Язык есть важнейшее орудие общения между людьми умело и с наибольшей

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 1. Какая бывает речь

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Изучение понятий «язык» и «речь».

2) Изучение роли русского языка в жизни и в обществе.

3) Знакомство с видами речи: устной, письменной, внутренней.

Речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно.

Устная речь — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта.

Письменная речь — способность человека писать и читать.

Внутренняя речь — речь про себя.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. — С. 6–7.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч. 1. С. — М.: Просвещение, 2012. — С. 3–4.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитайте высказывание Л. Успенского: «Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредством языка. Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собой».

Надо ли изучать язык? Трудное ли это дело — знать родной язык?

Знать свой родной язык — это огромное счастье, так как знание родного языка даёт человеку очень многое. Это и чувство уверенности в себе, и чувство гордости за достижения в области культуры своего народа, которые он может познать с помощью родного языка. Всё это очень важно для человека. Речь человека «растёт», «взрослеет», «развивается» вместе с ним. Общение с человеком тем приятнее, чем богаче его речь.

Сегодня на уроке вы узнаете, какая бывает речь, научитесь различать устную речь и письменную.

Язык — слов. русский нелегко, но интересно. На огромной Земля нам, дан дар — при слова. отвечать на вопросы, составлять и делиться мыслями и человек владеть

Что такое Речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно.

Для нужна речь? Речь помогает передавать знания, узнавать новое,общаться; делиться мыслями и чувствами; договариваться о чём-нибудь; согласовывать свои действия.

Речь разных слушание, речь про (внутренняя чтение и

Слушание —вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи. Слушание важным который влияет на взаимодействие и между

Говорение — высказывание своих мыслей и передача чужих мыслей в устной форме на родном или иностранном языке.

Устная — это человека и умение произносить при губ, рта. и «устная речь» от уста —

Во устной речи говорящие и друг замечают собеседника, исправить речевые

Письменная — это человека писать и читать. Для мы буквы.

В Руси на — берёзовой коре. тогда ещё не

А мы в печатаем на

Во письменной речи тот, кто не и не того, к обращается; не реакцию может предугадать её; при можно допущенные

Итак, которой мы пользуемся при и называют речью. А которой мы пользуемся при и называют письменной.

Существует ещё внутренняя речь. Это про себя. С ней мы не к людям. Она не средством

Внутренняя связана с и важное в человека. Например, мальчик думает, как попросить маму записать его в кружок «Лёгкая атлетика». Он делает это про себя, без внешнего проявления.

Кстати, «про себя» так остаться «про себя», а преобразоваться в или речь.

Обратите внимание! Вам понять Вы узнали, что речь, познакомились с речи.Теперь вы знаете, что «устная» и «письменная» речь себя» речь), а их

Ваше велось на русском языке. Русский язык по праву считается из богатых, и языков На нём и многие писатели, Именно передает нам о и приобщает к богатству, многими людей. изучать язык в мире становится всё и больше. Любите и изучайте русский язык! Развивайте речь!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Закрасьте рядом с высказыванием цветом, квадраты —

Подсказка: устная речь — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта.

Задание. Устная и письменная речь.

Разместите предложенные слова в колонки по указанному критерию.

говорение письмо слушание чтение

Подсказка.Устная речь – это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта; письменная речь – способность человека писать и читать.

Источник

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

Всё, что люди совершают в мире человеческого

совершается при участии и посредством речи. Язык

есть важнейшее орудие общения между людьми.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несёт большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причём гораздо больше, чем это позволяет наблюдение и другие процессы неречевого познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. Поэтому я решила провести исследование и как можно больше узнать о речи, как инструменте общения между людьми.

Цель: выяснить, зачем человеку речь? Может ли человек обойтись без общения с другими людьми?

1 выяснить, что такое общение;

2. выяснить, как и для чего люди общаются;

3. выяснить, какие виды речи существуют;

4. определить понятие «чистота речи»;

5. выяснить, что вредит чистоте речи;

6. выяснить, как мышление влияет на речь человека.

Объект исследования: речь человека.

Предмет исследования: роль речи в нашей жизни.

просмотр научно-популярных фильмов;

анализ различных источников.

Актуальность темы: Почему мы всё чаще слышим о том, что надо беречь русский язык? От кого или от чего его надо беречь? Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности? Почему наша речь является основным способом общения между людьми? Над этими вопросами я задумалась, когда мой учитель предложил мне подумать, какую исследовательскую работу я хотела бы провести в этом учебном году по предмету русский язык. Вместе с учителем мы выбрали направление, по которому мне предстояло изучить данный вопрос. Начав изучать научную и художественную литературу, передо мной встала гипотеза, которую мне предстояло или подтвердить, или опровергнуть.

1 этап: основная часть:

Обсуждение целей и задач исследования.

Поиск ответа на вопросы:

— что такое общение, цели и средства общения;

— почему речь является основным средством общения;

— что такое «чистота речи» и что мешает чистоте речи.

2 этап: практическая часть:

3 этап: заключение и выводы.

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения

Может ли человек обойтись без общения с другими людьми? Давайте выясним, что же такое общение?

Общением называют взаимные деловые и дружеские отношения людей. В ходе этих отношений своим видом и поведением люди оказывают влияние на мысли и чувства друг друга.

С первого взгляда мы способны воспринять человека и почув­ствовать свое отношение к нему: интерес, симпатию, неприязнь и т. п. С этого и начинается общение.

Ученые считают общение самой первой и самой главной фор­мой отношения человека к окружающему миру. Вначале с по­мощью общения ребенок добивается понимания своих желаний мамой, другими близкими людьми, затем начинает не просто вы­ражать свои желания, но и учитывать желания других, ведь о: них зависит удовлетворение его собственных.

Так с первых дней жизни человек приобретает опыт общения, прежде всего с членами своей семьи, родными и близкими. Если этого не происходит, у ребенка возникают серьезные отклонения в развитии.

Каковы же цели общения?

Нет такой деятельности, которая не требовала бы общения. Ведь общаться можно и с человеком, и с природой, и с любимым питомцем, и с книгой, и даже со своими игрушками.

Зачем людям общение? Чтобы делать что-то вместе, научиться или научить чему-то, поделиться чувствами, мыслями, опытом, добиться взаимопонимания.

Но самая главная цель общения — это общение ради самого общения. Общение необходимо человеку само по себе, без непосредственной личной практической выгоды, ради того, чтобы разделить душевное состояние, проблемы другого человека, поделиться своими радостями или огорчениями, посоветоваться.

Как люди передают информацию? Что можно назвать сред ствами общения?

Главным средством общения людей является их речь. С помощью устной и письменной речи, речи вслух и про себя сообщаем другим людям о своих мыслях, чувствах, намерениях, знаниях и получаем подобные сообщения от них.

Значение речи в жизни человека и общества невозможно переоценить. Общение с помощью речи так и называют — речевое общение . Недаром у русского народа есть пословица:

Без языка и колокол молчит.

Конечно, есть и другие способы общения, и много, они самые разные. От простых прикосновений до видеозаписи и Интернета. Общение без помощи речи называют неречевым общением.

Без помощи слов люди могут, например, здороваться и прощаться, привлекать внимание окружающих, выражать благодарность или неудовольствие, радость или огорчение и т. п.

Не менее важна в общении мимика, т. е. движения мышц лица. Они также передают чувства и переживания. Это заметил еще Чарльз Дарвин и использовал как одно из доказательств отличия человека от животных предков.

К другим средствам общения относят позу и жесты. Они помогают людям сообщать о своих чувствах. Например, с помощью движения рук можно передать радость встречи. А другой жест может выразить угрозу, удивление.

Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Например, общеизвестные вежливые слова «здравствуйте», «спасибо», «извините», произнесенные особым образом, могут обидеть и даже оскорбить человека. И слово «молодец» используется не только для того, чтобы выразить одобрение и похвалу.

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар – бессмертный – речь.

Я всегда задумывалась над тем, насколько тяжело людям, которые родились глухими! Ведь они из-за неспособности воспринимать звуки, не способны их и произносить, а. следовательно, лишены дара речи. Конечно, они активно пользуются языком жестов, но это настолько неудобно! Они не способны, по-моему, передать полно все те чувства, которые овладевают человеком. Да и общаться они могут только с ограниченным количеством людей. Основная часть окружающих их людей не понимают всего того, что они хотели бы им «сказать».

Далее я решила выяснить, каковы основные виды речи.

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи: устной или письменной. К устной форме относятся разговорная речь (диалогическая) и монологическая.

-Где ты была сегодня, киска?

-У королевы, у английской!

-Что ты видала при дворе?

-Видала…мышку на ковре.

-Где купили вы, сеньор, этот красный помидор?

-Вот невежливый вопрос! Это собственный мой нос!

Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего человека, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика.

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

И как бы мы смогли прочитать самую главную книгу всех христиан – Библию? Только благодаря письменной речи мы имеем такую возможность.

А каким может быть словарный запас одного человека? Ответить на этот вопрос очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тыс. разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тыс. слов. Говорящему человеку необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка.

Очень богат наш язык синонимами, т.е. словами, близкими по своему значению. Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль.

Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего человека к предмету мысли. Так слова: блаженство, роскошный, великолепный заключают в себе положительное отношение, а слова болтун, недотёпа, мазня характеризуются отрицательное отношение.

Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной. Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, то есть воздействовать на них. Посмотрите, какие пословицы и поговорки создал русский народ, говоря о качестве речи:

Хорошую речь приятно слушать

Какова речь, таков и склад

Хорошая беседа – не хуже обеда.

Речь – это действительно удивительный инструмент общения. Но пользоваться этим инструментом надо аккуратно и бережно. Не засорять свой язык ненужными словами и фразами.

Шаблонная, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможность вникнуть в суть высказывания. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью мысли, отсутствие в речи лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Человек, засоряющий свою речь такими словами, чаще всего становится неинтересным собеседником. Речь такого человека не может выражать богатство и красоту русского языка. Поэтому очень важно соблюдать чистоту речи. Что же это такое?

Чистою называют речь, состоящую из русских слов и оборотов, которые употребляют для выражения мыслей самые лучшие писатели. Их слог называется современным и литературным. Погрешности против современного литературного слога, вредящие чистоте речи, состоят в неумеренном и неразумном употреблении так называемых варваризмов, вульгаризмов и слов-паразитов.

Очень сильно засоряют родной язык иностранные слова (варваризмы), которые надо отличать от заимствованных слов. Слова, заимствованные из другого языка, подчиняются законам русской орфографии, грамматическому строю, законам нашего языка. При появлении варваризмов, люди берут готовое слово из другого языка, не заботясь о производстве нового слова. Часто без нужды мы употребляем варваризмы, не задумываясь о том, что есть вполне соответствующие слова в родном языке. Например:

вау – здорово и т. д.

Ей говорят: «Вот кайф», она моргает,

Ей говорят: «Лафа», она молчит.

Не глупая, а слов не понимает,

Она по русски только говорит.

Для русских пусть всегда звучит: «Спасибо»,

Американке, значит что? «Сенк ю».

Язык пусть в нации своей сверкает глыбой,

Не понимаешь, ну тогда фак ю.

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи?

Каждый язык насчитывает бесчисленное количество слов. Откуда же берутся, по сути дела, ненужные слова-паразиты в речи? Давайте обратимся к их происхождению.

Слова-паразиты – слова для связки речевых оборотов. Они основательно закрепились в лексиконе человека, вошли как в разговорную речь, так и в привычку. В точности вредные слова ничего не значат. Они являются пустыми словами-сорняками, от которых следует избавляться. Люди, использующие их в своей речи, попросту не замечают их, поскольку привыкли к ним. Помимо того, что сорные слова мешают восприятию речи и пониманию, они еще и утомляют слушателя.

В момент зарождения речи, зарождались и речевые паразиты. Они постепенно пополняли свои ряды, тем самым увеличивая число своих жертв.

Существует целый ряд терминов, дающих определение словам-паразитам:

В нашем языке все слова имеют свое лексическое значение. Существуют следующие слова-паразиты в русском языке:

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector