Типичные ошибки по русскому языку в 9 классе

Фрагменты ученических сочинений с типичными ошибками
материал по русскому языку (9 класс) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Фрагменты ученических сочинений с типичными ошибками

Логическая ошибка (ученица утверждает, что русский язык развивается, а сама приводит пример, подтверждающий гибель языка)

В последние годы интерес к русскому языку в мире растёт в связи с развитием промышленности в нашей стране, торговли с другими странами. Россия – один из крупнейших импортёров нефти и газа, и с этим нельзя считаться.

Речевая ошибка – неправильное словоупотребление (надо «экспортёров»)

В настоящее время многие учёные уделяют заботу вопросу экологии русского языка.

Речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости

Я совершенно не согласна с мнение Кирилла, который утверждает, что «зачем нужна эта орфография? Неужели без неё нельзя обойтись? Пиши так, как слышишь…И всё!»

Речевая ошибка – смещение прямой и косвенной речи.

Как известно в русской пунктуации выделяют девять знаков препинания : точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, двоеточие, кавычки, скобки.

Фактическая ошибка – десять знаков препинания (ещё многоточие ).

Мой любимый вид спорта – это футбол. Быв (1) маленьким, я очень любил вместе с папой смотреть футбольные матчи по телевизору. Тогда я не очень понимаю (2) правила игры, но знал одно: нужно запнуть (3) гол в ворота недруга (4) Для меня раньше иностранными казались слова: пенальти, голкипер и др.

1. Грамматическая ошибка – ошибка в образовании форм глагола (вместо «быв» нужно употребить «когда я был»).

3. Речевая ошибка – неудачное употребление слова (нужно «забить»)

Я часто представляю, как после завершённой работы прохожу мимо красиво уложенных альпийских горок. Мне весело смотреть на причудливые очертания аккуратно обстриженных (1) кустов. Приятно сидеть возле маленьких бассейнов с золотыми рыбками, вдыхать ароматного аромата (2,3) цветов.

2. Грамматическая ошибка – нарушение управления (вдыхать (что?) сущ.в В.п – вдыхать ароматный..)

5. Грамматическая ошибка – ошибочное словообразование (надо – вдохнёт)

…Я расскажу тебе такой рассказ (1).

В один из жарких июльских дней мы с Анютой, которую ты прекрасно знаешь, прохаживались по сосняку, находящемся (2)рядом с моим домом. Ходим по тропинкам, ощущая приятную прохладу леса, вдыхая хвойный аромат, исходящий от разогревшихся сосен. Я увидела маленькую белочку, прыгающую с ветки на ветку. Наше присутствие её нисколько не испугало. По стволу дерева на поляну спустилась белочка, покрытую низкой шелковистой травкой (3). Мы подумали, что она ищет грибочки себе на обед, и приблизились к ней.

2. Грамматическая ошибка – нарушение согласования (по сосняку (какому?) находящемуся).

3. Неудачный порядок слов

Мой край богат не только полезными ископаемыми, но и углём.

Логическая ошибка – сочетание родового понятия с видовым ( уголь – это и есть полезное ископаемое)

Как у тебя дела? Что нового? У меня всё хорошо, даже отлично. Так как у нас начались каникулы, я пишу тебе письмо, потому что много свободного времени (1). В своём письме ты мне рассказала о своём(2) летнем путешествии, я тебе даже немного позавидовала, потому что я летом из посёлка никуда не выезжала. Но ты знаешь, даже в своём посёлке могут случаться забавные истории. Расскажу случай, который случился (3) со мной этим летом.

Когда-то (4) мы с ребятами решили пойти за грибами. Поднялись мы рано утром и отправились в соседнюю рощу. В лесу было удивительно красиво. Солнце золотило верхушки деревьев, а на листьях переливались капельки росы.

2. Речевая ошибка – повторение одного и того же слова).

4. Логическая ошибка (этим летом – правильнее будет не «когда-то», а «однажды»)

А знаешь, почему наш посёлок имеет такое красивое название, Малиновка? Когда появились первые жители, леса были настолько богаты зверьём, ягодами, животными (1), шишками опятами и грибами (2), что можно было спокойно жить этими запасами годами. Но больше всего в лесах было зарослей малины. Сейчас у многих жителей посёлка есть свои садовые участки, и им нет нужды ходить в лес за ягодой, но когда мама была ещё маленькой, то она с бабушкой и дедушкой ходили в лес специально за малиной и набирали целые вёдра. Мы и сейчас нападаем (3) на малину, когда ходим в лес за грибами. Вот так лесная пахучая ягода дала название нашего посёлка (4)

1. Речевая ошибка – тавтология (богаты или зверьём, или животными).

3. Речевая ошибка – неудачное употребление слова (можно было употребить слово «натыкаемся» или «нам и сейчас встречается (попадается) малина).

В Кузбассе расположены плодородные степи, большие таёжные массивы, горные кряжи, реки и озёра. Недра его богаты полезными ископаемыми. Это и железная руда, и сырьё для металлургии, и мрамор, и источники минеральных вод и др. Но главным богатством подземельных (1) кладовых является каменный уголь.

…В следующий раз меня удивил фонтан. Это было летом. Фонтан как раз работал, и от его мелких брызгов над ним поднималась радуга. А вокруг его бегали малыши. Им не было никакого дела до этой красоты, до разноцветной радуги, им просто было хорошо.

1. Грамматическая ошибка – ошибка в образовании форм существительного (поднималась от чего? от брызг)

2. Грамматическая ошибка – ошибка в образовании форм местоимений ( надо «вокруг него»)

Дом культуры – это центр посёлка. Он собирает на своей площади всех жителей на различные торжества и праздники.

Зимой, когда посреди площади ставят ёлку, сюда приходят покататься ребятишки (1). Снежный городок делают ученики школ. Ёлка тоже украшена умелыми руками ребят. Все игрушки неповторимы, потому что они сделаны умелыми руками ребят (2). В новогоднюю ночь здесь особенно людно…

… Летом, когда шахтёры празднуют свой профессиональный праздник (3), Дом культуры опять становится центром веселья, радости. На площади строят большую сцену, и там выступают приезжие гастролёры (4).

2. Речевая ошибка – повторение одного и того же слова.

Незаметно промелькнула золотая осень. С каждым днём становится всё холоднее. Днём солнце старается прогреть воздух, но, наверное, ему уже не хватает сил. Во всём ощущается морозное дыхание зимы. Поля отдыхают после протяжной( 1) тяжёлой работы. Словно о чём-то задумаясь (2), стоит грустный и молчаливый лес.

2. Грамматическая ошибка – ошибка в образовании форм глагола (надо – задумавшись)

Источник

Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические

Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:

Классификация ошибок по ФИПИ

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

Речевые ошибки

Виды речевых ошибок:

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия­нием просторечия и диалектов.

К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:

Типичные речевые ошибки (К10)

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам­пы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использо­вание экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смеше­ние) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:

Логические ошибки

Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

Композиционно-текстовые ошибки

Фактические ошибки

Орфографические, пунктуационные, графические ошибки

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Распространенные графические ошибки:

Источник

Статья «Типичные ошибки в сочинениях и изложениях учащихся»

Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений(изложений). При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок: несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы; фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текстов художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий

Содержимое разработки

Типичные ошибки в сочинениях и изложениях учащихся

При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок:

несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;

фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текстов художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;

логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;

речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;

орфографические и пунктуационные ошибки;

несоблюдение требуемого объема.

Предлагаемый ниже материал не носит исчерпывающего характера, но может помочь учителю квалифицировать наиболее типичные ошибки, допускаемые выпускниками в сочинениях (изложениях).
Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпускника
Фактические ошибки
Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Выделяются две категории фактических ошибок.

1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector