Язык в романе тихий дон

Презентация «Исследовательская работа по теме :»Роль диалектных слов в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

Успейте записаться до 17 декабря!

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследовательская работа. Роль диалектных слов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Выполнена ученицей 10 класса МБОУ «СОШ кп.Горные Ключи» Басун Ириной. Руководитель- учитель русского языка и литературы Пономарёва Светлана Викторовна

Цель работы Определить роль диалектных слов в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Задачи Составить перечень диалектизмов в романе. Определить понятие диалектных слов. Сгруппировать их по признакам. Определить, для чего автор использует диалектные слова.

Методы Сравнительно-аналитический. Работа с текстом. Описательный метод. Компьютерная обработка материала.

Актуальность Данная работа является важной, существенной для настоящего момента, так как тема роли диалектизмов в художественных произведениях литературоведческими исследованиями полностью не раскрыта. Материалы этой работы можно использовать на уроках литературы при анализе художественного произведения.

Социологический опрос учеников 9-10 классов.

Диалектизмы (диалектные слова) – слова или обороты речи, употребляемые людьми той или иной местности. Более узкие термины традиционной стилистики: «вульгаризм», «провинциализм», «говор» и др.

3) в авторских описаниях («вислый коршунячий нос»- внешность Григория Мелехова: «в буйной повители пшеничного цвета волос»- внешность Петра Мелехова). (Григорий Мелехов, иллюстрация)

Такое пристрастие Шолохова к диалектизмам может диктоваться как происхождением самого автора, так и его желанием полнее погрузить читателя в мир донского казачества.

Частеречная принадлежность диалектизмов 1)глаголы: стригеть, гля, гутарить, поздравстоваться, отбанить. 2)существительные: леса, арба, дратва, зевло, баз, завеска, непролазь, скло.

3)прилагательные: коршунячий, родимый, чижёлый, кустастая, бураковый. 4)местоимения: энта, ктой-то, ихняя, ейная. 5)наречия: дюже, чутно, вчерась, покель, шибко.

2)Слова, использованные в репликах казаков. Жалмерка Мавра говорила про жену Прокофия Мелехова: «…глазюки-чёрные, здоровющие, стригеть ими, как сатана, прости бог». Слова Пантелея Прокофьевича из разговора с Григорием: «Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели». Слова Григория Мелехова из разговора с отцом: «Мало что люди гутарют…» Аксинья Григорию: «Молодой ишо, не женись». Слова Митьки Коршунова из разговора с Григорием: «Как скло, насквозь всё видать.»

Вводя в речь казаков диалектные слова, автор тем самым подчёркивает их неразрывную связь с традициями, указывает нам на то, что казачество-это отдельная общность, раз её представители сохранили свой самобытный язык.

Заключение В романе «Тихий Дон» М.А. Шолохов использует большое количество диалектных слов. Диалектизмы разнообразны по своей частеречной принадлежности и по сфере употребления. Автор использует диалектные слова для более точного воссоздания быта донского казачества. Диалектные слова позволяют нам глубже погрузиться в мир казаков с их самобытным языком и традициями.

Выберите книгу со скидкой:

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

Успейте записаться до 17 декабря!

Номер материала: ДВ-520734

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Интегрированный урок (русский язык и литература) Тема: Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Тема: Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Вид урока: интегрированный урок (русский язык и литература).

Тип урока : изучение нового материала.

Пути изучения : «по образам», языковой анализ эпизодов.

Методические приемы : слово учителя, индивидуальное сообщение учащегося, беседа, элементы сопоставительного анализа, языковой анализ эпизодов, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование : тетрадь, ручка, дидактические материалы «Практические работы по русскому языку и литературе», обучающая таблица « Русский литературный язык и его стили», иллюстрации к киноленте «Тихий Дон» (Приложение 2).

Цель урока : проанализировать язык произведения М. Шолохова «Тихий Дон», через своеобразие языка показать простоту, ясность, открытость чувств и мыслей героев романа.

1.Организационный этап: проверка наличия тетрадей, ручек,

раздаточных материалов у учащихся; объявление темы, записи в тетрадях.

— Изобразительные возможности языка в «Тихом Доне» очень велики. Стиль

М. Шолохова оригинален, в нем синтезированы устно-поэтические просторечия и разговорные формы языка, тонко обработанная книжная речь. Это отличает Шолохова от тех писателей, которые опираются только на сказовые формы, или, наоборот, только на книжную речь.

— Шолохов привел с собой в литературу людей из народа, или, как говорят, простых людей, и они заняли в его романах центральное место.

Наша задача: через своеобразие языка показать простоту, ясность мысли и открытость чувств героев.

3. Индивидуальное сообщение «Художественный стиль».

Вопросы для обсуждения:

? В чем отличие художественного стиля от других стилей

? Что сближает художественный стиль с разговорным стилем

? Какова цель художественного стиля

4. Работа с таблицей «Русский литературный язык и его стили»:

— работа с примерами из текста (примеры зафиксированы на доске):

«Григорий пришел с игрищ после первых кочетов ».

— обращение к таблице с целью закрепления знаний о художественном стиле:

Русский литературный язык и его стили

Непосредственное повседневное общение

Сообщение научных сведений,
научное объяснение фактов

Взаимоотношение между властью, государствами, населением

Средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение

Стиль художественной литературы

5. Языковой анализ эпизодов. Работа с дидактическими материалами «Практические работы по русскому языку и литературе» ( Приложение 1).

Работа с эпизодами из романа «Тихий Дон» предполагает однотипное задание: «Прочитайте. Перепишите текст в тетрадь, заменяя просторечные конструкции, диалектные слова нейтральной (общеупотребляемой) лексикой.

Языковой анализ первых двух эпизодов – совместная работа учителя с учащимися. Третий эпизод – для самостоятельного разбора.

возможные, допустимые записи учащихся в тетрадях:

« Ночью за восемь километров до хутора, в степи, кутаясь в колючее теплое пальто, Григорий тоскливо говорил Наталье:

— Чужая ты какая-то… Ты как этот месяц: не холодно от тебя, не жарко. Не люблю я тебя, Наташка, ты не сердись. Не хотел говорить про это, да нет, видно, так не прожить… И жалко тебя – вроде как за эти деньки сроднились, а нет на сердце ничего… Пусто. Вот как сейчас в степи…»

— В дом Мелеховых Наталья вошла сразу, покорив Ильиничну своим трудолюбием. Русская стеснительность и целомудрие не позволили ей даже поцеловаться с любимым до свадьбы. Ее отношения с мужем писатель сравнивает со звездным займищем, со снегом – так холодна и медлительна их любовь.

«Плетни. Огороды. Подсолнухи. Аксинья не переводя духа, дошла до мелеховского огорода. Пригибаясь, забралась в саму гущу, измазала лицо золотистой цветочной пылью…

Подошел Григорий. Сел рядом. Встретились глазами. Аксинья заплакала.

— Пропала я, Гриша, Сил нет… Бьет меня Степан каждый день! Кровь выпивает. И ты тоже хорош…Наигрался, и в сторону… Все вы…

— Не захотела бы этих отношений, и я бы отошел в сторону».

— Если Наталья – это подчинение Домострою, то Аксинья – порыв, протест. В романе не раз подчеркивается, что любовь Аксиньи не разврат (тайные измены и даже разврат в хуторе резкого осуждения не вызывали как дело житейское) – это больше, чем «позорная связь», это глубокое чувство, а по родовым понятиям это уже покушение на личную свободу.

7. Итоги урока. Выводы. Выставление оценок.

— Уже в « Донских рассказах» определился шолоховский слог, которому присуща земная, предметная основа, индивидуальное видение, символическая и лирическая окрашенность, живая разговорная речь.

— Тончайших оттенков цветопись. Шолохов одухотворяет природу…

— Шолохов сжимает фразу, делает ее энергичной и компактной.

— В выборе слова Шолохов опирается на исключительное знание народного языка, не нарушает нормы правильности речи, но зато сохраняет оттенок говора, колорит донской речи, подлинность изображаемого.

— В народной, разговорной речи писатель уловил редкие по выразительности словесные средства: точные названия вещей и действий, признаков и незаметных оттенков, яркие глаголы, наречия, служебные слова, фразеологизмы.

— Меткий и образный язык романа особенно богат пословицами.

Самостоятельная работа №13

Тема: Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Подошёл Григорий. Сел рядом. Встретились глазами. Аксинья заплакала.

Сучка не захочет – кобель не вскочит …»

3. Задание: Перепишите текст в тетрадь, заменяя просторечные конструкции, диалектные слова нейтральной лексикой. Слова, словосочетания, требующие замены, выделены черным шрифтом.

« Гутарили про него по хутору чудное».

«Улыбка жиганула Митьку комариным укусом».

«Волк шибко пошел к лесу».

«Дарья в исподнице пробежала доить коров».

«Редкие в пепельном небе зыбились звёзды».

Самоанализ урока по теме:

Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

1. Интегрированный урок (русский язык и литература) «Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон» был проведен 15 декабря на втором курсе в группе ПК-21 (повар, кондитер). Возраст учащихся: 17-20 лет, уровень подготовки – средний. Учащиеся контактны, коммуникабельны, доброжелательны.

3. Тип урока: изучение нового материала, соответственно, реализация поставленных задач урока направлена на приобретение новых знаний, развитие интеллекта учащихся, умение анализировать явления действительности и, в итоге, получение эстетического удовольствия от прочитанного.

4. При подготовке к уроку материал отбирался таким образом, чтобы он соответствовал теме, цели и задачам урока, темпераменту, настрою самого педагога, возрастным особенностям учащихся.

5. Темп урока – быстрый. Виды деятельности учащихся на уроке достаточно разнообразны:

*работа с дидактическими материалами, письменная работа;

*составление конспекта урока.

6. На уроке, помимо наблюдений над стилем писателя, велась сопоставительная работа: Григорий – Наталья, Григорий – Аксинья, выявлялись характерные особенности поведения данных героев, мотивацию действий, другими словами, изучался определенный психотип.

Тема не представляла сложности, анализ языковых единиц не был перегружен самим анализом, терминами, допускались варианты трактовок и подходов к литературному произведению.

7. Результаты урока:

8. Вопрос о том, «понравился – не понравился» урок, не стоит.

Цели, задачи – намечены, достигнуты, предполагаемый объем материала выдан, деятельность учащихся, заявленная в плане урока, нашла отражение в тетрадях учащихся. Итоги подведены. Временные рамки урока выдержаны и сохранены. Считаю проведенный урок удачным.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector