Язык есть изображение всего что существовало существует и будет мерзляков

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему сложная и многосторонняя задача. В данной статье мы рассмотрим особенности композиции сочинения, а также свойства изобразительных средств лексики и синтаксиса.

Как и о чем писать в сочинении-рассуждении?

Нам надо написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К. Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать словом».

О чем мы можем рассуждать в сочинении?

1) о словарном составе языка

2) о грамматике языка (о морфологии и синтаксисе).

Что такое словарный состав языка?

Словарный состав языка — это вся совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка, включая его основной словарный фонд.

А. Мерзляков писал: «Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать — всего, что только может объяснить и постигнуть мысленное око человека.

Что такое грамматика?

Грамматика — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения. А. Вознесенский считает: «Грамматика — это огромная работа человеческой мысли, и относиться к ней нужно с большим уважением».

В чем мы должны убедить читателя нашего сочинения?

Нам нужно убедить того, кто будет читать нашу работу в том, что с помощью слова, используя лексические и грамматические явления языка, мы можем не только называть предметы и явления, свойства предметов, действия и правильно составлять словосочетания и предложения, но и передавать свое отношение к описываемым событиям и фактам.

Душа и мысли порождают слово.

Слова воздушны, но имеют вес.

Унизить можно человека словом,

А можно возвеличить до небес.

Как молнии они сверкают ярко.

Как гром гремят раскатисто, тревожно,

От них в мороз порой бывает жарко,

От них в жару порой замерзнуть можно.

Какие изобразительные средства помогают передать отношение к описываемому событию или факту?

Для того чтобы передать свое отношение к человеку, событию, факту, можно использовать разнообразные тропы и фигуры речи.

Могут быть использованы словообразовательные средства выразительности, то есть суффиксы, которые придают словам различные смысловые оттенки: ласки, сочувствия, пренебрежения, презрения, иронии, а также уменьшения или увеличения.

Сравните: букет — букетик, дед — дедушка, голос — голосище, старик — старикашка;

Автор может использовать изобразительные возможности лексики: антонимы (контекстуальные антонимы), синонимы (контекстуальные синонимы), омонимы, паронимы, слова в переносном значении, фразеологизмы, книжную лексику, разговорную лексику, эмоционально-экспрессивную лексику.

Могут быть также использованы изобразительные возможности синтаксиса: ряды однородных членов, предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами, ответно-вопросная форма изложения, восклицательные предложения, парцелляция, а также разнообразные тропы и фигуры речи.

Изобразительные средства лексики и синтаксиса выполняют в предложении определенные функции.

Ниже мы отразим изобразительные возможности лексики и синтаксиса, а также их функции.

Слова в переносном значении являются источником образности, эмоциональности речи.

Низко нависшие тучи сеяли снег.

Синонимы (контекстуальные синонимы):

1) помогают избежать однообразия, устранить повторение одинаковых слов;

Знаю я сладких четыре отрады, первая радость — в сознании жить.

2) способствуют уточнению мысли, более четкому ее выражению, усилению и выделению;

Теперь уже не ветер, а свирепый ураган носился со страшной силой по улицам…

3) употребляются как средство разнообразных оценок.

И этот лик — не лицо Джеммы, это лицо самого счастья.

Антонимы (контекстуальные антонимы):

1) используются для создания контрастных образов, для противопоставления понятий

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок.

2) придают тексту яркость, образность

И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Устаревшие слова:

1) необходимы для воссоздания колорита эпохи

Выгребли серебро из скрыней, многих ростовских вельмож разорили…

2) придают речи оттенок торжественности и взволнованности

Можно ли уповать, что миновала для него опасность?

Книжная лексика высокого стиля придает окраску важности, возвышенности и поэтичности тем понятиям, которые обозначает высказывание.

Желание блага как себе, так и ближним, вот для чего и нужно воздерживаться от всякого зла.

Разговорная лексика создает впечатление живой, непринужденной речи.

Немало не мешкая, мы собрали свои котомки и пошли дальше.

Фразеологизмы, фразеологические обороты:

1) придают речи образность и выразительность

Теперь мы с вами вроде бы одной веревочкой связаны.

2) вносят в текст эмоциональность, экспрессию

Грозная тревога всколыхнула весь народ от мала до велика.

3) придают высказыванию возвышенный, торжественный тон

И встретить я была готова моей судьбы девятый вал.

Однородные члены предложения:

1) конкретизируют то, что изображается

Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.

2) придают тексту динамику, экспрессию

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Обращения:

1) являются средством речевой характеристики говорящего

В разведку меня, дяденька, будете брать?

2) усиливают выразительность текста

О Родина святая, какое сердце не дрожит тебя благославляя!

Восклицательные предложения:

1) придают тексту эмоциональность

Не догнать тебе бешеной тройки!

2) помогают понять эмоциональное состояние героя

Весело жить в такой земле!

Вопросительные предложения (вопросно-ответная форма):

1) придает тексту эмоциональность

От чего ты печально, вечернее небо?

2) формулируют проблему, над которой размышляет автор

Что влечет меня к этой книге? Чем она чарует меня?

3) позволяют автору вовлечь читателя в диалог

Мыслимо ли добиться счастья, думая лишь о себе?

4) используются для привлечения внимания

Знаете ли вы украинскую ночь?

Инверсия (нарушение порядка слов) выделяет ключевые, главные слова фразы.

Мягкие белые шапки наденут сосенки..

Парцелляция помогает автору акцентировать внимание на наиболее важных смысловых частях предложения.

У Кати беда тут стряслась. Большая.

Вводные слова:

1) выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает

Лошадка Касьяна, к моему удивлению, бежала довольно быстро.

2) выражают оценку достоверности изображаемого

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

Как начать сочинение?

Вступление сочинения должно быть связано с темой сочинения. Надо добиться того, чтобы оно привлекало внимание к сочинению, побуждало прочитать его до конца. Поставьте в начало сочинения какую-то яркую мысль, свою или какого-либо известного писателя.

Как писать основную часть сочинения?

В основной части сочинения нужно указать, как вы понимаете смысл высказывания. Формулирование мысли можно начать, например, со следующих фраз:

Смысл высказывания известного лингвиста (имя) я понимаю следующим образом …

Я считаю, что известный лингвист (имя) в своем высказывании говорит о следующем…

Затем необходимо привести 2 аргумента, взятые из текста.

Как закончить сочинение?

Не менее важен и заключительный аккорд сочинения-рассуждения. Концовка (заключение) сочинения должна быть не менее эффектной, чем начало (вступление).

Это может быть в несколько строк итог всего сочинения (заключение-вывод), при формулировке которого можно использовать, например, следующие фразы:

Таким образом, я считаю, что яркое высказывание лингвиста (имя) помогает понять, что грамматика позволяет нам связывать слова в предложения, с помощью которых мы можем выразить любые наши мысли.

Следовательно, прав был известный лингвист, утверждавший, что русский язык богат оборотами и выражениями.

В заключении можно дать четкий, энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (заключение-ответ). Или же привести цитату, но она должна заключать в себе суть идеи сочинения (заключение-цитата).

Приведенные ниже цитаты о русском языке и слове вполне можно использовать при написании введения и заключения сочинения:

Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье, в нем клекоты орла и волчий рык, напев и звон, и ладан богомолья (К. Бальмонт).

Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас (П. Вяземский).

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку (К. Паустовский).

Источник

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВячеслав Разамасцев

Похожие презентации

3 – генетический – который выражается в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления и наоборот; – функциональный – язык и мышление в их современном состоянии представляет собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию. Язык и мышление образуют определенное единство, которое включает в себя два основных аспекта:

5 В понятиях отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Понятия «книга», «брошюра», «журнал», «газета», «еженедельник» принадлежат к одной тематической группе, но различаются такими признаками, как «формат», «объем», «периодичность», «скрепленность страниц», «способ скрепления» Понятие

6 например, вода это прозрачная бесцветная жидкость без вкуса и запаха. «Формальное понятие» отражено в толковом словаре: «Содержательное понятие» может быть только виртуальным: в него входит весь объем знаний о воде (Н2О), накопленный во всех физиках, химиях, биологиях и т.д., вместе взятых. Понятие в мышлении соответствует слову (реже словосочетанию) в языке.

7 В языке суждению как форме мышления соответствует предложение причем, заметьте, повествовательное по цели высказывания. Суждение имеет свою структуру. Субъект это сам предмет мысли, в предложении ему обычно соответствует подлежащее. Предикат это то, что утверждается или отрицается о предмете. В предложении ему соответствует сказуемое. Г.Я. Солганик объясняет это так: «Мысль движется от известного к новому. Это закон движения любой мысли». Суждение

8 «Лес непроходим» «Море смеялось» Предмет мысли (субъект суждения). Затем к этому субъекту («лес», «море») добавляем новую характеристику («непроходим», «смеялось»). Как образно писал один английский ученый почти сто лет назад, «предложения в процессе мышления это то же, что шаги в процессе ходьбы. Нога, на которой вес тела, соответствует подлежащему. Нога, которая передвигается вперед, чтобы занять новое место, соответствует сказуемому». В этом заключается развитие мысли.

9 УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ есть сам процесс мысли, получение нового суждения из содержания исходных суждений. Как получилось суждение «Кошка бессмертна»? Из двух: «Все люди смертны» правильно? «Кошка не человек» правильно? Значит, из двух правильных правильно и третье. Умозаключение

10 Две первые буквы возьмёшь у отца Захочешь с начала, захочешь с конца. А следующей буквой гудит паровоз, Когда машинист нервно тянет за трос. Начало конца завершает шараду, Но букве последней мы вовсе не рады. Решеньем, как липкою сетью обвиты, И страшен его поцелуй ядовитый. Больше всего связаны язык и мышление там, где совершается дедукция

11 Одна и та же мысль может быть оформлена совершенно по- разному: можно сказать «Приходи», а можно «Я тебя жду». Или: «Я обрадовался твоему сообщению» / «Твое сообщение меня обрадовало» / «Ты обрадовал меня своим сообщением» (поразмыслите сами, в чем разница). Одно и то же понятие или представление может быть выражено различными словами или словосочетаниями Большинство слов в языке многозначны, это создает дополнительные возможности, а заодно и лишние трудности.

12 «Язык это орудие мышления. Обращаться с языком кое-как значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» А.Н. Толстой

Источник

Опорный конспект к подготовке к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

В материале представлены темы сочинений, объяснение высказываний известных лингвитсов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Богатство и выразительность русского языка

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

«Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического: все волнует, дышит, живет»

« Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».

«Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. Если умело обращаться с ним, из него можно выбрать слова и обороты речи, точно передающие дух минувшего времени и понятные современному читателю без путешествий по словарям».

«Все доступно нашему языку. Он. властен все выразить, изобразить и передать»

Короленко В.Г.
« Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли »

«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи»

Раздел 2. Речь всегда индивидуальна.

«Языком человек не только выражает что-либо, но им выражает также и самого себя»

«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово»

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных»

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит»

«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев»

«Язык-это то, что человек знает. Речь-это то, что человек умеет»

Кожина М.Н.
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань»

Джанжакова Е.В.
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано»

«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы»

2. Слова играют важную роль в жизни человека. Можно обозначить все, что мы видим, о чем думаем. Слова бывают разными. Следует осторожно подбирать слова, т. к. словом можно как обрадовать, так и ранить человека.

3. Наша речь приобретает выразительность благодаря использованию эмоционально-оценочных конструкций, риторических вопросов, лексических повторов, синонимических рядов. Эти средства позволяют усилить убедительность аргументации.

4. Один из показателей хорошей речи — значительный словарный запас человека. Однако для успешного общения этого недостаточно. Говорящему следует задумываться о том, чтобы слушателю было понятно изречение.

5. Мы все пользуемся языком. Однако речь всегда индивидуальна. По речи можно многое узнать о человеке: о его характере, системе ценно стей, отношении к миру и людям, уровне образования и воспитания, особенностях мышления.

6. Разговорная речь служит для обмена информацией, а художественная выполняет эстетическую функцию, т. к. служит для выражения отношения к прекрасному. Читая художественный текст, мы понимаем и разделяем чувства и эмоции автора, именно это и притягивает читателя в художественном тексте.

7. Писатель должен уметь видеть особенности всего, что существует в мире, и эта наблюдательность поможет ему даже в простых словах выразить чувства и вызвать такие же эмоции в душе читателя.

2. Выразительность придают ряды однородных членов, уточняющие конструкции.

3. Определить, насколько богат словарный запас автора. Показать, в приведенном в пример выражении смысл будет ясен, если читателю понятно каждое слово.

4. Пример выражения эмоций в исходном тексте. Разъяснение чувств автора и способов их выражения в художественном тексте. Назвать образные выражения из исходного текста, которые особенно понравились читателю.

5. Показать, что автор умеет за деталями видеть общее, поэтому ему удается тонко и обстоятельственно передать информацию и свое отношение к описываемому читателю, вызвать его интерес.

Раздел 2.1. Устная и письменная речь.

«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью»

«В обществах, знающих уже письменность, литературный язык прежде всего раздваивается на устный и письменный, а с другой, однако, и чисто техническими причинами»

Показать, какие слова и обороты, синтаксические конструкции, использованные автором в письменном тексте, мы не используем в устной речи.

Раздел 3. Грамматика. Синтаксис.

Салтыков-Щедрин М.Е.
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются»

«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения»

Успенский Л.В. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете»

«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса»

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис»

«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании»

Постникова И.И. «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно
объединяться с другими словами, включаться в предложение»

«…правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».

«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил»

Степанов Г.В,
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»

«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение»

2. Показать, что с помощью слов, которые автор употребил в одном из предложений, мысль не выразишь. Например, не будет ясности относительно того, когда происходит действие, единичный или множественный деятель совершает это действие. Мысль выражается только с помощью предложений, в которых все слова составляют словосочетания благодаря смысловой и грамматической связи.

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector