Язык в лингвистике рассматривается как

Понятие языка в современной лингвистике

Педагогическая риторика как наука

Речевая культура.

Язык и речь.

Понятие языка в современной лингвистике.

Педагогическая риторика как наука.

Язык и речь. Речевая культура.

Лекция № 1

План:

Возрождение педагогической риторики началось в 80-х гг. XX в., когда стало ясно, что люди нуждаются не просто в знаниях о языке, но и в знаниях, ориентированных на эффективное общение, в том числе и профессиональное.

Подготовка педагога как ритора, хотя и связана со всем циклом наук, но все же составляет отдельный предмет преподавания. Эта аксиома объединяет все современные подходы в понимании педагогической риторики.

В 90-е гг. ХХ в. в науке и педагогической среде произошло осознание потребности в таком учебном предмете, который не только объяснял бы структуру изучаемого языка, но и приобщал обучаемых к его социальным функциям, т.е. к профессиональной риторике (к педагогической риторике). Таким образом, изучение педагогической риторики неотъемлемо от таких дисциплин, как языкознание, культура речи, и тесно связано с понятиями: язык, речь, техника речи, логичность речи, нормированность речи.

Языкознание, или лингвистика, изучает язык. Значит, объектом наблюдения и предметом изучения языкознания оказывается язык. Язык – это самое важное, что сопровождает человека, без чего он не может быть назван человеком. Язык возникает из потребности людей в общении. Нет языка отдельного человека, язык существует только в обществе. Без общества язык умирает. Из этого следует, что язык – это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) знаков, служащая для целей коммуникации (общения и сообщения) и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.

Зачем нужно изучать язык? Изучать язык необходимо для того, чтобы понять, как люди общаются между собой, по каким законам происходит это общение, как люди выражают свои мысли, чувства и волю, как передают накопленный опыт из поколения в поколение.

Языковая деятельность относится к общественным явлениям, которые изучаются гуманитарными науками – филологией, логикой, психологией, обществоведением, историей и другими науками. Каждая наука формирует свое представление о языке как предмете своего наблюдения и изучения. У языкознания как части филологии своё представление о предмете.

В связи с этим существует большое количество определений языка. Многие авторы указывают на социальную природу языка. По их мнению, основное свойство языка заключается в том, что он является важнейшим средством человеческого общения. Без языка невозможно существование человеческого общества. Таким образом, общество – это среда обитания языка, но, с другой стороны, сам язык становится основным и необходимым условием существования и функционирования общества.

Язык – необходимое условие существования и развития человеческого общества. Не будет языка – не будет и общества; не будет общества – не будет и возможностей для существования и развития языка. Именно этим объясняется тот факт, что, оказавшись вне людей, вне существования человеческого общества, человек перестает говорить, пользоваться языком: просто нет необходимости в этом. Сам язык возник только как естественная потребность одному человеку что-то объяснить другому, о чем-то сообщить. Значит, язык и общество – тесно взаимодействующие и взаимообусловленные понятия.

Другие учёные обращают внимание на знаковый характер языка: язык – это система знаков, состоящих из двух сторон: звука и мысли. Некоторые учёные, в частности И.А. Бодуэн де Куртене, Фердинанд де Соссюр, называли язык чисто психической сущностью. Звук как физическое явление не относится к языку, а есть нечто постороннее, используемое лишь для удобства. Однако ни одно из предложенных определений не способно охватить все существенные стороны языка.

Немецкий учёный Вильгельм Гумбольдт и вслед за ним А.А.Потебня сосредоточивали своё внимание на языке как на деятельности. В.Гумбольдт писал: «…язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент меняющееся… Язык есть не продукт деятельности, а деятельность…Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикуляционный звук пригодным для выражения мысли».

С пониманием языка как деятельности согласны все учёные. Феномен языка образуется в результате соединения двух противоположных стихий – звука и мысли. Звук как нерасчленённый звучащий поток – это реакция человека на внешнее или внутреннее раздражение. Мысль, как нерасчленённый мыслительный поток, образуется в голове человека под влиянием воспринимаемой действительности. В таком виде звук и мысль были и до языка, но языку не принадлежали. Их механическое объединение не образует язык. Для возникновения языка потребовался их синтез и радикальное преобразование в этом синтезе. Звук в языке должен стать членораздельным, артикулируемым и обработанным мыслью.

Мысль, вычлененная из потока с помощью языка, должна иметь соответствие с вычлененным фактом действительности. Такое единство членораздельного звука и дискретной (расчленённой) мысли позволяет выделять «кусочки» действительности и оперировать ими. Таким образом, язык – это одновременно и общественное, и природное явление. Природа языка, его механизмы так же сложны и многообразны, как и сам человек. Поэтому сущность языка может быть раскрыта лишь в процессе речевого онтогенеза человека (онтогенез – это развитие от самого начала до конца – С.В.Разживина).

Согласно последним дискуссиям в теории языкознания человек имеет врождённую языковую способность, которая заложена в анатомии и функционировании человеческого мозга. Язык предстаёт как средство выражения познавательных функций мозга (например, объединение однородных явлений в крупные классы) и переработки информации.

Наиболее ёмкое определение этому явлению даёт О.С. Ахманова: «Язык – это самобытная знаковая система, индивидуальная для каждого народа, служащая орудием формирования мышления, средством выражения мысли и передачи культурных ценностей из поколения в поколение».

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 3067 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ІІІ. Проблема языка как объекта лингвистики.

Сложность внутренней организации науки о языке опирается, в первую очередь, на многоструктурность самого объекта исследования – языка. Многоструктурность и многогранность объекта ОЯ (языка) вытекает из:

1) множества и многотипности конкретных языков;

2) глубины и различия внешних связей языка с иными системами – природой, обществом, культурой, искусством, психологией и поведением человека;

3) различием методов и методик изучения языка.

Следовательно, цель ОЯ– выработка теории,которая объясняла бы язык в целом и все конкретные языки.

Вторичные объекты изучения – лингвистические школы, гипотезы, системы описания языков – научные конструкты, исследовательские модели.

«Лицо» того или иного направления или школы определяется методом, подходом к языку. В основе научного направления лежит тот или иной метод исследования. Таким образом, первому этапу развития лингвистики, на котором случайному изменению был противопоставлен закон, противостоит второй этап по выработанному им господствующему методу: сравнительно-исторический метод заменил изучение языка в статике изучением языка в динамике, синхронию диахронией. Идея историзма как закономерного развития возникла не в рамках лингвистики, а в рамках философии истории, но лингвистика чутко раегировала на появление новых общенаучных идей. Проблема языка как объекта лингвистики теперь осложнилась противопоставлением языка и речи. Дихотомию языка и речи (Гумбольдт, Штейнталь, Потебня, Б. Де Куртене, Ф. де Соссюр) – разделение целого на части: языка на язык и речь – Ф. Де Соссюр («Курс общей лингвистики») сделал принципом лингвистического исследования.

Речь – конкретная реализация языковой системы.

Норма (испанский филолог ХХ ст. Э. Коссериц) – это совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций элементов языковой структуры, отобранных, и закреплённых общественно-языковой практикой.

Язык и речь – прямые объекты лингвистики, но обособление сторон языка, методическое их разделение необходимы как способствующие познанию. Л.В.Щерба в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» рассматривает язык как оппозицию речевой деятельности, языковой системы и языкового материала (т. е. части языка, которая проявляется в результате речевой деятельности, актов общения – тексты, устные высказывания).

Речевая деятельность имеет психофизическую природу – работа мозга, создающая речь (её изучает психолингвистика). А.И.Смирницкий считал, что «речь – это язык плюс некий сверхъязыковой остаток».

Язык как система. Теории структуры языка

Представление о языке как о системе восходит еще к трудам античных исследователей, но наиболее четко они сформированы в трудах В Гумбольдта и Ф. де Соссюра. В эпоху структурализма язык стал рассматриваться как иерархически организованная система.

Система– это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов.

1. Системные отношения проявляются даже в малых элементах систем.

2. Прибавление или убавление какого-то элемента приводит к изменению связей в системе.

Спорные вопросы, касающиеся системности языка:

1. Не однозначно решается вопрос о системности: это внутренне присущие свойства или это способ описания языка.

2. Система и структура – это одно и то же или разные вещи? Язык представляет собой систему или структуру? В начале XX века эти термины были тождественны. Сейчас они разводятся. Система – совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, образующих более сложное единство, рассматриваемое со стороны его элементов.

Структура – состав и внутренняя организация единого целого, рассматриваемая со стороны его целостности.

Система – синтетическое явление (мы смотрим на нее через элементы), а структура – аналитическая (воспринимаем его целиком).

3. Что важнее для понимания системы: единицы языка или отношения между этими единицами? Ответ кроется в том, что мы должны учитывать как анализ единиц языка, так и анализ отношений между ними.

4. Все ли уровни языка одинаково системны?

5. Присутствует ли системность в диахронии, то есть развитие языка системно или несистемно?

Почему мы не можем однозначно ответить на эти вопросы? Так как язык как система – это достаточно сложное образование. Для того чтобы понять, что за система язык, мы должны иметь представление о том, какие типы систем существуют.

1. Гомогенные и гетерогенные. Гомогенные – состоящие из однородных элементов. Гетерогенные – состоящие из разнородных элементов (наблюдается распадение большой системы на микросистемы).

2. Первичные и вторичные. Первичные – образуют предметы, явления, свойства окружающей действительности. Вторичные – состоят из материальных фактов, отражающих посредством человеческого сознания внешнюю действительность, её свойства и отношения.

3. Искусственные и естественные. Искусственная – все её элементы и отношения между этими элементами образуются людьми. Естественная – когда сами элементы существуют объективно независимо от воли человека.

Язык – это система гетерогенная, вторичная, искусственная, вероятностная.

В настоящее время самыми различными лингвистическими направлениями и школами воспринята идея уровневого описания систем. То есть исследователи пытаются описать эту систему как уровневую. Уровень предполагает наличие более высоких и более низких классов или ступеней этой системы. Понятие уровень в лингвистике чаще всего связывают с различного рода наборами единиц. Уровни являются основными единицами языковой системы. Различие в школах и направлениях видится в том, что разные исследователи по-разному эту совокупность языковых единиц выделяют. Вопрос возникает в том, какие единицы считать основными, а какие не считать.

Трудность, прежде всего, возникает в том, что трудно выделить те свойства языковых единиц, на основании которых эти единицы могут объединяться в уровни. Солнцев В.М. считал, что свойства всех единиц языка проявляются в их отношениях с другими единицами. Эти все отношения можно свести к трем типам :

Эти три типа отношений языка свойственны всем единицам языка. И эти отношения тесно связаны друг с другом. В синтагматические отношения могут вступать единицы относительно сходные (например, фонемы сочетаются только с фонемами, слова со словами). Способность вступать в синтагматические отношения обусловливают и способность этих же единиц вступать и в парадигматические отношения (например, фонемы группируются в классы или парадигмы только друг с другом. Мы не можем включить сюда морфемы или слова).

Предельно широкие объединения единиц языка называются сверхклассами или сверхпарадигмами или суперпарадигмами. В каждой сверхпарадигме выделяются единицы, которые однородны в этой системе (например, слова группируются в парадигмы слов, суперпарадигма фонем).

Иерархические отношения – у членов разных сверхпарадигм (разных классов).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Что изучает лингвистика?

Лингвистика как отдельная наука

Слово «лингвистика» можно перевести на русский язык как «языкознание». В корне латинского слова есть lingua, то есть язык. Этот термин в схожем звучании есть во многих других языках. Например, английском (Linguistics), испанском (Linguistica), французском (Linguistique) и означает то же самое.

Лингвистика это наука о языке в целом как об основном средстве коммуникации между людьми. Задача лингвиста не только выучить язык, но, главное, объяснить принципы его устройства, выявить как его особенности: произношение, грамматика, алфавит влияют на людей и общество, которые на нем говорят.

В языкознании используются несколько методов исследования :

Внутренняя структура лингвистики

Лингвистика довольно сложная наука. Она включает в себя несколько направлений. Мы приведем самую распространенную классификацию лингвистики :

Эта отрасль предполагает выявление и изучение закономерностей, которые характеризуют язык. Например, путем наблюдения или статистики лингвист выясняет, что в русском языке в слове «договор» ударение нужно ставить на третью гласную «о». На основе этой простой закономерности лингвист формулирует правило: во множественном числе нужно писать «договоры», потому что смещение ударения на последнюю гласную в слове «договора» может нарушать законы языка.

Специфика прикладной лингвистики состоит в адаптации теоретических концепций к действительности. Например, в Исландии языковая политика крайне консервативна: для того чтобы в повседневной жизни использовать новые имена, необходимо их утверждение специальной комиссией. Также в Исландии существуют специальные учреждения, которые находят ближайшие соответствия иностранным терминам в исландском языке для того, чтобы в повседневной речи жители страны использовали именно слова национального происхождения.

Этот вид лингвистики проверяет «совместимость» теоретических концепций и гипотез с социальной действительностью посредством экспериментов. Таким образом, доказывается или опровергается их «совместимость». Например, недавно российские языковеды выяснили, что слово «кофе» можно употреблять не только в мужском, но и в среднем роде. Ряд специалистов объясняют данный факт так: современному обозначению напитка предшествовало название «кофие» среднего рода. Новая норма рассматривается как отсылка к историческому прошлому.

Изучает конкретные языки, которые объединены в родственные группы: романские, славянские, германские и т.д.

Многие по‑прежнему думают, что современные лингвисты это то ли составители учебников, то ли полиглоты и переводчики. Однако на самом деле это совсем не так. Современная лингвистика расширяет границы своих интересов всё больше и больше, сливается с другими науками и проникает почти во все сферы нашей жизни — хотя бы потому, что объект её изучения находится повсюду.

Рассмотрим направления современной лингвистики:

Когнитивная лингвистика. Когнитивная лингвистика — это направление, находящееся на стыке языкознания и психологии и занимающееся изучением связи между языком и сознанием человека.

Компьютерная лингвистика. Компьютерная лингвистика занимается автоматическим анализом естественного языка. Проще говоря, «окей, гугл», и поиск по новостям Вконтакте, и словарь Т9 — это всё плоды работы компьютерной лингвистики.

Социолингвистика. Социолингвистика изучает взаимосвязь языка и социума.

Таким образом, лингвистика является важной и быстро развивающейся наукой, которая не только выявляет закономерности развития языка, но и делает наше пребывание в компьютерной среде более комфортным.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector