Язык басен крылова 5 класс

Урок литературы в 5-м классе «И.А. Крылов. Басни»

Оформление кабинета: портреты И.А. Крылова, тексты басен, на доске (через проектор) – годы жизни Крылова, понятия мораль и басня, тема урока.

Иван Андреевич Крылов. (1769 – 1844)

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)

Ход урока

Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все знают его как “дедушку Крылова”. Когда произносят его имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты знали и любили басни Крылова. Он бывал в доме у Дельвига, когда там собирались литераторы, и всегда басни Крылова оставались злободневными и остроумными.

Знают Крылова и сейчас Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.

Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”.

А что же такое басня? Кто знает?

БАСНЯ – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Все ли слова понятны? Иносказание – выражение иного, другого, скрытого смысла

Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой – хитрый человек, за ягненком – беззащитный человек.

Язык басен легкий, простой, запоминаются басни хорошо, особенно начало и конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль, то есть мораль.

МОРАЛЬ – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

И несут люди по жизни тог, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают, например, что “услужливый дурак опаснее врага”, что “у сильного всегда бессильный виноват”, что “лесть гнусна, вредна”, и что “в сердце льстец всегда отыщет уголок”.

(…Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.)

(Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.)

Источник

Тема урока: Своеобразие басен И.А. Крылова. (5 класс)

План-конспект урока по литературе

Тема и номер урока: Своеобразие басен И.А. Крылова. (Третий урок).

Цель: актуализация и углубление знаний о басне как литературном жанре, обобщение знаний о баснях И.А. Крылова.

предметные действия – создать условия для интерпретации басен Крылова, познакомив с творческой историей басни как жанра литературы; научить выявлять аллегорический смысл басен, понимать обобщение, заключенное в морали, через приемы анализа литературного произведения;

метапредметные действия – создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

личностные действия – развивать познавательную активность учеников; повышать интерес к изучению литературного наследия классиков, формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, толерантность и доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Формы работы учащихся: групповая работа, коллективная беседа.

Необходимое техническое оборудование: текст басни «Волк и Ягненок», книги с баснями Крылова, иллюстрации к басням, компьютер, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока

Постановка цели и задач урока.

Мотивация на учебную деятельность.

Подготовка к процессу обучения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль ;

Он баснями себя прославил,

Этот человек – загадка, и великая.

Образец русского себе на уме.

Крылов начинал свой жизненный путь как отчаянный авантюрист и непоседа.

С гранитной высоты

Глядит, как резвятся вокруг него ребята…

Богато одаренный, Крылов профессионально владел скрипкой. Страстно увлекался оперой… являлся знатоком и ценителем музыки.

— О творчестве какого писателя мы будем сегодня говорить?

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы.

Проверка домашнего задания. «Копилка крылатых слов и выражений».

Контроль над подготовкой домашнего задания.

Проверка знания обучающимися крылатых слов и выражений, вошедших в язык из произведений Крылова.

Подводим обучающихся к пониманию своеобразия языка басен Крылова.

Почему крыловские слова названы «крылатыми»?

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

«Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши!».

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было».

«Сыр выпал- с ним была плутовка такова».

«Слона- то я и не приметил».

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

«Ай Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!» и др.

Беседа по пройденному материалу. (выявление уровня усвоения изученного материала)

Источник

Урок «Басни И. А. Крылова» (5 класс)

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

(обобщение по басням И.А.Крылова)

«Его басни переживут века»

обучать проектной деятельности;

повторить знания о теоретико-литературных понятиях: «басня», «аллегория», «афоризм»;

развивать и совершенствовать творческие способности, навыки и умения выразительного чтения, инсценирования;

формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;

уяснение общечеловеческой морали басен И.А. Крылова

Презентация по басням Крылова;

портрет И.А. Крылова;

выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
(М.Исаковский)

О ком будем мы сегодня будем говорить?

Каким творениям И.А.Крылова мы посвятим урок? Конечно, басням. Сегодня мы займемся с вами проектной деятельностью: составим брошюру, посвященную жизни и творчеству великого баснописца.

Тема нашего урока: » Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

Эпиграфом к уроку возьмем слова русского поэта К.Батюшкова: «Его басни переживут века».

Мы будем работать в мастерских:

Задания для групп (напечатать)

Биографы составляют рассказ о великом баснописце, используя материал учебника и доп. материал.

Литературоведы разгадывают кроссворд, подбирают примеры из басен.

Художники рисуют иллюстрации к басням.

Аналитики находят афоризмы (крылатые слова) в баснях.

Язык басен И. А. Крылова очень богат афоризмами (крылатыми словами). Они меткие, образные. Употребляя афоризмы в своей речи, мы делаем её более выразительной и эмоциональной.

Защита проектов групп.

Инсценирование басен группой учащихся.

У нас есть еще одна мастерская – АРТИСТЫ, которые подготовили инсценировку басен.

Чему служат басни? Указывают людям на их пороки, исправляют их.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.

Обращение к теме урока и к эпиграфу.

Чему научились на уроке?

Как в жизни нам помогают басни?

Какое у вас настроение после нашего урока?

Поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению.

Урок окончен. Спасибо за работу.

Для биографов: распечатать материал о жизни и тв-ве

Для худ: на а4- басни: Квартет, Ларчик, кукушка и петух, волк и ягненок, стрекоза и муравей, лебедь, щука и рак.

1. Человек, пишущий басни (баснописец)

2. Вид литературного произведения (басня)

3. Иносказательное изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет (Аллегория)

4. Веселая и добродушная насмешка (юмор)

5. Известный русский баснописец XIX века (Крылов)

6. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления (олицетворение)

“ А ларчик просто открывался”

“ А Васька слушает, да ест”

А вы друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь”

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник

Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку”

От радости в зобу дыханье спёрло”

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться”

Выберите книгу со скидкой:

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

Успейте записаться до 17 декабря!

Номер материала: ДБ-303531

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector