Язык в сказке мороз иванович

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Ход урока

На прошлом уроке мы познакомились со сказкой “Мороз Иванович”, которую написал В.Ф. Одоевский – слайд. Презентация. Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки.

Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

-Ребята, к какой сказке относится сказка “Мороз Иванович”? Почему? Часто в основе литературной сказки лежит одна или несколько народных сказок. В основе этой сказки лежит русская народная сказка “Морозко”, (показать книгу.) В начале сказки автор написал эпиграф. Читаем на слайде:

Как вы его понимаете? На что он похож?

Объясни: мух считать, Рукодельница, Ленивица, студенец, нянюшка.
Читай быстро: потягивалась, переваливалась, поджаристый, приговаривает.
Читай правильно: спросонья, приняться, заняться, скучно.

Вывод: Автор использует приём противопоставления при назывании героинь.

Сейчас вы услышите два отрывка. Вам надо будет понять, кто читал от имени Рукодельницы, а кто от имени Ленивицы и объяснить, почему вы так думаете?

(Две девочки за ширмой читают один и тот же отрывок)

Учитель: Итак, автор противопоставляет имена девочек, а мы попробовали дать им разные голоса, чтобы показать их отличие друг от друга. Давайте прочитаем, как вела себя утром Рукодельница, что она делала весь день.

Вывод: Рукодельница без дела не сидела.Когда Рукодельница шила и штопала, в доме часто звучала “рукодельная песня”. Как вы думаете грустная или весёлая у неё была песня? Очень часто люди, когда работают, поют. Сейчас нам ребята исполнят фрагмент из двух русских народных трудовых песен.

Дети исполнят фрагменты из песен “Прялица” “ Во кузнице”

Вот такие песни исполняли русские люди, когда работали дома, на полях, в садах. А сейчас давайте посмотрим сюжет, который называется “Утро Ленивицы”

Чем же была занята Ленивица? Вывод: Ленивица ничего не делала. Автор противопоставляет имена, голос, поведение героинь.

Учитель: По три дня провели девочки у Мороза Ивановича

Нянюшка попросила двух девочек нарисовать Мороза, а когда на рисунки взглянула, то вот что увидела. Показ разных рисунков Мороза Ивановича. Анализ рисунков

Вывод: На одном Мороз добродушный, смотрит на нас приветливо, а на другом – злющий, взгляд исподлобья, подозрительный.

И опять автор противопоставляет нам взгляд девочек на Мороза, чтобы показать их различный внутренний мир.

А Мороз Иванович тоже нарисовал девочек. Вот эти рисунки.

Вывод: “Труд красит, а лень портит”, есть такая русская пословица.

Ответы детей. (Она не любила Рукодельницу, девочки были ей не родные, она сама была злая)

Для раскрытия третьего пункта на доске у учителя записаны слова, которые помогут дать характеристику каждому герою.

Ну, а раз это выражение подходит ко всем людям, давайте её запишем в тетрадь по чтению

Ребята, как только человека начинает одолевать лень, то тут как тут появляется скука. Можно нарисовать лень со скукой? Как они выглядят?

Можно ли их победить, изгнать из своей жизни? Может быть, автор сказки, стремился всем нам в этом помочь? Помог ли? Об этом ему непременно нужно сообщить – написать письмо дедушке Иринею. Не поленитесь, порадуйте старика!

Источник

Конспект НОД «Рассказывание сказки «Мороз Иванович»

Оля Ван
Конспект НОД «Рассказывание сказки «Мороз Иванович»

Конспект НОД по образовательной области речевое развитие.

Воспитатель: Ван О. Н.

Возрастная группа детей подготовительная группа

Тема Н. О. Д. рассказывание сказки В. И. Одоевского «Мороз Иванович»

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

Психолого-педагогические задачи формировать навык образной и связной речи, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты. Развитие активной речи детей в различных видах деятельности, свободного общения с взрослым и детьми;

на примере сказки пробудить у детей желание оказывать помощь родителям и другим людям; помочь определить чувство сострадания, пробудить воображение и фантазию; акцентировать внимание на необходимости и полезности трудовой деятельности; вызвать интерес к народным поверьям.

Интегрирующие образовательные области социально-коммуникативное,

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации Н. О. Д. чтение, обсуждение

Форма организации детей групповая

Предварительная работа чтение сказок, слушание в грамзаписи, рассматривание иллюстраций, беседы о героях сказок, драматизация знакомых сказок.

Методы и приемы: чтение, вопросы, худ. Слово, дид. игры.

Часть Н. О. Д. Деятельность воспитателя Деятельность детей

1 часть-вводная Цель: создать условия для обучения детей рассказыванию

Создание образовательной ситуации Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает детям протянуть руки вперёд, сомкнуть в центре, словно солнечные лучики.Все вместе произносят слова:

Солнце, я тебя люблю,

Солнце,я тебя прошу:

Дай мне света и тепла,

Дай мне счастья и добра

Медленно поднимают руки вверх, раскрывая ладошки.

-У каждого народа есть свои сказки: короткие и длинные, про людей и про животных, волшебные и без волшебства.

-Чему же учат сказки?

-правильно добру, понимать чужую беду, приходить вовремя на помощь….

Сказкипомогают нам быть добрее:

-«Кто не верит-пусть проверит, Я, любому гостю рад, открывая в сказку двери

добру, понимать чужую беду, приходить вовремя на помощь

Попасть в страну сказок нам поможет ковёр-самолёт. Встаём на ковёр, закрываем глаза. Мы летим над лесами, над горами. Всё ближе сказочная страна. Ковёр-самолёт медленно опускается

Мы прилетели, открываем глаза.

Иногда в народе говорят: «что посеешь, то и пожнешь»

Что значит эта пословица? Как вы ее понимаете?

В каких случаях так говорят?

2 часть-основная Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

Формирование цели предстоящей деятельности и принятия ее детьми Сейчас я вас познакомлю с чудесной и необыкновенной историей, которую написал русский писатель Одоевский. Он жил давно и был образованным человеком, то есть много учился, наблюдал за природой и потому много знал. И всю жизнь старался помогать другим стать образованнее, раскрыть таланты и радовать людей своими делами. Он написал не только умные книги, но и поучительные сказки.

-послушайте внимательно сказку Одоевского «Мороз Иванович».

-потом скажите, о ком в сказке можно сказать «что посеешь, то и пожнешь».

-чтение сказки Одоевского «Мороз Иванович».

-почему вы думаете что подходит?

-какие имена вы бы дали сестрам, чтобы по имени можно было догадаться, что одна сестра трудолюбивая, а другая-ленивая?

-теперь вы поняли, почему автор назвал своих героинь Рукодельница и Ленивица?

-Какими словами можно сказать о каждой сестре?

-что любила делать одна?

-а что любила делать другая?

-как рассказать об этом по-другому?

-расскажи, как попала Рукодельница в гости к Морозу Ивановичу?

-вспомни, каким она увидела жилье Мороза Ивановича?

-заметила ли эту красоту Ленивица, когда попала к Морозу Ивановичу?

-как вы об этом догадались?

-какими словами говорится о том, как выполняла задания Ленивица и Рукодельница?

-расскажите, как наградил Мороз Иванович одну девочку и как наказал другую?

-чему учат эти сказки?

-как об этом можно сказать иначе?

Интересно, наверное, еще и потому, что в сказке используются сказочные слова:например: говорится, что не просто случилось беда, а….

-вспомните, как говорилось о пирожке, о яблочках, о снежке.

Мороз Иванович в сказке не говорил пословицу «что посеешь, то и пожнешь», а сказал другие слова, близкие по смыслу.

-поиграем в игру «скажи по-другому»

-я буду кидать мяч, говорить фразеологизм, а вы говорить, что оно означает

Одна нога здесь, другая там

Ленивому и ленится лень.

Дети выбирают подходящий материал, выполняют задание.

3 часть-заключительная Цель: создать у детей радостное настроение от хорошей проделанной работы.

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло.

В. : Чему научила вас сказка? «

— Надо с детства не лениться, с радостью выполнять любую посильную работу, быть вежливым и учтивым. «

Мы прилетели, открываем глаза.

Конспект интегрированного занятия. Рисование по сказке «Мороз Иванович» Конспект интегрированного занятия рисование по сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» (подготовительная группа) Воспитатель МДОУ Д/с № 15.

Подготовительная работа к викторине «В гостях у сказки» Эта презентация была подготовлена с целью подготовки к Викторине между подготовительными группами «В гостях у сказки». Она поможет детям.

Источник

Конспект НОД по развитию речи сказка «Мороз Иванович» Одоевского В.Ф. (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект НОД по развитию речи сказка «Мороз Иванович» Одоевского В.Ф. (для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: русская народная сказка «Мороз Иванович»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: 5-6 лет

Форма организации: подгрупповая

Образовательная область «Речевое развитие»

Цель: закрепление у обучающихся навыков пересказывания и конструирования сказки «Мороз Иванович» с помощью наборов Lego-конструктора «Построй свою историю»;

Задачи:

Образовательные задачи: учить моделировать сказку с помощью Lego-конструктора «Построй свою историю»;

пересказывать сказку, используя модель; продолжать формировать представление о сказке как жанре художественной литературы; формировать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа, уточнить представление детей о таких моральных качествах как доброта и злость, вежливость и грубость, жадность и щедрость, терпимость, формировать навыки креативного мышления.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь, творческое воображение, фантазию. активизировать словарный запас; мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, ответственность, желание помогать друг другу, работая в подгруппе; воспитывать у детей интерес к чтению художественной литературы;

Планируемый результат:

— умеют выделять сказку как жанр художественной литературы;

— умеют давать краткие и развернутые ответы по тексту произведения;

— умеют моделировать сказку при помощи Lego-конструктора «Построй свою историю» и пересказывают сказку на основе модели;

— высказывают свое мнение о конкретном поступке литературного героя с точки зрения моральных качеств: добро и зло, вежливость и грубость.

Предварительная работа: чтение сказки «Мороз Иванович», рассматривание иллюстраций, словарная работа, беседы о моральных качествах: добро и зло, вежливость и грубость. Просмотр мультфильма.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector