Язык есть вековой труд целого поколения в даль

Язык есть вековой труд целого поколения в даль

Славятинская Елизавета

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Факультет русской филологии и иностранных языков, 3 курс, группа 0203-11

Тема эссе:«Язык есть вековой труд целого поколения» (В. И. Даль)

Номинация «Лучшее эссе о преемственности в развитии языка»

Счастье родиться на земле, где язык представляет исключительную ценность. Русский язык способен выразить любую мысль, ярко, живописно и тонко описать любое явление. Но задавались ли мы когда-нибудь вопросом: как нам досталось такое сокровище, то есть как появился наш язык? Признано, что современный русский литературный язык – язык от эпохи А. С. Пушкина до наших дней (так, время появления современного языка определяется именно литературным творчеством и личностью Пушкина). Но как сформировался язык Пушкина? (И до XIX века существовал русский язык). И не менее важно: «чей» язык автор отразил на бумаге?

Допустим, русский язык XXI века был завещан нам мастерами слова прошлого столетия. Однако мы начинаем познавать мир гораздо раньше, чем научимся читать. И потребность в выражении мысли свойственна каждому человеку, независимо от возраста, уровня образования и культуры. Так, может быть, мой язык – это язык моих родителей, дедушки и бабушки, учителей, язык прежних вывесок, фильмов и песен? Действительно, об истории языка мы судим по письменным источникам: литературе, публицистике, документам. Но так мы упускаем из виду тех людей, которые, не осознавая этого, трудились над нашим языком в каждое мгновение своей повседневной жизни: говорили (пусть не всегда правильно), рассказывали, спрашивали, слушали, писали и читали – они просто жили, и продолжал жить русский язык. Таким образом, литературный язык как высшая форма пёстрого общенационального языка – язык, именно обработанный мастерами слова, но возникший и развивающийся благодаря каждому человеку, говорящему на этом языке.

Мысль о вкладе каждого человека в развитие языка кажется спорной. Распространено мнение, что поколение XXI века оказывает негативное влияние на состояние русского языка: «засоряет» его, обедняет, относится неуважительно. Однако важно понимать, как сформировалось такое мнение: речь идет о людях, находящихся в состоянии культурной «детскости». И возможно это им простить, как прощаются неосознаваемые шалости детям. Когда же человек понимает свою ответственность за культуру, свой долг, тогда человек входит в состояние зрелости: такой человек бережно и уважительно относится к языку в благодарность за доставшееся богатство. Но, как ни странно, важную роль в культурном развитии играют обе группы людей. Молодежь обновляет язык в изменчивых условиях современной жизни; малограмотные люди оказывают влияние на языковые нормы; а неравнодушные к языку люди своей деятельностью сохраняют за русским языком его идентичность, не дают поблёкнуть его разнообразию и красоте.

Итак, прошлыми поколениями нам подарен прекрасный русский язык. Как распорядится этим даром наше поколение? Красноречиво название монографии Н. В. Юдиной: «Русский язык в XXI веке. Кризис? Эволюция? Прогресс?». Моё личное отношение к языку внушает мне уверенность, что наше поколение оставит язык в лучшем виде. Наше поколение, в котором каждый человек (внося больший или меньший, явный или едва заметный вклад) ежечасно трудится для сохранения и развития великого русского национального языка. И так было в любую эпоху.

Как внести свой вклад в развитие языка? Можно назвать предрассудком мнение, что люди «культурно взрослые» начинают буквально стоять на страже культуры речи, поправляя, поучая всех своих знакомых; не обязательно люди, понявшие всю ценность языка, стараются написать художественное произведение, научную работу. Ведь труд нашего поколения отразится не только в написанных книгах. У основания существования языка находятся более простые вещи: это то, чему мы научим детей – язык каждого из нас, переданный следующему поколению в конкретном, повседневном случае. И пусть мы не увидим результатов своего труда, как не все великие люди имеют признание при жизни, но через сто лет, когда школьник возьмет ручку, чтобы написать эссе к Международному дню родного языка, в очередной раз подтвердится истина, что «язык есть вековой труд целого поколения».

Источник

Электронная школа

Свежие записи

Свежие комментарии

Архивы

Рубрики

«Язык есть вековой труд целого поколения…»

(из выступления на республиканском круглом столе, посвященном Дню славянской письменности и культуры)

Удалова В.П., учитель русского языка и литературы (высшая категория) МБОУ «Краснопресненская СОШ» Ковылкинского района

У славянской письменности удивительное происхождение. Мы не только с точностью до года знаем время появления славянской азбуки, но знаем имена творцов и их жизнеописание. Просветители Кирилл и Мефодий совершили великое дело. Они открыли славянам истину христианства, пролили на них свет Божьего слова.

Высказывание «язык есть вековой труд целого поколения» принадлежат человеку-легенде Владимиру Ивановичу Далю, именно он законспектировал народные лексемы, поговорки, загадки, прибаутки, которые могли бы быть потеряны во времени. Сейчас «Толковый словарь живого великорусского языка» для нас исторический памятник всего народа, который собрал всего один человек, но великий во всех своих делах! В мировой практике не известен другой подобного рода лексикографический труд. Создание Словаря по праву можно считать жизненным подвигом Даля. С возрастом лингвист убеждался все больше, что русскую речь портят иностранные слова и сквернословие. В словаре Даля сказано: «Скверна — мерзость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное; это нечистота, грязь, мертвечина… нравственное растление».

Сегодня, в двадцать первом веке, мы ведем разговор о языковой катастрофе. В погоне за здоровым образом жизни, избавлением от лишнего веса, люди перестали следить за своей речью. Сквернословие сегодня можно отнести к тем же вредным привычкам, которые разрушают организм, ведут к болезни. Если наше общество будет сквернословить, засорять речь, то, что же будет с нашим великим и свободным языком через несколько лет? Обидно и стыдно становится за то, что примером для молодых людей является язык сериалов и передач, где речь героев лишена правильности и содержания, зато различные жаргонные словечки и выражения с охотой перенимают юные зрители. Конечно, это ведет к «упрощению», «обмелению» и паразитирует наш язык.

Кому, как не педагогам, нужно быть предельно бдительными, следить за своей речью и речью своих учеников, друзей, знакомых, соседей. Держаться ближе к народному языку, искать простоты, краткости, здоровой силы, как это делали Пушкин, Толстой, Чехов.

В школьной программе «Культура речи» идет параллельно с каждым разделом языкознания. Поэтому работа над повышением языковой культуры ведется практически на каждом уроке. Я, как учитель словесник, пытаюсь донести до учащихся, что употребление «слов-паразитов» несовместимо с красивой речью. На уроках исследуем такие явления, как плеоназм (избыточное использование), тавтология (неоправданный лексический повтор), проводим игровые моменты: «Умный редактор», «Исправь ошибку», «Орфоэпические минутки».

На занятиях также совершаем путешествия в древнерусскую школу, работаем со старославянизмами, историзмами, архаизмами, с текстами писателей – классиков. Это помогает детям ощутить себя хотя бы на время вместо наших предков и вызывает большой интерес и мотивацию.

Путешествие в прошлое (момент урока)

Ребята! Хотите совершить путешествие в прошлое, вернуться на сто-двести лет назад? У меня нет машины времени, но сегодня на нашем занятии я предложу вам работу, которая позволит вам узнать, какие слова были в обиходе людей много-много лет назад и получить новые знания.

Представьте себя в старинном городе. Нас встречают люди, они о чем-то говорят. Давайте подслушаем один разговор, все ли нам будет понятно?

Сценка «Барыня и крестьянка»

-Сколько можно звать тебя,

Целыми днями без дела лытаешь!

-Никак не лытаю, барыня.

-Что за дело пытаешь?

-В хоромах прибираюсь.

-Меня в гости позвали, помоги нарядиться!

-Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!

-Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?

-Вразумела, барыня. Будет исполнено.

Вопросы:

-Какие непонятные слова услышали?

-Почему мы их не понимаем?

-Как узнать значение этих слов?

Выпишем старославянизмы из сценки, рядом напишем значение. Продолжим ряд слов.

Лытать – бездельничать выя –шея

ланиты-щёки перст – палец

зерцало – зеркало десница – правая рука

чело-лоб шуйца – левая рука

долонь (длань) – ладонь рамена – плечи

Физминутка. А теперь давайте поиграем. Выясним, кто самый внимательный.

Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.

Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу. Укажите перстами чело, очи, бры, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь. Погрозите перстом соседу.

Учитель: Сейчас я вас познакомить с таким чередованием в языке, которое получило название полногласие – неполногласие. Это чередование является историческим. Почему? Потому что связано с историей нашего языка. В старославянском языке (это предок русского языка) встречались слова ГЛАС, ВРАТА, БРЕГ (с неполногласием). В современном русском языке есть полногласные их «родственники» — ГОЛОС, ВОРОТА, БЕРЕГ. Основные полногласные – неполногласные пары: ОРО – РА, ЕРЕ – РЕ, ОЛО – ЛА, ОЛО – ЛЕ.

Задание: записать предложения из произведения Пушкина. Найти слова с неполногласиями.

1.У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том…

2.Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой…

3.И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных…

4. Еще глава не пала с плеч…

В пещере старец: ясный вид,

Спокойный взор, брада седая…

(А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»)

Чтобы быть профессионально пригодными и востребованными в современном обществе, быть коммуникабельными, девятиклассники посещают элективный курс «Хотите быть успешными, говорите правильно!». В результате у нас есть призовые места в номинациях «Художественное слово», «Сценическое искусство» на есенинских и пушкинских фестивалях, в конкурсах сочинений на различные темы.

Думаю, что каждый разумный гражданин нашей родины должен помнить о великом открытии братьев Кирилла и Мефодия, о великих писателях, подаривших нам самую прекрасную литературу, не допускать ущемления языка…. Тогда нам не будет стыдно перед будущими поколениями. Немало веков отсчитало безжалостное время, стерло с лица Земли цивилизации, обратило в прах многочисленные исторические памятники, но одно осталось неизменным – великий труд святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, их живая славянская азбука. Сегодня в современном мире более семидесяти национальных языков построены на кириллической азбуке.

В завершение хотелось бы обратиться к словам С. Я. Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, — с передачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас…. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, словесная живопись».

Список литературы

1. Лаврова, С.А. «Русский язык. Страницы истории» / С.А. Лаврова. – М. : Белый город, 2007. – 48 с.

2. Васильева, Е.В. Открытые уроки по курсу «Русский язык»: 5-11 класс / Е.В. Васильева, Т.И. Канина, О.Е. Жиренко. — М. : 5 за знания, 2009. – 126 с.

3.Резник, Н.М. «Как слово зародилось…»: Пьеса-сказка, посвященная Дню славянской письменности и культуры // Читаем, учимся, играем, № 1, 2003г.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

«Язык есть вековой труд целого поколения» В.Даль

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

Успейте записаться до 17 декабря!

Описание презентации по отдельным слайдам:

Классный час, посвященный дню рождения Владимира Даля Шутченко О.П., Гузиева Н.М. учителя начальных классов ГУ «ЛСШ №54» г. Луганск

(22 ноября 1801 — 4 октября 1872) Владимир Иванович Даль

«Язык есть вековой труд целого поколения» «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш» (В. Даль)

Маршрутный лист БИОГРАФИЯ СКОРОГОВОРКИ ПОСЛОВИЦЫ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ СКАЗКИ ЗАГАДКИ СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ ОМОНИМЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Биография Дом в Луганске, где родился В. Даль

Биография Комнаты в доме, где родился и вырос В. Даль

Биография Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.

Биография Пушкин А.С. Гоголь Н.В. Жуковский В.А. Крылов И.А.

Скороговорки Говори, говори, да не заговаривай. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора. Ткёт ткач ткани на платок Тане. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Загадки Что выше леса? Солнышко

Загадки Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Месяц

Загадки Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. Снег

Загадки Вся дорожка обсыпана горошком. Звёзды на небе

Загадки Утка в море, хвост на заборе. Ковш

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Сказки

Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается… Сказки

Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку. Сказки

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Сказки

Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть». Сказки

Выберите книгу со скидкой:

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

ОГЭ-2020. Литература (60х84/8) 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Быстрое чтение за 10 дней

Скорочтение. Как запомнить больше, читая в 8 раз быстрее

Лучшее чтение на английском языке: Портрет Дориана Грея. Великий Гэтсби

Чтение на лето. Переходим в 6-й класс. 2-е изд., испр. и доп.

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

Успейте записаться до 17 декабря!

Номер материала: ДБ-228496

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector