Язык графического дизайна черневич

Язык графического дизайна черневич

Академическая живопись запись закреплена

Книги, рекомендованные преподавателем по «Композиции».

1. Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В. и др. Шрифты. Разработка и использование. М., 1997.
2. Генисаретский О.И. Навигатор: методологические расширения и продолжения. М., 2002.
3. Герчук Ю.Я. Художественная структура книги. М., 1984.
4. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. М., 2000.
5. Дмитриева Н. Изображение и слово. М., 1962.
6. Капр А. Эстетика шрифта. М., 1979.
7. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. М., 2000.
8. Книгопечатание как искусство. Типографы и издатели ХVIII-ХХ веков о секретах своего ремесла. М., 1987.
9. Лазурский В.В. Альд и альдины. М., 1977.
11. Методика художественного конструирования. М., 1978.
12. Рудер Э. Типографика. М., 1982.
13. Серов С.И. Мои дизайнеры. М., 2002.
14. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. М., 1991.
15. Серов С.И. Три измерения знака // Как. — 1998. — №3.
16. Сидоренко В.Ф. Три эстетики // Greatis. — 1992. — № 2.
17. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988.
18. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении. М.: Книга, 1980.
19. ABC–XYZapf. Funfzig Jahre Alphabet Design. London, 1989.
20. Perfect C., Austen J. The Complete Typographer. Rockport, 1992.
21. Ruegg R. Basic Typography: Design with Letters. Zurich, 1989.
22. Голубева О. Л. Основы композиции. М.,2003

1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М, 1989.
2. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.
3. Броуди Н. Выступление на TypoBerlin 98 // Как.– 1998. – №4-5.
4. Броуди Н. «Our output becomes else’s input» // Как.– 1999. – №8.
5. Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты. М., 1997.
6. Гордон Ю. Бой между Яном Чихольдом и Дэвидом Карсоном // Как.– 1998. – №4-
7. Гордон Ю. 100 граммов пикта на кило текста // Пробел. – Вып. 2. – М., 2002.
8. Генисаретский О.И. Навигатор: методологические расширения и продолжения. М., 2002.
9. Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии. Автореф. канд. дисс. М., 1999.
10. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. М., 1993.
11. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
12. Кирсанов Д. Веб-дизайн. СПб., 1999.
13. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.
14. Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины ХХ века. М., 1993.
15. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.
16. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.– СПб., 1998.
17. Нихосон М. Шрифтовые ценности // Publish.– 1999. – №3.
18. Родькин П. Новое визуальное восприятие. Современное визуальное искусство в условиях нового перцептуального вызова. М., 2003.
19. Соттсасс Э. Дизайн // Greatis. – 1992. – № 1.
20. Черневич Е.В. С точки зрения зрения // Новое литературное обозрение. – 1998. – №33.
21. McLuhan M. The Gutenberg galaxy. London, 1962.
22. McLuhan Marshall, Fiore Quentin. The Medium is the Mеssage. London, 1967.
23. Samara T. Making and Breaking the Grid. Gloucester, 2002
24. Лаптев В.В., Типографика: Хаос и порядок, Москва, Аватар, 2009.
25. Розенсон И. Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2006.
26. Туэмлоу Э. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. — М.: АСТ, 2007
27. Charlotte Fiell, Peter Fiell Contemporary Graphic Design. — Taschen Publishers, 2008.
28. Виктор Папанек. Дизайн для реального мира. Москва. Издатель Д. Аронов
29. Александра Королькова. Живая типографика. Москва. 2014

Источник

Исследование языка графического дизайна. Черневич, Елена Всеволодовна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Содержание к диссертации

Глава I. Графический дизайн в системе визуальных коммуникаций 11

2. Графический дизайн и проблемы визуализации 28

Глава II. Основные способы визуализации смысла в дизайн-графике 46

1. Семиотические средства анализа визуальных текстов 46

2. Исследование визуальных текстов с точки зрения семантических трансформаций 64

3. Визуализация смысла посредством структуры текста 83

Глава III. Исследование структуры серийных текстов 92

1. Семиотические средства анализа серийных текстов 92

2. Исследование серий-наборов по переменным и постоянным признакам 117

3. Визуализация процессов с помощью моноеерий 142

В последнее десятилетие в нашей стране стал развиваться графический дизайн как самостоятельная область художественного конструирования. При создании графических объектов идет процесс освоения художественно- конструкторского подхода. Культивируется специфически дизайнерское мышление, совмещающее традиционную для графика заботу художественном результате с заботой о целесообразности решения и его функциональной направленности. Разрабатывая упаковку, рекламу, системы графических знаков и другие средства визуальных коммуникаций, графический дизайн призван сыграть важную роль в решении задачи повышения качества продукции и культуры обслуживания, совершенствования организации торговли и общественного питания, выдвинутой ХТО съездом КПСС. Деятельность дизайнеров-графиков приобретает все большую значимость в жизни нашего общества.

Становление профессии дизайнера-графика и связанные с этим практические проблемы определения ее задач, методов и средств, а также проблемы организации образования вызвали необходимость теоретического и методического исследования этой деятельности. В технической эстетике * однако, вопросы графического дизайна еще не заняли сколько-нибудь заметного места. Общие проблемы новой профессии затронуты лишь в нескольких статьях [82, 85, 132] Х К Ряд работ посвящен

х ‘ Здесь и далее цифрами в квадратных скобках обозначается литература с соответствующим порядковым номером в библиографии к настоящей диссертации.

Любое произведение дизайн-графики предназначено в і первую очередь для решения той или иной коммуникативной задачи и, соответственно, в деятельности дизайнера-графика основное значение имеет ее коммуникативный аспект. Превращая заданную информацию (в широком смысле слова) в графические знаки и образы и проектируя тем самым средства визуального общения, дизайнер выступает в роли визуального коммуникатора. Поэтому профессия дизайнера-графика имеет прямое отношение к процессу визуализации, играющему заметную и все возрастающую роль в современной культуре. Графи-‘ ческий дизайн, наряду с телевидением, кино и другшш сферам ми визуального творчества, развивает свои специфические средства выражения, углубляет общий процеее визуализации.

Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию языка графического дизайна, т*е. исследованию профессиональных средетв графического дизайна как специфической системы. Эта тема развернута в работе на фоне общей проблемы визуализации. Выбор темы евязан с тем, что вокруг нее концентрируются все основные профессиональные проблемы

графаческого дазайна, проблемы, решение которых является насущной потребностью сегодняшней практики. Способы ое-г мысления, освоения и применения профессиональных средств графического дизайна прямо относятся к вопросу о его языке. Поэтому их изучение имеет непосредственное мето- 1 дическое и практическое значение. Известно, что именно способность «видеть» средства как таковые и умение мыслить ими составляет первый признак веякого нрофесоиона- 1 яизма. Профессиональное достоинство дизайнера определяется тем, насколько свободно и широко он владеет визуальным языком, насколько тактично он соблюдает, a g другой стороны, развивает правила языкового поведения*

Ери выборе темы учитывалась и педагогическая практика в области графического дизайна. В большинстве зарубежных дизайнерских школ обучение ориентировано на воспитание профессионала-универсала, который е равным успехом подготовлен к созданию самых различных объектов. Преподавание не специализировано но каким-либо объектам дизайн-графйки, но направлено на развитие визуального мышления и раскрытие общих закономерностей визуального языка. Принимая во внимание современную методику преподавания графического дизайна, плодотворные результаты которой налицо, представляется целесообразным выявить в процессе исследования эти общие закономерности визуального языка.

Для искуствоведческой работы в области дизайн-

графики необходимо развитие специфических исследовательских средств» Утилитарные функции, свойственные продуктам дизайна, требуют принципиально иного подхода к анализу и оценке дизайн-графики, по сравнению с традиционным иекуоет-воведческим подходом к анализу, например, станковой графики и вообще изобразительного искусства. Конечно же лучшим образцам дизайн-графики дрисуще высокое художественное мастерство (рука дизайнера, по идеервсегда есть рука художника), но между тем есть й ряд новых профессиональных характеристик, которые должны быть вскрыты и осмыслены искусствоведом. Вряд ли можно рассчитывать на адекватную оценку, например, ряда фирменных бланков, если анализировать такой объект с позиций традиционных искусствоведческих понятий.

Иеред искусствоведением, в частности и перед данной работой, стоит задача распространить свое внимание на область графического дизайна и воответственно выработать новые методические и теоретические средства для изучения этой области визуальной культуры. Важно научиться понимать процесс дизайнерского мышления и видеть, как в дизайн-графике претворяется конкретная функциональная задача в художественный образ.

В настоящей работе, обращенной к исследованию проблем т визуализации и коммуникации, искусствоведческий подход объединяется с семиотически-коммуникативным и предлагаются средства научного анализа, основанные на идеях и методах современной семиотики и в первую очередь советской лингви- 1

Практическая важность привлечения к искусствоведческому анализу семиотически-коммуникативного подхода состоит в том, что с его помощью изучаются универсальные и системные характеристики языка, относящиеся ко веей области объектов: графического дизайна. Тем самым наша работа отвечает интересам дизайнера широкого профиля.

Семиотика, роешая параллельно с лингвистикой, больше всего занималась проблемами естественного языка, знаковые же системы других тинов только начинают ею осваиваться. Поле интересующих нас визуальных текстов графического дизай-j на здесь еще практически не разработано» Однако ориентируясь на принципиальные научные достижения семиотики в исследованных ею областях, можно предположить, что анализ визуальных текстов с точки зрения семиотики будет также шюдотворені

Б диссертационной работе ставится следующая цель: представить деятельность дизайнера-графика с семиотически-коммуникативной точки зрения и исследовать характерные особенности визуального языка графического дизайна, исследование проводится на материале конкретных объектов днзайн-

‘ Семиотика, как известно, является наукой о системах коммуникаций и соответствующих им языках, существующих в самых различных областях человеческой деятельности. Поскольку в отечественной литературе последнего десятилетия широко отражены исследования по семиотике, то представляется излишним в рамках нашей работы снова давать характеристику этой науки и повторять ее известные положения.

графики и ориентировано на получение практических результатов, имеющих прямой выход в методику и пропедевтику графического дизайна» Для достижения этой цели в работе будут выработаны и изложены теоретические средства и методические принципы анализа визуальных текстов. И наконец, проведен сам анализ, охватывающий широкий круг реальных объектов, в процессе которого будут выявлены основные закономерности языка графического дизайна.

Поскольку исследованию подлежат профессиональные проблемы графического дизайна, его теории и методики, то семиотический подход использован здесь лишь в той мере, в какой это необходимо для достижения нашей цели. Мы надеемся, что читатель, даже практически не знакомый с собственно семиотической литературой (но все-таки относящийся к семиотике без предубеждения), сможет правильно и без особого їруда воспринять текст настоящей диссертации. Причем, как нам представляется, по мере конкретизации и перехода к рассмотрению реальных обаектов графического дизайна, причастность семиотики к рассматриваемым вопросам становится вполне очевидной, а практическое значение решения проблем графического дизайна, связанных с семиотикой, безусловно оправдает неизбежное обращение к непривычной для дизайнеров-художников терминологии.

Несмотря на то, что вопросы семиотического изучения визуальных коммуникаций признаются актуальными как в семиотике, так и в дизайне, их исследование фактически только начинается. Советская семиотическая литература вееьма

Однако все перечисленные работы непосредственно не связаны с языком графического дизайна, и мы использовали эту литературу в первую очередь в процессе выработки методов исследования, представленного в диссертации.

Следует особо подчеркнуть тот факт, что все исследование ориентировано на поиск общих закономерностей структур и связей визуальных текстов и поэтому его результаты могут быть равным образом учтены и использованы при анализе любых объектов, рассматриваемых как визуальный текст (например, анализ продуктов художественного конструирования с точки зрения значения их структуры и композиции, т.е. когда необходимо проанализировать «вещь, данную глазу», вещь как визуальный текст). Этим определяется практическое значение работы и ее место в теории дизайна в целом, поскольку визуально-коммуникативный аспект наличествует в любом дизайнерском проекте, хотя и не в столь активном залоге, как в

дизайн-графике. В ряде же случаев этот аспект может иметь существенное значение: например, при проектировании различного рода пультов и табло, выставочного и торгового оборудования и т.п.

Диссертационная работа состоит из трех глав и заключения.

Особое внимание уделяется представлению деятельности дизайнера-графика как визуального коммуникатора и соответственно описанию общего процесса визуализации культуры, в который включена эта деятельность. Для этой цели вводятся понятия визуального текста и визуальной установки, важнейшие для исследования деятельности в рассматриваемом аспекте.

Непосредственно в практике графического дизайна отношение к системе основных приемов визуализации существенно

противоречиво. Как известно, важнейшим принципом професеиоі надьной деятельности в этой ефере является разнообразие и неповторимость графических решений. Тем не менее многие признаки свидетельствуют об универсальности и системности языка, которым оперируют в графическом дизайне. При этом речь идет не о частных изобразительных средствах, которые, попадая в русло моды, распространяются в графике всех континентов, но о тех единых внутренних нормах организации визуального текста, которые присущи языку графического дизайна в целом. Существование таких норм подтверждает, например, сама возможность особой системы образования дизайнера-универсала, которая характерна для ведущих дизайнерских школ. В основе хорошо известной изобретательности рекламных художников в нахождении остроумных и точных решений, несомненно, лежат определенные механизмы визуального мышления.

Не исчерпывая разнообразия выразительных средств визуального языка, система основных приемов визуализации образует, вместе с тем, ту его операциональную основу, вне свободного владения которой невозможно целенаправленное решение дизайнерских задач любой сложности.

В качестве примеров конкретных визуальных текстов, на анализе которых построено исследование и во второй ив третьей главах, мы намеренно старались выбрать самые различные объекты дизайн-графики — среди них и плакаты, и рекламные объявления, и знаки, и упаковка, и фирменный стиль, й, тем самым, стремились лишний раз подчеркнуть, что задачи, решаемые в исследовании, касаются общих принципов языка графического дизайна. Большая часть анализируемых примеров

относится к образцам зарубежного графического дизайна. Его широкая практика и соответственно большое число пе- о риодичееких изданий, отражающих ее, позволили найти более наглядные и дифференцированные примеры.

Заключение содержит оеновные выводы из проделанного исследования и показывает, в каком отношении к теорий, методике и практике графического дизайна находится данная работа.

Краткая характеристика графического дизайна как специфической профессиональной деятельности

В статье «Прикладная графика? Графический дизайн», имеющей подзаголовок «Структура и перемены профессии графического дизайна», А.Станковский анализирует профессию, которая известна в международных кругах как «графический дизайн 1. Однако автор считает, что для той профессии графика, которая складывается в последние годы, еще не найдено ; подходящего имени и для ее описания нужно использовать комплекс знаний о разных видах деятельности/Представление о профессии, как вне, так и внутри нее, отстает от практики, имеющей дело с непрерывно меняющимися экономическими и социальными задачами. Станковский констатирует, что работа графика не ограничивается формально-эстетическим вкладом в рекламу, как это традиционно считается, и что, в частности, подтверждается системой образования, базирующейся но большей части на художественных предметах.

Семиотические средства анализа визуальных текстов

Сколь ни естественно при исследовании коммуникаций обращение к семиотике как источнику понятийных и методических средств, все же прикладное семиотическое исследование затруднено тем обстоятельством, что сам научный аппарат семиотики еще недостаточно устоялся. Это относится к пониманию и предмета семиотики, и ее основных, исходных понятий, таких, например, как знак, значение, знаковая система и так далее. Представляется, поэтому, необходимым предварить конкретный семиотический анализ визуальных текстов изложением и уточнением некоторых понятий семиотики, и одновременно приблизить их к специфике визуального, графического дизайна К

Языковый характер содержания и выражения знака, а также их связи означает, что они заданы и существуют в языке, понимаемом при этом как целостная знаковая система. Знак и все его составляющие определяются знаковой системой языка, а язык, по природе своей, веегда общезначим, существует в коллективном сознании.

Сразу же нужно оговориться, что отнюдь не все свойства знака, предусмотренные в его понятии, можно встретить у каждого реального знака. Понятие знака имеет в виду все знаки, замещает их как бы в одном идеализированном знаке. Понятие вбирает в себя свойства различных знаков, причем у одних из них могут отсутствовать свойства других знаков.

Елан выражения является отправной точкой и в визуальной семиотике Визуальный знак, при первом его определении, выделяется указанием на саму «видимость» его выражения. Все дальнейшее исследование отправляется от этого простого, казалось бы, обстоятельства.

Визуальная семиотика находится сейчас в самом начале своего развития. Предмет ее исследований выделяется простым указанием на «видимость0 как специфическое свойство визуальных знаков. Описание материала выражения, а тем болнн задачи выявления структурных свойств выражения, здесь еще впереди.

Визуализация смысла посредством структуры текста


Семиотические средства анализа серийных текстов

Поэтому в реальной обстановке серия типа ноносерии функционирует всегда целиком, в полном составе единиц второго уровня, в то время как отдельные тексты серии-набора могут быть разнесены и пространственно и во времени (как это, например, обычно для серии рекламных объявлений, по одному помещаемых в нескольких номерах журнала).

Прагматические функции серий-наборов и моносерий различаются аналогично, поскольку зависят от тина семантической локализации. У набора основная коммуникативная функция реализуется текстом второго уровня, а функция третьего уровня играет вспомогательную роль (усиления, абстрагирования и т.п.). В случае моноеерий коммуникативную функцию выполняет текст в целом (третий уровень), а тексты второго уровня, сами но себе семантически не завершенные, функционируют в целях емыслообразования, то есть опять-таки вторичным образом.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector