Язык былин как средство художественной выразительности

Разработка урока по литературе «Художественные особенности былины» (6-й класс) с приложением (презентация)

Разделы: Литература

Класс: 6

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, сигнальные карты красного и синего цветов.

I. Постановка цели и задач урока

III. Проверка домашнего задания.

Художественный или краткий пересказы отрывков или выразительное чтение отрывков из прочитанных дома былин учащимися.

IV. Особенности изображения былинного героя.

2. Викторина “Узнай героя”

1) Из того ли из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный Киев-град.

(Илья Муромец, “Илья Муромец и Соловей разбойник”)

2) Да схватил татарина он за ноги,
Так стал татарином помахивать,
Стал он бить татар татарином –
И от него татары стали бегати.

(Илья Муромец, “Илья Муромец и Калин-царь”)

3) А … своей матушки не слушался.
Как он едет далече во чисто поле,
А на тую гору Сорочинскую,
Потоптал он младыих змеенышей,
Ай повыручил он полонов да русских

(Добрыня Никитич, “Добрыня и Змеевич”)

4) Прошла та ночь осенняя.
Ото сна … пробуждается,
Встает рано-ранёшенько,
Утренней зарёй умывается,
Белою ширинкой утирается,
На Восток он, …, богу молится.

(Алеша Попович, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”)

5) В вышину он трёх сажён,
Промежу плечей – косая сажень,
Промежу глаз – калена стрела,
Конь под ним как лютый зверь

(Тугарин Змеевич, “Алеша Попович и Тугарин змей” )

V. Углубление знаний учащихся о художественных особенностях былины, в том числе в изображении былинного героя. Просмотр презентации, выполнение по ходу её заданий (слайды 11-21)

В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы

Из того ли из города из Муромля,
Из того ли да с села Карачирова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Повествование в былине ведётся неторопливо, величаво. В развёртывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путём утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.

В поэтический стиль былины включались повторения слов. А вы помните, какие это слова? Давайте поищем их в тексте былины. (Черным-черно, много-множество, крепко-накрепко,скорым-скоро). Найдите также и слова-синонимы (злодей-разбойник, путь-дорога, драться-ратиться, дани-пошлины).

Важная особенность былины: изображение множественного в единичном обобщённом (синекдоха). Былины переносили качество массы на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных войнов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов. Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Идолище, Соловей-разбойник, Тугарин).

Гипербола – главный художественный приём в былине.

Гиперболы использовались для изображения (силы богатыря, устрашающего крика врага, необычайной битвы; а также для развенчания врагов.

Эпитеты и сравнения – важные художественно-изобразительные средства в былине. Давайте поищем с вами в тексте эпитеты и сравнения и определим их роль в былине. (Эпитеты чистое поле, добрый конь, палица булатная, стрела калёная, палаты белокаменные, делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображённые в былине более зримыми и весомыми; сравнения: Тугарин почернел, как осення ночь, Алёша Попович стал, как светел месяц передают психическое состояние героев).

Итак, в основе былины лежит рассказ о подвиге богатыря. Былина имеет особую устойчивую форму построения (композицию). Каждая былина имеет зачин и концовку. В ней есть повторы и общие места. За счёт них повествование ведётся неторопливо, размеренно, торжественно, напевно. Постоянные эпитеты и сравнения делают язык былины особенно выразительным. Возможности былинных герое преувеличены. Традиционно при создании былинных образов используются синекдоха и гипербола.

Слайд №22 (демонстрация репродукции с картины В.Васнецрова “Три богатыря”?

Почему урок заканчивается демонстрацией этой картины?

Поднимите красные карточки те, кто из вас считает, что вы могли бы предупредить героев о том, что или кого им предстоит встретить на своём пути?

Похвалить учащихся за хорошее знание былин. Самому активному участнику урока вручить диплом “Лучший знаток былин”.

VIII. Домашнее задание

Источник

Особенности былин: композиция и средства художественной выразительности

Большое значение для понимания древнерусской литературы имеет вопрос о том, каковы были особенности былин. Данный вид жанра был весьма популярен среди наших далеких предков, поэтому рассмотрение поставленной проблемы актуально до сих пор. Школьные занятия по литературе следует предварить небольшим объяснением учителя на поставленную тему, так как это поможет понять их содержание, черты стиля, смысл и идейную нагрузку.

Литературные приемы

Особенности былин можно легко проследить на основе наиболее известных произведений данного жанра. При прочтении хотя бы нескольких текстов сразу бросается в глаза такой прием, как повторения. С их помощью безымянные авторы добивались усиления главной идеи и основного смысла. Кроме того, таким образом древние сказители добивались особого звучания и певучести произведений.

Здесь следует отметить, что эти старинные эпические песни исполнялись в особенно торжественных случаях, поэтому очень важно было настроить слушателей на определенный лад. Исходя из вышесказанного, можно прибавить, что особенности былин отразили дух своего времени, когда военные предприятия княжеской дружины становились объектом уважения и прославления.

Роль эпитетов

Данное средство художественной выразительности играет едва ли не самую важную роль в передаче словами визуальной картины происходящего. Неизвестные авторы не жалели красок, воспевая силу и мощь древних витязей и воинов. Особенности былин легко объясняются той целью, с которой они создавались: желание восхвалить и увековечить подвиги богатырей.

Чтобы подчеркнуть их славу и величие, певцы использовали одни и те же эпитеты, которые при постоянном повторении создавали в воображении слушателя выразительную и красочную картину боя. Как правило, эпитеты применялись к характеристике внешнего облика воина, его коня, а также противника. Необыкновенно красивы описания древнерусских городов: княжеских палат, дворцов, дружины.

Гиперболы

Художественные особенности былин отражают мышление средневекового русского человека, который был склонен возвеличивать подвиги своих любимых героев. С этой целью авторы использовали гиперболы, которые должны были поразить воображение слушателя. В самом деле, подвиги витязей преподносятся в необыкновенно эпических тонах. Например, в древних сказаниях богатырь одним взмахом и ударом разит противника, от удара копытом его коня земля дрожит и опадает листва с деревьев. Те же приемы применяются и к описанию отрицательных персонажей. Например, Соловей-разбойник так свистит, что всё живое вокруг разбегается, поднимается сильный ветер.

Ударения

Художественные особенности былин раскрывают и некоторые черты музыкального искусства наших предков. Эти старинные эпичные песни строились по особым правилам, которые придавали им певучесть, размеренность и определенный ритм звучания. В строчках этих произведений используется несколько ударений, как правило, три. Они ставились на третьих слогах от начала и от конца.

Данный принцип не был обязательным, однако применялся довольно часто. Такое исполнение придавало былине особую звуковую выразительность и эпичность. Впрочем, иногда для усиления певучести текста слоги пропевались как одно слово, без разделений и пауз.

Композиция

Не менее важен вопрос о том, какие особенности построения былины применялись наиболее часто. Все произведения рассматриваемого жанра начинались с зачина – вступительного слова, которое раскрывало время и место действия. Здесь следует обратить внимание школьников на высокую степень исторической достоверности: сказания всегда указывают реальный город, говорят о князе, правившем в то время, когда происходили описываемые события, иногда автор упоминал конкретные места, что придавало повествованию убедительность и правдивость.

Далее следуют завязка и кульминация, которые раскрываются буквально на одном дыхании, без пауз, промедлений или отступлений. Таким образом, сказители рисовали одну картину события, не давая слушателю отвлечься ни на одну минуту. Развязка наступала, как правило, довольно быстро: в ней говорится о тех почестях, которые принимал герой в награду за свой подвиг.

Тематика

Особенности русских былин раскрывают внутренний мир древнерусского человека. Благодаря этим удивительным сказаниям мы можем понять, что именно интересовало наших далеких предков. Разумеется, наиболее любимым сюжетом были истории о подвигах и ратных сражениях богатырей. Однако, помимо этого, существовали также темы, посвященные прославлению простых тружеников-земледельцев. Существовали былины о необыкновенных приключениях героев, например, большой популярностью пользовались сказки про купца Садко. В этих былинах прославляются не ратные доблести витязей, а такие черты персонажей, как хитрость, удальство, житейская мудрость, позволявшая им находить выход из самых трудных ситуаций.

Источник

Язык былин как средство художественной выразительности

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира.

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.

То старина, то и дёянье,

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой.

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось. »

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector