Язык арауканов 6 букв

Язык арауканов 6 букв

В Чили арауканы живут в основном между реками Био-Био и Рио-Буэно, в провинциях Био-Био, Арауко, Мальеко, Каутин, Вальдивия, Осорно, Льянкиуэ, Чилоэ. В Аргентине в провинциях Неукен, Буэнос-Айрес, Ла-Пампа, Мендоса, Рио-Негро, Чубут.

Арауканы делились на

История

Существовали матрилинейные роды (кыга) и племена (айльяреуэ). В 16-17 вв. малочисленные пикунче ассимилированы испанцами, остальные образовали союз под руководством верховного вождя (токе), состоявший из трёх (с нач. 18 в. — четырёх) объединений (вутанмапу — «большая земля»), каждое из которых включало несколько племён и возглавлялось выборным военным вождём. В 17-18 вв. арауканы проникли на территорию Аргентины, частично ассимилировав пуэльче и теуэльче (этот процесс известен как арауканизация).

Подать Сантильана

Фернандо де Сантильан являлся автором известной «Подати Сантильана» (es:Tasa de Santillán), внедрённой в 1558 году в Чили — это были первые законы, регулировавшие отношения между испанцами и мапуче. Они были установлены из-за большого уменьшения населения от миграций и плохого обращения испанцев с индейцами.

Подать состояла в системе миты и заключалась в обязательстве касика группы индейцев посылать одного из шести индейцев на рудники и шахты, и каждого пятого на сельскохозяйственные работы. От работ освобождались женщины и лица не достигшие 18 лет и старшие 50 лет, и устанавливалось, что индейцев содержали энкомендеро, которые должны были лечить их от болезней, заботиться об обращении их в христианство, не обращаться с ними как со зверьми, и не принуждать их к работам по воскресеньям и праздникам. Утверждалось существование системы алькальдов на шахтах, обязанных присматривать за дисциплиной промывателей золота.

4 июня 1559 года Фернандо вынес постановление о добром правлении, замирении и защите Чили. [1]

Сопротивление испанцам

Племена мапуче оказывали ожесточённое сопротивление испанским завоевателям. Арауканы — единственный индейский народ в Южной Америке, который не был завоеван ни инками, ни испанцами.

Правители Мапуче

Титул: мапу-токи (глава народа).

До XIX в. — независимая территория.

Культура

Традиционная культура близка к культуре индейцев Центральных Анд: разводили лам, морских свинок, выращивали картофель (особенно уильиче), кукурузу; у пикунче было развито поливное земледелие. Была развита металлургия меди. Общинные сельскохозяйственные работы (мингако) завершались праздником. Соседние общины объединялись для сооружения оросительных каналов или строительства нового дома.

Традиционное жилище — большой овальный (реже восьмиугольный) в плане дом (рука), с несколькими опорными столбами по продольной оси и тростниковой или соломенной крышей, часто спускающейся до земли.

Мапуче не были людоедами, но знали обычай «прокулон» — знатного пленника убивали ударом дубины, а его сердце воины вырезали и съедали, чтобы храбрость казненного перешла к ним. Казнь через «прокулон» испанского солдата видел и описал в своей книге «Счастливый пленник» Франсиско Нуньес.

Одежда — тканая из шерсти: рубахи, широкие штаны и пончо — у мужчин, широкие кофты, несшитые юбки и плащ — у женщин. Носили серебряные украшения (особенно женщины), тканые узорные пояса. Мужчины носили длинные волосы, повязывали голову платком, иногда надевали широкополые шляпы, женщины заплетали косы и повязывали голову шерстяными лентами.

Ритуалы — общинный праздник с молением верховному богу-громовнику Пильяну (нгильятун), строительство нового дома (рукатун), инициации, врачевательные обряды и др. — сопровождаются пением, танцами, речитацией; ритуалами руководит шаманка (мачи), её атрибуты — вертикально поставленное бревно с выдолбленными ступеньками и бубен (мембранофон культрун) с камешками внутри и кожаной мембраной; крестообразная фигура на ней символизирует солнце и четыре радуги. Известен миф о спасении людей от потопа на горе, поднявшейся над водами, у чилийских арауканов — миф о былом господстве женщин, среди которых Луна, и победе мужчин.

Необрядовые мужские и женские песни исполняются с инструментальным сопровождением или без него. Среди инструментов — труба трутрука (дл. 2,5-6 м), флейта пифилка, колокольчики, погремушки.

У современных арауканов преобладает культура креольского типа. Общины ведут в основном традиционное натуральное хозяйство и мало интегрированы в национальную экономику. Занимаются скотоводством (овцы, в меньшей степени — лошади, крупный рогатый скот), пашенным земледелием (гл. обр. пшеница и картофель), ремеслом (ткачество, обработка кожи, серебра, в меньшей степени производство керамики). Некоторые арауканы работают в угледобывающей промышленности.

Существуют общественные организации арауканов:

Известные представители народа

Если учитывать также героев художественной литературы — арауканами были некоторые персонажи научно-фантастического романа Александра Беляева «Челове́к-амфи́бия», включая его главного персонажа — Ихтиандра.

Интересные факты

В конце 2006-го лидеры мапуче угрожали судебными разбирательствами корпорации «Microsoft» в связи с произведённом ею перевода операционной системы «Windows» на арауканский язык. Они утверждали, что компания должна была запросить у них разрешения на такое действие, однако не обратилась к ним. [3] [4] Происшедшее становится яснее в свете более значительных политических трений по поводу того, какой алфавит должен стать стандартным для арауканского языка — последний являлся первоначально только устным.

Источник

Арауканы

Чили Чили — 1,3 млн чел

Аргентина Аргентина — 200 тыс. чел

Араука́ны, мапу́че (самоназвание — mapuche, букв. «люди земли») — индейский народ в Чили и Аргентине.

Численность по разным оценкам до 1,5 млн чел., В Чили — 1,3 млн чел., в Аргентине — до 200 тысяч чел.

Говорят на изолированном арауканском языке; большинство владеет испанским языком.

Большая часть — католики, с 1990-х годах возрождаются традиционные культы.

Содержание

Этноним

Название «арауканы», под которым они известны в большей степени, чем под этнонимом «мапуче», имеет несколько версий происхождения. Согласно первой версии, оно происходит от кечуанского слова awqa, что означает «враг, противник» и суффикса множественного числа -kuna (awqakuna — враги, неприятели), а окончательный вариант araucano — это результат закрепления слова в лексиконе испанцев. Согласно второй версии, название происходит от Arauco — слова, которым испанцы называли область расселения мапуче, которое, в свою очередь, является адаптированным вариантом Rag Ko, что означает «глинистая вода».

Ареал

Арауканы делились на

История

Подать Сантильана

Фернандо де Сантильан являлся автором известной «Подати Сантильана ( исп. ) », внедрённой в 1558 году в Чили — это были первые законы, регулировавшие отношения между испанцами и арауканами. Они были установлены из-за большого уменьшения населения от миграций и плохого обращения испанцев с индейцами.

Подать состояла в системе миты и заключалась в обязательстве касика группы индейцев посылать одного из шести индейцев на рудники и шахты, и каждого пятого на сельскохозяйственные работы. От работ освобождались женщины и лица, не достигшие 18 или старше 50 лет, и устанавливалось, что индейцев содержали энкомендеро, которые должны были лечить их от болезней, заботиться об обращении их в христианство, не обращаться с ними как со зверьми и не принуждать их к работам по воскресеньям и праздникам. Утверждалось существование системы алькальдов на шахтах, обязанных присматривать за дисциплиной промывателей золота.

Сопротивление испанцам

Племена мапуче оказывали ожесточённое сопротивление испанским завоевателям. Арауканы — единственный индейский народ в Южной Америке, который не был завоёван ни инками, ни испанцами.

Правители Мапуче

Титул: мапу-токи (глава народа).

До XIX веке — независимая территория.

Культура

Традиционная культура близка к культуре индейцев Центральных Анд: разводили лам, морских свинок, выращивали картофель (особенно уильиче), кукурузу; у пикунче было развито поливное земледелие. Была развита металлургия меди. Общинные сельскохозяйственные работы (мингако) завершались праздником. Соседние общины объединялись для сооружения оросительных каналов или строительства нового дома.

Традиционное жилище — большой овальный (реже восьмиугольный) в плане дом (рука), с несколькими опорными столбами по продольной оси и тростниковой или соломенной крышей, часто спускающейся до земли.

Мапуче не были людоедами, но знали обычай «прокулон» — знатного пленника убивали ударом дубины, а его сердце воины вырезали и съедали, чтобы храбрость казненного перешла к ним. Казнь через «прокулон» испанского солдата видел и описал в своей книге «Счастливый пленник» Франсиско Нуньес.

Одежда — тканая из шерсти: рубахи, широкие штаны и пончо — у мужчин, широкие кофты, несшитые юбки и плащ — у женщин. Носили серебряные украшения (особенно женщины), тканые узорные пояса. Мужчины носили длинные волосы, повязывали голову платком, иногда надевали широкополые шляпы, женщины заплетали косы и повязывали голову шерстяными лентами.

Ритуалы — общинный праздник с молением верховному богу-громовнику Пильяну (нгильятун), строительство нового дома (рукатун), инициации, врачевательные обряды и др. — сопровождаются пением, танцами, речитацией; ритуалами руководит шаманка (мачи), её атрибуты — вертикально поставленное бревно с выдолбленными ступеньками и бубен (мембранофон культрун) с камешками внутри и кожаной мембраной; крестообразная фигура на ней символизирует солнце и четыре радуги. Известен миф о спасении людей от потопа на горе, поднявшейся над водами, у чилийских арауканов — миф о былом господстве женщин, среди которых Луна, и победе мужчин.

Необрядовые мужские и женские песни исполняются с инструментальным сопровождением или без него. Среди инструментов — труба трутрука (дл. 2,5-6 м), флейта пифилка, колокольчики, погремушки.

У современных арауканов преобладает культура креольского типа. Общины ведут в основном традиционное натуральное хозяйство и мало интегрированы в национальную экономику. Занимаются скотоводством (овцы, в меньшей степени — лошади, крупный рогатый скот), пашенным земледелием (гл. обр. пшеница и картофель), ремеслом (ткачество, обработка кожи, серебра, в меньшей степени производство керамики). Некоторые арауканы работают в угледобывающей промышленности.

Существуют общественные организации арауканов:

Известные представители народа

Если учитывать также героев художественной литературы — арауканами были некоторые персонажи научно-фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия», включая его главного персонажа — Ихтиандра.

Интересные факты

Источник

Арауканские войны. Как испанцы три века воевали с индейскими партизанами в горах и лесах Южной Америки?

В истории испанского покорения Южной Америки арауканские войны стали символом борьбы индейцев за свободу. Впервые испанцы оказались на землях индейцев-арауканов в в 1536 г., когда конкистадоры Диего де Альмагро пытались найти Эльдорадо. Они жгли селения арауканов и пытали всех, кого удавалось схватить. Но золота не было. Вместо богатой добычи испанцы получили отравленные стрелы. Многие погибли. В конце концов Альмагро и его авантюристы едва унесли ноги, выбравшись в Перу.

Вторая попытка проучить арауканов была предпринята уже через 4 года отрядом Педро де Вальдивии. Благодаря его стараниям, на территории индейцев был выстроен поселок Сантьяго, а потом возникли и крепости Империаль, Тукапель. В них встали гарнизоны колонизаторов.

В 1545–1546 гг. Вальдивия предпринял сухопутную военную экспедицию, которая вышла из Сантьяго на юг. Сначала все шло гладко, но проблемы начались сразу после формирования реки Мауле, где на испанцев набросились индейцы. У племен арауканов не было стальных лат и аркебуз, никакого пороха и лошадей. Но индейцы полагались на ловкость и сноровку воинов. Они придерживались традиционного строя. В первом ряду сражались воины, вооруженные более короткими пиками от 4 до 5 метров в длину. Во втором ряду – копейщики с копьями длиной от 6 до 8 метров. Рядом с ними в бой выступали бойцы с палицами – тяжелыми толстыми дубинками из дерева твердых пород длиной около 2-х метров с изогнутым концом.

Хотя арауканы и дрались храбро и мужественно, но сказалось все же техническое превосходство испанской артиллерии. Вальдивия медленно, но все же продвигался по территории Араукании. В октябре 1550 г. он заложил в устье Био-Био форпост Консепсьон, который сыграл большую роль в будущих событиях.

Педро де Вальдивия думал, что 150 всадников смогут сладить с целым племенем индейцев

За Консепсьоном Вальдивия узнал о том, что страна Эльдорадо все же совсем близка. Разведка донесла: в арауканских землях были открыты залежи золота и серебра, Вальдивия продвинулся сюда и основал Вилья-Империаль к югу от Консепсьона, а позднее, в 1551 году, с целью обеспечить выход к морю для этого горнопромышленного района,— Вальдивию (в верхней части великолепного залива). Вскоре в этой области выросли новые горнопромышленные центры в Вилья-Рике и Фронтере.

Арауканы были преисполнены решимости не уступать так легко свои земли. Отстаивая каждую пядь территории во время наступления испанцев, они в конце концов организовали свои войска под руководством двух знаменитых вождей — Лаутаро и Кауполикана. Вальдивия, поспешивший на защиту поселений, возникших между Консепсьоном и Вальдивией, попал в ловушку, подстроенную Кауполиканом, который в 1554 году захватил испанского предводителя в плен и предал его казни.

Индейцы ловко заманили в западню150 испанских всадников. Сначала они выставили небольшой заслон, который был опрокинут кавалеристами колонизаторов. Вальдивия приказал мчаться вперед. Но дальше испанцев атаковал гораздо больший индейский отряд. Дрались арауканы храбро и не боялись лошадей. Дубинами они сшибали всадников на землю, нападая на испанцев со всех сторон.

Интересно, как поступили вожди победивших арауканов с Вальдивией. По одной из легенд арауканы принесли золотого песка и стали набивать им рот Вальдивии. Мол, ты хотел золота, так получи его вдоволь. Когда рот испанца был уже забит золотом, ему раздробили череп ударом тяжелой дубины. Так была наказана алчность конкистадора.

В битвах за свободу индейцы-арауканы многое перенимали у врагов-испанцев

Дело Вальдивии было выполнено. Испанская колонизация пустила прочные корни на обширной территории от Лa-Серены до Вальдивии на юге. Но арауканы не смирились с засильем непрошенных гостей. Туземцы караулили небольшие отряды испанцев в лесах и горах, нападая в самый неожиданный момент. Чтобы получать много золота, конкистадорам приходилось постоянно держать в своих крепостях большие отряды, проводить карательные экспедиции. Такие походы не всегда увенчивались успехом.

Преемник Вальдивии — Франсиско де Вильягра продолжил наступление против арауканов, но внутренние неурядицы вынудили вице-короля в Лиме направить в 1557 году в качестве генерал-капитана Чили Гарсия Уртадо де Мендосу. Одновременно с продолжением войн Мендоса двинул вперед дело колонизации; в 1558 году он основал на юге Осорно. Еще южнее посланные Мендосой разведчики новых земель проникли в район архипелага Чилоэ. Экспедиции, отправленные им па восток, пересекли Анды и основали Мендосу, позднее вошедшую в состав Аргентины. Деятельностью Мендосы процесс завоевания был завершен, и в его правление возникла система управления Чили, осуществлявшегося через посредство королевских чиновников.

Источники:

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector
Арауканы
Современное самоназвание мапуче
Численность и ареал
Всего: 1,5 млн чел