Язык главный помощник в общении 3 класс проверочная работа

Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».

Задачи урока:

— осознание того, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;

— осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

— воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

— находить дополнительную информацию;

— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

— доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;

— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;

— использовать словари для нахождения нужной информации.

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

— высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок закрепления и открытия новых знаний

«Язык – главный помощник в общении»

3В класс, учитель Малышева Е.В.

Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».

— осознание того, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;

— осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

— воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

— находить дополнительную информацию;

— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

— доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;

— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;

— использовать словари для нахождения нужной информации.

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

— высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

I. Организационный момент.

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

— Сегодня мы будем говорить о богатстве русского языка, вспомним, что изучает лексика – наука о словарном составе языка.

II. Актуализация знаний.

— Язык – это природный алмаз. И, как всякий алмаз, от огранки начинает сверкать всеми своими линиями, так и в творчестве наших писателей, русский язык стал необыкновенно блистательным.

Работа по учебнику.

— Перепишите высказывание о русском языке каллиграфически точно и красиво, как в учебнике.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

— От огранки алмаз начинает больше сверкать, а что вы должны делать, чтобы ваша речь стала богаче и выразительнее? (Трудиться над изучением русского языка).

III. Словарная работа.

— Недавно вы писали сочинение «Летние каникулы». Почему не у всех текст получился красивый, образный, богатый? (В предложениях мысли повторялись, не использовали синонимы и антонимы, мало применяли эпитеты).

Минус- плюс, огонь- вода,

Все антонимы всегда

Противоположны. (В. Синицын).

Синонимы близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна – как много в них священного для нас!

— Нашу речь делает красивой и богатой многообразие слов, которое изучаются в разделе «лексика».

— Запишите слова в алфавитном порядке:

Синонимы, антонимы, омонимы, словосочетания.

Слова одной и той же части речи с одинаковым значением, но разные по написанию – это… ( синонимы ).

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – это… ( антонимы ).

Слова одной и той же части речи с одинаковым звучанием, но разные по лексическому значению – это… ( омонимы ).

— Какими словарями можно пользоваться, чтобы найти подсказки в поиске нужных антонимов и синонимов? (Словарь антонимов и Словарь синонимов).

— А что такое словосочетания?

— Замените словосочетания одним словом – синонимом ( дети записывают в тетрадь ):

— Спишите, заменив прилагательные антонимами:

Теплый ветер, сладкое яблоко, глубокий пруд, суровая зима.

(Холодный ветер, кислое яблоко, мелкий пруд, мягкая зима).

— Почему в предложениях мысль выражена не точно:

Кран не работает. (Водопроводный или подъемный?).

— Являются ли омонимами выделенные слова. Спишите и обозначьте части речи выделенных слов:

Стакан из стекла – вода стекла ; косить косой – косой взгляд; тёплая печь – печь пироги.

III. Самоопределение к деятельности.

— Сегодня на уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить задание. Вы готовы к этому?

-Откройте учебник на с.31. Какое слово с непроверяемым написанием предлагает рубрика «Твой словарик»? (Колыбель).

-Назовите лексическое значение слова.

-Составьте предложение с этим словом.

-Прочитайте слова орфоэпически, то есть так, как вы говорите.

-Прочитайте слова орфографически, то есть так, как выпишите.

-Запишите слово в тетради, разделяя его на слоги и для переноса. Образуйте однокоренные слова, запишите их с подходящими по смыслу словами.

-Запишите под диктовку.

Колыбель вам кто качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки кто дарит?

-Какое слово в стихотворении употреблено в переносном значении? ( Золотая мама.)

Работа по учебнику С.31

-Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Чем огорчён профессор? ( Ребятам не хватает слов для выражения своих мыслей. ) Нам это тоже знакомо.

-Чем занимаются учёные лингвисты?

-Чему мы будем учиться на уроках русского языка при изучении этой темы? ( Красиво говорить и писать, используя словарное богатство русского языка).

IV. Первичное закрепление знаний.

Работа по пособию «Как научиться писать сочинения» (С.А.Есенина):

С.10 – раздели текст про осень на предложения, подбери синонимы, подбери антонимы, объясни фразеологизмы, найди в тексте повторяющуюся мысль. (По заданиям. Самостоятельно, с проверкой по выполнению каждого задания.)

VI. Самостоятельная работа.

Напиши в тетради мини- сочинение – описание «Ясный осенний день» или «Хмурый осенний день».

Упражнения на расслабление кистей рук, плечевого пояса, глаз.

VIII. Закрепление изученного материала.

— Какой раздел русского языка изучает словарное многообразие?

— Что такое определить лексическое значение слова?

— Что такое переносное значение слова?

— Какие слова делают нашу письменную речь более богатой и многообразной?

— На что нужно обращать внимание при написании сочинения?

IX. Подведение итогов урока.

— Кому сегодня было трудно?

— Кому что-то было не понятно сегодня на уроке?

— Где можно применить полученные знания?

— Кто доволен своей работой?

— Кого из одноклассников можно похвалить за работу на уроке?

Подробный разбор домашнего задания – написать сочинение «Краски осени» по предложенному в пособии плану (с.10).

— Спасибо за работу на уроке! До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знания, добытые самими учащимся закрепятся прочно и надолго. Урок будет интересен не только для начальной школы, но и учителям математики 5 классов.

1. Цель урока:1) повторить правило переноса слова; 2)продолжить формировать опыт применения ранее сформированных знаний и действий.2. Тип урока: к.

План-конспект урока по теме: Главный помощник в общении – родной языкКласс: 2 Тип урока: открытие нового знания.

Методические рекомендации к уроку. Обобщение по разделу «Язык как средство общения» русский язык 4 класс.

Источник

Контрольная работа №2 по русскому языку

Тема «Язык –главный помощник в общении»

Учени _____ _______________________________________________

Запиши проверочные слова:

2. Вставь пропущенные буквы (а,е,о,и)

См ( )льчак, тр(__)винка, гр(__) за

Ма-га-зин сто-лик, ше-я

Крас-ный при-лёт вз-лёт

Че-мо-дан, ге-рой объ-езд

Январь мороз клён стол звук баран

В(__) ехали с(__)ест под(__)ём по(__)езд с(__)ёмка

6. Подчеркни синоним к слову огонь:

свечка пламя пожарник

7. Подчеркни главные члены предложения:

На опушке робко выросла берёзка.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке.

8. Подчеркни предложения с однородными членам:

Скрылись подо льдом большие и малые реки.

Под снежной шубой отдыхает земля.

Контрольная работа №2 по русскому языку

Тема «Язык –главный помощник в общении»

Учени _____ _______________________________________________

1. Запиши проверочные слова:

2. Вставь пропущенные буквы (а,е,о,и)

Под(__)рить, т(__)шина, л(__)сточек

Учи-тель, по-езд, о-сень

Зе-лё-ный, транс-порт, ма-йка

Боль-ни-ца, за-бор, ван-на

4. Подчеркни слова, которые заканчиваются парными звонкими и глухими согласными звуками

Февраль молоток дуб стук звон мёд

5. Вставь, где нужно букву разделительный твёрдый знак

Об(__)езд по(__)ехали при(__)ём об(__)елся под(__)езд

7. Подчеркни главные члены предложения:

Ворона оставила петли своих следов.

Во дворе ребята залили каток.

8. Подчеркни предложение с однородными членами:

Хороши и чисты русские снежные зимы.

Сверкают на солнце снежные сугробы

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

Успейте записаться до 17 декабря!

Номер материала: ДБ-900167

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Контрольные работы 3 класс русский язык Перспектива
материал по русскому языку (3 класс)

3 класс I четверть

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного во 2-м классе»

(входная работа)

Диктант «Осенний лес»

Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далёкий путь на юг. До свидания, журавли!

Грамматические задания:

1. Выпишите из текста слова с безударными гласными. Подберите к ним проверочные слова.

2. Запишите слова речевого этикета.

3 класс I четверть

Контрольная работа№1

по разделу «Мир общения. Повторяем старое – узнаём новое»

Тест «Проверь себя»

— это люди, которые не ссорятся;

— это люди, которые беседуют.

— это беседа, разговор двух или нескольких лиц;

— это речь одного человека.

Качества хорошего собеседника:

— невнимательно слушает собеседника, перебивает его;

— внимателен к собеседнику, к его мнению, терпелив, вежлив.

а) все гласные звуки и буквы гласных звуков;

б) парные звонкие и глухие согласные;

в) непарные по мягкости – твёрдые согласные.

3 класс I четверть

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами»

Осенний лес

Я люблю бродить осенью по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья. Мокрая листва не шуршит под ногами. Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнули синички. Ожил и дубняк. Там кричали сойки. В ветвях дубов птички ищут пищу.

Слова для справок: сбросили, ожил.

Грамматическое задание:

— Разделите слова для переноса.

Майский, подъезд, вьюга, речка.

3 класс I четверть

Административный контрольный диктант за I четверть

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром.

Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: пожухлая, смолкли.

Грамматическое задание:

1. Разделите слова для переноса.

Русский, листья, глаз.

2. Сделать звуковой разбор слова.

3 класс II четверть

Контрольная работа №2

по теме: «Предложения с однородными членами»

I. Диктант «Снегирь»

Родина снегирей – суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на Орлине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы.

II. Тест «Проверь себя»

а) Однородные члены предложения относятся к одному члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним членом предложения.

б) Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи.

в) Однородными могут быть все члены предложения.

г) Однородными могут быть только второстепенные члены предложения.

2. Подчеркни предложения с однородными членами.

а) Хороши и чисты русские снежные зимы.

б) Сверкают на солнце снежные сугробы.

в) Скрылись подо льдом большие и малые реки.

г) Под снежной шубкой отдыхает земля.

а) Журавли кричали тревожно. Журавли кричали тоскливо.

б) Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по ночам в трубах.

в) Осень раздевает лес. Осень студит землю.

Шофёр улыбнулся влез в кабину завёл мотор.

Собачка легла на спину подняла лапки и стала махать хвостиком.

Яблоки персики груши были крупные сочные вкусные.

Зашумел в лесу золотой дождь.

3 класс II четверть

Проверочный диктант по теме: «Состав слова»

«Что за зверь?»

Ночью был лёгкий мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Деревья, крыши, ступеньки крыльца стали белые. Девочка Катя захотела по снегу погулять. Она вышла на крыльцо. На снегу были маленькие ямки. Какой это зверь ходил по снегу? У зверька была тёплая шубка и длинные уши. Он любит морковку. Это был заяц.

3 класс II четверть

Контрольная работа №3 по теме: «Состав слова»

I. Диктант (административный)

II. Тест «Проверь себя»

1.Выберите правильный ответ.

— часть слова без окончания;

2. Выделите две группы родственных слов. Запишите их, корни подчеркните.

Липкий, залеплять, прилип, налипать, налепить,

прилипчивость, лепить, отлепить, липнуть, вылепить, лепка.

3. Разберите слова по составу. Обозначьте условными знаками каждую часть слова.

Перелесок, подводный, приходят, ледоход, самокат,

4. Образуйте и запишите новые слова с корнями

5. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

В ясном небе тучка – не пр..стая штучка. Тучка дож. ь (при)несёт, дождик землю (по)л..ёт. А з..мля какая? На такой з..млице хле.. (у)р..дится.

3 класс II четверть

Контрольное списывание с печатного текста

за II четверть

Спиши текст, грамотно и красиво.

Я работал на Севере. Наш пароход проходил между льдинами. Мы заметили на льдине лошадь. Мы решили её спасти.

Пароход осторожно подходил к крупной льдине. Резкий ветер раздувал у лошади хвост и гриву. Животное стояло неподвижно. Мы приблизились к лошади. Она прыгнула на пароход. Животное было спасено.

3 класс II четверть

Контрольный диктант за II четверть

«Помоги птицам»

Птицы – наши друзья. Они охраняют поля, леса, огороды от вредителей. Голодно птицам зимой. Вот и летят они к жилью человека.

Жалко ребятам пернатых друзей. Алёша Петров и Женя Иванов смастерили для птиц кормушки. Они насыпали туда зёрен, семян, сухих ягод. Слетелись к кормушкам снегири, синички, воробьи. Ребята, помогайте птицам зимой!

3 класс III четверть

Контрольный диктант по теме «Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих»

Вот первый луч солнца осветил верхушки деревьев. Мы встали и отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч.

У леса нас встретил егерь – лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц.

В этих лесах встречается тетерев – косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто – то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи.

И всё же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь.

Слова для справок: деревьев, егерь, кто-то, рюкзак.

3 класс III четверть

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

1. Выберите верные ответы.

Имена существительные изменяются:

а) по числам и падежам;

б) по родам, числам и падежам.

Существительные могут быть:

а) одушевлёнными и неодушевлёнными; собственными и нарицательными; женского, мужского и среднего рода;

б) одушевлёнными и неодушевлёнными; собственными и нарицательными; женского и мужского рода.

2. Укажите род имён существительных.

Картофель, змея, медведь, сокол, туфля, музей, поле, хоккей, корзина, кофе.

3.Укажите, на конце каких имён существительных надо писать мягкий знак.

4. Укажите существительные, которые не изменяются по числам.

Хлопоты, класс, комната, суета, хвоя, молодёжь, столы, сметана, каникулы.

5. Определите падежи имён существительных из пословиц.

Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке.

Ласковым словом и камень растопишь.

3 класс III четверть

Контрольный диктант по теме «Имя существительное как часть речи»

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.

Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши – ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

Слова для справок: увидели, способность.

3 класс III четверть

Проверочный диктант по теме «Изменение глаголов по временам»

И вновь весна пришла

Наступило чудесное время. Весна поселилась в каждом листочке, на каждой веточке. Кругом стояла звонкая тишь.

Пузырьки молодого свежего воздуха гонялись друг за другом и звенели, звенели. Всё цвело кругом!

Выскочили из своих жилищ и зверьки. Большие и маленькие, тощие и упитанные, они грелись в первых лучах солнца. Каждый искал свежую зелень – былинку.

А весна уверенно шагала по земле.

3 класс III четверть

Изложение «Переполох в лесу»

На большой поляне играли лисята. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка. Он испугался, кинулся с поляны и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на них. Захрюкали, завизжали поросята и разбежались. Они бросились в кусты малины, а там медведь лакомился ягодами.

Он заревел и помчался к реке, только пятки сверкают. Остановился на поляне, поднял голову и увидел белку на сосне. Сидит она на сосновой ветке и шишку срывает.

Не знал мишка, что эта белочка шишку уронила, и переполох в лесу устроила.

3 класс III четверть

Контрольный диктант за III четверть

Пришла ранняя весна. Солнышко разбудило лес и растопило снежинки на верхушках сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробудили сугроб и сухую листву. Из земли стали показываться зелёные стрелки. А вот и первые подснежники.

Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулся ландыш. Он издаёт нежный запах. А как красивы его белые колокольчики! Цветы – подарок весны. Сохрани их.

Слова для справок: показываться

Грамматические задания:

3 класс IY четверть

Изложение

«Как я купил собаку»

Охотник продавал собаку. Это была большая, умная собака. Я купил её. Её звали Томка.

Мы вышли с ней из дома хозяина. Томка вздрогнула и оглянулась. Дома собака опустила мне на колени голову. В её глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину.

Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завиляла хвостом, легла на бок.

Собака дала нам хороший урок. Мы поняли, что друзей не продают и не покупают.

3 класс IY четверть

Контрольная работа №5 по теме: «Глагол»

I. Контрольный диктант

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Грамматические задания:

1.Разберите по членам предложения: вариант 1 – седьмое предложение, вариант 2 – девятое предложение.

2.Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – Развесила, весёлый, местечко.

3.Определите время, число глаголов побежал, взглянешь, принесу.

3 класс IY четверть

Контрольная работа №5

по теме: «Глагол»

II.Тест «Проверь себя»

Глаголы могут изменяться:

— по числам и временам;

— по временам и падежам.

Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

— что делает? Что сделает?

— что делать? Что сделать?

Глаголы прошедшего времени изменяются:

— по числам и падежам;

Частица НЕ с глаголами пишется:

2. Найдите в предложениях глаголы. Определите их время.

1) Черёмуха душистая с весною расцвела. (С.Есенин.)

2) Тихо дремлет река.

3) Скоро наступит лето.

3. Выберите верный вариант разбора глагола в предложении.

Скоро луч солнца позолотит деревья.

— Глагол прошедшего времени, единственного числа, женского рода;

— Глагол настоящего времени, единственного числа;

— Глагол прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;

— Глагол будущего времени, единственного числа.

3 класс IY четверть

Контрольная работа №6 по теме: «Имя прилагательное»

I. Контрольный диктант

Деревья скрипят.

Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночёвки под скрипучим деревом и устраивал.

И за весёлым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – всё скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит это дерево.

То растут два дерева тесно, упёрлись друг в друга сучьями – вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят.

Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок – скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит.

Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по – особенному, о своём.

Слова для справок: по – особенному, ночёвка, лиственном.

II.Тест «Проверь себя»

1.Выберите верные ответы.

Имя прилагательное – это:

— часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

— часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Имена прилагательные изменяются:

— по числам и в единственном числе по родам;

— во множественном числе по родам.

Окончание имени прилагательного определяется:

— по окончанию вопроса;

— по окончанию имени существительного.

2. Укажите, где возможно, род и число прилагательных в словосочетаниях.

По узкой тропинке, на высоком холме, из больших окон, на вороном коне, в чистом поле, под синим небом, в новых домах.

3. Вставьте нужные окончания прилагательных.

Дальн…. дорога. Нов…. платье. Рнн…. утро. Стар…. Дом. Син… лента. Далёк…. Остров. Чист…. Поле.

4. Подберите к словам из первой группы по одному синониму и одному антониму из второй группы.

Маленький, ласковый, правдивый.

Нежный, честный, большой, крошечный, лживый, грубый.

3 класс IY четверть

Контрольное списывание.

(По) везло хомяку – (на) ткнулся (на) птичье гнездо, лежат (на)

земле два большущих яйца. (За) бирай и пируй!

Только вот лапками яйцо (не) (об) хватишь – (вы) скальзывает. И (за) щеку (не) (за) толкать – (не) (по) мещается. А бросить жалко.

Возился хомяк, (при) меривался, пыхтел, сопел – (не) получается.

Тогда (у) перся лбом (в) яйцо – и (по) катил к себе (в) норку. Если дело не (по) зубам, не (по) лапам – головой работать надо!

Грамматические задания:

1. Списать, раскрывая скобки.

2. Подчеркнуть предложение, в котором выражена главная мысль.

3. Озаглавить текст так, чтобы в названии была отражена главная мысль.

4. Разобрать любое слово из текста как часть речи.

5. Найти и подчеркнуть волнистой линией имя прилагательное, употребленное в среднем роде, в единственном числе.

6. Выписать из текста глаголы в неопределённой форме, отвечающие на вопрос что сделать?

3 класс IY четверть

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

Соловьиная песня.

Закатилось огромное солнце. Угасает длинный день. Смолкают птичьи голоса. Наступает вечерняя тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистел, залился весёлой трелью.

Кто это так хорошо поёт в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.

Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.

Слова для справок: щёлкнул, снова.

Грамматические задания:

I вариант – «солнце» ; II вариант – «поёт».

3. Сделайте разбор как части речи одного имени существительного, одного имени прилагательного, глагола.

4. Замените первое устойчивое выражение именем прилагательным, второе – глаголом, третье – существительным.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector