Язык делового человека культура речи

Учебное пособие для студента


Загрузить всю книгу

Модуль №1
Тема №1. Язык как знаковая система

В современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.

Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире.

Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.

Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.

Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».

Реальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др. Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры.

За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.

Одна из иностранных фирм специально разработала и выпустила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.

Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».

Известный русский ученый Д.С. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть».

Что же представляет собой язык?

Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.

С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.

Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.

Следовательно, каждая система:

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.

Язык состоит из единиц:

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

Источник

Культура речи делового человека

Под речевой культурой подразумевается искусство владения всем арсеналом речевых средств, используемых в процессе общения. Речевая культура накладывает и определенные ограничения на наши речевые возможности, обязывая в соответствующих условиях неукоснительно их соблюдать.

Успех деловых контактов, деловых переговоров во многом зависит от того, насколько вы владеете своим языком, умеете разговаривать, подчиняя свою речь поставленной задаче. А заключается она в том, чтобы,

во-первых, донести до своих партнеров с помощью средств речевого общения ваши деловые предложения, заинтересовывать своих собеседников, убедить в их реальности;

во-вторых, правильно воспринимать отношение ваших партнеров к высказанным предложениям;

в-третьих, в результате взаимных договоренностей выработать совместные решения.

Чтобы деловая речь выполняла эту сложную задачу, она должна отвечать следующим основным требованиям:

1) Деловая речь должна быть по возможности максимально краткой, ясной и точной. Необходимо избегать неоправданного многословия, пустословия, бесцельной болтовни. Каждый деловой человек должен овладевать искусством говорить строго по делу, то есть кратко, точно и ясно.

2) Деловая речь должна избегать низкого стиля. Каждый деловой человек должен относиться к своему делу уважительно и рассчитывать на уважительное отношение к нему со стороны других людей. Чтобы речь не была низкой, она не должна быть затасканной, состоящей из примитивных, набивших оскомину словечек, словесных оборотов и выражений, взятых из бытовой лексики. И уж совершенно неприемлемо пользоваться в деловой речи и вообще в отношениях между деловыми партнерами так называемой ненормативной лексикой, бранными и нецензурными словами. Неопрятная, грязная речь человека производит такое же отталкивающее впечатление, как и его неприятная, грязная одежда. Деловая речь должна отличаться корректностью, аккуратностью, определенной сдержанностью.

3) Деловая речь должна быть выразительной. Это значит, что она не должна быть сухой, вялой, бесцветной. Сухая, невыразительная речь малопривлекательная, она мало кого заинтересует и увлечет. А для того, чтобы речь не казалась тусклой, нудной, она должна отличаться фразеологическим, морфологическим, лексическим, синтаксическим и интонационным разнообразием. Именно разнообразие языковых средств делает нашу речь богатой и яркой. Хорошая деловая речь должна отличаться живописью, экспрессивностью. Ей должна быть присуща красота и благородство.

4) Деловой человек всегда должен знать, когда, кому и что можно и нужно сказать. Одно и то же сообщение можно выразить по-разному. Характер нашей речи непременно должен сообразовываться с ситуационной ролью сообщения и социальным статусом вашего собеседника. Жаргонные словечки, жаргонная фразеология допустимы только между членами одной социальной группы. Деловой язык не должен допускать крайностей, начиная от жаргонного лексикона и кончая научной терминологии, за исключением случаев, когда предмет обсуждения связан с узкопрофильной областью и требует специальной терминологии.

5) Деловая речь должна отличаться впечатляющей силой и убедительностью. Это значит, что она должна приковывать внимание собеседника, вызывать повышенный интерес, запоминаться, заставлять задуматься, она должна убеждать своими суждениями и доводами. Убедительность – главный синтетический критерий деловой речи. Предприниматель, умеющий убеждать тех, с кем он вступает в деловое взаимодействие, всегда будет в выигрыше перед тем, кто таким качеством не обладает. Для того, чтобы обладать способностью вызывать своей речью сильное впечатление, уметь убеждать слушателя, добиться принятия вашей точки зрения, согласия с вами, надо всемерно развивать свою речевую культуру.

Таким образом, совокупным показателем качества деловой речи являются: краткость, ясность, точность, чистота, правильность, оригинальность.

Источник

Культура речи в деловом общении

Культура речи и деловое общение тесно взаимосвязаны. Во время переговоров, на конференциях, презентациях и т. д. нельзя обойтись без грамотной, культурной речи. Общение является обменом информации, которую необходимо правильно и культурно преподнести. От соблюдения правил этикета будет напрямую зависеть исход переговоров.

Чтобы достичь поставленной цели в переговорах необходимо не только иметь желание, но и умение правильно преподнести подготовленную информацию. Перед разговором рекомендуется обратить внимание на все подводные вопросы, которые могут быть заданы. Также следует устранить возможное чувство волнения. Все запинки и остановки в середине произносимой речи показывают неуверенность оратора. Это негативно отражается на мнение участников диалога о всей компании.

Культура речи как важная составляющая делового общения

Перед назначением какой-либо встречи между потенциальными клиентами другой организации, контрагентами и т. д. рекомендуется заранее подготовиться к переговорам и определиться с целью диалога. На что следует обратить внимание в деловом общении:

Подготовка.

Участники диалога должны увидеть, что оратор подготовился к переговорам и компетентен в своей сфере. Для этого необходимо изучить тему разговора и предположить все возможные вопросы от присутствующих.

Словарный запас.

Не рекомендуется повторят одни и те же слова на протяжении всего разговора. Это может оттолкнуть участников диалога. При использовании синонимов речь станет более яркой и впечатляющей.

Грамматика.

Языковые нормы делового общения заключаются не только в правильном и логическом порядке построения предложений, но и грамотном употреблении слов. Неправильные ударения на слова, изменения их окончаний может негативно повлиять на результат переговоров.

Употребление слов.

В деловом общении необходимо исключить все слова жаргонизмы, оскорбления, мат и все прочее. Речь должна быть построена грамотно, с использованием профессиональных слов. Если становиться заметно, что участники диалога недопонимают их, следует перейти на более понятное определение слов.

Уважение и умение слушать.

В любых деловых разговорах необходимо соблюдать нейтральную позицию. Для этого следует спокойно реагировать на все заданные вопросы и выслушивать мнение другого. Несоблюдение этих правил вызовет у участников разговора неприятное ощущение.

Одинаковое отношение.

В каждому участнику диалога необходимо относиться с уважением, обращаясь на Вы.

Все вышеописанные правила являются базовыми в деловых разговорах.

Какова роль культуры речи в деловом общении?

От соблюдения и понимания правил культуры речи в деловом общении зависит результат переговоров. Это относится как к конференциям, где участниками диалога являются сотрудники из других компаний, так и к служебным отношениям между сотрудниками. К каждому человеку необходимо проявлять уважение и грамотно строить свою речь. Также культура речи должна присутствовать и в деловой переписке.

Для достижении желаемой цели диалога необходимо быть уверенным и уважительным ко всем собеседником. Для того, чтобы научиться грамотно строить свою речь и не допускать грамматических ошибок во время диалога, рекомендуется регулярно проговаривать ее в голове и морально готовиться к переговорам. В дальнейшем подготовка будет необязательна.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector