Язык архитектуры понятие об архитектурных стилях

Содержание

Как начать разбираться в стилях архитектуры

Архитектурное зрение — навык, без которого невозможно увидеть и понять город.

Даже если ходить по одной и той же улице каждый день, легко упустить историю, которую рассказывает особняк XIX века, здание школы сталинской эпохи или типовая хрущевка. То же самое можно сказать о путешествиях — без умения различать стили европейской архитектуры впечатления от города не складываются в единую картину.

В материале мы разберемся, как смотреть на здания «больших стилей» — от Средних веков до эклектики и модерна. Рассмотрим общие и частные признаки стиля: положение в городе, конструкцию и декоративные элементы, которые едва заметны глазу. Статья поможет больше замечать, внимательнее гулять и интереснее путешествовать.

Какие бывают стили архитектуры

Стиль — это набор признаков, по которым постройки одной эпохи отличаются от другой.

«Больших стилей» в истории Европы с XII по XX век было семь: романика, готика, ренессанс, барокко, классицизм, эклектика и модерн. Здания этих стилей встречаются в каждой европейской стране.

Признаком стиля может быть форма купола или окна, орнамент или пропорция фасада. По одной детали определить архитектурный стиль сложно: здания строятся столетиями и сочетают элементы разных эпох.

Как определять стили архитектуры

Определять стили зданий не сложно, если отталкиваться от естественного восприятия архитектуры в городе. Посмотрим на примере собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции:

Алгоритм анализа архитектуры простой. Сначала мы смотрим на здание и его окружение издалека. Подходим ближе, чтобы рассмотреть фасад и декор. Заходим внутрь, чтобы посмотреть, как интерьер соотносится с внешним обликом. Обычно этого хватает, чтобы определить доминирующий стиль и время постройки.

Теперь посмотрим на три главных признака стиля:

Конструкция

Стили архитектуры менялись через технологические прорывы. Изобретение бетона, появление полукруглой и стрельчатой арки, купола и железобетонных конструкций вели к изменениям во внешнем облике зданий. У каждого стиля — свои конструктивные особенности.

Романика. Полукруглая арка

Романские архитекторы возродили римскую строительную технику и стали перекрывать здания арочными конструкциями — каменными и кирпичными сводами.

Полукруглая арка — крепкое несущее перекрытие, но для ее поддержки приходилось использовать толстые боковые стены и мощные колонны. Поэтому впечатление от романской архитектуры суровое и мрачное.

Готика. Стрельчатая арка

Готическая архитектурная революция стала второй после изобретения бетона в Риме.

Благодаря стрельчатой арке и боковым распорам — аркбутанам,— архитекторы смогли заменить толстые стены с маленькими окнами на витражи из стекла. Церкви стали выше и светлее.

Возрождение, барокко, классицизм. Купол

Купол использовался в архитектуре еще с римской технологической революции, но самые масштабные купольные конструкции возводили архитекторы Возрождения.

Филиппо Брунеллески придумал, как облегчить каменную глыбу, и после собора Санта-Мария-дель-Фьоре этот способ перекрытия повторяли архитекторы барокко и классицизма. Последние использовали купол не только в храмовой, но и в гражданской архитектуре.

Эклектика. Железобетон и стекло

Промышленное использование бетона известно с 1861 года; чуть раньше запустилось фабричное производство большеформатного стекла.

В это время зодчие обращались к архитектурному цитированию Средневековья, Ренессанса и барокко, но добавляли к старым формам новые технологические решения — стеклянные крыши, своды и очень большие окна.

Модерн. Каркасные конструкции

Архитекторы стиля модерн начинают применять новые материалы — стекло и бетон, — для создания сложных, изогнутых форм.

Они усложняют каркасные конструкции из гнутого металла и используют крупное остекление. Конструктивные приемы маскируются скульптурным декором и орнаментом для имитации природных форм.

Как определить стиль по конструкции

Посмотреть на оконные и дверные проемы

Если окна маленькие, а стены толстые — это романика. Стрельчатые обрамления окон сразу выдают готику. Если остекление занимает почти весь фасад здания, то его точно построили в конце XIX века.

Своды романских соборов имеют форму полукруглой арки, готических — стрельчатой. Отличить купольные постройки Ренессанса от поздних стилей поможет представление

о функции здания. В эпоху Возрождения купол использовали в церковном строительстве, барокко и классицизма — и в общественных зданиях, и в дворцах.

Фабричное производство стекла и железобетона позволило перекрывать большие пространства. Даже если здание напоминает вам барочный дворец, посмотрите на потолок — масштабное остекление вместе со стилизацией под ранние стили выдает эклектику.

Фасад

Фасад — это «лицо» здания. Поэтому каждая эпоха использовала фасад как средство коммуникации. В Средние века фасад собора читали, как книгу, в эпоху Возрождения — добивались идеальных пропорций, в эпоху барокко — использовали как средство пропаганды против идей Реформации.

Романика и готика. Фасад как книга

О чем говорит фасад. Архитекторы украшали главный западный фасад готического и романского собора по сложившемуся канону. Его можно было читать, как Библию. Скульптурный декор воспроизводил религиозные сцены, которые складывались единую историю при последовательном прочтении.

Композиция фасада. В романике и готике сложилась устойчивая композия западного фасада:

— две симметричные башни-звонницы с круглым или стрельчатым окном в центре;

— нечетное количество перспективных порталов, от 1 до 5, со скульптурным декором; по канону он размещался ярусами в определенном порядке.

Возрождение. Фасад как идеал пропорций

О чем говорит фасад. Архитекторы Ренессанса искали математический идеал античности, чтобы воплотить его в архитектуре. В основе каждого фасада лежит поиск правильных пропорций: зодчие использовали золотое сечение, число Фибоначчи и сложные геометрические построения.

Композиция фасада. Архитектурные формы Ренессанса разнообразнее, чем готики и романики. Ренессансные фасады объединяет:

— использование равномерного ритма колонн и аркад в первом ярусе здания;

— второй ярус здания перекрывается куполом круглой формы — идеальной геометрической фигурой.

Барокко. Фасад как религиозный манифест

О чем говорит фасад. Криволинейные формы, скульптурный декор и ощущение театральной роскоши барочного фасада сообщали о могуществе католической церкви. Это был вызов движению Реформации. Фасад собора Св. Петра с надписью «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» стал манифестом против протестантизма.

Композиция фасада. Колонны барочного фасада стоят неравномерно: они «сгущаются» к центру и становятся более разреженными ближе к краям. Скульптуры колоссального размера украшают ниши фасада или венчают здание.

Классицизм. Фасад как репрезентация власти

О чем говорит фасад. Фасад классицистического здания транслировал послание абсолютной монархии о первенстве долга перед государством. Поэтому надпись на фасаде парижского Пантеона гласит: «Великим людям благодарная отчизна».

Композиция фасада. Архитекторы стремятся повторять античные формы, но совмещают элементы по-новому: например, ставят римский купол на портик греческого храма. Главные элементы архитектурного языка — равнопоставленные колонны и античная героика в скульптурном декоре.

Эклектика. Фасад как историческая цитата

О чем говорит фасад. Возрождаются стили предыдущих столетий: появляются нео-грек, неороманика, неоготика, неоренессанс и необарокко. Архитекторы эклектики цитируют предшественников. Говорящим становится сам выбор источника для заимствования — игра строится на соотнесении функции здания c элементами подходящего стиля.

Композиция фасада. Единая композиция фасада в этот период не сложилась. Наоборот, ценилось разнообразие и новые комбинации знакомых элементов. Существовала закономерность между функцией здания и внешним видом: фасад городской ратуши повторял формы готической архитектуры, а научного учреждения — античной.

Модерн. Фасад как имитация природы

О чем говорит фасад. Архитекторы модерна показали на фасадах зданий противоречия индустриальной революции. Они использовали новейшие строительные технологии для имитации криволинейных, органических форм — и визуализировали тоску человека по нетронутой природе.

Композиция фасада. Фасады в стиле модерн легко узнать по впечатлению органического перетекания форм. Остекление, скульптурный декор и растительные орнаменты устилают фасад сплошным ковром.

Как определить стиль по фасаду

Фасад может рассказывать религиозную историю, обращаться к идеальным геометрическим телам, убеждать в могуществе или подавлять индивидуальную волю — попробуйте считать смысл послания, опираясь на общее впечатление от здания.

Фасад с двумя башнями и тремя порталами используется и в романике, и в готике.

Фасад эпохи Возрождения стремится к квадрату или кругу — идеальным геометрическим фигурам. На барочном фасаде весь декор «собирается» в центре здания, на классицистическом — распределяется равномерно и сдержанно.

Декор — элементы, без которых здание легко может обойтись. Декор подчеркивает или скрывает конструкцию, рассказывает историю или просто заполняет пустое пространство. Он бывает скульптурный, плоский или объемный — декором может быть даже рисунок облицовки. Для определения стиля здания важно держать в голове набор характерных приемов украшения фасадов — тогда каждая деталь здания станет говорящей.

Источник

Искусствоед.ру – Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре

Искусство — в массы.
Main Menu

Архитектура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология

Видовая специфика архитектуры

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия. Эстетическая оценка произведения архитектуры определяется представлением о его способности обслуживать своё функциональное предназначение.

По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:

Особенности художественного языка архитектуры

Выразительными средствами архитектурного искусства являются композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет используемых материалов. На эстетическое воздействие произведений архитектуры в значительной степени влияет конструктивное решение. Постройка должна не только быть прочной, но и производить впечатление прочной. Если создаётся впечатление недостаточности материала, то здание выглядит неустойчивым и ненадёжным, однако наблюдаемый избыток материала, производит впечатление чрезмерной тяжести. Всё это вызывает отрицательные эмоции.

От всех других искусств архитектура отличается, прежде всего, самым длительным процессом работы: живописец может закончить свою работу в несколько дней, работа архитектора может иногда требовать целой жизни.

Что означает первый и главный этап в процессе архитектурного проектирования — план здания? В глазах профана план здания есть не что иное, как очертание горизонтальной протяженности здания, как план его пола: чем нагляднее в плане подчеркнуты характерные качества пола, тем легче профану понять композицию будущего здания, так сказать, вообразить себя прогуливающимся по зданию. Напротив, архитектор видит в плане не протяженность здания, не очертания пола, а проекцию покрытия. Иначе говоря, архитектор читает план не в двух, а в трех измерениях, и, что еще важнее, он воспринимает план не снизу вверх, как это свойственно профану, а сверху вниз. Это восприятие пространства сверху вниз и составляет один из самых неопровержимых и самых глубоких признаков архитектурного творчества.

Не только в генезисе примитивного зодчества, но и в истории более развитых архитектурных стилей покрытие как первоисточник конструктивной концепции продолжает играть очень важную роль. Достаточно вспомнить, например, египетскую пирамиду, которая есть не что иное, как громадное, массивное покрытие над могильной камерой фараона. Точно так же индусская или китайская пагода представляет собой, в сущности целый ряд крыш, как бы наложенных одна на другую и постепенно сужающихся кверху. Кроме того, ближе присматриваясь к китайскому зодчеству, мы замечаем, что одним из самых оригинальных его признаков является именно своеобразная крыша с гибко изогнутыми крыльями, как бы органически сливающая архитектуру с пейзажем. Вообще, китайцы особенно цепко сохраняли в своем искусстве древнейшие традиции восприятия пространства сверху вниз: напомню вам, что в отличие от европейского живописца, который, желая изобразить внутренность комнаты, как бы смотрит сквозь переднюю стену, китайский живописец для этой цели снимает потолок и крышу и показывает внутреннее пространство сверху вниз.

Здесь мы соприкасаемся еще с одной принципиальной проблемой, знакомство с которой очень важно для правильного понимания архитектуры. Вы видели, какую крупную роль в архитектурном творчестве играет концепция пространства. Можно сказать, что именно ею определяется как индивидуальное дарование архитектора, так и общий характер целого стиля. С другой стороны, для каждого ясно, что в своей конкретной деятельности архитектор имеет дело не с пространством, а с той массой, которая ограничивает пространство, с тем материалом, из которого он создает фундамент и стены, опоры и крыши, что архитектор строит не пространство в буквальном смысле слова, а тела, огораживающие пространство. Возникает вопрос, что же, в конце концов, составляет стержень архитектурной концепции — пространство или масса?

Проблема эта издавна занимала теоретиков архитектуры, и до сих пор еще не умолкли споры между сторонниками пространственного и телесного истолкований архитектуры. Первые указывают на то, что именно своеобразное настроение простора, или вышины, или светлости, охватывающее нас при входе, например, в готический собор, или римский Пантеон, или собор св. Софии в Константинополе,— что именно это эмоциональное переживание пространства составляет сущность эстетического восприятия архитектуры. Вторые возражают, что само пространство как таковое не может быть оформлено человеческими руками, что пространство есть только пассивная среда, замкнутая телесными, кубическими массами, и что, следовательно, именно оформление этих масс, характер их тектоники, является главной художественной целью архитектора.

Кто прав в этом споре? Думается, что эта дилемма допускает вывод, который может удовлетворить обоих противников, а именно: тектоника масс составляет форму, язык, средства архитектурного стиля, тогда как организация пространства является содержанием, идеей, целью архитектурного творчества. Иначе говоря, истинное эстетическое переживание архитектуры всегда совершается из глубины наружу, от пространства к массам, а не наоборот.

В истории архитектуры ясно различаются два типа стилей в их отношении к масштабу: одни стили (римская архитектура, архитектура барокко) стремятся усилить эффект отдельных элементов и, увеличивая их масштаб, тем самым часто ослабляют монументальность целого; другие стили (византийская архитектура, готика, ранний Ренессанс), напротив, трактуют детали тонко и мелко, жертвуя ими для монументальности общего впечатления.

Два основных метода комбинации массы и пространства — тектоника и стереотомия.

Проблема красочного цвета

Основная проблематика архитектуры

Основная проблема архитектуры есть проблема образа и выражения. (Виппер)

Фундаментальные проблемы архитектуры:

Терминология

Строительный словарь определяет теорию архитектуры как науку, объектами исследования которой являются природа и специфика архитектуры и о её общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.

Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий) в том числе — архитектурная композиция, функция, форма, конструкция,архитектоника, архитектурная среда, симметрия и асимметрия и др. Объём — замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне. Пространство — часть среды, воспринимаемая изнутри

Как и всякая наука, теория архитектуры обладает своим понятийно-категориальным аппаратом. Категориями называются основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны действительности или отдельные явления, связи и отношения предметов. Только совокупность всех категорий даёт нам возможность представить предмет в целом, логику его построения, законы его развития.

Литры

Это по теории. По истории архитектуры есть масса других замечательных вещей, к примеру базовая «Всеобщая история архитектуры в 12 томах»

Специфика архитектуры как вида искусства

Римский архитектор Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре» так сформулировал три основных закона этого вида изобразительного искусства: firmitas, utilitas, venustas — прочность, польза, красота. И действительно, нет зданий, не имеющих функционального назначения (польза). Люди всегда стремятся к тому, чтобы создаваемые ими архитектурные сооружения существовали максимально долго (прочность). Конечной целью архитектора является не просто постройка сооружения, а создание художественного образа (красота) — именно этой стороной архитектура соприкасается с изобразительным искусством.

Трудности, с которыми сталкивается архитектор, вызваны прежде всего тем, что архитектура, с одной стороны, это искусство самое материальное, да еще сугубо утилитарное, а с другой — абстрактное, рождающееся из чисел и точных расчетов. Она соединяет в себе черты живописи и графики, оперируя линиями, плоскостями и цветом, и черты скульптуры, оперируя массами и объемами. Но ни живопись, ни графика, ни скульптура не связаны так с социальной средой, не отражают столь выпукло и ярко эпоху и одновременно не создают ее стиль, как архитектура.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector