Типология уроков по фгос в основной школе по английскому языку

Классификация типов уроков иностранного языка. Этапы урока иностранного языка

Лекция 8. Урок иностранного языка. Его специфика. Основные требования к уроку иностранного языка. Учет требований ГОС среднего (полного) образования. Его структура. Урок иностранного языка на различных ступенях обучения.

Процесс обучения состоит из групповых уроков и самостоятельной (домашней) работы, и представляется как непрерывный.

Урок – звено в цепи уроков. Урок посвящается домашнему заданию, а д/з служит базой для следующего урока. Цель предыдущего урока становится средством последующего. Урок не самостоятельная единица учебного процесса.

3)Урок организуется с помощью событийно-ситуативных единиц (В.М.Гурленов);

4) урок проводится на основе речевых образцов или контекстов;

5) урок имеет специфические цели – 1) формирование навыков и развитие умений иноязычной речевой деятельности; 2) формирование готовностей и компетенции; Цель урока должна быть одна, ей подчинены задачи.

6) последовательность упражнений ( языковые – условное-речевые (иммитативные – постановочные – трансормационные – репродуктивные) – речевые.

7) комплексность – взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов деятельности на уроке при ведущей роли одного из них;

9) речь является целью и средством обучения.

Требования к современному уроку ИЯ:

1) объявление темы урока (тему урока учащиеся формулируют сами);

2) сообщение целей и задач (цели и задачи формируют сами учащиеся);

3) планирование (планирование учащимися способов достижения намеченных целей);

4) практическая деятельность учащихся (учащиеся осуществляют действия по намеченному плану);

5) осуществление контроля (само, взаимоконтроль, учитель консультирует);

6) осуществление коррекции (учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно);

7) оценивание учащихся ( самооценка, оценка деятельности товарищей, учитель консультирует);

8) итог урока (организации рефлексии);

9) домашнее задание (учащиеся могут выбрать задания из предложенных, с учетом индивидуальных особенностей).

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Методическое содержание урока иностранного языка

Особенность урока ИЯ заключается в том, что он – не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цепи уроков. Основными психолого-педагогическими и методическими требованиями к уроку иностранного языка являются коммуникативность, индивидуализация процесса обучения, речевая направленность заданий, ситуативность обучения, новизна. Основа для построения урока – это совокупность научных положений, определяющих его особенности, структуру, логику и приемы работы. Эту совокупность называют методическим содержанием урока.

Коммуникативность. Если необходимо научить человека общаться на иностранном языке, то учить этому нужно в условиях общения. Это значит, что обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения (коммуникации). Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений: учащийся сможет действовать в реальных условиях.

Индивидуализация. Любой человек есть индивидуальность со всеми присущими ей особенностями. В процессе обучения речевой деятельности личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость, ибо безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Она тесно связана с сознанием, со всеми психическими сферами человека как личности. Нельзя эффективно обучать речевой деятельности, не обращаясь к индивидуальности учащегося. Следовательно, учителю необходимо изучить учеников класса, их интересы, характеры, взаимоотношения, жизненный опыт, мотивационную сферу и многое другое. Сложность заключается в том, что эти знания нужно использовать при определении содержания упражнений и их организации. Например, парная работа не даст никакого эффекта, если «собеседники» данной пары не питают симпатии друг к другу; бессмысленно предлагать классу задание – обращаться с вопросами к ученику, если речевой статус его в коллективе низок; не стоит предлагать индивидуальное задание тому, кто по характеру общителен и любит беседу в группе.

Речевая направленность. Речевая направленность, прежде всего, означает практическую ориентацию урока. Именно практической речевой деятельности следует посвящать почти все время урока. Каждый урок должен решать какие-то конкретные практические задачи и приближать ученика к его цели; не только учителю, но и ученикам надо знать, каким речевым навыком или каким умением они овладеют к концу урока.

Ситуативность. Ситуативность обучения иностранному языку требует, чтобы все произносимое на уроке как-то касалось собеседников – ученика и учителя, ученика и другого ученика, их взаимоотношений. Ситуативность – это и есть соотнесенность фраз с теми взаимоотношениями, в которых находятся собеседники. Ситуативность – условие, жизненно важное для обучения говорению. Ситуация это стимул к говорению. Сущность ситуативности показывает, что ее реализация немыслима без личностной индивидуализации, т.к. создание на уроке ситуаций как системы взаимоотношений возможно только при хорошем знании потенциальных собеседников, их личного опыта, контекста деятельности, интересов, чувств и статуса их личности в коллективе.

Новизна. ИЯ невозможно овладеть только путем интенсивного заучивания, поскольку это, во-первых, неэффективно: можно выучить массу диалогов и текстов и не уметь говорить на ИЯ, а во-вторых, неинтересно. При обучении говорению на ИЯ принцип новизны предполагает постоянную вариативность речевых ситуаций, которая нужна для того, чтобы подготовить учащегося к «встрече» с любой новой ситуацией, а не только с той, которая встречалась на уроке. Достигается такое умение путем постоянного варьирования речевых ситуаций, путем замены в речевой ситуации каждый раз какого-то нового компонента: речевой задачи, собеседника, количества собеседников, взаимоотношений собеседников, события, которое меняет эти взаимоотношения, характеристики собеседника или какого-то объекта, предмета обсуждения и т.п.

Новизна как компонент методического содержания урока ИЯ является одним из главных факторов, обеспечивающих интерес учащихся. Здесь имеется в виду новизна содержания учебных материалов, новизна формы урока (урок-экскурсия, урок-спектакль), новизна видов работы, иначе говоря, постоянная (в разумных пределах) новизна всех элементов учебного процесса.

Классификация типов уроков иностранного языка. Этапы урока иностранного языка

Тип урока – серия уроков, обладающая рядом устойчивых признаков, соответствующих цели конкретного этапа становления речевого умения.

Основные типы уроков:

1. Урок формирования навыков (лексических или грамматических, причём, один из них может отсутствовать).

2. Урок совершенствования навыков (идет на основе разговорного текста, работа над подготовленной монологической речью).

3. Урок развития умений диалогической и монологической речи (неподготовленная речь).

Вид урока – урок, который выделяется внутри типа в соответствии с аспектом языка и видами речевой деятельности, подлежащими усвоению в данном конкретном случае.

Выделяют следующие виды уроков:

— урок формирования лексических / грамматических навыков;

— урок совершенствования речевых навыков;

— урок развития умений монологической и диалогической речи;

— урок развития умений диалогической речи;

— урок формирования навыков чтения; урок развития умения читать.

В современной методике выделяют стандартные и нестандартные уроки (традиционные и нетрадиционные).

Стандартный урок – обычный шаблонный урок, который проводится по определённой схеме. Нестандартный урок – обычно финальный нешаблонный урок: урок-проект, урок-дискуссия, урок-диспут, ролевые игры и другие уроки сценарного плана.

1. Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности. Выявление отсутствующих. Сообщение цели и плана урока. Цель – создать рабочую обстановку на уроке и направленность учебной деятельности.

2. Речевая зарядка. Содержанием речевой зарядки может быть какое-либо событие, связанное с жизнью школы или класса; прошедшие или предстоящие праздники; речевая зарядка может быть на основе домашнего задания. Она должна носить коммуникативный характер.

3. Фонетическая зарядка. Она проводится для развития фонетических навыков. Фонетическая зарядка может включать работу над стихотворением, рифмовкой, скороговоркой, специальные упражнения на отработку сложных звуков и их сочетаний.

4. Проверка усвоения изученного материала – не более 15 мин. Можно использовать различные виды опроса, выявлять трудности и ошибки, разбирать ошибки и исправлять их, оценивать знания детей. Цель этого этапа – систематический контроль усвоения знаний.

5. Введение нового материала – не более 25 минут. Изложение нового материала должно быть научным, доступным, логичным и доказательным. Выбор способов и форм введения зависит от характера и ступени обучения. Цель – дать новые знания.

6. Закрепление (тренировка) материала – не более 10 минут. На этом этапе можно использовать вопросы, задания и практическую деятельность. В силу практической направленности урока, он включает тренировку вновь введённого материала или ранее усвоенного, но недостаточно закреплённого материала. Цель – получение информации, как усвоен новый материал.

7. Активизация материала в различных видах речевой деятельности. Содержанием данного этапа урока является использование изучаемого (изученного) материала в различных видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании и письме) с тем, чтобы сформировать гибкость навыка употребления того или иного лексико-грамматического материала, а также обеспечить развитие того или иного умения. Упражнения, используемые для активизации материала, должны носить речевой характер: диалог/монолог по ситуации, чтение/аудирование и обсуждение текста, практические действия, репродуктивные и творческие задания. Цель – систематизация и обобщение материала.

8. Подведение итогов урока – 1-3 минуты. Этот этап включает озвучивание главных моментов, идей урока, стимулирование, выделение недостатков в работе и выставление отметок с комментариями. Цель – воспроизведение основных моментов урока.

9. Домашнее задание – 1-3 минуты. Необходимо сообщить и четко разъяснить домашнее задание, проконтролировать его запись учащимися.

Цель – помочь учащимся организовать и выполнить домашнее задание.

Постановка целей и задач, составление плана-конспекта урока

Цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определённый во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.

Цель может ставиться как на один урок, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы.

Для четкого выражения целей лучше использовать глагольные формы которые «показывают» завершенность действия обучающегося.

Источник

Типы и структура уроков иностранного языка в условиях ФГОС

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.»
Джон Дьюи, американский педагог

Не секрет, что современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования.

В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?».

Как известно, одной из ведущих компетентностей педагога является знание типологии и структуры уроков.

Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.

Прежде всего необходимо разобраться, какие типы современного урока по ФГОС существуют на данный момент. До сих пор нет четкого определения сколько типов уроков и как они точно будут называться.

Отечественный дидакт М.А. Данилов говорил, что «…в бесконечном потоке множества уроков можно подметить известную повторяемость и выключить структуры уроков, встречающиеся чаще других.»

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков (месту уроков в их общей системе, предложенная в некоторых видоизменениях Б.П. Есиповым, Н.И. Болдыревым, Г.И. Щукиной, В.А. Онищуком и другими дидактами):

Структура урока ознакомление с новым материалом

Примечание: Подробнее о структуре урока типа ознакомление с новым материалом можно посмотреть здесь.

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Первичное усвоение новых знаний.
4) Первичная проверка понимания.
5) Первичное закрепление.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Примечание: Подробнее о структуре урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) можно посмотреть здесь.

1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации.
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

Систематизация и обобщение знаний — один важнейших векторов развития самообразования. В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки, посвященные систематизации и обобщению новых знаний по теме. Часто преподаватели проводят такие уроки, используя старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике».

В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
4) Применение знаний и умений в новой ситуации.
5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Структура урока контроля знаний и умений

Уроки контроля и оценки дают возможность педагогу более объективно подойти к оценке результатов учебной деятельности младших школьников.

Основная задача уроков контроля и оценки:

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся речевых умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

Контроль и коррекция осуществляются на каждом уроке, однако после изучения крупных разделов программы учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися материала.

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги контроля знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов контроля учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура комбинированного урока

Этапы комбинированного урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и обеспечивает возможность для достижения различных учебно-воспитательных целей Кроме этого, этапы комбинированного урока согласуются с закономерностями процесса обучения, динамикой умственной работоспособности учащихся. В школьной практике доля таких занятий составляет примерно 80% от общего количества уроков. Но в условиях комбинированного урока учителю не хватает времени не только на организацию усвоения новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности.

Комбинированный урок как сочетание структурных элементов уроков разных типов предполагает достижение двух или более дидактических целей. Например, комбинированный урок, в котором сочетается проверка раннее изученного материала и овладения новыми знаниями (две дидактические цели).

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Первичное усвоение новых знаний.
4) Первичная проверка понимания
5) Первичное закрепление
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока по ФГОС

Этапы урока Краткое содержание, действия учеников Действия учителя
Мотивирование на учебную деятельность Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу Настраивает учеников на успешную работу
Актуализация знаний Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений Консультирует Целеполагание, постановка проблемы В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. Поиск путей решения проблемы Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач Консультирует Решение проблемы Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения Консультирует Коррекция Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения Помогает, советует, консультирует Самостоятельная работа с использованием полученных знаний Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону Консультирует Систематизация знаний Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью Консультирует, направляет Объяснение домашнего задания У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности Разъясняет, предлагает задания на выбор Оценивание Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) Консультирует, обосновывает оценки Рефлексия учебной деятельности Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке Благодарит учеников за урок

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector