Язык его природа и социальные функции в философии кратко

Содержание

Социальная природа языка

Язык – социальный феномен. Он возникает и развивается как общественное явление. Как явление социальное язык является достоянием всех людей, принадлежащих к одному коллективу. Его основное назначение – обслуживать человеческое общество, обеспечить общение между членами больших и малых социальных коллективов.

В.Гумбольдт подчеркивал, что язык всегда развивается в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что его слова понятны также и другим.

Связь языка и общества является двусторонней: язык влияет на общество и общество на язык. Влияние языка на развитие общественных отношений проявляется в следующем:

язык – один из консолидирующих факторов образования нации. Он является предпосылкой, условием ее возникновения и результатом этого процесса.

язык служит также для хранения и передачи социального опыта, коллективной памяти носителей языка.

язык служит орудием в образовательной и воспитательной деятельности.

Влияние общества на язык является опосредованным. Оно проявляется в следующем:

в социальной дифференциации языка, обусловленной социальной неоднородностью общества;

в стилистической дифференциации языка;

в изменениях в лексике;

в изменениях норм произношения;

в способах использования общенационального языка.

Различают следующие основные социальные формы существования языка:

идиолект – совокупность особенностей, характеризующих язык отдельного индивидуума;

говор – совокупность идиолектов, однородных в языковом отношении, характерных для небольшой территориально ограниченной группы людей;

диалект – совокупность говоров, объединенных значительным внутриструктурным языковым единством (признак территориальной непрерывности не является обязательным);

— литературный язык – высшая (наддиалектная) форма существования языка, характеризующаяся нормированностью, а также наличием широкого диапазона функциональных стилей.

О связи языка с обществом свидетельствует факт стилистической дифференциации языка, зависимость использования языковых средств от социальной принадлежности носителей языка (их профессии, уровня образованности, возраста и т.д.) и от потребности общества в целом (язык науки, делопроизводства, массовой информации и т.д.).

Возможно целенаправленное влияние общества на язык, когда проводится определенная языковая политика, т.е. сознательное, целенаправленное воздействие государства на язык, призванное способствовать его эффективному функционированию в различных сферах.

В этнографической классификации приняты следующие основные разряды:

— реальными экономическими связями;

Существенной чертой этноса является то, что он сознает себя как отдельный народ, т.е. его этническое самосознание.

Понятия этноса и языка соответствуют друг другу, а понятия диалекта и этнической группы, языковой семьи и этнической общности могут не совпадать, необходимой связи между ними нет.

Проблема взаимоотношения языка и общества включает многие аспекты, в том числе такие:

1. Социальная сущность языка:

— функции языка в обществе;

— основные направления социальной эволюции языков;

— история языка и история народа;

3. Отношение языка к общественным институтам и процессам:

язык и художественная литература;

язык и научно-технический прогресс;

язык и средства массовой информации;

язык и идеология и др.

3.Варьирование языка в обществе:

функциональные варианты (формы существования) языка;

язык и территориальная дифференциация общества (территориальные диалекты);

язык и социальная дифференциация общества (социальные диалекты);

язык и социальные роли говорящих;

4. Взаимодействие языков в многоэтнических обществах:

многоязычие в социологическом аспекте.

Исследованием этих проблем занимается социолингвистика (социальная лингвистика), возникшая на стыке языкознания и социологии, а также этнолингвистика, этнография речи, стилистика, риторика, прагматика, теория массовой коммуникации.

Общество – это не просто множество индивидов. Общество подразумевает наличие разнообразных отношений между людьми в пределах того коллектива, который рассматривается как общество. Такими коллективами могут быть социальные, профессиональные, половые, возрастные, этнические, конфессиональные и др.

В коллективе каждый индивид занимает свое место и выступает носителем определенного социального статуса, социальной роли.

Особенности поведения и его языкового поведения в значительной мере обусловлены социальными факторами, социальным статусом и социальными ролями индивида.

Источник

48. Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка.

этнические языки, т. е. стихийно возникшие и развивающиеся естественные языки, служащие (или служившие) в первую очередь средством общения между представителями определённого этноса (иногда — субэтноса или группы этносов); контактные языки (в частности, пиджины), т. е. стихийно возникшие в условиях межэтнических контактов естественные языки, не играющие роль родного языка ни для одного этноса; плановые языки, т. е. искусственные языки для общения людей (например, волапюк, эсперанто);

жестовые языки глухих; формальные языки: компьютерные языки (например, Алгол, SQL); языки животных;

знаковые системы частного характера (например, система дорожных знаков или язык цветов).

Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы — предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой.

Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка: коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации; конструктивная (или мыслеформирующая) — передача информации и её хранение; познавательная (или аккумулятивная функция) — формирование мышления индивида и общества; эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций; волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия; метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка. По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах; фатическая (или контактоустанавливающая) — использование языка для установления психологического контакта собеседников; идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство; омадативная (или формирующая реальность) — создание реальностей и их контроль; номинативная (или назывная) — язык называет различные объекты; денотативная, репрезентативная — ориентация на адресата; конативная — передача информации, представление; эстетическая — сфера творчества; аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо); референтная (или отражательная) — функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.

Источник

6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК

6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК

Язык — это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа.

Язык — символическое выражение в письме и звуке психической жизни человека. Структурные единицы языка — это слова и предложения, а также составленные из них тексты.

В историческом развитии философии языка достаточно четко просматриваются три концепции:

— первая — философия имени (вещь — сущность (идея) — имя (слово), слово именует вещь и сущность);

— вторая — философия предиката (предикат — языковое выражение, обозначающее признак, т. е. философия предиката — это философия высказываний, обладающих функцией истинности);

— третья — философия ценностных установок (предполагает ценностные установки личности).

Язык обладает:

обозначающей функцией — слова и предложения обозначают определенный процесс или предмет;

коммуникативной функцией — предполагает установление контакта между лицами, способность взаимопонимания, побуждение говорящим своего партнера к слушанию;

общественной природой — это означает, что каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения. Язык — это символизация, выражение внутренней, духовной жизни человека. Но символизация в особой форме — индивидуально-общественной, так как правила языковой коммуникации диктуются обществом.

Метаязыком называется язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется объектным языком. Соотношение между метаязыком и объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод — это интерпретация. Метаязыки широко используются в науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера.

Язык философии — это метаязык максимальной общности, его используют все образованные люди.

Философия языка — исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.

Философия языка охватывает: историю языка; языкознание; биологию; логику; психологию языка; социологию языка.

Современные исследования в области философии языка характеризуются двумя дополняющими друг друга направлениями:

— возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;

— стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции:

— служить средством общения;

— служить орудием мышления.

Логику языка образует его грамматика, смысл языка — его семантика, а практическое значение языка — прагматика.

В языковой системе философии большую роль играют: абстрактные понятия как признак рационального отношения к миру; образы и символы, являющиеся средством художественного освоения мира.

Кроме естественных, в мире есть и искусственные языки, созданные людьми для решения определенных задач. К таким языкам относятся: языки науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто.

В условиях научно-технической революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные языки.

Формализованные языки — это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости.

Читайте также

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание»

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

ЯЗЫК Кассирер справедливо замечает, что после Гумбольдта едва ли кто-нибудь еще осмеливался исследовать язык в его чисто философском содержании и с точки зрения определенной философской «системы». Последующая лингвистика далеко отступила перед грандиозным замыслом

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

1. Непосредственный язык трансценденции (первый язык)

1. Непосредственный язык трансценденции (первый язык) — О бытии нам предстоит узнавать в шифрах существования. Только действительность открывает нам трансценденцию. О ней мы не можем знать в общем виде; мы можем только исторично слышать ее в действительности. Опыт — это

2. Язык, универсализующийся в сообщении (второй язык)

2. Язык, универсализующийся в сообщении (второй язык) — В отзвуке языка трансценденции, который можно расслышать только в непосредственности мгновенного присутствия, создаются языки, как образы и мысли, предназначенные для сообщения нами услышанного. Рядом с языком

«РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ, НОВЫЙ ЯЗЫК»

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

10. Почему язык есть препятствие для философии, а философия есть борьба с языком?

10. Почему язык есть препятствие для философии, а философия есть борьба с языком? Философия в своем прорыве к истине (безотносительно к тому, как ее понимать: как подчиненную бытию или тождественную бытию) всегда прорывается через множество препятствий, которые возводит

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

260. ЯЗЫК

260. ЯЗЫК На всей земле был один язык и одно наречие.Библия — Бытие, 11:1И сказал Господь: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот, пустились они в затейливость, и не видать тому конца. Сойдем же и смешаем там язык их, дабы один не понимал речи другого».Библия — Бытие, 11:6-7Тот,

2.4. Михаил Андреевич Тулов (1814–1882). Опосредованность мысли языком и влияние логического мышления на язык. Язык – орган умственного развития человека

2.4. Михаил Андреевич Тулов (1814–1882). Опосредованность мысли языком и влияние логического мышления на язык. Язык – орган умственного развития человека Вклад М. А. Тулова в языкознание определяется фрагментарно, всего несколькими штрихами в связи с проблемой

ЯЗЫК СИМВОЛОВ – ЯЗЫК ВЕЧНОСТИ

ЯЗЫК СИМВОЛОВ – ЯЗЫК ВЕЧНОСТИ МАЛО СКАЗАТЬ, ЧТО МЫ ЖИВЕМ В МИРЕ СИМВОЛОВ, – МИР СИМВОЛОВ ЖИВЕТ В НАСДалеко не всегда бывает возможно выразить словами все то, что мы чувствуем и понимаем. Есть вещи, состояния, события, суть которых невозможно разложить по полочкам,

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector