Язык архитектуры очерки архитектурной теории

научный и художественный перевод

Книга I. ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ

Введение. Теория и практика архитектуры как проблемы языка

Как не просто построить здание, чтобы оно стояло и, вдобавок, радовало взор и чувства, не забывая исполнять свое назначение, так же не легко и рассуждать об этом странном явлении, выявляя его смысл и значение. Архитектура и на самом деле странна, ибо обладает двусторонностью и таит в себе двойственность материального и идеального, умопостигаемого и просто осязаемого, тленного и бессмертного, мирского и священного, человеческого и божьего…

А темы разнообразны и одна тема сменяет другую. Вот проблема центрического сооружения, которое могло быть погребальным монументом, а стало церковью. Вот романская базилика, замысленная как реальная крепость и пребывающая и в наше, куда более мирное время несомненной и неодолимой твердыней, ибо в нем по-прежнему святое Небо противостоит уже совсем падшей Земле. Готический собор, знаменующий реальность нетварного света и радость мирного соприсутствия с Богом и ближним. Капелла Пацци,

где мир обрел покой если не твердой веры и честной политики, то хотя бы космических чисел. Великолепное и величественное барочное сооружение, призванное прославить власть и просвещенность императора, а также и явить силу пространственных структур, впечатляющих душу и плоть, оставляющих в них печать разума, пронизанного чувством. Разнообразие и живописность «Британской Валгаллы» – здания Вестминстерского Нового дворца,

вовлекающего зрителя-посетителя в церемонии королевской власти и в ритуалы эклектического формообразования. «Структурная честность» Амстердамской Биржи, скрывающей новую иллюзию – псевдо-простоту неукрашенного материала.

Вопиющая дезинтеграция холостяцкого бунгало Джонсона, где стекло вытесняет самого человека. И наконец, грубая неотесанность органических форм капеллы, вырастающей из многострадальной земли Эльзас-Лотарингии и соединяющей в молитве мир Божий и мир человеческий…

Наверное самое ценное и полезное в книге, четко разделенной на две части «Теоретическую» и «Историческую», – наглядная демонстрация плодов строгой и тщательной описательности, которая столь же последовательно претворяется в анализ.

Прак выстраивает сквозную линию эстетики, в которой он различает два измерения: эстетику формальную и эстетику символическую, то есть процессы, связанные с восприятием и переживанием форм (это структуры нашей психики), и процессы, обусловленные нашей потребностью находить в вещах смысл (или хотя бы значение) или наделять их им.

Важно подчеркнуть и повторить, что обе эстетики – это и потребность в оценке. И если формальная эстетика связана больше с физической (телесно-вещественной) реальностью, то символическая – прямо происходит из реальности социальных отношений, и ее ценности более ситуативны, подвижны и «эвристичны» (выражение Прака).

Слова, вещи, формы и прочее, если используются для некоторой цели, не совпадающей с самими объектами, называются традиционно символами. То же самое и в архитектуре. Причем, если можно заметить некоторое устойчивое единство и постоянство в подобного рода пользовательской практике, то можно говорить о стиле, а значит, и об языке. Подобное незамысловатое и одновременно убедительное в своей простоте положение – стиль аналогичен языку, – по мысли, Прака, приемлемо в силу своего удобства («Семантический анализ вербальных выражений производить гораздо легче, чем семантический анализ зданий»). Языковые аналогии позволяют отождествить архитектурные формы со словами языка, а конструкцию – с его грамматикой.

Заметим в этой связи, что Прак пользуется классической лингвистической моделью, хотя та же генеративная лингвистика Н. Хомского ко времени написания книги уже вполне была в ходу. Автор напоминает читателю известную триаду: символ – денотат – интерпретатор и дополняет ее понятием коннотата, существующего в том случае, если денотатом оказывается некоторый концепт. Именно для него объект будет коннотатом, своего рода дверью, выводящей на просторы «семантических полей», на фоне которых выстраиваются и «выписываются» постройки.

Архитектура есть и сценическая площадка, и представление как таковое, включающее в себя зрителей и превращающее их в лучшем случае в актеров, в худшем – в декорацию. По большому счету архитектура – это благой способ возвращения в детство, возможность укрыться, спрятаться, затаиться, раствориться, слиться с окружением.

Замечательным изобретением Прака, его реальным «вкладом в теорию архитектуры» является система категорий, описывающих основные измерения, аспекты, координаты архитектурного целого. Прак прямо ссылается на Вёльфлина с его основными понятиями и на Пауля Франкля (ученика Вёльфлина). Форма и структура – вот два уровня анализа любой постройки, и внутри этих самых общих членений располагаются соответствующие понятия, подобно вельфлиновским, организованные парно, то есть антитетически (можно сказать, и бинарно). При этом, между полюсами, на воображаемой шкале располагаются все конкретные анализируемые формы.

Для формы ее измерениями будут:

1. пропорции (отношения трех основных измерений);

2. размер (отношение к высоте в связи с человеческим ростом);

3. ангулярность (качество непрерывности);

4. регулярность (степень организованности, наличия, например, отношений симметрии);

5. пластичность (выявляемые на поверхности свойства объемов);

6. изоляция (связь с примыкающими пространствами, степень открытости или замкнутости).

Интересно, что для Прака символизм – это всегда контрасты, конфликты и противоречия, поэтому формообразование должно все подобное привести к некотором порядку, хотя выбор форм и всей эстетики – тоже дело символизма (можно сказать, что в акте предпочтения тех или иных форм уже заложен несомненный смысл и символ). Кстати, не бесполезно и такое наблюдение: в основании всякого архитектурного (классического) формообразования задействованы элементарные геометрические формы и отношения («филебовы тела»), которые обладают двумя полярными свойствами. Они и отличаются направленной эмоциональной суггестией, и одновременно, весьма бедны и пусты с точки зрения мышления (то есть по смыслу). Они и завлекают, и разочаровывают, стимулируя интерпретацию как именно защитный прием. Вся иконология варбургианского толка заключена в подобной логике «рационализации» опыта встречи с символом, который способен в своей, скажем так, архаической индексальности наполняться содержанием сознания неосторожного интерпретатора, как бы высасывая семантические соки его души.

В книге Прака может смутить некоторая назойливость социальных выходов, параллелей, аналогий и просто вариантов уклонения от слишком сложных тем. Но эту назойливость лучше воспринимать как настойчивость: все встречающиеся «социологизмы» представляют собой не средство объяснения, не инструмент верификации памятников или их оценки, а способ или даже просто повод коснуться самой главной для Прака темы: коммуникации, контакта, единства, целостности и взаимности.

Представим себе в этой социально-психологической ситуации архитектуру, которая, будучи всегда на границе, на пределе миров, оказывается и здесь не столько выразителем подобных состояний, сколько оградителем: она «отражает» не в смысле зеркального воспроизведения, а в смысле обороны, отражения натиска, приступа (в том числе и духовного недуга).

Социологический лейтмотив книги одновременно и сугубо психологичен, так как речь идет о страхах, защите от них и избавлении от них – всегда не полном. Эти страхи обязаны принять осязаемый и очевидный, то есть доступный облик, чтобы с ними возможно было если не справиться, то хотя бы для начала достичь контакта – все той же коммуникации, которая есть спасение от одиночества, изоляции, исчезновения и отсутствия.

Сама книга голландского архитектуроведа – развернутая индексальность учености, прилагающей максимум усилий, дабы верой и правдой служить человеческой способности облекать в плоть свои сомнения и озарения.

Источник

juloychek

juloychek

Исскуство архитектуры — это история развития цивилизации, так как архитектурные сооружения наиболее крупные и доступные для обозрения памятники эпохи.

Архитектура организовывает пространство, т. е. среду для жизни и деятельности людей.

Архитектура — это «вторая природа».

Архитектура, как вид искусства тесно связана с декоративно-прикладным искусством, с монументальным искусством (живопись, скульптура), с дизайном.

Язык архитектуры::объёмная форма, пространство, симметрия (ассиметрия), соразмерность, контрастность, силуэт, ритм.

Силуэт — плоская форма предмета или сооружения, узнаваемая лишь по общим очертаниям и контурам.

Менгир — вертикально стоящий мало- и плохо обработанный камень.

Дольмен — два или четыре вертикально стоящих камня, перекрытых каменной плитой, служили местом захоронения знати рода или жертвенником.

Кромлех — сооружения их каменных глыб, расположенных по кругу (диаметр — 30 м).

Во 2 тысячелетии до н.э. в эпоху неолита (каменный, бронзовый, железный века) человек возводит сооружения, имеющие культовый характер (культ Солнца).

Художественная выразительность — это массивность.

Архитектурно-художественный образ: объём, форма.

Архитектурное сооружение воспринимается прежде всего со стороны. Здание эмоционально воздействует на человека — возникает желание узнать его конструкцию и материал.

Пространство, как и сооружение, влияет на человека — сооружение рассматривается в комплексе архитектурного пространства.

Архитектурный образ производит впечатление:

На восприятие архитектурного образа влияют горизонтальные и вертикальные элементы, их компоновка. Достаточно двух-четырёх геометрических фигур, чтобы создать много вариантов художественного образа: куб, цилиндр, шар, призма и т. д. Даже абрис здания (линейный, силуэтный) подчеркивает форму, создает образ. Важные композиционные средства — пропорции: высота, длина, ширина.

2:3 — египетский треугольник: 3:4:5 — пирамида; 3:5, 5:8, 8:13 — золотое сечение.

Различает три вида архитектурных композиций:

при статическом положении;

при движении вокруг формы;

при движении в глубину.

1. Фронтальная — построение по двум координатам (ширина, высота). Биржа Тома де Томона (Санкт-Петербург)

2. Объёмная композиция – образует трехмерную форму во всех трёх направлениях. Эрехтейон (Афины, Акрополь)

3. Глубинно-пространственная композиция — соотношение архитектурных форм и пространств между ними. Красная площадь (Москва), Акрополь (Афины)

Несущие и несомые элементы здания. Опорные конструкции.

Человек всегда учился у природы: у вертикальных скал, у навесов пещер и стройных елей. Гармония природных форм нашла отражение в архитектуре. Красота здания, стоящего отдельно или в ряду других, видна издалека пропорциональностью стен, крыш, окон и входа. Все части здания делятся на две большие группы:

несущие элементы (опорные конструкции: стены, колонны, стобы);

несомые элементы (перекрытия: балки, кровли, крыши, купола).

В каменном веке первые жертвенники и храмы создавались из вертикально стоящих глыб, перекрытые глыбами — так появляются первые колонны и балки. Стройные колонны античного храма легко несут тяжесть перекрытия. В Древнем Египте колонны в верхней части напоминают цветы лотоса, на которых лежат плиты-перекрытия. Опорами для римских акведуков (водовод) служили сдвоенные колонны, образующие свод-портал. Прошло время и «конструкции» из камня, мрамора и римского «бетона» были заменены металлическими конструкциями, которые и формируют сегодня облик архитектурных сооружений (мосты, эстакады, триумфальные арки, башни).

Многообразные виды кровель создавались зодчими на протяжении веков. Древний Египет — плоские кровли и двухскатные. Средние века — крестов-купольное перекрытие — купол, шатер, четырехскатные перекрытие. Восточная архитектура — сферические купола. Готическая архитектура — шпили. Древнерусские храмы — луковичные, шлемовидные, бочкообразные, шатровые купола.

Портал — его эмоционально-образное звучание.

Архитектурный образ здания зависит от составляющих элементов. Огромное значение имеет портал — архитектурно-оформленный вход в здание и оконные проемы-переплеты. Портал бывает: торжественный, мрачный, светлый, радостный, сказочный. Порталы общественных зданий в разные века различны — то они легкие, то массивные, облицованные изразцами, то они в виде арок, вписанных одна в другую (перспективный портал). Портал может быть стеклянный с неоновой рекламой, а то это грязный вход обычных домов. Порталы, как и оконные проемы, украшают здание, делают его неприступным, придают эмоциональную окраску сооружений.

Ордерная система и её соразмерность с человеком.

Архитектурный ордер — система архитектурно-художественной разработки несущих и несомых конструкций (опор и перекрытий), соотношение их размеров и частей. Архитектурные ордера сложились в Древней Греции в 6-5 вв. до н.э. Композиционная система ордера делится на три части:

основание, опора (трехструнная, стилобат);

несущая часть (стены, колонны);

несомая часть (балки, перекрытия, кровли).

Композиционная система ордера имеет трехчастное деление по высоте.

Перекрытие (антаблемент):абак, фриз, карниз.

В класичесский период в Греции сложились три основных ордерных системы:

дорика (дорический ордер) — простота, мужественность, массивность форм;

ионика (ионический ордер) — легкая, женственная, изящная колонна;

коринф (коринфский ордер) — высокая декоративная колонна.

Дорический ордер родился на западе Греции — Пелопоннесе. Ионический ордер — восток Греции, в передней Азии, в Средиземноморье. Коринфский ордер родился в период Эллады.

Греческий храм — прямоугольное в плане здание, окруженное одним рядом колонн, с одним или двумя портиками. Диптер — греческий храм с двумя рядами колонн.

Антаблемент — верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; делится на архитрав, фриз и карниз.

Эфмаза — утолщение в колонне.

Город-крепость. План города.

Город — это летопись в камнях, он несет на себе информацию о культуре и его обществе. Для того, чтобы построить город, в котором все подчинялось бы одной идее, нужен план. Обычно, перед тем как строить, инженеры и архитекторы создают план расположения зданий в городе. От древних времен и до современности в зависимости от географического положения, условий социального образа жизни людей, сложилось несколько типов поселений (городов). Древние поселения имели центрическую структуру с площадью для ритуальных и общественных собраний. В 4 тысячелетии до н.э. существовали большие города в Египте, Месопотамии. Уже тогда для основания города выбиралось особое место: холм, возвышенность на стыке рек, священное место. В Египте широко использовались элементы прямоугольной планировки, ориентированные по сторонам света.

Египетский стиль. Архитектура Древнего Египта.

Жаркий климат Египта, обилие тростника определили характер строительных материалов, «нильский кирпич» (кирпич из ила с соломой). Художественные формы и изобразительные массивы взяты у природы: солнце, священный лотос, папирус, пальма, львы. Наиболее известные памятники архитектуры Древнего Египта: монументальным пирамиды и гробницы знати (мастабы). Храмы с лотосовидными, пальмовидными, папирусовидными колоннами. В основе пирамиды лежат накопленные египтянами знания математики, астрономии, естественных наук. В Египте учился Пифагор.

Стиль — это исторически возникшая художественная категория, которую характеризуют общие средства и приемы пластической выразительности.

Стиль в архитектуре — это совокупность основных форм и признаков, присущих данному сооружению. Стиль каждой эпохи неповторим. Национальные особенности страны и народа также влияют на стиль.

Архитектура Древнего Египта.

В основании пирамиды лежит квадрат (два равнобедренных треугольника). Это самое совершенное и прочное сооружение. Знаменитые пирамиды в долине Гиза: Хеопса, Хефрена, Мекерина. Высота пирамиды Хеопса: 145 м. Объем 2,5 млн. кв.м. Площадь 54 тыс. кв.м. Сторона 230 м. Ступенчатая пирамида Джосера: угол — 49 градусов, ориентированы на стороны света, полярную звезду. Внутри: наклонный ход, погребальная камера. Каменный блок — известняк (самая маленькая 2,5 тонны).

Правило золотого сечения: деление отрезка на две неравные части, из которых меньшая относится в большей как большая к сумме этих частей. Формы и пропорции пирамид — идеи величия и мощи.

Время расцвета египетской архитектуры — это эпоха Нового царства (16-11 вв до н.э.). В это время строятся храмы, которые состоят из святилища, крытого колонного зала — гипостиль, открытого двора — перистиль. Фасад обращен к Ниму, к нему ведет аллея из сфинксов, овнов. Храмы Амона в Луксоре и Карнаке. Фасады храмов образованы устоями в виде двух башен с прямоугольной рамой входа. Перед входом устанавливались обелиски или огромные статуи фараонов. План храма прямоугольный, главные части по центральной оси. Внутреннее убранство зала — глиняные барельефы, росписи. Гипостильные зал — близко стоящие друг к другу колонны, перекрытые плитами. Высота: 24м. В Луксоре 136 колонн.

Женщины носят платья-футляр (колосирис) — юбка, жилет, грудь обнажена. Роль воротника играют украшения из бус (голубой, желтый, зеленый, красный) — пектороль.

Мужчины носят набедренную повязку — схенти. Мужчины и женщины гримируют лицо (подводка глаз, бровей, губ). Парики из туго сплетенных косичек.

Архитектуры Древней Греции.

Греческий храм — прямоугольное в плане здание, окруженное одним рядом колонн, с одним или двумя портиками.

Периптер — прямоугольное в плане здание, окруженное колоннадой; двумя рядами колонн — диптер.

Фронтон — верхняя часть фасадной стены в виде треугольника.

Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком.

Акрополь — центр культурной, политической, религиозной жизни города Полиса.

1. Пропилеи — парадный вход на Акрополь.

2. Справа к пропилеи примыкает картинная галерея — пинопотека, слева примыкает храм Ники-Аптерос, украшен четырехметровыми ионическими колоннами. Внутри нее находилась статуя.

4. Фриз — длина 160 м, высота 1 м, сюжет: праздник великие Парафенеи.

5. Эрехтейон (421-408 гг. до н.э.) построен на неравных уровнях скалистого склона, имеет три различных по форме и размерам портика. Южный — портик Кариотит, северный — четырехколонный, ионический.

7. На площади помещалась скульптура Афины (архитектор Фидий), 30-метровая, хризоэлефантная.

Рим привнес в строительное дело: арку, аркаду, купол — покрытие храма и известковый бетон.

колумбарии — фамильные усыпальницы, склепы;

базилики — сооружения общественного назначения;

цирк — зрелищное учреждение в участием людей;

Рим в строительстве чаще всего использует тосканский ордер (круглая колонна в базой и капителью — эхин).

Форум — для граждан Рима это открытое пространство площади, украшенного объемами храмов, аркадами и колоннадами. Здесь на форуме проходили народные собрания, ярмарки, вершился суд. Самые известные форумы Рима — римский, Цезаря, Августа, Трояны, Нервы, Веспасиана.

Римский Форум: круглый храм богини Весты, храм Януса (двуликий бог дверей), мраморные и бронзовые статуи богов и героев, священное дерево — пальма, храм Согласия (военная казна), храм Сатурна (мирные деньги). Высокие трибуны, украшенные рострами, ростральные колонны.

Колизей — амфитеатр (70-90 гг. н.э.). Слово «амфитеатр» означает «двойной театр», т. е. два соединённых полукруга. Самый большой театр древнего мира, овальный в плане, рассчитанный на 56 тыс. зрителей. Диаметр: 188 м и 166 м. Высота 48,5 м. Три яруса галерей в ордерными аркадами: тосканский, ионический, коринфский. Завершается аттикой — стенкой над карнизом.

Акведук — водопровод принимался римлянами как архитектурное сооружение. Строились с небольшим уклоном в сторону течения воды (принцип самотека).

Великолепные арочные мосты несли водоводы через овраги, ущелья.

Форум Трояна. Высота холма 38 м. Зодчий Аполлодор из Дамаска начал строить его в 107 году и закончил в 113 году. В фиолетово-серую плоскость стены из огромных глыб пористого туфа была вставлена триумфальная арка из белого мрамора. Три её пролета — это вход на площадь: средний — просто гигантский, два боковых — поменьше. В центре площади на постаменте из полированного гранита высилась конная статуя, сделанная из позолоченной бронзы, но выглядевшая как отлитая из огромного куска золота. Лицо Трояна сурово, но милостиво. Фоном статуи служила стена, похожая на ограду, и ничто не говорило, что за ней продолжение площади — самый большой зал Рима с местами для судей и галереями, где совершаются торговые сделки. А между тем это знаменитейшее здание — базилика Ульпия. Она славилась красотой своих бронзовых оконных переплетов, обрамлявших пластины полупрозрачного стекла. Аполлодор растянул базилику поперек форума, а за ней на одной линии с аркой и статуей он воздвиг ещё один памятник Трояну — триумфальную колонну (38 м). По существу колонной называется башня с винтовой лестницей. Её венчает фигура императора в полный рост, тоже бронзовая и тоже позолоченная.

Средневековье в Западной Европе (5-15 (18) вв.).

Появление больших городов как центров ремесла. Развивается профессионализация художников, появление широкого круга заказчиков. Существуют различные социальные группы: крестьяне, ремесленники, городская аристократия.

Господство феодального строя.

Возникает Европа как историческое явление.

Начинается христианизация народов.

Зодчество становится ведущим искусством, о чем свидетельствует храмовое строительство.

Христианство является не просто религией, оно выступает как основа сознания всей жизни человека и общества и всей средневековой культуры.

Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности богу. Храм — это символ Вселенной.

Романское искусство, романский стиль относятся к 11-12 вв.; наиболее характерен для искусства Франции и Германии. Для романского стиля характерен дух воинства. Феодальное государство постоянно нуждалось в самозащите. Основное, что создается — это крепость, храм-крепость.

В романском стиле орнаментальное и изобразительное согласовано.

Восстановление античности. Человек — мера всех вещей.

Многообразие проявление творчества, творческой свободы; избыток духовной энергии; высокая интенсивность культурной жизни.

Большая концентрация на небольшом пространственном и временном отрезке людей великих, универсально одаренных, которые открыли в искусстве новые пути: Петрарка, Бокаччо, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микельанджело.

Итак, Возрождение — это культурная эпоха, в процессе которой происходит переход от средних веков к новому времени. Этот переход можно назвать переворотом. Ренессанс использует уроки античности и вводит свои новшества, соединяет новые прочтения античности с новым прочтением христианства.

Возрождение создает художественные произведения, которые говорят о духовном перевороте человечества.

Гуманизм — идеология эпохи Возрождения.

Ведущие художественные школы в искусстве итальянского Возрождения:

14 век — Флорентийская,

15 век — Флорентийская, Венецианская,

16 век — Римская, Венецианская.

Символы искусства Возрождения:

Статуя Давида (Микельанджело),

«Мона Лиза Джоконда» (Леонардо да Винчи).

1304 год — родился в Ареццо.

1312 год — уезжает из Флоренции в Авиньон.

1327 год — встречает Лауру, которая оказывает огромное влияние на его творчество.

1330 год — сопровождает своего друга в Авиньон.

1336 год — рождается сын.

8 апреля 1341 года — торжественно венчан на Капитолии лавровым венком.

1343 год — год великого кризиса, рождения дочери.

1345 год — бежит из осажденной Пармы.

1353 год — отправляется послом в Прагу.

1361 год — отправляется послом в Париж.

Джованни Бокаччо (1313-1375)

С 1330 года посещает лекции по юриспруденции, но бросает это занятие из-за поэзии.

1336 год — знакомство с Марией де Аквино.

1336-1346 годы — создает свои знаменитые поэмы «Филострато» и «Тезеида».

1341-1342 года — пасторальный роман «Амето».

Последние 15 лет жизни не писал ничего значительного, занимался филологией.

15 апреля 1452 года — родился.

Неестественная острая наблюдательность — отличие Леонардо от других людей.

1482 год — переселился во Флоренцию.

Тяготел к извилистым линиям в своих работах.

Начало Византийской империи относится в 395 году до н. э., когда Римская империя поделилась на восточную и западную Византию. Восточная Византия — искусство развивается под влиянием философии христианства (ортодоксальное христианство) и на основе традиций античного искусства. В Византии строят: акведуки, дворцы, термы, а основной тип здания — церковь. Строительный материал — плинфа (квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич, ширина 4-5 см). Кладка на известковом растворе, фасад не штукатурится.

В 5-6 вв. в Византии складывается два вида храма — базилика и крестово-купольный.

Собор святой Софии в Константинополе (532-537 гг.). Архитекторы — Анфимий, Исидор. Высота — 60 м, диаметр купола — 33 м. В плане — прямоугольник (75 x 70), в него вписан крест.

Главные виды византийской живописи — монументальная, храмовая (мозаика, фреска, икона, книжная миниатюра). Сегодня сохранились фрески и мозаики в храмах и усыпальницах Равенны. Одежда формируется на основе античности.

В 11-12 вв. на территориях, населенных народами романской языковой группы (Франция, Западная Германия, Северная Италия) возник романский стиль — наследник византийской и римской культур. Архитектурные сооружения этой эпохи носят оборонительный характер (замки феодалов, оборонительные сооружения, застройка городов). В основе феодального замка лежит каменная, круглая или квадратная башня донжон — жилище феодала, основной оплот защиты крепости. К донжону примыкает укрепленный двор, обнесенный оборонительными сооружениями. Замковые постройки возводятся на высоком месте.

Романский храм — базилика (трехнефный). Строится из отесанного камня, производит впечатление тяжелого массивного сооружения с хорошо выявленными объёмами. Освещение за счет центрального нефа, который шире и выше остальных. В плане — латинский крест. В центре средокрестия помещается алтарь. Над ним — купол, снаружи — башни. Для романской архитектуры Франции и Германии основная черта — суровость, лаконизм форм. Соборы — в Вормсе, Майнце. Для Италии характерны нарядные, многоярусные аркады (собор и падающая башня в Пизе (1174). Чеканка, литье, эмаль, ткачество, ковроделие, резьба по кости и камню.

Готика (готы — немецко-германское племя) — художественный стиль, возникший в середине 12 века во Франции и распространившийся в Западной, Центральной, частично Восточной Европе. Готика завершает развитие европейского средневекового искусства. Термин «готика» рождается в эпоху Возрождения для обозначения «варварского» искусства. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике; оно было направлено к высшим божественным силам и христианскому мировоззрению.

Ведущее место в готике — собор. Его основа — это каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Наружу внесены конструктивные элементы, которые поддерживают крестовый свод. Пространство собора огромно, несоизмеримо с человеком. Стены прорезаны окнами с витражами. Устремленность ввысь подчеркивается гигантскими ажурными башнями. Пространство готического храма украшено картушами, фантастическими фигурами зверей, химерами. Для скульптуры эпохи готики характерны застылость, замкнутость. Эпоха отмечена быстрым развитием гражданского строительства — ратуш, торговых рядов, частных особняков. Эта эпоха расцвета книжной миниатюры, эмали, изделий из серебра. Готический стиль объединяет в единый ансамбль предметы быта: одежду, мебель и украшения.

Готический собор. В архитектуре готики используют новую конструкцию сводов. В романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах. В готическом соборе свод опирается на арки, а те на столбы. Наружные опоры берут тяжесть сводов, что позволяет уменьшить толщину стен и увеличить пространство. Стены, переставшие служить опорой свода прорезаны множеством окон, арок, галерей. Стенная роспись уступает место витражу. В соборе на первое место выдвигается тема мученичества — образ бога скорбящего или страдающего за муки на кресте, часто встречается образ Богоматери, культ которой сложился одновременно с культом «прекрасной дамы».

Германия. Готика Германии значительно отличается от французской. Желая передать стремление человеческого духа к небесам, резко увеличивая высоту сводов, венчающие башни со шпилями. Памятники готической архитектуры в Кельне, Майнце, Марбурге, Наумбурге и Ульме.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector