Язык есть явление психическое

Язык как психо-социальное явление

Язык – чрезвычайно сложное явление. В истории науки о языке существовали разные подходы к языку. Язык рассматривался как явление: биологическое (природное); психическое (индивидуальное); социальное (общественное); психо-социальное.

Рассматривая язык как явление биологическое, не зависящее от человека, как природный организм, А. Шлейхер подчеркивал, что языки подобно организмам классифицируются на роды, виды, подвиды и т.д. Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов – растений и животных. Как и эти последние они имеют период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения.

Если признать язык биологическим явлением, то его надо рассматривать в одном ряду с такими способностями человека, как способность есть, пить, спать, ходить и т.д. и считать, что язык наследуется человеком, так как он заложен в самой его природе. Однако это противоречит фактам. Язык не передается по наследству. Он усваивается ребенком под влиянием говорящих. Дети, находившиеся в длительной изоляции или воспитывавшиеся в среде животных говорить не умели.

Если признать язык явлением психическим, возникающим вследствие действия индивидуального духа, то человечество имело бы огромное множество разных языков, сколько существует индивидов. Люди не понимали бы друг друга.

Язык, несомненно, есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе. Индивид сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять (Ф. де Соссюр). По словам И.А.Бодуэна де Куртенэ, язык есть явление психосоциальное, «коллективно-индивидуальное», «собирательно-психическое». Индивидуальное в языке является одновременно общим и общечеловеческим.

Разное понимание сущности языка привело к тому, что было выдвинуто много определений языка. Язык определялся следующим образом:

— язык есть мышление, выраженное звуками (А.Шлейхер);

— язык есть система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа (Ф. де Соосюр);

— язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее и для меня самого, действительное сознание (К.Маркс, Ф.Энгельс);

— язык есть важнейшее средство человеческого общения (В.И.Ленин);

— язык есть стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (Н.Д.Арутюнова).

В каждом из определений языка акцентируются разные моменты:

отношение языка к мышлению, отношение языка к обществу, знаковая природа языка;

структурная организация языка, важнейшие функции и т.д.

Язык и речь

В пределах языка-объекта имеет место раздвоение единого объекта на язык и речь. Единый феномен человеческого языка и каждого конкретного языка взятого в отдельном его состоянии образуют:

— язык, языковые средства, языковая система, включающая инвентарь и грамматику;

— речь, дискурс, т.е. использование языка (говорение и понимание)

Речь – есть форма существования языка. Язык функционирует и непосредственно дан в речи (Смирницкий 1957).

О необходимости разграничения языка и речи говорил еще В. Гумбольдт (1767-1835). Согласно Гумбольдту, членораздельный звук есть основа и сущность всякой речи. Язык, схваченный в его действительной сути, есть нечто постоянное и в каждый момент переходящее. Язык, по Гумбольдту, есть вечно обновляющаяся работа духа, направленная на то, чтобы сделать артикулированный звук выражением мысли. Существо языка Гумбольдт видел в речи. Он подчеркивал, что язык как совокупность его продуктов ( ergon) отличается от отдельных актов речевой деятельности (energeia).

Впервые обосновал выделение двух аспектов в едином объекте (языке) швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857-1913). У Ф. де Соссюра разграничение языка и речи строится в соответствии с основным методологическим принципом его теории – принципом редукционизма, предполагающим отсечение, отбрасывание, признание второстепенным и случайным одного из противочленов дихотомического разбиения. Лингвистика языка должна рассматривать язык «в самом себе и для себя», в отвлечении от всех экстралингвистических факторов.

Язык, по Соссюру, только часть, правда, важнейшая часть речевой деятельности. Отводя языку первое место среди явлений речевой деятельности, Соссюр считал, что этим самым он вносит естественный порядок в совокупность языка и речи, которая иначе не поддается классификации. Соотношение языка, речи и речевой деятельности Соссюр представлял следующим образом:

Языковая деятельность /Язык/

«Язык – это клад, практикою речи откладываемый во всех, кто принадлежит к одному коллективу» (Соссюр). Соссюр понимал, что язык и речь в своем существовании взаимосвязаны и предполагают друг друга. Он утверждал, что язык необходим, чтобы речь была понята и тем самым была эффективна, речь, в свою очередь, необходима, чтобы сложился язык. Однако язык и речь не сводимы друг к другу и не могут рассматриваться в одной плоскости. Это две вещи совершенно различные, подчеркивает Соссюр. Язык противостоит речи как явление социальное явлению индивидуальному. Речь – это индивидуальный акт воли и понимания. В речи нет ничего, кроме суммы частных случаев, проявления ее индивидуальны и мгновенны. Было бы нелепо объединять под одним углом зрения язык и речь. Эти два аспекта, согласно Соссюру, могут рассматриваться двумя науками – лингвистикой языка и лингвистикой речи.

Л.В.Щерба (1880-1944) обосновал концепцию троякого аспекта языковых явлений. Он выделял речевую деятельность (говорение и понимание), производимую психофизиологическими механизмами индивида; языковую систему (инвентарь и грамматика) и языковой материал (продукт речевой деятельности), т.е. совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы.

(Речевая деятельность) (Языковая система)

Говорение Понимание Инвентарь Грамматика

Непосредственной данностью, согласно Щербе, является речевая деятельность с ее актами говорения и понимания, которая является социально и исторически обусловленной. В процессе говорения мы часто повторяем ранее уже нами говорившееся, но одновременно употребляем формы, которые никогда не слышали, производим слова, не предусмотренные никакими словарями, и сочетаем слова, хотя и по определенным законам их сочетания, но зачастую самым неожиданным образом не только употребляем слышанные сочетания, но постоянно делаем новые. Щерба имеет в виду не только правила синтаксиса, но правила сложения смыслов, дающие не сумму смыслов, а новые смыслы.

Психофизиологическая речевая организация индивида является индивидуальным проявлением языковой системы, выводимой из языкового материала. Лингвисты и носители языка имеют дело с текстами. При общении на языке происходит обмен текстами, которые порождаются в акте говорения и воспринимаются собеседником. Акты говорения и акты понимания называют речевыми действиями. Система речевых действий есть речевая деятельность.

Текст является продуктом акта говорения и объектом, на который направлен акт понимания, восприятия. Текст служит целям общения, но общение возможно только в том случае, если любой текст будет равно понятным для говорящего и слушающего, в идеале для всех носителей данного языка. Это предполагает, что текст должен состоять из определенных общих, т.е. общезначимых элементов, которые функционируют по определенным правилам, известным носителям языка. Если мы «извлечем» эти общие элементы и выведем общие правила путем изучения текстов, то получим язык как систему закономерностей строения текстов, т.е. как то, что лежит в основе всех текстов, обеспечивая взаимопонимание при «обмене текстами» между носителями языка.

Итак, несмотря на то, что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои характеристики:

— Язык – это средство общения, речь – это производимый этим средством вид общения. Речь – это воплощение, реализация языка.

— Язык абстрактен, формален, в речи конкретизируется все, что есть в языке.

— Язык стабилен, статичен, речь динамична, активна, характеризуется вариативностью

— Язык является достоянием общества, в нем отражается картина мира говорящего на нем народа. Речь отражает лишь опыт индивидуума.

— Для языка характерна уровневая организация, иерархические отношения, для речи – линейная организация.

— Язык независим от ситуации и обстановки общения, речь же контекстно и ситуативно обусловлена. В речи языковые единицы могут получать ситуативные значения, которых у них нет в языке.

Язык и речь противопоставляются как: общее – частное, статичное – динамичное, социальное – индивидуальное и т.д.

Источник

Общественная сущность языка. Язык и общество. Социальные функции языка.

Проблема сущности языка

Вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не случайно он имеет несколько взаимоисключающих решений:

— язык есть явление биологическое, природное, не зависящее от человека (Шлейхер)

— язык есть явление психическое, возникающее вследствие действия индивидуального духа – человеческого или божественного (Гумбольдт)

— язык есть явление психосоциальное, имеющее «коллективно-индивидуальное» или «собирательно-психическое» существование, при котором индивидуальное является является одновременно и общим, общечеловеческим (Бодуэн дэ Куртенэ)

— язык есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе (Ф. де Сюссюр)

Несомненно, что язык – явление социальное: он возникает и развивается только в коллективе благодаря потребности общения людей друг с другом.

Разное понимание сущности языка рождало и разные подходы к его определению: язык есть мышление, выраженное звуками (Шлейхер); язык есть система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа (Ф. де Соссюр); язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание (К. Маркс, Ф. Энгельс); язык есть важнейшее средство человеческого общения (В.И. Ленин); язык есть стихийно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (Н.Д. Арутюнова).

Язык как общественное явление

Язык всегда — достояние коллектива. В громадном большинстве случаев коллектив людей, говорящих на одном языке, — это коллектив этнический. Языки некоторых этнических коллективов используются и как средство межэтнического общения. Так, русский язык является национальным языком русских и одновременно языком межнационального общения ряда других наций и народностей. Русский язык является также одним из мировых языков. Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В нем обнаруживаются определенные внутренние различия: более или менее единый литературный язык обычно противостоит заметно различающимся между собой местным диалектам, а также профессиональным и другим разновидностям языка, отражающим внутреннее членение данного языкового коллектива.

Язык как система знаков.

1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.

3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.

4. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.

Функции единиц языка.

Язык как важнейшее средство общения и обобщения выполняет своё общественное назначение благодаря гибкости своих единиц, многомерности и динамичности системы языка, его категорий.

Разные единицы языка различно участвуют в выполнении функций языка, в выражении и передаче сообщения. Непосредственно в акте речи сообщения используются номинативные и предикативные единицы языка

-слова и предложения. Номинативными единицами являются не только отдельные знаменательные слова (дом, ходить, пять, хороший, быстро и т.п.), но и составные наименования и фразеологизмы (железная дорога, от всего сердца). Предикативными единицами являются различного рода предложения.

Кроме коммуникативных единиц, язык располагает ещё строевыми единицами, необходимыми для построения номинативных и предикативных единиц. Такими единицами языка являются фонемы и морфемы, словоформы и модели словообразования, словоизменения и построения предложений.

Все единицы языка, как и все знаковые единицы, обладают материальной стороной. Они должны восприниматься органами чувств, прежде всего органами слуха и зрения. Способность единиц языка быть воспринятыми называют их перцептивной функцией. Единицы языка служат для обозначения и разграничения чего-то иного, идеального и материального. Способность единиц языка обозначать и различать называют их сигнификативной функцией.

Источник

Сущность языка. Его функции

Язык – важнейшее средство общения между людьми. Неразрывно связанный с человеческим мышлением, он является так называемым социальным средством хранения и передачи информации. Язык представляет собой одно из важнейших средств управления поведением человека. Языки, присущие разным народностям, различаются между собой, но есть у них общие закономерности. Поэтому, говоря о сущности языка, мы объясняем сущность как любого мирового языка, так и всех их в совокупности.
1. Натуралистический (биологический) подход к языку
Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера Натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как «Теория Дарвина и наука о языке», «Значение языка для естественной истории человека» По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения.
Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления применять к изучению языка точные методы естественных наук.

5. Функции языка по Бюлеру
Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге» Теория языка» различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции языка:
Функции языка по Бюлеру:
1) функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.
2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция.
3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому чем-то говорит или рассказывает.

6. Функции языка по Реформатскому
1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности.
2) коммуникативная; Этой цели служат предложения.
3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего.
В рамках этой функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами.

Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка [источник не указан 779 дней] :

· коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;

· конструктивная (или мыслительная; мыслеформирующая) — формирование мышления индивида и общества;

· познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение;

· эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;

· волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия;

· метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.

· фатическая (или контактноустанавливающая)- Использование языка для установления психологического контакта собеседников ;

· идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство.

· омадативная [источник не указан 779 дней] (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль;

· номинативная — вера человека в название

· денотативная, репрезентативная — передача информации, представление

· конативная — ориентация на адресата;

· эстетическая — сфера творчества;

· аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо).

Язык как система систем

В середине 19 – начале 20-го вв в естественных и гуманитарных науках стал осуществляться переход к системно-структурному представлению о действительности. Идея структурности разрабатывалась в философии: Марксом, в химии – Бутлеровым и Менделеевым, в физике – Бором и Резерфордом, в языкознании – Соссюром, Б.д.Кортэне, Фортунатовым.

Принцип системности языка обусловлен системным характером самой объективной действительности.

О языке как о системе одним из первых заговорил Соссюр. Для него был важен термин «система». Термин «структура» ввели его ученики.

В наст.вр. под системой понимают совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Структурастроение и внутренняя форма организации системы.

В лингвистике выделяют два типа систем: гомогенные и гетерогенные.

В них наблюдается деление на подсистемы.

Язык относится к гетерогенной системе. Он состоит из подсистем, которые не могут функционировать отдельно, следовательно, и являются частями единого целого.
Подсистемами языка – называют уровнями или ярусами. Основные ярусы языка:

В каждом из этих ярусов есть соответствующие единицы. Единицы одного яруса языка должны непосредственно синтезировать единице другого вышележащего яруса. Совокупность таких ярусов составляет иерархию. Каждой языковой единице соответствует речевая единица.

Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:

Парадигматические: Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму.

Парадигма – совокупность единиц языка, совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.

Парадигмами можно считать совокупность вариантов одних и тех же фонем.
=[a] [л] [ъ]

Совокупности гласных фонем, согласных фонем – парадигма гласных/согласных.

Общая парадигма: гласные

Частная: переднего ряда; долгие и краткие.

Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа.

Падежная парадигма: дом – дома – дому и т.д. Парадигма числа лица. Временная парадигма.

Парадигма простого/сложного предложения. Парадигма подлежащего.

Это отношения взаимодействия. Члены парадигмы функционирования в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетаниями, возможностями.

Синтагматика языка понимается как совокупность сочетающихся возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи.

Валентность единиц языкаспособность вступать в сочетания с другими единицами, или ее синтагматические потенциальные свойства.

Дистрибуцияконкретная реализация этих свойств и возможностей.

Синтагматика в языкепотенция (возможность), а в речи – реализация этой возможности.

Отношения структурно более простых единиц с более сложными (между словами и предложениями):

Парадигматические и синтагматические отношения объединяют единицы одинаковой степени сложности, а иерархические отношения наоборот.

В связи с этим в пределах каждого яруса языка возможны только парадигматические и синтагматические отношения, а между единицами разных ярусов – иерархические отношения.

Роль данных отношений часто преувеличивается. Так, структуралисты считают их основным фактором языка. Такое преувеличение роли отношений приводит к отрыву языка от внеязыковой действительности. Следует учитывать, что только объекты действительности и языковой системы формируют отношения. Они (объекты) постоянны и более важны, нежели отношения между ними.

Языковая система занимает особое место среди прочих систем, окружающих человека. Солнцев классифицирует все системы по происхождению:

1) материальные (первичные), существовавшие до человека и вне человека, и характерные для природы. (Жидкости, твердые тела)

Деятельность человека создает еще 3 типа систем:

Идеальныесистемы, элементы которых суть идеальные объекты, понятия или идеи.

Например, система идей художественного произведения; система понятий какой-либо науки.

Искусственныетехнические. Механизма, аппараты, машины.

Вторичныеязыки и др. системы знаков, созданные для закрепления в выражения семантической информации и как средство общения людей.

Источником всех систем, кроме первичной, является психическая деятельность человека, мышление. Сам же человек есть первичная, естественная и способная к мышлению система

Яз.знак.Его свойства

Свойства языкового знака: 1. Языковой знак материален и идеален одновременно; представляет собой единство звуковой оболочки — означающего (формы), и того, что она обозначает — означаемого (содержания). Означающее материально (звук, буквы), означаемое идеально (то, что заложено в нашем метасознании). 2. Языковой знак первичен, знаки других знаковых систем вторичны. 3. Произвольность. 4. Мотивированность — наличие логических связей между означающим и означаемым. 5. Изменяемость (вариантность):

а) Означающее изменяется, а означаемое остаётся неизменным; например, раньше месяц «февраль» назывался «феврарь», с течением времени это название трансформировалось в привычное нам «февраль»; также «чело» — «лоб».

б) Означающее остаётся неизменным, а означаемое меняется. Изменение означаемого может привести как к улучшению, так и к ухудшению значения. Например, слово «девка» в XVIII—XIX вв. не имело отрицательной коннотации, сегодня же мы его употребляем в выражениях типа «гулящая девка». Слово «парень» обладало в XVIII—XIX вв. отрицательным уничижительным оттенком; в XX-ом же веке слово «юноша» почти вышло из употребления, его место заняло слово «парень».

6. Асимметрия: у одного означающего может быть несколько означаемых (как например, в омонимии). Также одно означаемое может иметь несколько означающих. Это явление носит название синонимии.

7. Линейный характер означающего. Речь имеет продолжительность во времени и пространстве — мы произносим слова последовательно, линейно, букву за буквой.

8. Значимость. Значимость можно выявить только в системе, сравнив языковой знак с другими языковыми знаками.

Языковой знак связывает не вещь и не название, а понятие и акустический образ. Языковыми знаками можно считать только значащие единицы: слово (лексему) и морфему.

Линг.конц.Б де Куртене

Его деятельность связана с Казанским, Тартуским, Варшавским, Краковским, Петербургским университетами. Наиболее известные труды : «Некоторые общие замечания об языковедении и языкознании» (1871), «Введение в языковедение»(1901) и ряд других.

Основным законом диахронии считал описание внутренней стороны языка, представляющей собой систему. Основу языковой системы составляют языковые элементы, между которыми наблюдаются разнообразные отношения => в языковой системе выделил 2 стороны:

Основными элементами языка называл: фонему, морфему, слово и предложение. Эта схема в отечественном языкознании стала традиционной.

Выделил 2 признака элементов языка:

70-е годы расцвет младограматистов. Считалось изучение языка в диахронии.
Куртене определил для лингвистов следующие задачи:

В диахронии он выделил синхронные срезы и определил, что язык изменялся не только в истории, но и в синхронии, и изменения языка в синхронии, он назвал хронологическим слоем.

Говорил о внешней и внутренней сторонах языка. Материал для внешней стороны языка совпадает в значительной степени с материалом для истории и истории литературы, а для внутренней стороны языка материалом служит сам язык как предмет исследования.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector