Язык есть не только говор речь язык есть образ всего внутреннего человека

Язык есть не только говор речь язык есть образ всего внутреннего человека

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова:

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. А.Гончарова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала

текста:« В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

«Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.

— (5)Что это? — спросил Толик, и сердце его дрогнуло.

— (6)Горит, — рассеянно ответил отец, думая о своём.

— (8)Как будто выселенная деревня за городом.

— (9)Что? — вскинулся Толик. — (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он нёсся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.

(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.

— (21)Там мальчик! — кричал отец. — (22)Там мальчик!

(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

— (28)Назад! — крикнул отец. — (29)Немедленно назад!

(30)Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (33)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.

(35)Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.

(36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху — он ловил цыплят, спасая их от огня.

(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк — сгоревшая тополиная ветка — упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.

(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.

(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.

— (45)Ложись! (46)Ложись! — говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:

— (49)Что же ты наделал, юный натуралист!

(50)Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

(51)Толик завидовал Тёме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.

(52)В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.

* Лиханов Альберт Анатольевич (1935 г. р.) — писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Замените разговорное выражение «сломя голову» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Выражение «сломя голову» можно заменить стилистически нейтральным синонимом «стремительно» или «быстро».

Ответ: быстро или стремительно.

В одном из предложений 7—10 есть слово с чередующейся безударной гласной в корне. Отметьте вариант ответа, указывающий номер этого предложения.

Правильный ответ указан под номером 1.

15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит высказывание И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

Попробуем подтвердить высказывание Гончарова примерами из текста Альберта Лиханова. Так, например, в предложениях 28-29 ((28)Назад! — крикнул отец. — (29)Немедленно назад!) представлена речь отца, который в критической ситуации пытается остановить мальчика, рвущегося на пожар. Отец понимает всю опасность ситуации, ему некогда объяснять, почему нельзя идти к горящему дому, он кричит, чтобы его услышали. Вот почему автором используются безличные восклицательные предложения.

В предложении 49 (Что же ты наделал, юный натуралист!) Толик обращается к Тёмке, называя его несколько иронично, но очень тепло, по-дружески, юным натуралистом. Толик очень переживал за друга, отсюда такие интонации в предложении.

Таким образом, нам удалось доказать, что речь человека – показатель его ума, души, его сути. Следовательно, прав был И.А. Гончаров, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.

15.2 Предложенные для анализа строки я могу растолковать так: во время экстремальной ситуации — пожара — Тёмка совершил поступок взрослого человека, который противопоставил его Толику. Своё суждение я могу подтвердить примерами из прочитанного текста.

Толик и Тёмка — друзья. Во время вспыхнувшего пожара Толик стал свидетелем того, как Тёмка, рискуя собственной жизнью, пытался спасти от огня беззащитных цыплят (предложение 36). Мальчик до последнего боролся за их жизнь. Мужественный поступок друга вызвал у Толика восхищение и уважение (предложение 51). Толику показалось, что после случившегося Тёмка стал взрослее его.

Таким образом, человек становится взрослым тогда, когда он берёт на себя ответственность за другого.

15.3 Человечность – это качество, которым принято характеризовать людей, умеющих переживать чужую боль как свою собственную, способных к состраданию, готовых прийти на помощь, искреннее посочувствовать, пожалеть, не осудить. Стремясь лишь к удовлетворению собственных потребностей, многие из нас становятся чёрствыми, эгоистичными, равнодушными к чужому горю. А ведь без человечности немыслима внутренняя красота, утрата которой ведёт к духовному убожеству.

В рассказе Альберта Лиханова рассказывается о двух друзьях. Во время вспыхнувшего пожара Толик стал свидетелем того, как Тёмка, рискуя собственной жизнью, пытался спасти от огня беззащитных цыплят. Мальчик до последнего боролся за их жизнь. Мужественный поступок вызывает восхищение. Только человек с большим сердцем мог так поступить.

Настоящим Человеком можно назвать доктора Лизу, которая, рискуя своей жизнью, всегда стремилась быть рядом с теми, кто нуждался в заботе, милосердии, помощи. Елизавета Глинка погибла в том самолёте, над Сочи, когда везла лекарства сирийским детям, но она до конца осталась верной себе и великому предназначению Быть Человеком. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.

Источник

Сочинение рассуждение на тему язык не есть говор речь язык есть образ

4 варианта

Русский писатель Гончаров сказал: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил умственных и нравственных». Несомненно, это утверждение верное, о том, как человек говорит, какие слова употребляет можно судить о его культурном уровне, воспитании, нравственности, интеллектуальных способностях. Можно узнать, чем живет человек, что для него есть мораль, что он из себя представляет. Сразу можно сделать вывод о человеке, если в его лексиконе только нецензурная брань. Когда человек открывает рот, ему уже ничего нельзя спрятать от собеседника, он полностью раскрывается.
Культурно выражаться нам помогает лексика, которая свидетельствует о нашем лексиконе. В предложении номер тринадцать есть фразеологизм « несся сломя голову». Он означает, что Толик быстро бежал, ему хотелось быстрее удостовериться действительно ли в городе пожар и можно ли кому-то еще помочь. В предложении номер девятнадцать используется сравнение «деревянные домики …вспыхивали, как спичечные коробки». Во время пожара дома загорались очень быстро, стремительно, их не успевали тушить пожарные.
Грамматика помогает правильно высказать мысль. Например, в предложении номер тридцать один используется причастный оборот «собрав силы». В предложении номер сорок есть ряд однородных членов «поднялся, схватил, побежал». Однородные члены помогают проследить за действиями отца во время пожара.
Опираясь на материал текста, нам удалось доказать справедливость слов известного писателя. Автор использует грамматические и лексические явления, они помогают точно и ясно выразить ему свои мысли.

Русский писатель И. А. Гончаров утверждал, что язык представляет собой не просто речь как набор слов и фраз, а настоящее отражение образа мыслей человека, его души. С его высказыванием трудно не согласиться, ведь, действительно, речь может многое рассказать о самой личности, продемонстрировать внутреннее богатство или, наоборот, внутреннюю пустоту. Иногда достаточно просто послушать, и сразу ясно, кто стоит перед тобой.
О человеке можно судить и по словам, которые он использует, и по манере речи. Вежливые спокойные интонации или крикливо-раздражительный тон покажут все особенности воспитания, а наличие в речи бранных или сорных слов ясно скажут об уровне внутренней культуры. Однако со временем речь может меняться. Когда человек взрослеет, из его словаря исчезают жаргонные слова, просторечия, совершенствуется грамматический строй.
Доказательства того, что язык отражает внутреннее состояние человека, можно найти в предложенном для анализа тексте А. Лиханова. Восклицание Толика: «Что же ты наделал, юный натуралист!» в предложении 49 ясно говорит о том, насколько мальчик переживает за своего друга, и вместе с тем уважает его за совершенный поступок. Сам Толик чувствует, что в эту минуту друг словно стал взрослее, обогнал его в чем-то.
Слова могут все рассказать и о душе более взрослого человека. Отец Толика бросается к горящему зданию с криком: «Там мальчик!» Это чужой для него человек, но он не может оставить ребенка в беде и бежит ему помогать. Эмоциональная, взволнованная речь подчеркивает отзывчивость и стремление откликнуться на чужое горе. Так простая короткая фраза, сказанная в опасную минуту, вмиг полностью раскрывает нам образ мыслей этого героя.
Таким образом, И. А. Гончаров полностью прав, и по речи действительно можно судить о внутреннем состоянии человеческой души.

Вариант 1
Писатель И.А. Гончаров был уверен: «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего чело­века, всех сил, умственных и нравственных».
Действительно, наша речь способна многое рассказать о нас.
В рассказе А. Драбкиной образ девочки, мечтающей танцевать, раскрывается с помощью ее речи: острое желание стать танцовщицей передает двойное отрицание «не могу не танцевать» (предл. 22), а восхищение талантом состоявшей­ся артистки находит отражение в эпитете «здорово танцуе- те» (предл. 26).
Таким образом, речь девочки раскрывает ее внутренний мир, подчеркивает целеустремленность и эмоциональность героини.
^Утверждение И.А. Гончарова справедливо.
Вариант 2
Прав ли был писатель И.А. Гончаров, считавший, что «язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравствен­ных»? Ведь это означает, что речь каждого из нас служит средством нашей же характеристики.
Попробуем найти доказательства данному утверждению в тексте А. Драбкиной.
Известная артистка, узнавшая себя в маленькой девочке из зрительного зала, хочет помочь ей достичь цели и под­бадривает героиню. Повтор «я всегда хотела танцевать» в предложениях 27 и 57 говорит о том, что балерина понима­ет: у девочки для реализации мечты нет ничего, кроме же­лания, и артистка убеждает ее, что это и есть самое главное.
Кроме того, побудительное предложение 23 в речи из­вестной танцовщицы помогает девочке поверить, что и она, если захочет, сможет танцевать.
Артистка в своей речи открывается нам как сопережи­вающий, добрый человек, способный убедить другого в том, что любая мечта осуществима.
Действительно, слова И.А. Гончарова верны.
Вариант 3
Русский писатель И.А. Гончаров считал: «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего чело­века, всех сил, умственных и нравственных».
Я понимаю это высказывание следующим образом: наша речь может открыть собеседнику весь наш внутренний мир.
Докажем это на примерах из текста А. Драбкиной. За­ветная мечта девочки, не принятой в кружок, передается повтором «хочу танцевать» в предложениях 10, 58. Она не просто хочет танцевать — это все, о чем мечтает героиня. Ее стремление стать балериной находит поддержку у из­вестной артистки, которая прониклась желанием малень­кой поклонницы и хочет ей помочь. Спокойная уверен­ность танцовщицы в том, что у девочки все получится, передается простыми предложениями 20, 23, 28, 55.
Приведенные примеры доказывают истинность высказы­вания И.А. Гончарова.
Текст для работы
(1)3наменитая артистка выступала в школе, в которой она раньше училась. (2)Ее попросили станцевать. (З)Она закружилась, заколдовала, лицо ее стало прекрасным. (4)Ребята смотрели на нее, раскрыв рты…
(5)В первом ряду сидела девочка с запрокинутым лицом. (6)Она сидела так потому, что если не запрокинуть лицо, то можно заплакать, а ей было стыдно плакать при всех.
(7) Артистка кончила танцевать и заметила девочку в первом ряду, которая с трудом сдерживала слезы.
(8) Что-то настолько знакомое почудилось артистке в ли­це девочки, что она задержала на ней взгляд, хоть и пони­мала, что неприлично рассматривать человека, собравшегося плакать. (9)Потом стали приходить записки с разными во­просами. (10)На одну записку («Я хочу танцевать, но меня не приняли в кружок. И еще я некрасивая. Что делать?») артистка не ответила.
(П)Балерине не хотелось отвечать на этот вопрос при всех, к тому же ей показалось, что она знает, кто написал записку: лицо девочки с первого ряда, показавшееся ей зна­комым, было таким ожидающим!
(12) Артистка сказала:
(13) — Тут есть еще одна записка от девочки. (14)Пусть она подойдет ко мне потом.
(15) Сказав это, артистка поняла, что не ошиблась и со­вершенно верно угадала, кто написал записку, — так засве­тилось лицо зрительницы с первого ряда.
(16) Девочка догнала ее на улице.
(17) — Это я написала записку, — сказала она.
(18) — Я знаю. Я видела твое лицо.
(19) — И вы заметили, что я некрасивая?
(20) — Это тебе кажется.
(21) — Я хочу танцевать, а меня не берут. (22)Говорят, что я не гожусь, а я не могу не танцевать.
(23) — Так и танцуй себе на здоровье.
(24) — Но меня не принимают!
(25) — Меня тоже не принимали, — сказала артистка.
(26) — Так как же вы теперь так здорово танцуете?
(27) — Я всегда хотела танцевать. (28)Потому что это главное. (29)Пойдем ко мне в гости?
(30)Артистка готовила обед и думала о девочке, которая тоже хочет танцевать. (31)Где она видела это лицо? (32)Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как ее тоже не принимали в хореографический кружок. (ЗЗ)Зойка (так ее звали в детстве) танцевала дома в одиноче­стве. (34)Ей нравилось танцевать, поэтому она пришла в школьный кружок, где протанцевала какую-то польку. (Зб)Балетмейстер похвалила, а потом стала проверять ноги на гибкость. (Зб)Это было очень больно, Зойка закусила губу, но все-таки заплакала. (37)Ее не приняли.
(38) В кружке при Доме культуры балетмейстер тоже сказал, что с такими слабыми ногами танцевать нельзя, но нашлась женщина, которая позволила Зойке присутствовать на занятиях.
(39) Приходя домой, Зойка становилась у зеркала и ко­мандовала сама себе:
(40) — Первая позиция! Руки!
(41) Коленки не подчинялись. (42)Руки с нелепо расто­пыренными пальцами гребли воздух.
(43)Тогда она заводила современную музыку и танцевала как умела. (44)Потом Зойка поступила в драматический кружок, где танцевала, как ей хотелось. (45)Наконец ее приняли в театральный институт, потому что она твердо знала: на этом свете она может быть только артисткой. (46)Люди, которые ее экзаменовали, наверное, почувствова­ли это…
(47) Артистка приготовила обед и вошла в гостиную.
(48) Девочка-гостья под музыку летала по комнате, лицо ее было до боли счастливым. (49)И артистка вдруг поняла, откуда она знает это лицо.
(50)0на вынула старый альбом и нашла то, что искала. (51)Артистка смотрела то на фотографию, то на смущенно застывшую девочку.
(52) — Взгляни! — сказала она.
(53) Девочка заглянула в альбом и попятилась.
(54) — Кто это? — прошептала она.
(55) — Это я в твоем возрасте.
(56) — Но как же вы стали такой красивой?
(57) — Я всегда хотела танцевать, вот и все.
(58) — Я тоже хочу танцевать!
(59) Артистка смотрела на девочку и думала о том, что та непременно будет танцевать. (бО)Девочка была очень похожа на нее, маленькую Зойку, и кто-то должен был ей помочь…
(61)Девочка, которая хотела танцевать, припрыгивая, бежала домой. (62)Она танцевала, кружилась. (63)И золотые листья вились вокруг нее, танцевали с ней вместе. (64)И счастье девочки было таким огромным, какого не бывает даже во сне. (65)Это было невозможное счастье.
(По А. Драбкиной)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Нельзя не согласиться с высказыванием русского писателя И. А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Чтобы подтвердить его правоту, обратимся к прочитанному отрывку из произведения А. А. Лиханова.
Используя богатейший потенциал русского языка, писатель сумел полностью раскрыть характеры главных героев. Например, в предложении 13 используется устойчивое словосочетание «несся сломя голову». Этот фразеологизм не только вносит в описание ситуации особое эмоциональное напряжение, но и позволяет нам сделать некоторые выводы о внутренних качествах Толика. Мы понимаем, что он храбр, решителен, неравнодушен к ближнему.
В качестве второго примера могу привести предложение 49. Обращение Толика к Темке («юный натуралист») одновременно указывает нам как на волнение мальчика и глубокое потрясение от пережитого напряжения, так и на его любовь к товарищу, восхищение его поступком и даже некоторую злость и обиду за проявленное им безрассудство.
Таким образом, мы убеждаемся в том, что язык является не только средством общения, но и уникальным средством раскрытия и понимания человеческого характера.
Даша ( с Форума)

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector