Язык дом бытия функция языка

Содержание

PhiloMasters

Язык — дом бытия

Язык — не только инструмент передачи информации, хотя и может служить этому, не только средство общения. Язык — это еще и возможность дать высказаться миру. Мир просит слова. В первобытную эпоху мир представлялся людям говорящим шумом ветра-воздуха, плеском воды, шелестом листьев.

Человеческий язык — не просто выражение мысли, чувства и желания. Язык — это способность человека откликнуться голосам окружающего мира, дать им свое человеческое звучание.

М. Хайдеггер сравнивал действия языка, помогающие миру высказаться, с работой садовника: разбить сад — значит разомкнуть замкнутость земли, чтобы она приняла в себя семена и побеги. Так же и язык как бы разбивает мир, намечает в нем, показывает те места, в которых мир может высказаться. Сказать и говорить — не одно и то же. Можно много говорить и ничего не сказать. Можно молчать и сказать многое. Сказать — значит показать, объявить, дать видеть, слышать.

Таким образом, больше нигде, кроме как в языке, мир полностью не присутствует. Язык по Хайдеггеру — это дом бытия. Мир хочет быть высказанным. Дело за нами. Присутствие мира в языке требует человека. Человек может дать слово миру, мир требует человека для своего явления. И человек требует мира, потому что иначе, как в мире, он себя не узнает.

В языке важны не только произносимые слова, но даже молчание, которое часто гораздо глубже проясняет смысл, чем слова. Даже речь незнакомого чужого языка — это не чистый звук, а слово, мы чувствуем его значимость. Между непонятным словом и акустическим шумом ле­жит сущностная пропасть.

Тенденции современной культуры делают язык все более бедным и невыразительным. В своем чистом виде, в первозданной стихии язык сохраняется только в поэзии. С точки зрения Хайдеггера, и мышление, и поэзия возникли когда-то из «первопоэзии». Поэзия ближе к изначаль­ной речи, чем любой другой способ выражения мысли. Размышлять вообще значит поэтизировать: не просто писать стихи или песни, а дать сказаться через себя стихии языка.

Язык на самом деле сильнее нас: это не мы говорим языком, а язык говорит нами. Истинный философ, истинный поэт прислушиваются к языку, к его чистому голосу, открывают его в себе, и тогда то, что они говорят, становится не пустой болтовней, а творчеством, открытием новых, не виданных ранее сторон мира.

Обычно считается, что говорение и слушание — это разные вещи: один человек говорит, другой слушает. На самом деле мы можем гово­рить, только когда слушаем себя, слушаем ту тишину в себе, которая вот-вот выразится в словах. Мы прислушиваемся к тому еще не выска­занному «сказу» в нас, к его беззвучному голосу, который может выра­зиться в словах, в сказании. Истинная речь — это сказание, а всякая болтовня — это издевательство над языком.

Язык как сказ есть мелодия человеческой жизни и одновременно голос, которым говорит с нами мир. Мы живем в резонансе этого голоса — голоса Бога, голоса совести, голоса любви. Эти голоса есть нечто пер­вичное по отношению к нашей естественной повседневной речи. Благо­даря тому, что мы слышим эти голоса, мы присутствуем в мире.

1.Что такое язык по Хайдеггеру?

2.Что важно в языке?

3.Как современная культура влияет на язык?

4.Благодаря чему мы присутствуем в мире?

5.Есть ли связь между говорением и слушанием?

Источник

Язык — не только инструмент передачи информации, хотя и может служить этому, не только средство общения. Язык — это еще и возмож-ность дать высказаться миру. Мир просит слова. В первобытную эпоху мир представлялся людям говорящим шумом ветра-воздуха, плеском воды, шелестом листьев. Мир говорил деревьями, землей, птицами, животными, вещами.

Человеческий язык — не просто выражение мысли, чувства и же-лания. Язык — это способность человека откликнуться голосам окружающего мира, дать им свое человеческое звучание.

Таким образом, больше нигде, кроме как в языке, мир полностью не присутствует. Язык по Хайдеггеру — это дом бытия. Мир хочет быть высказанным. Дело за нами Присутствие мира в языке требует челове- 154 ка. Человек может дать слово миру, мир требует человека для своего явления. И человек требует мира, потому что иначе, как в мире, он себя не узнает.

В языке важны не только произносимые слова, но даже молчание, которое часто гораздо глубже проясняет смысл, чем слова. Даже речь незнакомого чужого языка — это не чистый звук, а слово, мы чувствуем его значимость. Между непонятным словом и акустическим шумом лежит сущностная пропасть.

Тенденции современной культуры делают язык все более бедным и невыразительным. В своем чистом виде, в первозданной стихии язык сохраняется только в поэзии. С точки зрения Хайдеггера. и мышление, и поэзия возникли когда-то из «первопоэзии». Поэзия ближе к изначальной речи, чем любой другой способ выражения мысли. Размышлять вообще значит поэтизировать: не просто писать стихи или песни, а дать сказаться через себя стихии языка.

Язык на самом деле сильнее нас: это не мы говорим языком, а язык говорит нами. Истинный философ, истинный поэт прислушиваются к языку, к его чистому голосу, открывают его в себе, и тогда то, что они говорят, становится не пустой болтовней, а творчеством, открытием новых, не виданных ранее сторон мира.

Обычно считается, что говорение и слушание — это разные вещи: один человек говорит, другой слушает. На самом деле мы можем говорить, только когда слушаем себя, слушаем ту тишину в себе, которая вот-вот выразится в словах. Мы прислушиваемся к тому еще не высказанному «сказу» в нас, к его беззвучному голосу, который может выразиться в словах, в сказании. Истинная речь — это сказание, а всякая болтовня — это издевательство над языком.

Язык как сказ есть мелодия человеческой жизни и одновременно голос, которым говорит с нами мир. Мы живем в резонансе этого голоса — голоса Бога, голоса совести, голоса любви. Эти голоса есть нечто первичное по отношению к нашей естественной повседневной речи. Благодаря тому, что мы слышим эти голоса, мы присутствуем в мире.

Источник

Что для вас значит высказывание «Язык-это дом бытия»? Как его понимать?

Зачем человеку думать?

Процесс мышления развился и закрепился как эволюционное преимущество нашего вида. Он заключается в непрерывном процессе накопления опыта, его анализа, сравнения текущей обстановки с этим опытом и составлении прогноза на будущее. Это, разумеется, очень упрощённая схема.

Основная задача, которую реализует мышление — выживание. Другие виды животных решают эту задачу другими способами: кто-то — клыками и когтями, кто-то — быстрыми ногами, кто-то — маскировкой, мимикрией, паразитизмом и другими стратегиями.

Выбора думать или не думать у нас по умолчанию нет, но всё же при помощи тренировки можно научиться гораздо лучше управлять мышлением. Медитация — древнейшая практика такого рода. Она учит наблюдать за мышлением и направлять его, а также использовать мышление отдельно от чувств, которые имеют сильное влияние на него. Чувства порождаются гормонами и их «отключить» тоже невозможно и это часто становится проблемой, усложняя процесс мышления и сбивая его с толку.

Подведём итог: думать необходимо, в первую очередь, чтобы выжить.

Что такое жизнь с точки зрения философии?

Как вы живёте, осознавая бессмысленность своего существования?

Я делаю всё, чтобы вреда от меня было как можно меньше: например, не мусорю, не гублю природу. Но всё равно приходится покупать продукты питания, тем самым финансово поддерживая фермеров, которые отравляют почву инсектицидами, химическими удобрениями, превращают живописные луга и леса в безжизненные поля.

Успокаивает еще и то, что после моей смерти все ткани моего тела подвергнутся некробиозу, распадутся на более простые вещества, станут пищей множества микроорганизмов и насекомых, станут удобрением для будущих растений.

7 5 · Хороший ответ

Если бы Вы на протяжении своей жизни могли говорить только два слова, то какие бы это были слова?

Для начала буду исходить из тех слов, которые часто употребляются и плохо заменяются всеми понятными жестами. «Да», «нет», «не знаю», «никуда не годится», «класс» сразу отметаются. Определенно, «чокнутый» и «пошел/пошла ты на. «, «иди сюда», «иди отсюда», «дай», «покажи мне это» тоже не будут в приоритете по той же причине. В серьезных дискуссиях и интересных разговорах я смогу участвовать только посредством компьютера или с помощью сурдопереводчика. Что остается? Те слова, звучания которых имеют особый смысл. Это будут слова «помоги» (я не смогу изобразить понятным жестом это слово в случае сердечного приступа» и призвать на помощь в случае пожара) и «люблю».

4 9 · Хороший ответ

Согласны ли вы, что невозможно определить, в чем смысл жизни, потому что у каждого он свой?

В этом случае жизнь становится имеющей смысл и ценность.

4 6 · Хороший ответ

Читайте также

Зачем жить? Я считаю существование бессмысленным, опровергните или подтвердите мое мнение.

13 · 43 ответа · Психология

Почему современная философия отвергает основной вопрос философии?

Есть ли люди, которые прочитали Библию от начала до конца? Какую общую идею вы вынесли? Что запомнилось, что используете в жизни?

6 · 10 ответов · Общество

Что означает фраза Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»?

2 · 3 ответа · История

Как найти смысл жизни и перестать беспокоиться о тщетности бытия?

3 · 6 ответов · Психология

Для начала буду исходить из тех слов, которые часто употребляются и плохо заменяются всеми понятными жестами. \»Да\», \»нет\», \»не знаю\», \»никуда не годится\», \»класс\» сразу отметаются. Определенно, \»чокнутый\» и \»пошел/пошла ты на. \», \»иди сюда\», \»иди отсюда\», \»дай\», \»покажи мне это\» тоже не будут в приоритете по той же причине. В серьезных дискуссиях и интересных разговорах я смогу участвовать только посредством компьютера или с помощью сурдопереводчика. Что остается? Те слова, звучания которых имеют особый смысл. Это будут слова \»помоги\» (я не смогу изобразить понятным жестом это слово в случае сердечного приступа\» и призвать на помощь в случае пожара) и \»люблю\».

Я делаю всё, чтобы вреда от меня было как можно меньше: например, не мусорю, не гублю природу. Но всё равно приходится покупать продукты питания, тем самым финансово поддерживая фермеров, которые отравляют почву инсектицидами, химическими удобрениями, превращают живописные луга и леса в безжизненные поля.

Успокаивает еще и то, что после моей смерти все ткани моего тела подвергнутся некробиозу, распадутся на более простые вещества, станут пищей множества микроорганизмов и насекомых, станут удобрением для будущих растений.

Here I am. Отвечаю по частям.

Теперь давайте попробуем подбить список о том, что можно вынести, ведь так принято делать в ответах. Сделаем так: сначала о ней, а потом из нее. Что я вынес о Библии:

Книга помогает человеку, находящемуся в отчаянии, и дает ему надежду.

Большинство людей, кричащих о том, какие они верующие, Библию разве в руках держали, но не читали.
Что можно вынести из Библии (написанное ниже, в общем-то, звучит как трюизмы, но действительно ли кто-то пользуется этими заповедями?):

Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Считается, не только у нас, что русский язык более чувственен, нежели немецкий. Вот этот наш чувственный язык и определяет наше безалаберное бытие, а немецкое рацио в языке создало их бытие, отличающаяся дотошностью, аккуратностью, пунктуальностью.

🙂 У нас ещё четверть (данные статистики этого года) населения живёт с туалетом во дворе, а у немцев люфт-клозет был в каждом доме ещё в девятнадцатом веке.

Нельзя просто быть, можно только быть для кого-то. Например, вы существуете не сами по себе (это по сути бессмысленное представление), а для других людей, животных, растений и проч. Но для других, которые не обладают языком, вы существуете будто в тумане, ваше существование не вполне проявлено, оно как бы мерцает. Вполне существуете вы именно для тех, кто осмысляет вас через язык. Точно так же и вы окликаете из небытия или полубытия тех, кто или что существует для вас. Пока вы это не осмыслили посредством языка, оно для вас существует на уровне доязыковой неопределённости. В языке же оно обретает определённость и полноту бытия.

Надеюсь, не совсем сумбурно получилось. Хайдегерра довольно трудно пересказывать простыми словами.

Возможны разные определения бытия.

Например, бытие – это то, что существует объективно, независимо от нас, в противоположность неким иллюзиям о существующем.

Или бытие – это то, каким образом существует то, что человек воспринимает, как существующее.

Можно вообще считать, что бытие – это всё, что человек воспринимает в принципе, независимо от какого-либо его предполагаемого существования вне восприятий человека.

То есть, бытие – это то, что на самом деле есть (имеет некое подлинное существование) для того или иного человека.

Таким образом, учитывая, что люди могут иметь разные взгляды на подлинное существование, кажется самым простым и непротиворечивым будет следующее определение: бытие – это то, что человек считает бытием.

И если мы говорим, что «язык – это дом бытия», то бытием мы считаем слова. Из этого следует, что для нас тогда подлинное существование может иметь только то, что может быть описано словами.

Это особое отношение к миру, который появляется только тогда, когда человек описывает его словами и исчезает вместе с исчезновением самих этих описаний.

И вроде бы это идеализм – существует только рождённое мыслью.

Но это и материализм, который в поисках объективности создаёт описания того, что скрывается за непосредственными восприятиями, например, законов мироздания, которые вне объяснений, созданных на основании слов в рамках того или иного языка (в том числе и математического), никак непосредственно не воспринимаются.

Собственно, всё, что создано человеком, в том числе его многочисленные описания бытия (как того, что имеет подлинное существование) так или иначе сформулировано словами, и поэтому живёт ровно столько, сколько живёт вера в их реальное существование.

Исчезновение же непосредственных восприятий (в том числе и восприятий слов), дом которых не только язык, но вся жизнь в целом, далеко не всегда зависит от человека, и уж тем более, от его веры, поэтому они больше напоминают подлинное независимое для человека бытие.

У каждой философской школы, каждого направления, стиля и даже у некоторых отдельных философов есть свой основной вопрос. Так было всегда. И сегодня не все хотят отвечать на вопрос, который поставили перед собой Энгельс и Ленин. Заставить же их последователи больше/пока никого не могут.

Вообще вопрос о первоначале [архэ], модификацией которого является вопрос о соотношении духа и материи — это вопрос метафизики. А не все заинтересованы в таком подходе, некоторые пытаются забыть метафизику как таковую и заняться чем-нибудь другим. Камю, например, считал важнее выяснить, стоит ли жить. Для Хайдеггера основной вопрос состоит в том, как в истории философии возникает основной вопрос. Для меня, например, основной вопрос философии состоит в том, чтобы находить всё новые смыслы в дополнение к тем, что уже известны.

Процесс мышления развился и закрепился как эволюционное преимущество нашего вида. Он заключается в непрерывном процессе накопления опыта, его анализа, сравнения текущей обстановки с этим опытом и составлении прогноза на будущее. Это, разумеется, очень упрощённая схема.

Основная задача, которую реализует мышление — выживание. Другие виды животных решают эту задачу другими способами: кто-то — клыками и когтями, кто-то — быстрыми ногами, кто-то — маскировкой, мимикрией, паразитизмом и другими стратегиями.

Выбора думать или не думать у нас по умолчанию нет, но всё же при помощи тренировки можно научиться гораздо лучше управлять мышлением. Медитация — древнейшая практика такого рода. Она учит наблюдать за мышлением и направлять его, а также использовать мышление отдельно от чувств, которые имеют сильное влияние на него. Чувства порождаются гормонами и их «отключить» тоже невозможно и это часто становится проблемой, усложняя процесс мышления и сбивая его с толку.

Подведём итог: думать необходимо, в первую очередь, чтобы выжить.

В этом случае жизнь становится имеющей смысл и ценность.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector