Язык в речевом общении факультатив 9 класс

Язык в речевом общении
рабочая программа (9 класс) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одоевская средняя общеобразовательная школа
Шарьинского муниципального района
Костромской области

Утверждаю
директор школы
____________ О.Л.Сазанова

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Язык в речевом общении»

Составитель: Хватова Юлия Сергеевна, учитель первой категории

2015-2016 учебный год

Нормативно – правовая база

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии:

— с приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-письмом Минобрнауки России от 12. 05. 20011 №3 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

-письмом Минобрнауки России от 1.12. 2006 №06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

-постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Концепцией духовно- нравственного воспитания российских школьников;

— Программой воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование).

Актуальность и перспективность курса

В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.

От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия

Объём часов, отпущенных на занятия: 33 часа

Продолжительность одного занятия: 40 минут

2.Цели и задачи реализации программы

Цель: формирование навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

Сформировать систему знаний и умений в использовании базовых понятий и терминов.

Научить пользоваться на практике полученными знаниями по орфографии и пунктуации.

Развить культуру устной и письменной речи, практические навыки работы со словарями, креативности учащихся.

Вооружить учащихся основными правилами и приёмами языкового общения.

Развивать познавательную, практическую и творческую деятельность обучающихся.

Способствовать воспитанию «привычки к труду благородной», к учебному труду в целом и изучению русского языка конкретно.

Формировать чувство ответственности за учебную трудовую деятельность.

Формы и методы работы:

Виды работ учащихся:

Перечень основных разделов программы, с указанием отпущенных на их реализацию часов

Источник

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Язык в речевом общении»
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Авторская программа элективного курса «Язык в речевом общении» для 9 класса. Работа рецензирована доцентом Приволжского межрегионального центра повышения квалификациии профессиональной переподготовки работников образования КФУ, кандидатом педагогических наук О.В.Волковой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

элективного курса русского языка

«Язык в речевом общении»

МБОУ «Кутлу-Букашская СОШ»

учительницы Ильдархановой Г.М.

(высшая квалификационная категория)

Программа элективного курса

«Язык в речевом общении»

для учащихся 9 класса

Программа элективного курса «Язык в речевом общении» представляет собой перечень тем, лишь намеченных в базовых программах, но вызывающих познавательный интерес учащихся, и предлагает возможный путь воплощения конкретных целей обучения, которые определяют отбор и логическую расстановку этих тем, характер занятий и систему упражнений.

Содержание программы имеет общезначимую культурологическую направленность, осуществляет межпредметные связи (история, литература, биология), способствует формированию всесторонне образованной личности, интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.

Помимо этого, курс русского языка направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого школьника. При этом не столь важно, свяжет ли в дальнейшем ученик свою профессию с филологическими науками. Главное, чтобы занятия курса помогли подростку осознать особую роль русского языка в повседневной жизни каждого человека, научили школьников критически относиться к своей собственной речи, видеть в ней изъяны, которые мешают языку выполнять предназначенную ему роль. В качестве стратегической цели данного курса обозначена подготовка к успешной сдаче экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) в 9 классе.

Специфическая направленность элективного курса «Язык в речевом общении» состоит:

Уже само название курса «Язык в речевом общении» нацеливает на анализ языковых средств с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения.

На занятиях элективного курса пробуем приучить школьников к такой последовательности языкового анализа:

И при передаче и при восприятии информации грамматические свойства слов и предложений, факты письма, особенности произношения рассматриваются как способ выражения смысла высказывания.

Задача обучения состоит в том, чтобы развивать основные виды речевой деятельности в их единстве, во взаимосвязанности, т.е. так, как требуют этого естественные условия речевого совершенствования.

Каким образом может быть достигнуто такое единство в обучении? Прежде всего, занятия строятся таким образом, чтобы на них достаточно равноценно была представлена работа над каждым видом речевой деятельности. К примеру, семинарское занятие может быть организовано как заслушивание и последующее обсуждение подготовленных учащимися выступлений, сообщений, докладов по определённой теме. Прослушивание выступления товарища, осмысление услышанного, попытка зафиксировать на письме основные положения доклада в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, необходимость дать аргументированный анализ книги, подтверждающих или опровергающих какие-то положения докладчика, не только обогащают учащихся знаниями о языке и формируют необходимые лингвистические умения, но и способствуют совершенствованию всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи. И протекает такая работа в естественных условиях, которые сами вынуждают строить занятия, не упуская возможности комплексной деятельности. Причём программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

Между тем каждый вид речевой деятельности имеет свою специфику, особые условия формирования, наиболее удобные и эффективные приёмы отработки. Поэтому, кроме лекций учителя, проводятся такие активные формы занятий, как беседы-диспуты, анализ различных текстов, редактирование и составление различных (диалогов и монологов) текстов, которые позволяют не создавать учебных перегрузок (В методической литературе, в школьной практике изначально дискутируется вопрос о том, нужны ли домашние задания на подобных занятиях. При желании особо заинтересованным ученикам могут быть заданы опережающие задания, которые призваны играть особую роль в обучении, т.к. являются самым действенным приёмом обучения навыкам самостоятельной работы по предмету. Выступления по данным работам могут быть засчитаны как зачётные.).

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы курса включает самостоятельную (индивидуальную и коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Источник

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса

Язык в речевом общении

Роль орфографии и пунктуации в

9 класс основного общего образования

учитель МОУ «Леженская основная

Тимского района Курской области

Рабочая программа составлена на основе элективного курса СИ. Львовой. – М.: Мнемозина, 2009

Русский язык переживает трудные времена. Это связано и с наплывом иноязычных слов, и с

заметной вульгаризацией речи. На наших глазах вырастают поколения, которые не знают своей

истории, своей традиционной национальной культуры, своего языка. Это не поколение читающих

– это поколение «смотрящих», «слушающих» или «играющих». Российские СМИ не являются

носителями русской культуры и русского литературного языка – образцового, нормированного,

служащего эталоном культуры речи.

В триаде «учитель – ученик – учебник» главным звеном является, конечно, учитель. Изучать

русский язык в школе надо как родной, а не как иностранный, т.е. с опорой на чутье, генетическую

память, речевой инстинкт и т.п. (а не как в овладении иностранным языком, где дело сводится к

умению писать, читать и говорить. Не зря же говорят о том, что родным языком человек

овладевает всю свою жизнь. Родной язык нельзя «проходить», как проходят другие школьные

дисциплины. «Проходя» язык, человек пройдет мимо его сокровищ, не станет подлинным

гражданином Отечества. Отечественная психология и педагогика накопили значительный опыт

исследований по усвоению русского языка (орфографии). Основополагающими также являются

работы известных методистов и авторов учебников по обучению орфографии: М.М. Разумовской,

М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой, А.И. Власенкова, М.Т. Баранова и др.

Программа нацеливает на более углубленное изучение возможностей русского языка точно и

правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях

занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков,

которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся

осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного

совершенства речевого высказывания.

Для формирования орфографической грамотности предлагается использовать следующие

принципы и методы обучения

Принцип восхождения от общего к частному. В соответствии с этим принципом дается целостное

представление о лингвистической основе изучаемого блока, а затем идет переход к изучению

Принцип дифференцирования языковых значений, основой которого является умение различать

части речи, части слова, грамматические категории.

Принцип внимания к языковым знакам. Этот принцип означает воспитание у учащихся внимания

к звукам, буквам, морфемам, орфограммам, словам.

Принцип последовательного наращивания темпов в обучении языку. Учитывая данный принцип,

происходит постоянное обновление дидактического материала по изучаемой теме, наращивание

степени трудности материала, более глубокое изучение правил, усложнение заданий.

Блочный метод обучения (информация, проверка, коррекция, решение проблемного вопроса,

проверка – входной, выходной контроль).

Метод мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся

(создание проблемной ситуации, новизны, опора на жизненный опыт).

Методы словесной и наглядной передачи учебной информации (объяснение, разбор, комментирование, таблицы, условные обозначения).

Репродуктивный метод (различные виды разбора, списывания с заданиями).

Продуктивный метод (составление таблиц, подбор собственных примеров, группировка материала, творческие работы).

Методов, которые всегда давали бы максимальный эффект, не существует, так как на результат влияют характер учебного предмета, программы, личности учителя и ученика, условия применения. Задача учителя заключается в правильном подборе методов обучения, наиболее эффективных в конкретных обстоятельствах. Видами методов (упражнений), развивающих орфографическую и зоркость, являются нахождение (обнаружение) орфограмм; выяснение и обозначение условий выбора правильных написаний; подбор слов (с указанными орфограммами); орфографический разбор; группировка слов с определенными орфограммами. От смысла – к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи – такой путь анализа усваивают обучающиеся на занятиях. При этом повторяются, сис тематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно вос принимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).

Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей, разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.

Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речевого этикета.

Программа рассчитана на 17ч.

Устное и письменное общение между людьми. Возникновение и развитие письма как средства общения –l ч.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел), ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата, возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. –1ч.

Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания– 1ч Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SMS-сообщения, элект ронная почта, телефакс и др.) –1ч.

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета –1ч.

Роль орфографии в письменном общении –1ч.

Возможности орфографии для более точной передачи смысловой стороны речи –1ч. Разделы русской орфографии и принципы написания –1ч.

Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания. Роль смыслового и

грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания –1ч.

Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы –1ч.

Основные правила графического сокращения слов и использование этих правил в практике

современного письма –1ч.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации –

расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации:

грамматический, смысловой, интонационный –1ч.

Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания,

знаки завершения. –1 ч.

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения, 2) знаки препинания

внутри простого предложения, 3) знаки препинания между частями сложного предложения, 4)

знаки препинания при передаче чужой речи, 5) знаки препинания в связном тексте –1ч.

Способы оформления на письме прямой речи. Цитирование –1ч.

Справочники по русскому правописанию, работа с ними –1ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

применять орфографические правила,

объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами,

пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов,

проводить орфографический анализ текста,

применять пунктуационные правила,

объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения,

строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений,

самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила,

проводить пунктуационный анализ текста,

аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

Ветвицкий В. Г. и др. Современное русское письмо. Факультативный курс. – М, 1974.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М., 2006.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты орфографии. – М., 2006.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5–9 классы. – М, 1989.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. – М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – М., 2000.

Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические

рекомендации к комплекту наглядных пособий. – М., 2004.

Львова С. И., Рыбченкова Л. М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации

выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. – М., 2002.

Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. М., 1991.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М., 2004

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. – М., 2005.

Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфографии и пунктуация: Раздаточные

Львова С. И. Там, где кончается слово. (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.

Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. – М., 1992.

Львова С. И. Язык и речь. Учебное пособие для 8–9 классов. – М., 2000.

Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984.

Панов М. В. А все-таки она хорошая: Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и

недостатках. – М., 1964.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.

Цыбулъко И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. – М., 2004.

Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка:

Происхождение слов (любое издание).

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. – 4-е изд. – М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М., 1984.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: «Дрофа», М., 2001г.).

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа.

В основу программы курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса положена программа факультативного курса (8-9кл) «Язык в речевом общении» С.И Львовой, опубликованная в «Информационном.

Создана рабочая программа к факультативному курсу Автор ЛЬвова С.И. Программа включает в себя разделы: «Язык как средство общения», «Речевой этикет», «Речевое общение», «Роль орфоэпии в речевом.

Владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать см.

Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 8 класса, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Р.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector