Язык в форме лопаты

Текст «про лопаты»: пробуем написать сочинение в формате ЕГЭ

Те, кто в прошлом учебном году готовил одиннадцатиклассников к единому государственному экзамену, знают, что отрывок из повести В.Драгунского «Он упал на траву» (текст «про лопаты», как окрестили его ученики) стал чуть ли не символом ЕГЭ-2019.

Увидев неоднократно повторённое в каждом предложении слово «лопаты», выпускники стали негодовать по поводу абсурдности (по их мнению) доставшегося им текста. Думаю, каждому педагогу, готовящему к ЕГЭ по русскому языку, полезно будет разобрать этот отрывок со своими учениками и показать, что любой текст, если прочитать его вдумчиво, становится понятным. И тогда в тексте «про лопаты» ученики увидят не только орудия труда, но и неимоверную усталость разных людей, которые делают одно великое дело.

Сама собираюсь в ближайшее время разобрать этот отрывок со своими одиннадцатиклассниками. Интересно, как они его воспримут. А пока предлагаю вашему вниманию свой вариант сочинения. Не скажу, что оно мне очень нравится, бывало и лучше, но критериям старалась следовать чётко. Замечания можно оставлять в комментариях. (P.S. Некоторые части сочинения, а именно пояснения к примерам-иллюстрациям, немного изменены после критических замечаний Татьяны Аловой, за которые я благодарна.)

В тексте, предложенном для анализа, В. Драгунский поднимает проблему единения народа перед общей бедой.

Размышляя об этом, автор описывает труд героев-ополченцев, занятых сооружением оборонительных укреплений: «Лопаты. Лопаты. Лопаты. Лопаты шлепали по земле, били по ней, дробили ее, поглаживали, рубили и терзали, заравнивали и подскребывали ее каменистое чрево». Рассказчик подчёркивает, что иногда один-единственный ком земли («глиняный самородок») оказывался наверху благодаря труду сразу троих «лопатных героев». Этот пример, а также многократно повторённое слово «лопаты» и обилие глаголов в первой части текста показывают монотонность и тяжесть изматывающей физической работы, неимоверную усталость людей, действующих слаженно, как один живой организм.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают лучше понять позицию автора, которая, на мой взгляд, ясно выражена в последнем предложении: «Работали горячо, на совесть, потому что отчаянно верили, что делаем самое главное, помогаем своими руками, своим личным трудом близкому делу победы».

С позицией писателя трудно не согласиться. Действительно, общий труд во имя великой цели помогает человеку ощутить духовное единство с товарищами, наполняет сердца людей гордостью. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело боролись вместе. И в то же время каждый по отдельности, как мог, приближал День Победы.

Таким образом, можно сделать вывод, что победа в Великой Отечественной войне стала возможна во многом благодаря объединённым усилиям фронтовиков, тружеников тыла, партизан и вот таких «лопатных героев», которые рыли «неприступные ни для какого танка рвы».

На этот раз обошлась без литературного аргумента, хотя при желании в пятый абзац можно добавить пару строк из песни «День Победы» или «Вставай, страна огромная». Логическую связь между примерами объединила в один абзац с позицией автора.

Если вы готовитесь к ЕГЭ по русскому языку, возможно, вам будут интересны следующие статьи:

Также можете ознакомиться с образцами сочинений:

Источник

Речевая моторика продолжение

Все делаем перед зеркалом и с ребенком. Пред упр-я в журнале.

Цель – выработать умение держать язык широким, расслабив его мышцы. Если язык не расслабляется, предложите ребенку положить язык на нижнюю губу и произнести «пя-пя-пя», пошлепывая непослушный язык верхней губой.

Мне гулять пора идти.

Снег засыпал все пути.

Чем дорожки разгрести,

Чтобы санки провести?

Отгадай скорей загадку,

Попробуем сделать язык лопаткой:

-Улыбнись. Приоткрой рот.

-Положи широкий язык на нижнюю губу.

-Подержи его в таком положении.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Подуй на бумажную снежинку с «лопаткой»:

-Держи снежинку перед губами;

-Сделай из языка лопатку;

-Выдыхай плавно на снежинку с лопаточки;

-Смотри, как красиво летит твоя снежинка.

Цель-выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы.

Упр-е «Вкусное варенье»

(представь, что ешь вкусное варенье и испачкал верхнюю губу)

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

-Слегка приоткрыть рот;

-Широким кончиком языка слижи варенье с верхней губы, делая движения языкам сверху вниз.

Цель – выработать умение делать язык широким, приподнимая его края и удерживая ыорму чашечки.

-Положи язык лопаточкой на нижнюю губу;

Приподними кончик и боковые края языка – получилась чашечка. (круглая чашечка без ручки наз-ся пиала).

Цель – выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

-Язык высунуть далеко вперед;

-Напрягай мышцы языка и делай его узким;

-Удержывай иголочку, считая от одного до пяти.

Язык в иголку превращаю,

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать.

Цель – выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку.

Двигай язык попеременно то правый угол, то в левый.

Ходят часики вот так.

День и ночь они не спят,

Все стучат, стучат, стучат.

Цель – выработать умение удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами.

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

Мясо и хлеб – всю добычу мою –

С радостью белым зверям отдаю. (губы и зубы)

Зубы надо беречь. Для этого их нужно чистить щеткой каждый день.

Не желтели, чтоб они.

-Улыбнись. Приоткрой рот;

-Почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону;

-Почисти кончиком языка верхние зубы, делая движения из стороны в сторону.

Источник

Упражнения для языка, Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на н.. 504

Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Игра «Я — не я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».

Соберем урожай и отправимся дальше.

Дети собирают овощи называя их с цифрой. Я принесла 5 морковок и т.п.

Много подарков принесла нам Осень.

Хороводная игра «Здравствуй, Осень!»

Здравствуй, Осень! (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Здравствуй, Осень! (внутри круга противоходом движется девочка в осеннем венке)

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Принесла я вам муки! (дети останавливаются)

Значит, будут пироги! («пекут пирожки» то одна ладошка сверху, то другая).

Принесла вам гречку!

Каша будет в печке! («варят кашу», водя указательным пальцем одной руки

Принесла вам овощей!

Для салата и для щей! (отводят в сторону сначала одну руку, потом другую, раскрыв

Полную колоду! (поднимают руки вверх и через стороны опускают их вниз)

Ты и яблок, ты и меду, (дети идут по кругу)

Ты и хлеба принесла,

Нам в подарок припасла?

Дождику вы рады? (хоровод останавливается)

Не хотим, не надо! (отрицательно машут руками, скрещивая их перед грудью)

Только мы собрали урожай как дождик пошел. А мы спрячемся по зонтом.

Массаж спины под песню «Дождик»

Дождик бегает по крыше – Дети похлопывают ладонями по спинкам друг друга.

Почитайте, поиграйте – Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи

А уйду – тогда гуляйте … поглаживают ладонями.

Затем дети поворачиваются на 180º и повторяют массаж.

Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять, дети маршируют

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем Ходят «змейкой» между «кочкам»

Друг за дружкою гуськам.

На носочки встали Бегут на носочках

Ноги выше поднимаем Ходьба высоким шагом, перешагивая через «кочки»

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем. Маршируют

Как хорошо в осеннем лесу! Но кажется здесь что-то происходит.

Драматизация сказки «Дрозд и грибы» (по Н. Сладкову)

— Прыгай скорей за пень!

— Я – Волнушка: так волнуюсь, так волнуюсь…

— Что делать? Я – Сыроежка: сырьем съедят!

— В кусты! Скорей, скорей – грибники рядом!

— А я, уважаемый Дрозд, Груздь. Груздь груздю рознь. Бывают осиновые, бывают собачьи. Но я – самый лучший груздь. А вот куда мне спрятаться, и не знаю.

— Поздно прятаться – грибники пришли! Назвался груздем – так полезай в кузов!

В лукошке грибов много: опят, моховиков, груздей, подберезовиков, подосиновиков, волнушек, сыроежек.

А под листочками спрятались ягодки.

Назовите сладкие (земляника, ежевика, малина)

Кислые (клюква, брусника, калина, черника, морошка, голубика, рябина)

Какое варенье заготовим? (ответы детей)

Внимательно посмотрите какие деревья нас окружают?

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал, дети делают кистями плавные движения вперед – к груди

Ветер листики считал: Поочередно загибают пальцы на руке.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Встряхивают кистями рук

Нам пора возвращаться домой. Сядем на ковёр самолет. Пока летим расскажите, что интересного было на прогулке.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector