Язык есть вековой труд целого поколения грамматическая основа

Задания по теме «Грамматическая основа предложения»

Данный материал содержит задания для повторения и закрепления темы «Главные члены предложения», рекомендуется для подготовки к ОГЭ задания 8 и 11.

Просмотр содержимого документа
«Задания по теме «Грамматическая основа предложения»»

Задания по теме «Главные члены предложения»

Укажите грамматическую основу в предложениях.

Будущее принадлежит только людям честного труда.

От человека остаются одни дела его.

Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца.

Для женщины любить – значит жить.

Почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм.

Учиться – это твой долг.

Совесть вернее памяти.

Освобождение себя от труда есть преступление.

Праздная жизнь не может быть чистою.

Назначение человека – делать добро.

Воспитывать – самая трудная вещь.

Для человека нет и не может быть ничего дороже человека.

К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением.

Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы.

Каждое дело следует доводить до конца.

Непреодолимого на свете нет ничего.

Не справившись с труднейшим, не чувствуешь сил и для более лёгкого.

Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими.

Никого так не презирают в народе, как изменников.

Умную голову почитают смолоду.

Укажите количество грамматических основ в предложении.

Чтобы полюбить своё дело, нужно ещё и верить в смысл его.

Только в беде познаёшь все силы своего народа, всё его плодоносящее начало.

Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься?

Уча других, также учишься.

Я устал на охоте за лисицами, и мне захотелось где-нибудь отдохнуть.

Случайно мой взгляд упал на дерево, вокруг которого расположился гигантский, засыпанный снегом муравейник.

Скорее всего, подумал я, кому- нибудь нужна была кора, чтобы сделать коробочку для сбора лесных ягод.

Отдохнув хорошо на муравейнике, я ушёл и вернулся случайно к нему, когда стало совсем тепло и муравьи проснулись и поднялись наверх.

Я взбираюсь вверх, сбрасываю снег, разгребаю сверху этот удивительный муравьиный сбор из хвоинок, сучков, лесных соринок и сажусь в тёплую ямку в муравейнике.

Задания по теме «Главные члены предложения»

Укажите грамматическую основу в предложениях.

Язык есть вековой труд целого поколения.

Величайшее богатство народа – его язык.

Долголетие книги зависит от степени таланта её создателя.

На героях держится жизнь народа.

Порохом человека не воспитаешь.

Побеждают только сильные духом.

Юность всегда самоотверженна.

Книга – один из важнейших источников радости мышления.

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Без правды нет искусства.

У соседа ума не займёшь.

Для гениев не бывает старости.

Большой талант требует большого трудолюбия.

Нельзя же жить одной на берегу.

Дух сомнения составляет свойство добросовестного изыскателя.

Без дерзания остановился бы всякий прогресс.

По рогоже золотом не шьют.

Укажите количество грамматических основ в предложении.

Книгу, которую хватаю с полки, от волнения держу вверх ногами – читать я не в состоянии.

Когда, намочив тряпку, он возвращался назад, прогремел звонок, и Толик вошёл в класс вместе со всеми.

Толик всё ждал, когда начнётся бой, хотел посмотреть на Тёмку, как это тут у него получается, но на ринг Тёмку так и не выпустили.

Вечерами, когда кончался её рабочий день, я прижимался ухом к стене конюшни и слушал, как в темноте хрупает сено Машка, переминается с ноги на ногу и тяжко вздыхает.

А потом я подумал и о всех тех людях, которые были незаслуженно обижены, и никто к ним вовремя не пришёл на помощь.

По журналистским делам мне пришлось однажды познакомиться с машинистом тепловоза.

Мне пришлось наблюдать работу хороших актёров, игравших второстепенные роли.

Прочитайте эту книгу прямо сейчас.

Первая прибежала трясогузка, чтобы только на нас посмотреть.

Источник

Электронная школа

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Рубрики

«Язык есть вековой труд целого поколения…»

(из выступления на республиканском круглом столе, посвященном Дню славянской письменности и культуры)

Удалова В.П., учитель русского языка и литературы (высшая категория) МБОУ «Краснопресненская СОШ» Ковылкинского района

У славянской письменности удивительное происхождение. Мы не только с точностью до года знаем время появления славянской азбуки, но знаем имена творцов и их жизнеописание. Просветители Кирилл и Мефодий совершили великое дело. Они открыли славянам истину христианства, пролили на них свет Божьего слова.

Высказывание «язык есть вековой труд целого поколения» принадлежат человеку-легенде Владимиру Ивановичу Далю, именно он законспектировал народные лексемы, поговорки, загадки, прибаутки, которые могли бы быть потеряны во времени. Сейчас «Толковый словарь живого великорусского языка» для нас исторический памятник всего народа, который собрал всего один человек, но великий во всех своих делах! В мировой практике не известен другой подобного рода лексикографический труд. Создание Словаря по праву можно считать жизненным подвигом Даля. С возрастом лингвист убеждался все больше, что русскую речь портят иностранные слова и сквернословие. В словаре Даля сказано: «Скверна — мерзость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное; это нечистота, грязь, мертвечина… нравственное растление».

Сегодня, в двадцать первом веке, мы ведем разговор о языковой катастрофе. В погоне за здоровым образом жизни, избавлением от лишнего веса, люди перестали следить за своей речью. Сквернословие сегодня можно отнести к тем же вредным привычкам, которые разрушают организм, ведут к болезни. Если наше общество будет сквернословить, засорять речь, то, что же будет с нашим великим и свободным языком через несколько лет? Обидно и стыдно становится за то, что примером для молодых людей является язык сериалов и передач, где речь героев лишена правильности и содержания, зато различные жаргонные словечки и выражения с охотой перенимают юные зрители. Конечно, это ведет к «упрощению», «обмелению» и паразитирует наш язык.

Кому, как не педагогам, нужно быть предельно бдительными, следить за своей речью и речью своих учеников, друзей, знакомых, соседей. Держаться ближе к народному языку, искать простоты, краткости, здоровой силы, как это делали Пушкин, Толстой, Чехов.

В школьной программе «Культура речи» идет параллельно с каждым разделом языкознания. Поэтому работа над повышением языковой культуры ведется практически на каждом уроке. Я, как учитель словесник, пытаюсь донести до учащихся, что употребление «слов-паразитов» несовместимо с красивой речью. На уроках исследуем такие явления, как плеоназм (избыточное использование), тавтология (неоправданный лексический повтор), проводим игровые моменты: «Умный редактор», «Исправь ошибку», «Орфоэпические минутки».

На занятиях также совершаем путешествия в древнерусскую школу, работаем со старославянизмами, историзмами, архаизмами, с текстами писателей – классиков. Это помогает детям ощутить себя хотя бы на время вместо наших предков и вызывает большой интерес и мотивацию.

Путешествие в прошлое (момент урока)

Ребята! Хотите совершить путешествие в прошлое, вернуться на сто-двести лет назад? У меня нет машины времени, но сегодня на нашем занятии я предложу вам работу, которая позволит вам узнать, какие слова были в обиходе людей много-много лет назад и получить новые знания.

Представьте себя в старинном городе. Нас встречают люди, они о чем-то говорят. Давайте подслушаем один разговор, все ли нам будет понятно?

Сценка «Барыня и крестьянка»

-Сколько можно звать тебя,

Целыми днями без дела лытаешь!

-Никак не лытаю, барыня.

-Что за дело пытаешь?

-В хоромах прибираюсь.

-Меня в гости позвали, помоги нарядиться!

-Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!

-Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?

-Вразумела, барыня. Будет исполнено.

Вопросы:

-Какие непонятные слова услышали?

-Почему мы их не понимаем?

-Как узнать значение этих слов?

Выпишем старославянизмы из сценки, рядом напишем значение. Продолжим ряд слов.

Лытать – бездельничать выя –шея

ланиты-щёки перст – палец

зерцало – зеркало десница – правая рука

чело-лоб шуйца – левая рука

долонь (длань) – ладонь рамена – плечи

Физминутка. А теперь давайте поиграем. Выясним, кто самый внимательный.

Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.

Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу. Укажите перстами чело, очи, бры, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь. Погрозите перстом соседу.

Учитель: Сейчас я вас познакомить с таким чередованием в языке, которое получило название полногласие – неполногласие. Это чередование является историческим. Почему? Потому что связано с историей нашего языка. В старославянском языке (это предок русского языка) встречались слова ГЛАС, ВРАТА, БРЕГ (с неполногласием). В современном русском языке есть полногласные их «родственники» — ГОЛОС, ВОРОТА, БЕРЕГ. Основные полногласные – неполногласные пары: ОРО – РА, ЕРЕ – РЕ, ОЛО – ЛА, ОЛО – ЛЕ.

Задание: записать предложения из произведения Пушкина. Найти слова с неполногласиями.

1.У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том…

2.Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой…

3.И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных…

4. Еще глава не пала с плеч…

В пещере старец: ясный вид,

Спокойный взор, брада седая…

(А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»)

Чтобы быть профессионально пригодными и востребованными в современном обществе, быть коммуникабельными, девятиклассники посещают элективный курс «Хотите быть успешными, говорите правильно!». В результате у нас есть призовые места в номинациях «Художественное слово», «Сценическое искусство» на есенинских и пушкинских фестивалях, в конкурсах сочинений на различные темы.

Думаю, что каждый разумный гражданин нашей родины должен помнить о великом открытии братьев Кирилла и Мефодия, о великих писателях, подаривших нам самую прекрасную литературу, не допускать ущемления языка…. Тогда нам не будет стыдно перед будущими поколениями. Немало веков отсчитало безжалостное время, стерло с лица Земли цивилизации, обратило в прах многочисленные исторические памятники, но одно осталось неизменным – великий труд святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, их живая славянская азбука. Сегодня в современном мире более семидесяти национальных языков построены на кириллической азбуке.

В завершение хотелось бы обратиться к словам С. Я. Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, — с передачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас…. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, словесная живопись».

Список литературы

1. Лаврова, С.А. «Русский язык. Страницы истории» / С.А. Лаврова. – М. : Белый город, 2007. – 48 с.

2. Васильева, Е.В. Открытые уроки по курсу «Русский язык»: 5-11 класс / Е.В. Васильева, Т.И. Канина, О.Е. Жиренко. — М. : 5 за знания, 2009. – 126 с.

3.Резник, Н.М. «Как слово зародилось…»: Пьеса-сказка, посвященная Дню славянской письменности и культуры // Читаем, учимся, играем, № 1, 2003г.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector