Язык есть сама жизнь ставится ли тире

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ С ТИРЕ?

Тире – знак препинания в виде длинной черточки

В основном между подлежащим и сказуемым тире не ставится, но есть случаи, когда тире нужно поставить.

Запомни!
ТИРЕ ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено

· Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п. Собака друг человека.

· Инф. (сущ) – Сущ. (инф). Встретить друга это большая радость .

Ставится после однородных членов перед обобщающим словом:
Лес, речку, дорогу – все видел он.

· Перед приложением, стоящим в конце предложения:

Я очень люблю все эти строки-воспоминания

· ТИРЕ ставится для обозначения пространственных, временных или количественных пределов.

Пространственные: Беспосадочный перелёт МоскваХабаровск; Через эту станицу можно было выйти к большому пути УральскЛбищенскСахарнаяГурьев (Фурманов)

Количественные: Рукопись объёмом десять двенадцать авторских листов (то же цифрами: 10 — 12 ) ; Груз массой 300 350 тонн; 5 7-кратное превосходств

· ТИРЕ также ставится в неполных предложениях на месте пропуска каких-либо членов предложения.

Леша любит романсы. Я – джаз.

· Вторая часть противопоставлена первой части (можно подставить союзы А, НО)

Старик попытался открыть калитку – она никак не поддавалась

· В первой части говорится о времени или условии (можно подставить КОГДА, ЕСЛИ)

( Когда придет лето), [поедем отдыхать на море].

· Вторая часть является следствием

[Мне сейчас некогда], ( так что поговорим после уроков)

· Два тире ставится:
Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова:

1. Если перед сказуемым стоит вводное слово, союз или частица. Обь, кажется, крупнейшая река Сибири. Ртуть тоже металл .

2. Если в роли связки выступают сравнительные союзы как, словно, будто, точно, все равно что и др.

3. Если сказуемое выражено прилагательным (полным, кратким, в сравнительной или превосходной степени)

Девушка умна и красива. День холодный.

Внимание! При вычислении тире как знака препинания важно определить наличие или отсутствие глагольной связки и способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Если понравился материал, который теперь тебе не нужно долго искать, ставь лайк и подписывайся!

Источник

Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2. Проверка знаний.

Открыли тетради, записали число, классная работа

1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)

Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это.

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это.

4. Подлежащее чаще всего выражается.

5. Сказуемое – это главный член предложения, который.

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется.

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются.

8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых.

9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое.

10. Составное именное сказуемое – это.

Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

— Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.

— Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала.

1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.

2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

1. Язык есть сама жизнь.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

9. Природа не храм, а мастерская.

3. Исследование синтаксического материала.

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

4. Письмо со вставками

— Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.

1) Подарить букет тюльпанов (слайд) — значит, на языке цветов признаться в любви.

На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.

2) Астра (слайд) — это последняя улыбка осени.

Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои.

3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.

Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.

7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)

8. Подведение итогов. (рефлексия)

9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)

Источник

Тире и двоеточие: когда они ставятся?

Всем добрый день! Возвращаемся к пунктуации, и сегодня я объясню разницу между тире и двоеточием в бессоюзных сложных предложениях.

Обращу ваше внимание на самые важные детали, которые помогают понять различия между этими двумя знаками препинания. Обычно этой теме в справочниках посвящают параграфы на несколько страниц, однако, на мой взгляд, достаточно всего нескольких пунктов, чтобы уяснить разницу.

1. Когда ставится двоеточие?
2. Когда ставится тире?
3. Когда возможны оба знака препинания на выбор?
4. В чём разница между тире и двоеточием?

Почему именно бессоюзные сложные предложения? Потому что в основном с ними возникают сложности, когда мы выбираем между тире и двоеточием на письме. Сегодня не будем касаться двоеточия перед прямой речью и тире перед «это», поскольку подобные правила худо-бедно понятны большинству людей. Впрочем, о прямой речи я готовлю отдельную публикацию. И ещё о тире между подлежащим и сказуемым.

В качестве основного источника использовал «Справочник по правописанию и литературной правке» Д. Э Розенталя 1989 года, параграфы 116 — 117.

Когда ставится двоеточие?

1. При перечислении. Причём обобщающее слово для этого необязательно.

Всё казалось ей замечательным: и погода за окном, и люди вокруг.

Нам необходимо сделать следующее: выбрать шаблон, изучить специфику работы с ним, подготовить изображения.

2. Если вторая часть предложения объясняет первую. Между ними можно поставить «а именно», «то есть».

Ситуация непростая: нужно дописывать текст, а свет в очередной раз выключили.

Вот что я заметил : в последнее время вместо запятой и двоеточия всё чаще ставят тире.

4. Если во второй части объясняется причина того, о чём говорится в первой. Между ними можно поставить подчинительные союзы потому что, так как, поскольку.

Выйти невозможно: на улице проливной дождь. Сравните: Выйти невозможно, потому что на улице проливной дождь.

Он опоздал на работу: всю ночь играл на компьютере и лёг спать под утро.

5. В заголовках, которые делятся на две части: первая (так называемый именительный темы, или именительный представления) называет общую проблему, место действия, лицо и т. д., а вторая уточняет сказанное в первой части.

Тире и двоеточие: правила постановки, основные нюансы. Смартфоны и компьютеры: как они изменили нашу жизнь.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector
Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке

3. Лингвистическая разминка.

На утренн. з. ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т. на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

— Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

— Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

— Укажите вид сказуемого.

— Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

— Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

— Подчеркните грамматическую основу.

— Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

— Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

— Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Чужим умом жить – добро не нажить.

Её глаза как яркие звёзды.

— Сравните эти предложения.

— Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

— Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

— Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд)

— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)

4. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80

2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

Тире ставится:

1. Существительное + существительное Лесдруг человека.
2. Числительное + числительное Дважды двачетыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природулюбить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг. Наша задачахорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное Ходить босикомудовольствие.
6. Это, вот, значит Чтениевот лучшее учение.