна часто живописуются чёрным, траур­ным цветом: “Под покровом чёрных сосен” (В.Жуковский); “Сосна так темна, хоть и месяц. ” (А.Фет); “Чёрные ели и сосны сквозят в палисаднике тёмном. ” (И.Бунин). Эта чернота хвойных деревьев сгущается от теней, образующих с ними одно живописное целое: “. И сосен, по дороге, тени // Уже в одну слилися тень” (Ф.Тютчев). У Е.Баратынского сосны отбрасывают двойную тень — от заходящего солнца и восходящей луны: “. Двойная, трепетная тень // От чёрных сосен возлегает. ” («Эда»).

Несменяемая зелень вызывает ассоциации

хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы: “. И дремлют ели гробовые” (В.Жуковский); “И дикая краса угрюмо спит” (А.Кольцов); “И тихо дремлет бор зелёный” (И.Бунин).

Источник

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида

Тема. Ель, сосна – хвойные растения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида

Тема. Ель, сосна – хвойные растения.

Тема. Ель, сосна – хвойные растения.

Цель: нахождение сходства и различия между елью и сосной,

распознавание частей хвойного дерева, охрана леса.

Задачи: расширить понятие «хвойные деревья», научить распознавать ель

и сосну по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки,

выявить части хвойного дерева, их особенности (хвоя – листья);

расширить представление о сотрудничестве человека и природы,

о положительном и отрицательном влиянии человека на природу;

развивать речь, обогащать словарный запас через отгадывание

загадок, игру «Четвёртый лишний», составление предложений из

слов, составление рассказа из предложений, устную беседу,

полные ответы на вопросы;

развивать умение работать в парах при выполнении практической

воспитывать умение выслушивать товарища, прислушиваться к

мнению другого при работе в парах;

воспитывать бережное отношение к растительному миру,

умение видеть красоту природы.

Оборудование: презентация, гербарии, ветки, шишки, раздаточный материал, графический план урока.

— Сегодня на урок к нам пришли гости, посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе и всему классу.

— Найди «лишнее» слово, скажи, по какому признаку выделили.

Дуб, сосна, клён, смородина.

Берёза, осина, ель, липа.

Ель, сосна, берёза, кедр.

— Сегодня на уроке мы будем изучать хвойные деревья. А какие, отгадайте загадки.

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придёт под Новый год –

Хлопот весёлых полон рот,

— Кто приносил ёлку в дом на Новый год?

— У кого была искусственная ёлка? Почему?

— Много елей вырубают на Новый год, чтобы их сохранить люди и стали изготовлять и наряжать искусственные ёлки.

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

— Какие деревья мы будем сегодня изучать? (ель, сосну)

Тема. Ель, сосна – хвойные деревья.

— Значит, исходя из сказанного, какая цель урока? (изучить ель и сосну)

— Как вы думаете, почему ель и сосну мы изучаем вместе? (похожи, но есть и отличия, значит, надо учиться их различать)

— Какие задачи урока? (различие ели и сосны, части дерева)

— Мы уже сказали, что человек вырубает ели к Новому году, многие ваши папы работают в лесу и тоже рубят ёлки при заготовке леса. Значит, что ещё должны мы выяснить? (как сохранить лес, что произойдёт, если мы вырубим леса)

-Мы должны выяснить, какую пользу приносит лес людям, и как человек иной раз даже не задумываясь наносит вред лесу.

Цель: изучить ель и сосну.

Задачи: найти черты сходства и различия, определить части этих деревьев, их особенности, учиться разумно использовать лесные богатства.

— Раз наш урок называется развитее устной речи, какие дополнительные задачи мы должны поставить? (развивать речь, правильно отвечать, строить предложения, узнавать больше новых слов и использовать их в своей речи)

— Что необходимо для успешной работы на уроке?

(Слушать, думать, отвечать.)

3. Работа над темой урока.

Практическая работа в парах.

( У детей гербарии, рисунки ели и сосны, шишки)

С помощью рисунков найдите части дерева.

1. Как называется растение?

2. Есть ли у него корень?

— Корень у сосны уходит глубоко в землю, у ели не глубоко.

Листья – хвоинки, которые на все не опадают. А почему я сказала не все?

(опадают постепенно в течение 7 – 9 лет) Вместо плодов – шишки с семенами. Слайд4

— Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут? (да)

— В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов, а появляется маленькие красноватые шишечки. Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале-марте они выпадают из шишек на снег, их подхватывает ветер и разносит в разные стороны. Прорастают семена весной.

Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – корень, стебель (ствол, ветви), листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишка).

Вернёмся к задачам урока. Что мы выяснили? (Части хвойных деревьев)

Во дворе стоит сосна.

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветви гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

Будем вместе приседать –

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.

Отличие ели от сосны.

— Перед вами веточки ели и сосны, шишки. Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева.

— Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны.

Как отличили? ( Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)

— Как прикрепляются к веточке? (У ели сидят по одной, у сосны – по две).

шишка сосны – сосновая.

— Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую.

— Как отличили? (Еловые – вытянутые, узкие, длинные,

— Стволы ели и сосны тоже имеют различия.

Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.

Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.

По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? (Липкая, клейкая)

— Чему мы сейчас научились? (отличать ель от сосны)

-Какую задачу выполнили?

— Оцените работу своего соседа.

6. Возврат к задачам урока.

— Какую ещё задачу мы поставили? ( Развивать речь)

1). – Построить предложения из слов.

Сосна растёт в бору. (Что такое – бор?)

В густом ельнике медведь устроил берлогу. (Что такое – ельник?)

2). – Составить рассказ из предложений.

Тихо дремлет зелёный бор.

Стоят прямоствольные сосны.

Прекрасные ветви устремились в небо.

В сосновом бору светло и сухо.

Приятно дышать смолистым ароматом.

В зале стоит душистая ёлка.

На ветках красивые игрушки.

На макушке надета звезда.

Дети водят хороводы вокруг ёлки.

Шапкой Саша шишку сшиб.

-Кто хочет поблагодарить своего соседа? Себя?

— При назывании признаков сосны вы наклоняетесь влево, ели – вправо.

— Длинные иголки, короткие иголки,

шишки округлой формы, шишки продолговатой формы,

корни не глубоко уходят в землю, корни глубоко уходят в землю.

— Какая ещё задача урока осталась?

— Возьмите веточки и понюхайте. Запах слышите?

— Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных – это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут сосны и ели.

В Юношеском была раньше санаторно-лесная школа, где учились дети с заболеванием органов дыхания. А какой там лес? Там преобладают ели. Еловая роща, которая была посажена более 200 лет назад, теперь она является охраняемой территорией.

— Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов.

(для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов) Леса становится всё меньше и меньше.

— Представьте, что по лесу протекала речка. Что с ней произойдёт, если вырубят лес? (обмелет и высохнет)

— Хвоёй питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц.

— Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат.

Лес – это великое богатство.

— Что мы должны делать? (сохранять леса)

— Деревья живут очень долго, до 500 лет.

Сломить дерево – секунда, а вырастить года.

Много леса – не губи,

— Объясните смысл пословиц.

— Вернёмся к теме урока. Ель, сосна – хвойные растения.

Цель: изучить ель и сосну.

Задачи: найти черты сходства и различия, определить части этих деревьев, их особенности, развивать речь, учиться разумно использовать лесные богатства.

( Проанализировать выполнение каждой задачи)

— Кому было интересно работать на уроке?

— Кто узнал новое на уроке?

Игра «С какого дерева шишка?»

— Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глазами и определите с какого она дерева.

— У меня в руках две иголки, угадайте с какого она дерева.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector