Язык в наших ложах иносказателен

Язык в наших ложах иносказателен

Не доверяя свои идеи, мечтания и замыслы перу, кисти и резцу, масоны доверили их символическим изображениям. Ни в одной политической, религиозной или какой-либо другой системе символы не играли такой колоссальной роли, как в масонстве. Об этом же говорят и сами вольные каменщики: «Язык в наших ложах иносказателен», «Символы предоставляют мысли свободу и простор, догмат же сковывает и подчиняет», «Своеобразность учения вольных каменщиков заключается в том, что оно воплощает в жизнь свои гуманитарно-философские идеи, воплощая в жизнь целый ряд символов и образов».

Масонские символы — это знаки, которыми подмастерья-каменщики помечали в Средние века свою законченную работу. По окончании срока своего обучения каждый подмастерье получал знак, который присваивал ему его мастер. Одному и тому же символу можно было придавать несколько значений в зависимости от идей, заключенных в каждой степени. Например, все масоны носили открытый на 60° циркуль. Циркуль появился задолго до того времени как масоны стали называть себя масонами. В уставе вольных каменщиков сказано: «Помните, что совершенный Великий Мастер далеко распростертым циркулем своим размеряет и испытует вашу работу; для сего измеряйте сами действия свои циркулем разума». Таким образом, при взгляде на циркуль масон вспоминает и Великого строителя, и свои обеты вести строго обдуманную жизнь. Под циркулем представляли и солнце, и Святого Иоанна Крестителя, и двуликого бога Януса, и т.д.

Пламенеющая звезда (с пламенем на пересечении лучей) знаменует жизненную силу и дух, наполняющий всю природу, а также ум, освещающий все дела масонов и направляющий их искания на верный путь. Сияющая звезда является одной из «неподвижных» драгоценностей ложи: она располагается посередине и ассоциируется со священным огнем, горевшим в Храме Соломона, а также со «светом разума и благоразумием» и светом истины, который путеводительствует вольному каменщику на его пути к добродетели. «Как Вифлеемская звезда, она указует путь к истине и символически представляет наше шествие к Творцу мира».

Семь звезд означали «то эфирное жилище Премудрости, которое небесной твердью закрыто от глаз смертных». В масонской символике часто встречаются звезды с различным количеством лучей, что имеет самое различное толкование. Например, пятилучевая звезда для шотландского мастера шведской системы означает пять ран Спасителя. Пентаграмме приписывается также обозначение составных частей человеческого тела, и в соответствии с этим она символизирует еще борьбу духа с тьмой материи и его победу над ней. Шестилучевая звезда чаще всего означает печать царя Соломона: шесть равных треугольников означают тайну шестидневного творения мира.

Солнце символизирует истину, мужество и правосудие, а также сам Орден вольных каменщиков. Изображается оно кругом с точкой в центре. Кроме того, божественным был «высочайший и непреходящий свет, которого солнце есть только слабое преобразование», и потому можно назвать злом в натуре все, что лишено жизни, тепла и света.

Круг на полу является обязательным в ритуале посвящения в каждую степень и вообще он — один из главных символов каждой масонской ложи. Круг в понимании масонов — конец всех фигур, в нем заключена тайна творения: окружность — это время и мера дел Божиих, в ней выражено одно из главных свойств Великого строителя мира — его бесконечность во всем. Иногда круг изображался в виде колбы, что объясняется широким распространением в братстве вольных каменщиков понятий алхимии.

Очень распространен в масонской символике и треугольник, все остальные многоугольники считаются как бы производными от него. Значений треугольника в масонстве очень много, но все они сводятся к идее троичности. Проявление ее искали везде, составляя соответствующие формулы: «Дух — душа — тело», «Начало — середина — конец», «Мысль — воля — дело», «Семя — цвет — плод» и др. Треугольник острием вверх обозначал человека до грехопадения. Это напоминало члену братства вольных каменщиков о цели его работ и едином образе Ордена и его братьев.

Святую Троицу, троичность во всем существующем символизировали и три светильника. Иногда вместо отдельных светильников в ложах ставили трехсвечник, олицетворяющий духовное начало, почитание Великого строителя мира в «чистоте эдемской, служение под законами Моисеевыми, освобожденными от идолопоклонства, и христианское откровение». Число светильников, ветвей на них и количество зажженных свечей — все имело символическое значение: чем сложнее был ритуал посвящения, тем большее количество свечей зажигалось.

Одним из наиболее распространенных масонских символов является наугольник (прямой угол), который в мистерии вольных каменщиков пришел из ветхозаветной легенды о строительстве Храма Соломона и убийстве мастера Адонирама. Он символизирует прямодушие, справедливость и нравственность, так как вольный каменщик должен «располагать поступки по черте и углу совести». В российской ложе «Друзей Севера» наугольник являлся «подвижной» драгоценностью, то есть мог использоваться для обозначения должностей и степеней братьев.

Каждая масонская ложа имела свое название, свои отличительные признаки и свои вещественные знаки, поэтому они были не похожи друг на друга, но по этим знакам вольные каменщики опознавали своих братьев в других ложах и на праздничных собраниях. Знаки степеней и должностей имели строго установленный символический набор; знаки самих лож составлялись из масонских символов. Кроме перечисленных выше, следует указать на использовавшиеся в масонских знаках кресты разных типов: христианский, орденский и греческий. Выбор формы креста был обусловлен широтой смыслового поля изображений.

Широко использовались в масонской символике и образы египетской мифологии. В частности, Осирис означал «первопричину всякой вещи». В конце XVIII века вольные каменщики считали египетских богов Осириса и Изиду «главными богами, являвшими собой Высшее существо и Вселенскую природу, Солнце и Луну». В Санкт-Петербурге, например, 2 марта 1776 года по шведской системе была основана ложа Осириса, которую позднее перевели в Москву. Почти все ее члены были аристократического происхождения, поэтому ложу часто называли «княжеской».

Центральным символом ложи Осириса был молоток, смысловая нагрузка которого у масонов очень широка. Он «делал знак, чтобы свободный каменщик работу свою исполнял без шума, тайно и без всякого тщеславия, и потому он в руках Великого мастера есть такое орудие, которое малыми трудами и без шума все собрание побуждает к тишине и вниманию».

Работой вольные каменщики называют совершение различных обрядов — прием профанов в члены Ордена и дальнейшее посвящение их в более высокие степени; учреждение и освящение новой ложи и т.д. Под работой подразумевается также стремление к просвещению и совершенствованию, это называется работой «над диким камнем». Человек с необузданной волей, непросвещенным разумом и погрязший в плотских страстях — это все «дикий камень», над которым каждый масон работал особо и все сообща. Поддержкой слабому брату была всеобщая братская цепь. Для отсечения ненужного материала при обработке «дикого камня» служил молоток. Он же означал и совесть — искру Божества, тлеющую в человеке, который еще подвержен греховным порокам.

Чистоту нравов и безвредность души вольных каменщиков символизировали их белые одежды: запоны (передники) и перчатки. Запоны составляют одну из самых важных частей масонского одеяния, без которой нельзя было появляться в ложах. Вручение масонского передника было одним из самых важных этапов посвящения новичка в ученики. Первоначально запон представлял собой необрезанный и необшитый кусок овечьей кожи, который подвязывался вокруг талии. Молодому масону объясняли, что этот белый фартук символизирует целомудрие, он древнее ордена Золотого Руна и ордена Римского Орла, почетнее всяких знаков отличия, которые носят монархи мира. Передник указывает на трудолюбивую жизнь и полезную деятельность, он служит надежным оплотом против дурных мыслей и страстей, сохраняет в чистоте душу масона подобно тому, как фартук каменщика предохранял от грязи платье рабочих средневековых строительных цехов. Посвященному в ученики показывают, как надо правильно надеть фартук, чтобы он сидел на нем так, как его носили строители, возводившие Храм Соломона.

Масонство всегда было окутано тайной, и многие масонские знаки и символы оживают только тогда, если суметь расшифровать их прошлое. Но даже общеизвестным фактам часто придавалось новое значение, поэтому любая современная интерпретация масонской символики, какой бы тщательной она ни была, всегда оставляет в знаке или символе что-то непостижимое. Еще в 1818 году в одной из своих поучительных бесед граф М.Ю. Вильегорский выразился так: «Можно иметь некоторые знания о масонстве, но самого масонства не знать». А масон высокого посвящения А. Пайк, великий командор одной из лож США, в своей книге «Учение и догматы древнего и принятого шотландского обряда масонства» писал:

Конец XVIII века был периодом бурных общественных переворотов как в Старом Свете, так и в Новом. Незадолго до начала Великой французской революции разразилась упорная борьба между Англией и ее североамериканскими колониями, добивавшимися полной политической независимости. Эта борьба была для американцев очень трудной и потребовала от них чрезвычайного напряжения сил, но окончилась победой и привела к образованию обширного государства — Соединенных Штатов Америки.

Первая награда США была установлена в 1782 году. Когда боевые действия в Войне за независимость прекратились, солдаты и офицеры стали тревожиться за свое будущее: ведь, если с наступлением мира армию распустят, они вернутся домой бедными. Это беспокойство не было пустым, такую перспективу Дж. Вашингтон предвидел даже для себя и потому в одном из писем сообщал: «Я вернусь домой с пустыми карманами».

Вот тогда он и решил ввести для американцев награду, которая давалась бы не только за храбрость на поле боя и выдающееся мужество, но и за «необычайную верность и любые важные услуги». Солдаты пришивали на левую сторону мундира изображение сердца из «пурпурной ткани или шелка». Сам Дж. Вашингтон называл эту награду «значком за военные заслуги».

В сознании американцев само понятие «орден» было связано с английским господством, поэтому своей необычной формой и материалом, из которого награда была сделана, она порывала с традиционными орденами. Награда выдавалась только солдатам и сержантам, независимо от положения, чина и расовой принадлежности, поэтому Дж. Вашингтон объявил, что «дорога к славе в патриотической армии и свободной стране открыта всем». Однако с окончанием Войны за независимость «Пурпурное сердце» было надолго забыто, и до настоящего времени сохранилось только два экземпляра той старинной награды.

Первая американская медаль была отчеканена в память осады Бостона революционной армией под командованием Дж. Вашингтона, после чего английские войска вынуждены были покинуть город. 18 марта 1776 года Дж. Адамс, видный представитель патриотического лагеря, предложил от имени конгресса объявить Дж. Вашингтону благодарность «за мудрые и решительные действия при осаде и занятии Бостона» и в память об этом событии отчеканить золотую медаль. За предложение Дж. Адамса единодушно проголосовали все члены конгресса, причем произошло это более чем за 3 месяца до провозглашения независимости США. Поэтому у конгресса не было полномочий для подобных действий, но это не стало препятствием, как не остановили конгрессменов и финансовые проблемы.

Чтобы подготовить подходящий проект медали, Дж. Адамс обратился за советом к швейцарскому художнику П.Э. дю Симитьеру, проживавшему в Филадельфии. Тот с готовностью взялся за разработку эскиза и изобразил в левой части аверса медали Свободу в образе девушки в длинном платье и с копьем, увенчанным фригийским колпаком. Левой рукой она указывает стоящему рядом с ней Дж. Вашингтону на британские корабли, покидающие бостонскую гавань, и готовые вступить в город американские войска. На переднем плане в правом углу изображена пушка.

Источник

Масонство относится к тайным обществам. Это значит, что его члены обязаны скрывать свою причастность к организации от тех, кто в нее не входит.

«Вольные каменщики». История масонства

Считается, что движение берет свое начало от строительных гильдий и артелей средневековых каменщиков.

В эпоху готики сооружение огромных христианских соборов могло длиться по несколько столетий. Художники и каменотесы, нанимавшиеся на работу, жили неподалеку от тех строек и тесно общались друг с другом. Свои рабочие инструменты они хранили в специальных бараках (англ. Lodge). Постепенно в их рядах возникли правила для распределения отношений между товарищами, решения споров и принятия в сообщество новых членов.

Элиас Эшмол. Источник: Википедия

Элиас Эшмол. Источник: Википедия

Считается, что именно тогда у влиятельных и богатых сторонних каменщиков возникла идея создать некое новое дело под прикрытием строительных сообщество.

Главным условием движения стало устранение религиозных преград, разбивающих участников на отдельные группы.

Основным сводом правил масонов стала Конституция Андерсона, написанная британским масоном Джеймсом Андерсоном в 1723 году.

Существуют и теории о более древних корнях движения, берущих начало от рыцарского ордена тамплиеров или от тайного мистического общества розенкрейцеров, построенного на идеях эзотерики.

Принципы масонского учения

Основное содержание нравственно-этических принципов учения отражено в трех степенях (градусах), которые постепенно проходит каждый участник:

Эти степени показывают уровень персонального развития внутри движения. Изучая наставления и повышаясь в степенях, ищут ответы на жизненно важные и философские вопросы.

Масонские символы

В масонстве используется несколько главных символов, имеющих свой смысл:

Отвес. Источник: Википедия

Отвес. Источник: Википедия

Как устроена масонская ложа

Единой организации, которая управляла бы всем мировым масонством не существует. Отношения между юрисдикциями разных стран зависят лишь от того, признают они друг друга или нет. Старейшей и самой многочисленной великой ложей является Объединенная великая ложа Англии (ОВЛА).

Ложа должна собираться регулярно по установленным датам. На собраниях происходят выборы и посвящения новых членов, повышения в степенях уже существующих, оглашаются протоколы и отчеты, решаются имущественные отчеты. Как правило, члены лож платят за участие членские взносы.

Объединенная великая ложа Англии. Источник: Википедия

Объединенная великая ложа Англии. Источник: Википедия

Большинство лож посещают те участники, которые живут или работают неподалеку. Другие же объединяют масонов, разделяющих одинаковые интересы или род занятий.

Каждый кандидат на вступление в ложу, согласно общим масонским принципам, должен быть не моложе 21 года, обладать хорошей репутацией, не иметь проблем с законом. Решение о вступлении в организацию должно быть его осознанным решением. Отдельным пунктом является его вера в Бога, которую он должен подтвердить, но которая остается на его совести.

Согласно Конституции Андерсона, масонами могут становиться только мужчины. Однако известно, что до 1723 года несколько женщин все-таки были приняты в организацию. Одной из них стала Элизабет Олдуорт, известная как Леди-масон.

Элизабет Олдуорт. Источник: Википедия

И хотя женщины не могут вступать в масонские ложи, существует несколько дружественных масонам регулярных организаций, куда открыт доступ для женщин: «Орден Восточной звезды», «Дочери Нила», «Пурпурный орден» и «Белый храм Иерусалима». Они основаны по масонскому образцу, но имеют собственные традиции.

Масонская организация тесно связана с благотворительностью и жертвует деньги на медицинскую помощь и исследования, образовательные гранты, поиск пропавших детей.

Масоны в России

В Россию идеи масонства проникли в XVIII веке. Его часто связывают с именами Петра I и его соратника Франца Лефорта, хотя никаких документальных подтверждений этому не существует.

Поначалу большинство членов русских лож были иностранцами, проходившими службу в России, но постепенно росло число участников, имеющих русское происхождение. Несколько раз масонские организации подвергались гонениям и запретам.

В начале ХХ века начали создаваться ложи, составившие в дальнейшем организацию Великий восток народов России. Во главе организации стоял генеральный секретарь. Первым генеральным секретарем ложи стал инженер и политический деятель Николай Виссарионович Некрасов.

Н. В. Некрасов. Источник: Википедия

Н. В. Некрасов. Источник: Википедия

Особенностями организации стала отмена ритуалов, обсуждение политических вопросов, принятие женщин и разрыв отношений с мировыми масонскими ложами. в ВВНР входило несколько лож: «Литературная», «Военная» и думская ложа «Роза». Организация просуществовала до Октябрьской революции 1917 года.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector