Язык в действии это использование языка для общения и в процессе общения

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Такое средство общения, как язык, сформировалось исторически, по мере развития человеческого общества и его потребностей. Природа языка знаковая, это означает, что каждое слово, являющееся знаком, имеет четкую связь с предметами и явлениями внешнего мира. За каждым словом, как знаком, исторически, в течение нескольких тысячелетий закреплялось определенное значение, понятное лишь той группе людей, которая знает и применяет этот язык.

Природа языка выделяется в его двойственной функции: он является и орудием мышления и способом общения для людей. Язык еще и хранит духовные ценности общества, работает как механизм социальной, культурной наследственности.

Главная, наиболее совершенная форма общения с помощью слов, так называемая вербальная коммуникация. Уровень владения языком, культура и богатство речи определяют возможности общения, его эффективность. Помимо языка, есть и другие средства общения, это: жесты, мимика, паузы, интонации, манеры и даже внешность человека. Общение, являясь живой коммуникацией субъектов, вполне закономерно проявляет эмоции тех, кто общается, при этом оно создает невербальный аспект обмена сведениями, информацией.

Язык является главным инструментом познания и освоения внешнего мира. Он также выступает основным средством общения людей. В равной мере язык делает возможным знакомство с другими культурами. Будучи неотделимыми от национальных культур, языки проходят вместе с ними через те же перипетии судьбы. Поэтому начиная с Нового времени, по мере передела мира на сферы влияния, многие языки попавших в колониальную и иную зависимость этносов и народов оказались все более теснимыми с исторической сцены. В наши дни подобная ситуация стала еще более сложной. Если в прошлом проблема выживания касалась главным образом языков зависимых и отставших в своем развитии стран и народов, то теперь она затрагивает и развитые европейские страны.

Каждая локальная культура формируется в специфических исторических и природных условиях, создает свою картину миру, свой образ человека и свой язык общения. Каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители общаются друг с другом, однако не только в этом заключается назначение и роль языка в культуре. Вне языка культура просто невозможна, поскольку язык образует фундамент, внутренний базис. С помощью языка, люди передают и фиксируют символы, нормы, обычаи. Передают информацию, научные знания и модели поведения, верования, идеи, чувства, ценности, установки. Так происходит социализация, которая выражается в усвоении культурных норм и освоении социальных ролей, без которых человек не может жить в обществе. Благодаря языку в обществе достигаются согласованность, гармония и стабильность.

Роль языка в процессах человеческого общения стала предметом научного анализа с начала Нового времени. Ее изучали Д. Вико, И. Гердер, В. Гумбольдт и др., заложив тем самым основы лингвистики. Сегодня язык изучается также психолингвистикой и социолингвистикой. Большие успехи в изучении языка и речевого общения принес XX в., когда ученые связали язык и культуру. Пионерами в изучении связи языка и культуры были американский культурный антрополог Ф. Боас и британский социальный антрополог Б. Малиновский. Ф. Боас еще в 1911 г. указал на эту связь, проиллюстрировав все сравнения двух культур через их словарный состав, где является важным в каждой из разных культур.

В культурологической литературе значение языка часто оценивается как:

§ зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;

§ носитель культуры, поскольку именно с помощью языка она передастся из поколения в поколение;

§ инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.

Культура передается посредством языка, способность к которому отличает человека от всех других существ. Благодаря языку возможна культура как накопление и аккумуляция знаний, а также их передача из прошлого в будущее. Поэтому человек в отличие от животных не начинает заново свое развитие в каждом следующем поколении. Если бы он не обладал никакими навыками и умениями, его поведение регулировалось бы инстинктами, а сам он практически не выделялся из среды других животных. Можно утверждать, что язык есть одновременно и продукт культуры, и ее важная составная часть, и условие ее существования.

Слово отражает не сам предмет или явление окружающего мира, а то, как человек видит эту картину, которая существует в его сознании и которая детерминирована его культурой. Сознание каждого человека формируется как под влиянием его индивидуального опыта, так и в результате овладения опыта предшествующих поколений. Можно сказать, что язык является не зеркалом, точно отражающим все окружающее, а призмой, через которую смотрят на мир и которая в каждой культуре своя. Язык, мышление и культура настолько тесно взаимосвязаны, что практически составляют единое целое и не могут функционировать друг без друга.

Кроме того, существует проблема несоответствия между культурными представлениями разных народов о тех или иных предметах и явлениях реальности, которые обозначены эквивалентными словами этих языков.

Слово как единица языка соотносится с обозначаемым предметом или явлением реального мира. Однако в различных культурах это соответствие может быть разным, поскольку разными могут быть и сами эти предметы или явления, и культурные представления о них.

В настоящее время общепринята точка зрения, согласно которой в культуре и языке каждого народа присутствуют одновременно общечеловеческий и национальный компоненты. Универсальные значения, одинаково осознаваемые всеми людьми в мире или представителями отдельных культур, создают почву для межкультурной коммуникации, без них межкультурное взаимопонимание было бы в принципе невозможно. В то же время в любой культуре присутствуют специфические культурные значения, закрепленные в языке, моральных нормах, убеждениях, особенностях поведения и т.д. Продемонстрированная выше связь языка, мышления и культуры является частью разработанного в XX в. семиотического подхода к культуре, рассматривающего культуру как совокупность знаков и текстов.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Язык и его роль в жизни человека.

Виды речевой деятельности

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Язык – средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее.

Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь).

Ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией.

Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания).

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 9 – 13; 296 с.

2. Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. Русский язык. 5 класс. — М.: «Русское слово», 2008. – с. 11; 384 с.

3. Рыбченкова Л. М., Учебник. – В 2-х частях. – 2-е изд., испр. / Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2012. – с. 4, 8 – 127 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Информационно-образовательный портал «Про Пословицы» – http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-o-rechi-ustnoj-i-pismennoj/ (Дата обращения: 01.06.2019).

2. Литературный блог BOOKMARK 1 – https://book1mark.ru/ (Дата обращения: 01.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Язык и речь – тесно связанные понятия. Язык – это средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее. С помощью языка люди общаются между собой, тот есть передают информацию (мысли, чувства, накопленный опыт в различных областях) различными способами.

Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе, поэтому язык и речь – две стороны одного и того же явления.

То, о чём вы подумали – это внутренняя речь.

Устная речь – это произнесенное с определённой интонацией предложение «Осторожно!». Для того чтобы получить данное высказывание, необходимо в языке найти подходящие средства: выбрать восклицательную интонацию высказывания, которая предупредила об опасности; отыскать наречие, точно обозначившее ситуацию и так далее.

Если Вы захотите написать об этом происшествии сообщение одноклассникам, то нужно использовать письменную речь.

Итак, чтобы передать мысль, мы обращаемся к языку и с помощью языковых средств строим речь.

Думаем, что нет, Вы и так видите опасность;

Предположим, чтобы не было столкновения.

Конечно, нет. Это слово иностранцу ничего не сообщит.

Следовательно, чтобы речь возникла, нужны определённые условия:

– должно быть хотя бы два человека (говорящий и слушающий; пишущий и читающий);

– потребность человека что-то сказать или написать;

– говорящий и слушающий (пишущий и читающий) владели одним и тем же языком.

Для того чтобы познакомиться с информацией обычно используют ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Такое чтение поможет сориентироваться, например, в содержании книги.

Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания), следовательно, помогает понять, запоминать информацию.

Слушать тоже необходимо уметь. Постарайтесь не отвлекаться, не перебивать говорящего, если что-то не поняли, вежливо спросите об этом. Например, на уроке, если что-то не понятно, можно спросить так:

Во время слушания обращайте внимание на интонацию говорящего, его мимику, жесты.

Теоретический материал для углубленного изучения

Основные приёмы изучающего чтения

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбери правильное утверждение.

а) деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе;

б) средство общения.

Разбор задания: вспоминаем, что речьдеятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе. Ответ: а.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите виды речевой деятельности:

А) прямая, косвенная;

б) устная, письменная;

в) эмоциональная, спокойная.

Вспоминаем виды речевой деятельности: общение бывает устным и письменным, поэтому речь бывает устной и письменной. Устная речь произносится, письменная записывается. Ответ: б.

Источник

ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ — РЕЧЬ

ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ — РЕЧЬ

ЗАЧЕМ «РЕЧЬ», ЕСЛИ ЕСТЬ «ЯЗЫК»?

Обычно говорят не «культура языка», а «культура речи». В специальных языковедческих работах термины «язык» и «речь» в большом ходу. Что же имеется в виду, когда слова «язык» и «речь» сознательно различаются учеными?

В науке о языке термином «речь» обозначают язык в действии, т. е. язык, примененный для выражения конкретных мыслей, чувств, настроений и переживании.

Язык — достояние всех. Он располагает средствами, необходимыми и достаточными для выражения любого конкретного содержания — от наивных мыслей ребенка до сложнейших философских обобщений и художественных образов. Нормы языка общенародны. Однако применение языка очень индивидуально. Каждый человек, выражая свои мысли и чувства, выбирает из всего запаса языковых средств лишь те которые он может найти и которые нужны в каждом отдельном случае общения. Каждый человек отобранные из языка средства должен объединить в стройное целое — в высказывание, текст.

Возможности, которыми располагают различные средства языка, реализуются, осуществляются в речи. Введением термина «речь» признается тот очевидный факт, что общее (язык) и частное (речь) в системе средств общения едины и вместе с тем различны. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного содержания, мы привыкли называть языком, а те же самые средства общения в связи с конкретным содержанием — речью. Общее (язык) выражается и осуществляется в частном (в речи). Частное (речь) — это одна из многих конкретных форм общего (языка).

Понятно, что язык и речь нельзя противопоставлять друг другу, но нельзя забывать и о их различии. Когда мы говорим или пишем, мы совершаем определенную физиологическую работу: действует «вторая сигнальная система», следовательно, осуществляются определенные физиологические процессы в коре больших полушарий головного мозга, устанавливаются новые и новые нервно-мозговые связи, работает речевой аппарат и т. д. Что же оказывается продуктом этой деятельности? Как раз те самые высказывания, тексты, которые имеют внутреннюю сторону, т. е. смысл, и внешнюю, т. е. речь.

Роль отдельного человека в формировании речи очень значительна, хотя далеко не безгранична, так как речь строится из единиц языка, а язык общенароден. Роль отдельного человека в развитии языка, как правило, ничтожна: язык изменяется в процессе речевого общения народа.

К языку народа неприменимы такие определения, как «правильный», «неправильный», «точный», «неточный», «простой», «тяжелый», «легкий» и т. п. Но эти же определения вполне применимы к речи. В речи проявляется большее или меньшее соответствие нормам общенародного языка определенной эпохи. В речи могут допускаться отклонения от этих норм и даже искажения и нарушения их. Поэтому говорить о культуре языка в обычном смысле этих слов нельзя, говорить же о культуре речи можно и д?лжно.

Язык в грамматиках, словарях, научной литературе описывается, как правило, в отвлечении от конкретного содержания. Речь же изучается в ее отношении к тому или иному конкретному содержанию. И одна из самых главных проблем речевой культуры г— это наиболее целесообразный отбор средств языка в соответствии с выражаемым содержанием, целями и условиями общения.

Различая термины «язык» и «речь», мы должны будем установить различия и между терминами «стиль языка» и «стиль речи». В сопоставлении со стилями языка (о них говорилось выше) стили речи представляют собой ее типовые разновидности, зависящие и от используемого стиля языка, и от условий и целей общения, и от жанра произведения, и от отношения автора высказывания к языку; стили речи отличаются друг от друга особенностями использования языкового материала в тех или иных конкретных словесных произведениях.

Но что значит — отношение к языку? Это значит, что не все люди одинаково знают свой родной язык, его стили. Это значит, далее, что не все люди одинаково оценивают значение слов, не все подходят к словам с одинаковыми эстетическими и моральными требованиями. Это значит, наконец, что не все люди одинаково «чутки» к тем тонким смысловым оттенкам, которые обнаруживают слова и их сочетания в конкретных высказываниях. Вследствие всех этих причин разные люди по-разному производят отбор языкового материала и по-разному этот материал организуют в пределах речевого произведения. Кроме того, на стилях речи отражаются также различия в отношении людей к миру и человеку, их вкусы, привычки и склонности, навыки их мышления и другие обстоятельства, которые не относятся к фактам и явлениям, изучаемым наукой о языке.

Читайте также

Масяня в действии

Масяня в действии Примитивный портрет Масяни, о котором уже шла речь, — две черные линии, образующие руки, телесного цвета ноги, круглое тело и овальное лицо — дополняется ярко-голубыми глазами навыкате и шестью волосками на голове. Когда она наклоняется вперед, видны ее

Сексофобия в действии

Сексофобия в действии Дело не только в том, что половой инстинкт творит свой собственный мир, который неподвластен партии, а значит, должен быть по возможности уничтожен. Еще важнее то, что половой голод вызывает истерию, а она желательна, ибо ее можно преобразовать

Зевс и Гера в действии

Зевс и Гера в действии Поговорим о двух главных верховных богах — о Зевсе и Гере — и, следовательно, о двух различных способах проявлять заботу. В самом начале «Илиады» сын Фетиды Ахиллес не на шутку разгневался. Его оскорбил Агамемнон, и герой даже вознамерился убить

Глава 10. СЕКСОФОБИЯ В ДЕЙСТВИИ

Глава 10. СЕКСОФОБИЯ В ДЕЙСТВИИ Дело не только в том, что половой инстинкт творит свой собственный мир, который неподвластен партии, а значит, должен быть по возможности уничтожен. Еще важнее то, что половой голод вызывает истерию, а она желательна, ибо ее можно

Глава 5. О дивном действии Божественной любви

Глава 5. О дивном действии Божественной любви Благословен Ты Отче небесный, Отче Господа моего Иисуса Христа, что меня нищего вспомнить удостоил! Отче щедрот и Боже всякого утешения, хвалу Тебе воздаю, что меня, недостойного никакого утешения, обновляешь иногда Своим

Глава 55. О порочности природы и о действии Божественной благодати

Глава 55. О порочности природы и о действии Божественной благодати Господи Боже мой, Создавший меня по образу Твоему и подобию, Ты Сам явил мне величие благодати Твоей, и от Тебя познал я, как нужна она для спасения. Удели мне от благодати сей, чтобы победил я скверную свою

ЗАЧЕМ «РЕЧЬ», ЕСЛИ ЕСТЬ «ЯЗЫК»?

ЗАЧЕМ «РЕЧЬ», ЕСЛИ ЕСТЬ «ЯЗЫК»? Обычно говорят не «культура языка», а «культура речи». В специальных языковедческих работах термины «язык» и «речь» в большом ходу. Что же имеется в виду, когда слова «язык» и «речь» сознательно различаются учеными?В науке о языке термином

1.2. Коммуникативная компетентность: язык и речь как средство общения и как способ мышления

1.2. Коммуникативная компетентность: язык и речь как средство общения и как способ мышления В культурно–исторической теории язык рассматривается как средство общения между людьми, а речь – как способ мыслительной деятельности субъекта. В практике школьного обучения

Глава семнадцатая СКУЛЬПТУРНОСТЬ В СЦЕНИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ

Глава семнадцатая СКУЛЬПТУРНОСТЬ В СЦЕНИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ Под термином «скульптурность» К — С. Станиславский подразумевал и хорошее телосложение актера, и умение сценически правильно располагаться и двигаться в пространстве сцены. Сценически правильно, с точки зрения

О «СЛОВЕСНОМ ДЕЙСТВИИ» И ДРУГИХ ПОНЯТИЯХ

О «СЛОВЕСНОМ ДЕЙСТВИИ» И ДРУГИХ ПОНЯТИЯХ Эти заметки написаны вот по какому поводу. Мне довелось с удовольствием перечитать книгу Валерия Николаевича Галендеева «Учение К. С. Станиславского о сценическом слове»[6]. Была ли она всерьез замечена, когда появилась, была ли по

2. Язык т(ч)еловека: речь-рукопись/мо

2. Язык т(ч)еловека: речь-рукопись/мо Язык, я-зык, зычить, я-звык, я-звук, звучать. Горло, говорить, орить, орать. До того как язык стал Словом, которое было «в Начале», а потом любой коммуникацией, которая стала «Всем», «в начале был Звук». К-рик, рык, ры(е)чание. Голос: вой, стон,

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector