Язык абстрактен что значит

Абстрактный характер языка

Возьмем, например, следующий текст, начало известного стихотворения Пушкина: Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит. Сколько слов в этом отрывке? Можно ответить, что семь. Отвечая так, мы говорим о «речевых словах» или отдельных «словоупотреблениях», о конкретных экземплярах слов в тексте. Можно ответить, что пять (ворон, к, ворону, летит, кричит).

В этом случае мы уже перешли от речи к языку, так как считаем два экземпляра формы ворон за одно слово и два экземпляра формы ворону также за одно слово. Таким образом, мы уже отвлекаемся от конкретных экземпляров и считаем некие абстрактные единицы — словоформы. Словоформа представляет собой абстракцию «первой степени». Но мы можем пойти дальше, к абстракции «второй степени» и сказать, что здесь всего четыре слова: в этом случае мы уже считаем две словоформы ворон и ворону за одну единицу, т. е. говорим о слове ворон, отвлекаясь от его грамматических видоизменений — отдельных словоформ. Слово, понимаемое в этом смысле, называют «лексемой».

Лексема, таким образом, есть слово как абстрактная единица в системе данного языка. Ниже мы увидим, что аналогичное различение конкретного речевого «экземпляра», Более абстрактного языкового «варианта» и еще более абстрактной языковой единицы, так называемого «инварианта», проводится и по отношению к другим элементам языка. К середине XX века рядом с языковедением, издавна изучающим речевую деятельность и текст с целью понять и описать лежащий в их основе язык (языковую систему), сложилась еще одна наука, исследующая речевую деятельность человека под другим углом зрения. Это наука психолингвистика — пограничная дисциплина, развившаяся на стыке языковедения и психологии.

Она изучает — в первую очередь экспериментальными методами — психические закономерности порождения и восприятия речевых высказываний; механизмы, управляющие этими процессами и обеспечивающие владение и овладение языком; наконец, вообще языковую способность человека в широком контексте его психических и интеллектуальных способностей. Будучи, как сказано, орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании.

Вместе с тем, образуя теснейшее диалектическое единство, язык и мышление не составляют, однако, тождества: они разные, хотя и взаимосвязанные явления, их области пересекаются, но не совпадают полностью. Так же, как и общение (см. § 5—6), мышление может быть вербальным и невербальным. Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем со-храняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Невербальное мышление представлено в той или иной степени уже у некоторых животных, и именно это обеспечивает животному правильную ориентировку в ситуации и принятие целесообразного решения. Высокоразвитые формы невербального мышления (в сочетании с мышлением вербальным) находим у человека.

Так, невербальной является мыслительная деятельность при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма). Решение подобных задач обычно не протекает в формах внутренней (и тем более внешней) речи. Это — особое «техническое», или «инженерное», мышление.

Близко к этому мышление шахматиста. Особый тип наглядно-образного мышления характерен для творчества живописца, скульптора, композитора. Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т.

е. осуществляется в процессах внутренней или (при «размышлении вслух») внешней речи. Можно сказать, что язык определенным образом организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Понятийное мышление может опираться и на вторичные, искусственные языки, на построенные человеком специальные системы общения. Так, математик или физик оперирует понятиями, закрепленными в условных символах, мыслит не словами, а формулами и с помощью формул добывает новое знание.

Учет всех этих фактов говорит о том, что мышление человека многокомпонентно, что Оно есть сложная совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно Сменяющих и дополняющих друг друга и нередко выступающих в синтезе, во Взаимопереплетении. Вербальное, речевое мышление является, таким образом, лишь одним из компонентов человеческого мышления, хотя и важнейшим. Чрезвычайная сложность структуры человеческого мышления подтверждается и современными данными о работе головного мозга человека. Принципиальная особенность нашего мозга состоит в так называемой функциональной асимметрии, т. е.

в определенной специализации функций левого и правого полушарий. У большинства людей в левом полушарии расположены зоны порождения и восприятия речи, так называемые зоны Брока и Вернике (см. § 43 и 46), таким образом, левое полушарие является «речевым», а тем самым, обычно, и «доминантным» (т. е. «главенствующим»), точнее, оно ответственно за логико-грамматич ескую расчлененность и связность нашей речи, за ее форму, а также, по-видимому, и за абстрактную лексику, короче — за аналитическое, абстрактное мышление. При афазиях (нарушениях речи), обусловленных травмами левого полушария, речь теряет грамматическую правильность и плавность (причем по-разному, в зависимости от того, какие участки коры поражены — лобновисочные или задневисочные).

В противоположность левому правое полушарие теснее связано с наглядно-образным мышлением, со зрительными, пространственными, звуковыми или иными образами, а специально в области языка — с предметными значениями слов, особенно конкретных существительных. Оно характеризуется нерасчлененным, но зато и более целостным восприятием мира и является источником интуиции. При заболеваниях и травмах, поражающих правое полушарие, грамматическая правильность высказываний может сохраняться, но речь становится бессмысленной. Интерес-но, что в детском возрасте асимметрия мозга еще не проведена полностью и в случае частичного поражения того или иного участка коры головного мозга другие участки могут взять на себя его функции. Вообще в норме оба полушария работают в непрерывном контакте друг с другом, совместной работой обеспечивая все поведение человека, его мышление и речь. Язык связан со всей психической деятельностью человека, т.

е. не только с мыслью, но также с чувством и волей. В частности, у ребенка первые проявления речи направлены не столько на осуществление познавательной деятельности, сколько на выражение волевых побуждений и требований, обращенных к окружающим (доминирует апеллятивная функция).

Можно сказать, что на раннем этапе младенчества развитие речи и интеллектуальное развитие еще мало связаны друг с другом. Но постепенно обе линии развития объединяются и примерно с двухлетнего возраста язык становится важнейшим средством формирования мысли ребенка и его приобщения к опыту взрослых.

Множественность и чрезвычайное разнообразие языков мира нисколько не подрывают принципиального единства человеческого мышления, единства законов логики, по которым протекает мыслительная деятельность; однако инвентарь понятий, зафиксированных в словах и грамматических формах, конечно, отличается от языка к языку (подробнее см. в § 107—108). Хотя в речи и в языке все подчинено задаче выражения смыслового содержания и тем самым одухотворено мыслью, некоторые стороны в структуре языка и в процессах речевой деятельности связаны с формулируемой в высказывании мыслью лишь очень косвенно, через целую цепочку посредствующих звеньев. Иногда языковая форма отражает «вчерашний день» мышления, не современные логические понятия, а понятия, ушедшие в прошлое.

Элементарный пример: мы говорим солнце взошло, солнце село, хотя прекрасно знаем, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Более сложный случай: принадлежность в русском языке, например, глагола колю к I, а глагола хвалю ко II спряжению определяется, конечно, не какими-либо различиями в мысли, в логических категориях, к которым относятся соответственно понятия» «колоть» и «хвалить», а исключительно языковой традицией; мы можем предполагать, что в своих далеких истоках различие I и II спряжений было как-то связано со смысловыми различиями, но сейчас от этих смысловых различий не осталось и следа.

Источник

Абстрактное и конкретное мышление. А что это такое и для чего?

Продолжу об интеллекте мышления.

Ранее шла речь о базовых видах мышления, отображенных на этой схеме:

Но видов мышления гораздо больше и они являются элементами конструкции указанных базовых видов мышления.

Поговорим сегодня об абстрактном и конкретном мышлении.

Абстрагироваться – это значит выделить самое главное в том, на что обращаем наше внимание – объекте, явлении, ситуации. Это главное и есть абстракция, с которой оперирует абстрактное мышление.

Например, понятие – «технология как совокупность методов и способов переработки предмета труда в продукт труда с использованием определенных средств труда» – это абстрактное, высшее родовое понятие, категория. Включив конкретное мышление, и уточняя, привязывая к определенной реальности, содержание этого понятия, мы переходим к видовым понятиям: информационные, педагогические, производственные технологии. И далее конкретизируем понятие «производственные технологии»: технологии машиностроения, приборостроения, литейного производства и пр. В конечном итоге, можно дойти до оооочень конкретной технологии, например, технологии заточки ножа для заточки карандашей
(: –)).

Таким образом, образуется иерархия («граф», «дерево») понятий, как понятийная База Знаний. Хотя, конечно, не обязательно включать в нее все видовые, подвидовые и узко-конкретные понятия, а только те, что интересуют вас по роду деятельности, по интересам – специализация.

Этот «граф» является двунаправленным – мы можем мысле-двигаться от верхнего узла к конкретному нижнему по определенным веточкам и наоборот.

Когда учимся чему-либо, т.е. переходим от теории к практике, то сверху вниз, последовательно уточняя, конкретизируя содержание понятия (Г. Гегель). А когда сами формируем знания в процессе нашей деятельности – эмпирическое познание – то снизу вверх: что вижу, то опишу как понятие и включу в систему верхнего уровня. Так формируются внутренние (имплицитные) знания, которые можно формализовать и передать другим, а можно и оставить себе (ноу-хау) – это на ваше усмотрение.

Как абстрактное, так и конкретное мышление работают с понятиями, но абстрактное – только в «голове», а конкретное – еще и «в руках». При этом конкретное мышление переходит от конкретно-образного к конкретно-действенному: вначале в своей голове имеем образ чего-либо, а затем работаем с ним, т.е. есть информационная модель чего-либо, а затем происходит ее реализация. Кстати, время идет к обеду, и сейчас я буду варить грибной суп. В голове у меня представления-образы ингредиентов и технологи приготовления, и я буду воплощать их в конкретные действия, итогом которых станет вкусный (надеюсь!) грибной суп.

Чем полезно такое сочетание образного и действенного мышления? Выстроенные в голове образы – это своеобразный план действий. При этом реальная работа является осознанной, а не такой, когда дергаешься, суетишься и чертыхаешься… Вдобавок к этому образы идут перед действиями и, если включено внимание, предупреждают тем самым от ошибок и рисков: «Берешь кастрюлю, смотри, если она переполнена, то неси аккуратно, не пролей!» – так предупреждают нас мыслеобразы, если перевести их на вербальный язык.

Кроме понятий и образов абстрактное мышление использует такие мыслеформы, как суждение и умозаключение, что очень полезно для познания. Еще оно может оперировать с символами, и не только в точных науках – математике, физике, химии, но и в психологии, эзотерике. Интуитивные представления тоже не чужды абстрактному мышлению.

А конкретное мышление на кинестетическом уровне использует физиологические ощущения.

Степень использования всех этих мыслеформ разная, во многом зависящая от типа рецепторной системы индивидуума, генетически заданной структуры его мозга. «Аудиалы» в большей степени работают с понятиями, у них развито вербальное мышление. «Визуалы» – с образами. «Кинестетики» – с мышечными ощущениями, представлениями. По-разному сформированные участки мозга – левое и правое полушарие, мозолистое тело, фронтальная область и т.д., безусловно, так же влияют, но это отдельный разговор. Генетическая программа – я, например, более склонен к абстрактному мышлению, чем к конкретному.

Кстати, абстракции тоже могут быть разные: обобщающие, изолирующие, идеализирующие, фантастические. Про фантастические в учебниках как-то не пишут, но на самом деле абстракция может очень оторваться от реальности, и в искусстве они очень широко используются.

А еще может быть ложная абстракция, такая вот «обманка», Мы ее создали и используем, получая при этом совсем не то.

В заключение скажу, что если хотите хорошо мыслить и с пользой для себя, то активизируйте как абстрактное, так и конкретное мышление, а в конкретном, как образное, так и действенное. И все это в нашей власти, нужно только постараться!

Источник

Язык абстрактен, он не воспринимается органами чувств. Речь всегда конкретна и материальна.

Язык как система знаков

Язык – система знаков.

Человеческий язык тоже является одной из систем знаков.

Разделы семиотики:

1) семантика, изучающая отношения знака и предмета, обозначаемого знаком;

2) синтактика, исследующая отношения между знаками (замещения, объединения и др.);

3) прагматика изучает отношения между использующими знаки и самими знаками (прагмалингвистика, или

Знак– всякий преднамеренно воспроизводимый материальный факт, предназначенный служить средством

передачи информации, находящейся вне этого факта.

Языковые системы бывают:

искусственные (напр. ноты)

естественные знаковые системы(человеческий язык)

Человеческий язык – это особенная система знаков, имеющая свойства, которые отличают его от всех

остальных знаковых систем. Человеческий язык – первичная знаковая система. Все остальные зн. системы –

вторичны. Первичность чел. языка проявляется в том, что все остальные системы либо возникли на базе

человеческого языка, или же они могут быть объяснены с помощью человеческого языка. Человеческий язык

возникает и развивается стихийно на протяжении тысяч лет. В человеческом языке примерно 50%

избыточностей. Также в человеческом языке много неточностей. Другие языковые системы таких

неточностей и избыточностей не имеют. Также человеческий язык – открытая система, в то время как другие

системы закрыты: человеческий язык всегда пополняется новыми элементами, а другие знак.системы не

пополняются. (всего существует 7 нот, нельзя ввести 8ую). Человеческий язык – система, с помощью которой

можно описать любое содержание =>универсальность. Язык – общедоступен, он принадлежит всем.

Остальные знаковые системы известны только ограниченному кругу специалистов. Языковая система

Человеческий язык– естественная знаковая система. Естественный язык – знаковая система, возникшая в

результате коллективной конвенциональной деятельности.Антропоцентрический принцип устройства

естественного языка – способность говорящего присваивать язык в виде значений.

Человечество изобрело немало искусственных зн.сист.

Искусственные знаковые системы.

Сама идея искусственной языковой система возникла в древности.Декартговорил о создании философского

языка. Множество различных языков создают языковой барьер. Древние считали это карой за строительство

вавилонской башни и стремились преодолеть языковой барьер. Разные языки предлагали как

межнациональные. Например те, которые использовались большим авторитетом. Но эта идея не была

реализована, потому что это давало бы преимущество только носителям данного языка, а всем остальным нет.

Был другой вариант – восстановление какого-нибудь мертвого языка. Но с тех пор, как эти языки умерли,

человечество претерпело очень много изменений. Язык просто становится неактуальным. Можно создать

искусственный язык. Первым таким языком стал worldspeak(Воляпюк) – Иоганн Мартин Шлейер. Появилось

новое направление – интерлингвистика, которое изучает искусственные языки. После воляпюка появилось

еще больше 10 языков. Все искусственные языки могут быть двух типов: априорные языки – не связанные ни

с одним из естественных языков; апостериорные языки – на базе одного или нескольких естественных языков.

(туда попадает лексика)

Воляпюк

Интерлингва

Эсперанто – создан в 1887 году врачом, а не лингвистом из Польши Заменгофом. Он публикует брошюру на

временем его язык станет единственным средством межнационального общения. Нужно отметить, что

эсперанто довольно широко используется. Он находится в использовании и ведет себя, как нормальный

естественный язык. Поэтому была создана Международная Академия Эсперанто, которая пытается сохранить

его в чистоте. Также этот язык используется в некоторых учебных заведениях и преподается как

иностранный. Все классические произведения переведены на эсперанто. На эсперанто создаются и

оригинальные произведения. Некоторые ученые используют эсперанто как язык науки. Также это может быть

языком гидов, путеводителей и разговорников. Секрет популярности его в том, что он очень простой, оченьлегок в усвоении и логичен. Эсперанто также используется как рабочий язык некоторых организаций,

например, вегетарианцев. Однако вряд ли этот язык может стать языком международного общения, так как

это противоречит природе.

Язык и речь

С точки зрения Соссюра, язык – это социальное явление, продукт деятельности общества. Это то, чем

мы все можем пользоваться. Но нельзя однозначно сказать какая речь. С одной стороны потому что она

индивидуальна. Речь каждого человека индивидуальна. Он использует свои индивидуальные лингвистическиеприемы. С другой стороны речь не может быть полностью индивидуальна, иначе мы бы перестали понимать

друг друга. Мы используем язык так, как нам говорит традиция. Человек не может сказать больше того, что

есть в социальном языке. Поэтому речь и социальна. С другой стороны, когда мы слышим речь человека, мы

можем составить его портрет, образ и представление о интеллектуальных способностях. Когда мы слышим

речь двух человек, мы можем восстановить социальный контекст. (мама-дочь, шеф-подчиненный). Итог:

язык – социален, речь – индивидуальна и социальна.

Язык абстрактен и потенциален. Язык абстрактен, потому что представляет собой всего лишь набор

знаков и правила комбинации этих знаков. Мы знаем, как оперировать этими знаками (это заложено в

сознании), но в речи бесчисленное множество реализаций этих схем. В зависимости от позиции, от ситуации,

произношение звуков может меняться. Речь всегда привязанак определенной ситуации. Одна и та же схема –

много реализаций. Поэтому язык и потенциальный. Речь в отличие от языка материальна. Иначе она не

смогла бы ни для кого существовать. Стабилен, пассивен и статичен. Активна и динамична, вариативна

Язык как единое целое, и язык с двумя противоположными частями – язык и противоположная ему речь.

коллектива, это явление социальное. А социальным язык является в том смысле, что все формы языка

принадлежат всему коллективу. Без языка мы бы просто не понимали друг друга. Но существует язык только

в речи. С одной стороны речь индивидуальна, потому что её порождает конкретный индивид в конкретной

ситуации. Речь не только индивидуальна, но и социальна, потому что она детерминируется правилами

конкретного языка. У каждого человека есть свой индиалект (индивидуальный стиль речи), но исключительно

индивидуального не может быть, так как все индивидуальности мы черпаем в языке. Когда мы слышим

определённый стиль речи, мы можем представить себе, с кем мы говорим, мы можем составить

индивидуальную характеристику этого человека. Речь социальна ещё потому что по речи людей мы можем

представить себе социальный контекст, в котором эта речь имеет место.

Язык– это код. Речь человека понятна тогда, когда мы знаем этот код (единицы этого кода).

Речь – это сообщение на этом коде

Система и структура языка

По количеству знаков.

Система должна быть целостная. Целостность системы обеспечивают связи.

Таким образом, система представляет собой единицы + структуру.

Щерба придумал фразу с так называемыми «чистыми отношениями» (только структура) между единицами. В

Стремится.

Системность языка выражается не только на уровне смысла (план содержания), но и на всех других уровнях

(план выражения): на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях.Из этого можно заключить, что

Язык – система систем.

Виды отношений

Синтагмой (греч.строй) называют некоторое соположение элементов языка в линейной последовательности.

Но синтагматические отношения – более широкое понятие, включающее все виды линейной

последовательности. Они реализуют главную функцию языка – коммуникативную (благодаря синтагматике

язык функционирует как средство общения). СО исторически предшествуют ПО, порождают последние.

Только при сопоставлении разных последовательностей (синтагм) могут быть выявлены виртуальные

варианты, но постепенно и развитие парадигм ведёт к совершенствованию синтагматики языка: в рамках

одних и тех же СО (одной модели) реализуется большее количество членов разных парадигм. СО – это

отношения классов слов (в предложении каждое слово представляет какой-либо класс – глагол, местоимение

и др.). При СО элементы проявляют потенциальную способность к образованию классов – парадигм.

Основоположник учения о парадигматических и синтагматических отношениях между единицами языка Ф. де

Соссюр писал: «С одной стороны, слова в речи, соединяясь друг с другом, вступают между собой в

отношения, основанные на линейном характере языка, который исключает возможность произнесения двух

элементов одновременно…Эти элементы выстраиваются один за другим в потоке речи. Такие сочетания,

имеющие протяженность, можно назвать синтагмами. Все отношения распространения единицы в пределах ее

уровня можно назвать синтагматикой.

Под парадигмой (греч.образец, модель) в широком смысле понимается любой класс лингвистических единиц,

противопоставленных друг другу по ряду признаков и объединённыхпо наличию у них общего признака

(совокупность вариантов, объединённых инвариантом). Парадигматика –система допускающих структурой

языка вариантов, их которых в речи актуализируется лишь один (из совокупности вариантов фонемы в

каждом конкретном случае реализуется лишь один). ПО – это отношение элементов как членов различных

классов (внутри одного класса!). ПО соединяют члены СО в потенциальный ряд. При ПО элементы

проявляют потенциальную способность сочетаться в линейных последовательностях.

Иерархия — (греч. ἱεραρχία, из ἱερός «священный» и ἀρχή «правление») — порядок подчинённости низших

звеньев высшим. Применительно к языкознанию принцип иерархии означает вхождение единиц низшего

Синхрония и диахрония

Существует два вектора для разведения этих понятий: статика и динамика.

рассматривать только один фактор (фрагмент) языка. Берем один фактор и смотрим, как он изменяется с

течением времени. Потом мы можем перейти к другому фактору, но системных знаний мы получить не

Вектор горизонтальный – ось синхронии – на этой оси не учитывается временной фактор. Он означает

сосуществование всех единиц языка, типов отношений и т.д., то есть полное представление о системе

языка, но только в какой-то определенный момент времени.

Соссюра критиковали за такое жесткое разделение динамики и статики. Но ему было важно показать их

различие. Мартине выдвинул идею о динамической синхронии. Он утверждал, что в языке есть некоеконстантное ядро (статичная часть языка), которое обеспечивает выполнение языком определенных

функций. Также существует периферия, то есть изменчивость языка. Это те единицы языка, которые либо

уходят из него, либо только появляются.

Язык и речь

С точки зрения Соссюра, язык – это социальное явление, продукт деятельности общества. Это то, чем мы

все можем пользоваться. Но нельзя однозначно сказать какая речь. С одной стороны потому что она

индивидуальна. Речь каждого человека индивидуальна. Он использует свои индивидуальные

лингвистические приемы. С другой стороны речь не может быть полностью индивидуальна, иначе мы бы

перестали понимать друг друга. Мы используем язык так, как нам говорит традиция. Человек не может

сказать больше того, что есть в социальном языке. Поэтому речь и социальна. С другой стороны, когда мы

слышим речь человека, мы можем составить его портрет, образ и представление о интеллектуальных

способностях. Когда мы слышим речь двух человек, мы можем восстановить социальный контекст. (мама-

дочь, шеф-подчиненный). Итог: язык – социален, речь – индивидуальна и социальна

Язык как система знаков

Язык – система знаков.

Человеческий язык тоже является одной из систем знаков.

Разделы семиотики:

1) семантика, изучающая отношения знака и предмета, обозначаемого знаком;

2) синтактика, исследующая отношения между знаками (замещения, объединения и др.);

3) прагматика изучает отношения между использующими знаки и самими знаками (прагмалингвистика, или

Знак– всякий преднамеренно воспроизводимый материальный факт, предназначенный служить средством

передачи информации, находящейся вне этого факта.

Языковые системы бывают:

искусственные (напр. ноты)

естественные знаковые системы(человеческий язык)

Человеческий язык – это особенная система знаков, имеющая свойства, которые отличают его от всех

остальных знаковых систем. Человеческий язык – первичная знаковая система. Все остальные зн. системы –

вторичны. Первичность чел. языка проявляется в том, что все остальные системы либо возникли на базе

человеческого языка, или же они могут быть объяснены с помощью человеческого языка. Человеческий язык

возникает и развивается стихийно на протяжении тысяч лет. В человеческом языке примерно 50%

избыточностей. Также в человеческом языке много неточностей. Другие языковые системы таких

неточностей и избыточностей не имеют. Также человеческий язык – открытая система, в то время как другие

системы закрыты: человеческий язык всегда пополняется новыми элементами, а другие знак.системы не

пополняются. (всего существует 7 нот, нельзя ввести 8ую). Человеческий язык – система, с помощью которой

можно описать любое содержание =>универсальность. Язык – общедоступен, он принадлежит всем.

Остальные знаковые системы известны только ограниченному кругу специалистов. Языковая система

Человеческий язык– естественная знаковая система. Естественный язык – знаковая система, возникшая в

результате коллективной конвенциональной деятельности.Антропоцентрический принцип устройства

естественного языка – способность говорящего присваивать язык в виде значений.

Человечество изобрело немало искусственных зн.сист.

Искусственные знаковые системы.

Сама идея искусственной языковой система возникла в древности.Декартговорил о создании философского

языка. Множество различных языков создают языковой барьер. Древние считали это карой за строительство

вавилонской башни и стремились преодолеть языковой барьер. Разные языки предлагали как

межнациональные. Например те, которые использовались большим авторитетом. Но эта идея не была

реализована, потому что это давало бы преимущество только носителям данного языка, а всем остальным нет.

Был другой вариант – восстановление какого-нибудь мертвого языка. Но с тех пор, как эти языки умерли,

человечество претерпело очень много изменений. Язык просто становится неактуальным. Можно создать

искусственный язык. Первым таким языком стал worldspeak(Воляпюк) – Иоганн Мартин Шлейер. Появилось

новое направление – интерлингвистика, которое изучает искусственные языки. После воляпюка появилось

еще больше 10 языков. Все искусственные языки могут быть двух типов: априорные языки – не связанные ни

с одним из естественных языков; апостериорные языки – на базе одного или нескольких естественных языков.

(туда попадает лексика)

Воляпюк

Интерлингва

Эсперанто – создан в 1887 году врачом, а не лингвистом из Польши Заменгофом. Он публикует брошюру на

временем его язык станет единственным средством межнационального общения. Нужно отметить, что

эсперанто довольно широко используется. Он находится в использовании и ведет себя, как нормальный

естественный язык. Поэтому была создана Международная Академия Эсперанто, которая пытается сохранить

его в чистоте. Также этот язык используется в некоторых учебных заведениях и преподается как

иностранный. Все классические произведения переведены на эсперанто. На эсперанто создаются и

оригинальные произведения. Некоторые ученые используют эсперанто как язык науки. Также это может быть

языком гидов, путеводителей и разговорников. Секрет популярности его в том, что он очень простой, оченьлегок в усвоении и логичен. Эсперанто также используется как рабочий язык некоторых организаций,

например, вегетарианцев. Однако вряд ли этот язык может стать языком международного общения, так как

это противоречит природе.

Язык и речь

С точки зрения Соссюра, язык – это социальное явление, продукт деятельности общества. Это то, чем

мы все можем пользоваться. Но нельзя однозначно сказать какая речь. С одной стороны потому что она

индивидуальна. Речь каждого человека индивидуальна. Он использует свои индивидуальные лингвистическиеприемы. С другой стороны речь не может быть полностью индивидуальна, иначе мы бы перестали понимать

друг друга. Мы используем язык так, как нам говорит традиция. Человек не может сказать больше того, что

есть в социальном языке. Поэтому речь и социальна. С другой стороны, когда мы слышим речь человека, мы

можем составить его портрет, образ и представление о интеллектуальных способностях. Когда мы слышим

речь двух человек, мы можем восстановить социальный контекст. (мама-дочь, шеф-подчиненный). Итог:

язык – социален, речь – индивидуальна и социальна.

Язык абстрактен и потенциален. Язык абстрактен, потому что представляет собой всего лишь набор

знаков и правила комбинации этих знаков. Мы знаем, как оперировать этими знаками (это заложено в

сознании), но в речи бесчисленное множество реализаций этих схем. В зависимости от позиции, от ситуации,

произношение звуков может меняться. Речь всегда привязанак определенной ситуации. Одна и та же схема –

много реализаций. Поэтому язык и потенциальный. Речь в отличие от языка материальна. Иначе она не

смогла бы ни для кого существовать. Стабилен, пассивен и статичен. Активна и динамична, вариативна

Язык как единое целое, и язык с двумя противоположными частями – язык и противоположная ему речь.

коллектива, это явление социальное. А социальным язык является в том смысле, что все формы языка

принадлежат всему коллективу. Без языка мы бы просто не понимали друг друга. Но существует язык только

в речи. С одной стороны речь индивидуальна, потому что её порождает конкретный индивид в конкретной

ситуации. Речь не только индивидуальна, но и социальна, потому что она детерминируется правилами

конкретного языка. У каждого человека есть свой индиалект (индивидуальный стиль речи), но исключительно

индивидуального не может быть, так как все индивидуальности мы черпаем в языке. Когда мы слышим

определённый стиль речи, мы можем представить себе, с кем мы говорим, мы можем составить

индивидуальную характеристику этого человека. Речь социальна ещё потому что по речи людей мы можем

представить себе социальный контекст, в котором эта речь имеет место.

Язык– это код. Речь человека понятна тогда, когда мы знаем этот код (единицы этого кода).

Речь – это сообщение на этом коде

Язык абстрактен, он не воспринимается органами чувств. Речь всегда конкретна и материальна.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector