Язык есть бесспорно форма тело оболочка мысли достоевский

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме: Комплексная работа с текстом (на материалах «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского)

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме:

Комплексная работа с текстом

(на материалах «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского)

статьи «На каком языке говорить отцу Отечества?» и проанали-

— на материалах смыслового анализа, а также частичного анализа

лексики и синтаксиса совершенствовать умение доказывать при-

надлежность текста к публицистическому стилю;

— развивать навык создания текста рассуждения;

— на материалах регионального компонента (статье Ф.М. Досто-

евского) воспитывать личность, бережно относящуюся к оте-

чественной литературе, к родному слову как неотъемлемой

части русской национальной культуры

Оборудование: Фотография музея Ф.М. Достоевского, портрет писателя и

портрет М.Д. Исаевой; газета «В музее Ф.М. Достоевского,

оформленная обучающимися 9 класса; тексты статьи;

Вступительное слово о Ф.М. Достоевском ( о Кузнецком периоде его жизни ) (На экране фотография дома-музея Ф.М. Достоевского)

Здесь, в доме №40, снимала комнату М.Д. Исаева, женщина, ради которой Ф. Достоевский посещал наш городок, (На экране их портреты), а 6 февраля 1857 года ссыльный унтер-офицер Фёдор Достоевский обвенчался с ней в Градо-Кузнецкой Одигитриевской церкви (на экране панорама Кузнецка)

После венчания они прожили в городе несколько счастливых дней и навсегда покинули Кузнецк. Но дом продолжает хранить память об их пребывании и принимает в своих стенах всех желающих соприкоснуться с личностью и творчеством писателя.

Вот и мы с вами сегодня обращаемся к отрывку из публицистической статьи Ф.М. Достоевского «На каком языке говорить отцу Отечества?» (1876г.), которая входит в «Дневник писателя». Этот дневник необычен. В нём содержатся художественные произведения и публицистические статьи.

Чтение текста статьи (читает подготовленный ученик)

… Что такое язык…для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли… Отсюда ясно, что чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усвоиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее ; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом — и, уж конечно, тем буду умнее. Понятно, что чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль…

На великую жизнь, на глубину мысли заимствованного, чужого языка не достанет…для этого нужен язык родной… Но вот тут-то и запятая: русские, по крайней мере высших классов русские…уж не родятся с живым языком… и русский язык узнают почти что в школе, по грамматике… При большом желании и прилежании, можно наконец перевоспитать себя, научиться…живому русскому языку, родившись с мёртвым… Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение «обучиться языку» особенно идет к нам, русским, потому что мы, высший класс, уже достаточно оторваны от народа, то есть от живого языка (язык — народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая глубокая мысль!)

Чтоб усвоить русский язык, надо… уже в школе непременно заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен…

В своих публицистических статьях Ф.М Достоевский откликался на волновавшие его события современности.

Основные вопросы, которые рассматривает автор

– Для чего дано слово?

– Что такое язык? ( Форма, тело, оболочка мысли )

– Для чего дано слово? В чём видит Ф.М. Достоевский его назначение?

Вопросы, которые рассматривает автор, действительно важные.

Какие языковые средства, характерные для публицистического

стиля, позволяющие усилить воздействие на читателей, использованы в тексте?

— Рассмотрим синтаксические средства

Обратимся к 3-му предложению

– В чём его особенность? ( Это СПП с несколькими придаточными. Своеобразное значение имеют предложения, содержания которых сопоставляются. Некоторые учёные относят такие предложения к сравнительно-сопоставительным СПП (Н.С. Валгина) Сопоставительные предложения могут осложняться дополнительными оттенками. В предложении данного текста передано значение постепенного возрастания признака. Это происходит благодаря специального сопоставительного союза чем..тем с обязательным употреблением сравнительной степени наречия и прилагательного)

– Сколько раз употребляется первая часть союза ( чем )? А вторая часть ( тем )?

– Почему не один раз?

Язык ( форма, тело, оболочка мысли)

чем

формы,

буду Я счастливее в жизни,

отчётнее и для себя

тем тем

скажу глубже и пойму глубже сам,

тем

– За счёт чего ещё происходит возрастание признака (градация) во 2-ой части предложения? (За счёт специального построения предложения в виде периода. Период состоит из 2-х частей. Во 2-ой части содержится вывод, и она отделяется длительной паузой. В этой же части есть усилительная частица уж и вводное слово конечно, выражающее степень уверенности, и, наконец, стоит знак тире – знак паузы. Своеобразие этого предложения заключается в том, что по принципу периода построена вторая часть)

– Какова роль периода? (Построение сложного предложения в виде периода – явление не только структурно-синтаксическое, но и стилистическое.

Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической и публицистической напряжённостью и поэтому свойствен речи приподнятой)

— Обратимся к лексике. Рассмотрим значения некоторых слов

Многоразличнеемного – в большом количестве, различный – разнообразный; многоразличнее – гораздо разнообразнее. Это слово необычное, авторское. Такие слова встречаются у Достоевского чаще в художественных произведениях. Ф.М. Достоевский признавал право писателя на словотворчество, способное обогатить литературный язык.

IV. Анализ II абзаца

— О чём идёт речь во 2-ом абзаце?

( На высшую жизнь, на глубину мысли нужен родной язык, с которым родятся. Но вот одна запятая.)

— В чём заключается эта «запятая»? (Русские, высших классов русские, давным-давно уже не родятся с живым языком, а узнают его в школе, по грамматике)

— Какой же выход из этого имеется? Как говорит Достоевский по этому поводу? (Можно научиться и «живому» русскому языку, родившись с «мёртвым»)

— Почему Ф.М. Достоевский обращается к А.С. Пушкину? (Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны)

— Почему же выражение «обучаться языку» идёт к нам «русским»? Как об этом говорит Ф.М. Достоевский? (Потому что мы, высший класс, уже достаточно оторваны от народа, то есть от живого языка)

Таким образом, по Ф. Достоевскому, отцы Отечества, Высший класс – слова-синонимы. И слова народ, живой язык тоже синонимы.

— Что за синтаксическая конструкция в скобках? (Это вставная конструкция. Её роль – внести дополнительные сведения)

— Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского, содержащиеся в этой конструкции: « Язык — народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая глубокая мысль!»

Прочитать текст-рассуждение ( зачитываются 2 работы обучающихся, подготовленные к уроку:

Синонимы – слова, сходные по значению, но различные по написанию. Слова в синонимическом ряду обозначают одинаковые понятия, но каждое слово имеет определенную окраску, и все они дополняют друг друга. В этом смысле слова « язык» и «народ» являются синонимами, они взаимосвязаны.

Ведь из чего складывается народ? История, культура, памятники, традиции… И всё это мы познаём через язык. Через язык мы узнаём, что раньше происходило с нашим народом, как он жил и как мыслили люди. История складывается из каких-то событий, о которых мы узнаём посредством языка. Благодаря языку мы узнаём и о нравственных ценностях, традициях, мировоззрении русского народа. Язык формируют люди, народ – носитель языка. Язык изменяется и совершенствуется вместе с народом, который на нём говорит.

Таким образом, становится понятно, что народ неразрывно связан с языком. В этом и содержится богатая глубокая мысль. Недаром Ф.М. Достоевский обращает наше внимание на эти слова, которые он особо выделил во вставную конструкцию при помощи скобок.

Лихолобова Ксения, 9А

— Только ли Ф. Достоевский утверждал, что «язык и народ – синонимы?

— О том, что слова язык и народ – синонимы, говорил и А.С. Пушкин.

В стихотворении « Памятник » есть такие строки:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

V. Обратимся к последнему абзацу текста. Что в нём содержится?

— Какие советы даёт писатель тем, кто хочет хорошо усвоить родной язык? (Заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен…)

— В наше время какие ещё советы можно дать тому, кто хочет хорошо усвоить родной язык? (Обращаться к произведениям писателей-классиков)

— Какие лексические средства, характерные для публицистического стиля можно отметить во втором абзаце? (Использование образных средств, средства эмоционального воздействия – уточняющие обороты, приложения: заимствованного, чужого языка не достанет; русские, по крайней мере высших классов русские; идёт к нам, русским; мы, высший класс; от народа, то есть от живого языка. Эмоциональные средства сочетаются в публицистическом стиле со строгой логичностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания)

VI. Обобщение (делает обучающийся)

— Почему данный текст относится к публицистическому стилю?

Текст относится к публицистическому стилю, так как для него характерны логичность, оценочность, призывность. В нём рассматриваются важные вопросы, касающиеся языка: что такое язык, для чего дано слово; даны советы, как научиться «живому» русскому языку и как усвоить русский язык.

С точки зрения синтаксиса текст относится к публицистическому стилю, так как в нём используются сопоставительные предложения, в которых переданы значения постепенного возрастания признака – градация; имеется предложения, построенное в виде периода, которое отличается публицистической напряжённостью и свойственно речи приподнятой, а также в тексте встречается множество вводных слов и вставных конструкций.

Лексика в тексте используется высокого стиля, имеющиеся новообразования, то есть авторские слова, и синонимы тоже высокого стиля. По всем этим критериям с полным основанием можно утверждать, что данный текст публицистического стиля.

VII. Заключение. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с отрывком из публицистической статьи Ф.М. Достоевского «На каком языке говорить отцу Отечества?» Изучение творчества писателя в школьной программе приходится на 10 класс.

Не рано ли мы с вами в 9 классе обратились к Ф. Достоевскому? Нет, вполне своевременно. В своём мнении я особенно утвердилась, прочитав слова из книги критика Игоря Золотусского «Час выбора», где он пишет:

« Сейчас много говорится о тексте…

Я убеждён, что всё, что хотел сказать писатель, заключено в тексте. Ни письма, ни устные высказывания о себе не дадут того представления о его мире, какое даёт художественный текст. Но сколько нужно знать, чтобы прочесть его! Надо знать и письма, и высказывания, и воспоминания современников, и эпоху, и историю, и историю литературы. Сколько надо вобрать в себя, чтоб без страха подойти к малому клочку стихов или прозы!»

И пусть сегодняшняя работа над статьёй послужит началом к изучению творчества великого писателя Ф.М. Достоевского, чьё имя носит одна из улиц нашего города.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector