Язык богатырской сказки и былины

Сравнение богатырской сказки «Илья Муромец» и былины «Илья Муромец и Святогор»
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Учимся сравнивать былины и богатырские сказки. Что в них общего и чем они не похожи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, давать связанный ответ.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи. Музыки.

Развивать умение работать в группах.

Развивать умение давать адекватную оценку своей деятельности.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, взаимоуважения.

Приобщать к фактам исторической действительности.

Карточки с заданиями для работы по группам.

І. Организационный момент. (приветствие, настрой на работу).

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недругов,

За тебя в нужде сложить голову!

— Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О каком времени говорится, о настоящем или прошлом? (слайд 1)

— Сегодня мы совершим ещё одно виртуальное путешествие в стародавние времена. Поговорим о таких произведениях устного народного творчества, как «Сказка об Илье Муромце» и былине «Илья Муромец и Святогор».

ІІ. Актуализация знаний. (Слайд 2 )

— Кто изображен на картине?

— А что изображено на заднем плане картины? (степь, богатырская застава)

— Зачем вышли в дозор богатыри? (Охраняют землю русскую от набегов басурман)

— Во все времена русские люди славились своим мужеством, героизмом, умением защищать свою Отчизну. Им посвящали свои произведения художники, композиторы и писатели.(слайд 4)

— Мы с вами изучили три произведения о богатырях. Можем применить такой прием работы, как «кластер». (Слайд 5)

— Назовите произведения, отрывки из которых читали дома? К какому жанру относятся эти произведения?

— Чем похожи эти произведения? ( в них рассказывается о русских богатырях, по содержанию, по замыслу).

2. Определение темы урока.

— Попробуйте самостоятельно определить тему урока. (Сравнить былину и сказку. Назвать общие и отличительные признаки)

ІІІ. Стадия осмысления. (25 мин)

Работать будем в группах.

1-я и 2-я группы будут исследовать богатырскую сказку.

3-я и 4-я группы будут исследовать былину.

— Свои исследовании я будете записывать на карточках, которые лежат у вас на партах.

— По окончании вашей исследовательской работы, все ваши данные будут сведены в общую таблицу.

Источник

Урок внеклассного чтения по теме «Былины и богатырские сказки». 2-й класс

Класс: 2

1. Организация детей.

– Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали меня, а все, что услышите, может вам пригодиться. Нужно отправляться нам в путь – дороженьку, но сначала необходимо найти ключевое слово, которое спрятал ворон в этой пословице.

(На доске написана пословица “ Славна богатырями земля русская”).

2. Формирование темы урока.

– Посмотрите на пословицу и определите, о ком говорится в ней? богатырях)

– Именно о богатырях у нас сегодня и пойдет речь.

Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан – моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильны, могучи,
Богатыри на славной Руси.

3. Открытие новых знаний.

А) Работа со статьями из словаря

– А путь каждого богатыря начинается с камня на перепутье (открывается доска и в центре доски рисунок с камнем и тремя дорогами )
– Сколько дорог, мы, видим? (Три)
– И отправимся, мы с вами по первой дороге в мир “Литературного чтения”. А и путь наш лежит через множество вопросов, на которые нужно отвечать вдумчиво и не бояться.
– Первый вопрос таков, что без ответа на него нельзя продолжать наш путь.
– Кто же такие, богатыри? (Ответы детей)
– Значение слова “богатырь” лучше всего даст словарь. (На первом листе под № 1 статья из словаря)

Дети читают статью:

– Подберите, слава, характеризующие богатыря по этим вопросам.

Кто?
человек
Какой?
сильный и т. д.
Что делает?
защищает Родину

Под № 2 на листе 1 выполните задание: Зачеркните лишнее слово

Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, витязь

– А кто знает значение слова – витязь?
– Значение этого слова прочтите под № 3.

Могучие витязи – это богатыри, наделенные Богом необыкновенным умом, смекалкой.

Б) Чтение детьми наизусть

– Вспомните, ребята имена богатырей русских (дети перечисляют)
– Внимательно прочтите мой перечень имен и согласны вы с ним?

– Кто помнит, как называется произведение про богатыря Руслана? (Поэма “Руслан и Людмила”)
– Кто автор этой поэмы. (А.С. Пушкин)
– Кто ни будь, хочет рассказать отрывок, который мы с вами учили из этого произведения? (ребенок читает наизусть)

Да, ребятушки, герои былин, их ратные подвиги остаются в памяти надолго после их чтения. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич – эти русские богатыри воспеты в сказках, песнях художниками и поэтами.

Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

(Учитель показывает иллюстрацию – Рис. 1)

Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.

На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа.

Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги.

В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.

Слушая сейчас былину, попытайтесь представить себя в древнем Киеве или Новгороде, попробуйте вообразить себе жизнь этих древних городов, поединки, пиры. Понаблюдайте над языком былин: старинными словами, они называются архаизмами, уважительными диалогами при встрече богатырей, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, устойчивыми выражениями в былинах.

Г) Прослушивание аудиозаписи отрывка из былины.
Аудиозапись можно взять у автора статьи.

– О каком богатыре русском вы узнали из былины?
– А знаете ли вы, что народное предание отождествило знаменитого богатыря Илью Муромца, о котором пелись русские былины с Преподобным Илией Муромцем, Печерским, по прозвищу Чоботок, который был уроженцем города Мурома и подвизался в Киево-Печерской обители. Скончался около 1188 года. Некоторые из историков тоже считают, что преподобный Илия и былинный богатырь Илия Муромец – одно и то же лицо.

Словарь: преподобные – подвижники из монашеского чина, оставившие мир и его блага во имя близости к Богу, во имя чистоты и святости жизни;

(Показ иллюстрации иконы Илии Муромца Печерского, рис. 2 )

4. Работа с текстом.

Конечно, о богатырях – героях былин сочиняли и сказки. Они так и называются богатырские сказки.

Давайте почитаем сказку о некоторых богатырях. Возьмите лист № 2. Во время чтения, выделяйте непонятные слова. (чтение отрывка из сказка)

– Какие слова при чтении были непонятны? (Разбор непонятных слов).
– Работа с текстом.

– Чем же отличается богатырская сказка от былины? (Сказка написана в прозе, а былина в стихах. В сказке есть сказочные приметы, происходят волшебные события. В былинах много архаизмов, есть слова с двойными гласными.)
– А сейчас посмотрим, как вы знаете богатырей русских сказок.

Назовите сказку, богатыря и с кем он сражался.

(Мультмарафон видеозапись). Видеофрагменты можно получить у автора статьи.

– Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается. Как смотрю я на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало (под музыку дети выполняют упражнения)

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

6. Работа по картине В. Васнецова “Богатыри”.

Есть поговорка хорошая: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

– Вот мы и посмотрим, как все это выглядело. (Презентация Приложение 2)
– Давайте проверим, как вы запомнили внешний вид богатырский, и поиграем в игру “Одень богатыря” (одевают мальчика).

– Богатыри все были разные, но качества человеческие у них похожи.

Вспомните все, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы выполнить задание. Нужно дополнить предложения задание № 4 на 1 листе (Самостоятельная работа и проверка)

Давайте вспомним, с какими видами произведений мы сегодня встречались?

– О ком мы говорили?
– Как вы думаете – “Есть ли богатыри в наше время”?
– Кто они?
– Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.
– А вы можете стать богатырями?
– Посмотрите на наш путевой камень. Все дороги исхожены? (Нет)
– А последняя дорога это ваш путь и как вы его пройдете вам выбирать!

8. Домашнее задание.

(Зачеркнуть лишнее слово)

Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, витязь.

Могучие витязи – это богатыри, наделенные Богом необыкновенным умом, смекалкой.

2. Богатырь ………. ………. ……….. человек, преданный ……………, служащий ….

1. Прослышал Илья Муромец о том, как Алеша Попович побил рать несмертную у Киева, и говорит:

– Видно сокола по полету, а молодца по делам. Не переведутся богатыри на Руси век от веку!

Подымались богатыри на ноги, выпивали чары с медом единым духом да меж собой побратались: старшим братом назвали Илью Муромца, средним – Добрыню Никитича, а младшим братом назвали Алешу Поповича. Они три раза обнимались да три раза целовались.

Тут князь Владимир стал Алешеньку чествовать, пожаловал город, одежу драгоценную.

Поднялся Алеша Попович и говорит:

– Воевал я не ради награды. Позволь мне, князь, с братьями Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем поехать на заставу богатырскую. Будем там стоять, землю русскую от недругов защищать.

Источник

Презентация к уроку на тему «Сравнение богатырской сказки и былины»

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

Успейте записаться до 17 декабря!

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сравнение богатырской сказки и былины

ПОСЛОВИЦЫ СТИХИ ПЕСНИ СКАЗКИ БЫЛИНЫ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Игра «Собери пословицу» Своя земля и Чужбина – калина На чужой сторонушке Для Родины своей ни сил Родина мать Родина – малина умей за неё постоять ни жизни не жалей в горести мила рад своей воронушке

Игра «Собери пословицу» Своя земля и Родина – малина умей за неё постоять ни жизни не жалей в горести мила рад своей воронушке Чужбина – калина На чужой сторонушке Для Родины своей ни сил Родина мать

Сравнение богатырской сказки и былины

Славна русская богатырями земля

III РАЗДЕЛ: 1) Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины. 2) ( переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек. БОГАТЫРЬ БОГАТЫРСКИЕ СКАЗКИ

Подбери синонимы Силач защитник лентяй воин глупец витязь

Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую

Спасибо за урок Домашнее задание. Подготовить сообщение о любом богатыре: 1 ряд – Древней Руси; 2 ряд – Великой Отечественной войны; 3 ряд – сегодняшних дней.

Выберите книгу со скидкой:

Музыкальные инструменты (плакат)

Ваш голос: Секреты вокального мастерства

Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

Успейте записаться до 17 декабря!

Номер материала: ДБ-547619

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector