Язык в тонусе как исправить

Язык в тонусе как исправить

Дизартрия – это речевое расстройство при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, а в следствии этого нарушается звукопроизношение, речь становиться мало разборчивая, смазанная и не четкая. Помимо звукопроизношения при дизартрии часто нарушается речевое дыхание, голос, темп, ритм и мелодичность речи.

Что нарушается при дизартрии:

1. Нарушается тонус артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба, мышц лица). Тонус (напряжение мышц) при дизартрии может быть чрезмерно повышен, понижен или постоянно меняться.

Что Вы увидите, если у ребенка повышенный тонус:

Мышцы языка, губ, мягкого неба, лица, шеи и рук напряженны, активные движения артикуляционных мышц значительно ограничены.

Если попросить ребенка открыть рот язык отодвигается назад и принимает форму «горки» или же наоборот вытягивается вперед как «жало». При повышенном тонусе рта и губ – губы плотно сомкнуты, затрудняется произвольное открывание рта. Если тонус повышен только верхней губы – то рот приоткрывается и наблюдается повышенное слюноотделение.

Что Вы увидите, если у ребенка пониженный тонус:

Если попросить ребенка открыть рот язык становится распластанным в полости рта. Губы у ребенка вялые и не могут плотно смыкаться. В силу этого рот приоткрывается и может наблюдаться слюнотечение. Если ослаблены мягкого неба то голос принимает носовой оттенок.

Что Вы увидите, если у ребенка меняющейся тонус:

Если попросить ребенка открыть рот язык в полости рта дрожит. В состоянии покоя мышцы артикуляционного аппарата могут быть расслабленными, а при попытках речи напряжение резко увеличивается. Характерная особенность звукопроизношения при меняющимся тонусе – непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.

У детей с дизартрией тонус артикуляционных мышц часто бывает смешанный. Например в лицевой мускулатуре – повышенный, а в язычной – пониженный. В зависимости от характера тонуса логопед индивидуально подбирает логопедический массаж.

2. Нарушается подвижность артикуляционных мышц.

Как проверить подвижность артикуляционных мышц:

Попросите ребенка выполнить следующее упражнения, повторяя движения за Вами перед зеркалом. Каждое упражнение нужно выполнять поочередно, плавно и многократно без остановок 4-5 раз.

· Открыть рот, вытянуть острый язык вперед, поднять его к верхней губе и опустить к нижней.

· Губы ребенка находятся в неширокой улыбке, язык должен легко достигать уголков рта.

Если вы заметили один из признаков, значит у ребенка нарушена подвижность артикуляционных мышц.

· Ребенок выполняет движения с чрезмерной амплитудой или же наоборот с очень маленькой.

· Ребенок не может выполнить отдельные движения (Например, достать языком верхней губы).

· При выполнении одно движения оно сопровождается другим (Например, если попросить ребенка поднять язык к верху, то вслед за языком поднимается нижняя челюсть или же при движении языка влево и вправо, челюсть движется за языком).

· Мышцы ребенка быстро устают, он не может подряд 4-5 раз повторить одно и тоже движение.

3. Нарушается звукопроизношение.

При дизартрии нарушаются не один, а сразу несколько звуков.

4. Нарушается речевое дыхание.

Что вы увидите, если у ребенка нарушенное речевое дыхание?

· Речь ребенка затухает к концу фразы.

· Посреди фразы могут наблюдаться быстрые, короткие «задыхивания».

· Ребенок дышит слишком часто.

5. Нарушается голос.

Как при дизартрии может нарушаться голос:

Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже), довольно низкий, звучит бархатно и чуть с хрипотцой. Нарушенный голос, часто звучит выше, чем должен быть и придает детской речи излишний налет «детскости».

6. Нарушается мелодичность и интонация голоса, ритм и темп речи.

Как проявляется нарушения мелодичности речи:

· Ребенок не может произвольно менять высоту тона.

· Речь ребенка монотонна.

· Речь ребенка слишком быстрая и мало понятная или же наоборот чересчур замедленная.

Стекающая слюна из рта может быть выражена в разной степени. Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии.

Мимика в борьбе с дизартрией
Мимика – это движения мышц лица, с помощью которых проявляются те или иные чувства. Обычно эти движения совершаются рефлекторно, потому и являются дополнительным средством общения у людей. Но в нашем случае, когда у ребенка дизартрическая проблема, нам придется обучать ребенка мимическим проявлениям?

Зачем? Для того, чтобы ваш ребенок не выглядел «необычным» человеком, чтобы не привлекал к себе любопытного внимания. Но это не главное. Это, во-вторых. А, во-первых, это развитие мышц лица, которые не только участвуют в мимическом процессе, но и в речеобразовательном тоже. Развивая мимику, мы развиваем, создаем нейронные связи от коры головного мозга к мышцам лица.

В дополнение к вышесказанному упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в речедвигательном аппарате и развивают память и внимание. С помощью этих несложных упражнений ребенок воспитает волевую саморегуляцию. Да одно то, что ребенок будет чаще улыбаться, уже достаточное условие для занятий этими упражнениями.

Запомните, что когда занимаетесь с вашим ребенком какими-либо упражнениями, то ни в коем случае вы не должны делать ему никаких резких замечаний. Никакого негатива. Только положительный эмоциональный настрой. После окончания любого упражнения возьмите за правило улыбаться друг другу. Хотя бы потому, что вы любите друг друга.

Для этого упражнения вам понадобится специальный мимический кубик. Сделать его очень просто. Возьмите обычный кубик и заклейте его стороны чистыми белыми листиками бумаги. На каждой грани нарисуйте мимическое состояние человека: радость, удивление, испуг, покой, тревога и хитрость. В принципе состояния вы можете выбрать сами. Это будут своеобразные смайлики. Тренажер готов. Можно приступать к тренировкам.
Вы по очереди с ребенком бросаете кубик и изображаете лицом то состояние, которое выпало на кубике. Чудесное упражнение.

Возьмите в руки детскую книгу и начинайте читать стихи. После каждого стихотворения ребенок должен найти соответствующее стихотворению (или стихотворной строчке) мимическое выражение лица. Сначала можно найти на кубике, а потом сотворить это выражение лицом.

Для этого упражнения принесите ребенку на тарелке несколько долек фруктов: лимона и яблока. Для начала, пусть он съест перед зеркалом дольку лимона и полюбуется своим отражением. А потом дайте дольку яблока. И ее он пусть съест перед зеркалом. Теперь попросите ребенка изобразить мимически, как он ест лимон, а как яблоко.

Упражнение № 4а. Вот он «нашел» большой белый гриб. Такой большой, что и его родители таких не находили. Ребенок должен рассказать вам о грибе с соответствующей мимической и эмоциональной окраской. Вы можете спрятать игрушечный гриб куда-нибудь, чтобы эффект от находки был реалистичней.

Упражнение № 4б. Вдруг ребенок увидел греющуюся на солнце змею. Мимическая картинка испуга должна известить о хорошем выполнении упражнения.

Упражнение № 4в. Ребенок нашел красивый цветок, и ему захотелось его понюхать. Цветок очень приятно пахнет.

Упражнение № 4г. На цветок прилетел большой шмель, сердито жужжа.

Кстати, вы можете придумать свой собственный цикл упражнений. Например, «Прогулка по зоопарку», или в «Магазин игрушек».

Источник

Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии

Ольга Трифонова
Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии

При дизартрии необходим комплексный медико – психолого – логопедический подход.

1. Медицинское воздействие.

В сопроводительной записке к неврологу логопеду следует описать:

— тонус лицевой мускулатуры (челюсти, щёк, губ, лба, носогубных складок);

— мимику (имеются ли синкинезии (сопутствующие движения других мышц);

— язык при полуоткрытом рте (выражен ли кончик, девиация, тремор, беспокойство, цианоз, саливация);

— наличие ММД, МСД признаков (недоразвитие психических процессов);

— наличие признаков гипертензионного синдрома (гипердинамия).

— минераловитаминный комплекс (Биовиталь, Витамин В);

— противосудорожная коррекция (при повышенном пороге судорожной готовности – препараты, предотвращающие заикание и эпилепсию);

— мочегонные (дегидратационные) – для снижения внутричерепного давления (гипертензия) – выводят лишнюю жидкость, нормализуют гипердинамию, особенно вечернюю.

Вместе с мочегонными препаратами необходимо принимать калий (Оротат калия);

Рассасывающие – с целью уменьшения разрастания фиброзной, рубцовой ткани, которая замуровывает нервные клетки и волокна (при цитоплазмозе – Лидаза, Алоэ).

Противосудорожные – при заикании и эписиндроме (Фенибут, Пантогам может усилить судороги).

Препараты-нейролептики, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции (Рисполепт).

2. Психологическое воздействие.

Развитие психических функций:

А) формирование работоспособности (частая смена видов деятельности, гимнастика для шеи, физминутки);

Б) развитие мышления, памяти, внимания, воображения.

Снижение, расстройство работоспособности, внимания, памяти, восприятия говорит о наличии ММД, МСД.

3. Логопедическое воздействие:

А) нормализация или улучшение мышечного тонуса:

— артикуляционная гимнастика (непроизвольная, произвольная);

Б) развитие фонематического слуха и восприятия; процесса анализа и синтеза;

В) работа над физиологическим, речевым дыханием; голосом; просодикой.

Г) постановка звуков;

Д) автоматизация звуков.

3. Логопедическое воздействие при дизартрии.

Нормализация мышечного тонуса.

1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.

Сначала просим ребёнка вытянуть язык вперёд и определяем дальность выведения, тонус. Если язык сжат по краям «колбаской», то язык находится в полной спастике, т. е. в гипертонусе.

— термоаппликация теплом на шейно-воротниковую зону и язык через использование тёплой жидкости (тёплый марлевый компресс);

— расслабляющий массаж на шейно-воротниковую зону и язык (выглаживающие движения от корня к кончику языка рамочным зондом без механической фиксации кончика).

2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:

— распластывание языка с помощью артикуляционной гимнастики

— удерживать расслабленный язык до 30 сек. вне рта;

— повышение тонуса языка («Иголочка»);

— расслабление и напряжение языка в ротовой полости.

Если язык широкий, при нажатии зубами остаются отпечатки – это ярко выраженная паретичность (ослабление произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и/или головного мозга).

1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.

— тонизирующий массаж на шейно-воротниковую зону (холодный компресс до 1 мин.);

— термоаппликация холодом на язык (кусочек льда на всю поверхность языка до 20 сек. 3 – 5 подходов);

— тонизирующий ручной массаж языка или с помощью зондов от кончика к корню;

2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:

— улучшение тонуса через движение («Белочка»).

— удерживание тонуса через движение («Часики» с промежуточным движением по средней линии);

— формирование правильного артикуляционного уклада.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии.

Проводится параллельно с нормализацией тонуса языка.

1. Вылизывание тарелки без помощи рук 5 – 7 раз в день. Начинать с капелек на ширину языка.

2. Жевательная гимнастика. Жевать морковку, огурцы, порезанные соломкой, корочку хлеба жевательными зубами.

3. Работа по нормализации и дифференциации тонуса с помощью традиционных упражнений артикуляционной гимнастики.

4. Формирование правильного артикуляционного уклада.

При дизартрии может наблюдаться девиация (отклонение) языка в плоскости.

В динамике язык отклоняется в сторону от средней линии (в сильную сторону, а не в здоровую или больную).

Если во рту если язык смещён в сторону и оттянут назад, то это спастика. Если же язык заворачивается на ребро, то это паретичность.

1. Работа над артикуляционными движениями:

— выводим язык вперёд и отправляем в противоположную сторону от отклонения в угол рта (механически) и снова возвращаем на среднюю линию. Делаем до тех пор, пока угол отклонения не уменьшится;

— выводим язык изо рта и отводим 2-3 раза в противоположную от отклонения сторону, возвращая на среднюю линию; 1 раз в сторону отклонения с возвращением на среднюю линию;

— упр- ие «Часики» с возвращением на среднюю линию;

2. Формирование правильного артикуляционного уклада.

Гимнастика для шеи.

— профилактика шейного остеохондроза.

1. Посмотреть на плечо – за спину – на плечо – за спину.

2. Нарисовать подбородком круг впереди себя.

3. Вдавить голову в шею («пружинка»).

4. Сделать круг головой вправо, влево.

5. Выполнить круг плечами: вверх – назад; вверх – вперёд.

Контрастотермометрия.

Контрастотермометрия применяется на область лица, шеи, языка.

Марлей в 4-6 слоёв с проделанным отверстием для носа накрывать лицо от волосистой части головы до шеи. Сверху положить целлофан и одеяльце.

Чередовать горячую и холодную маски. Чем выше контраст, тем больше эффект. Курс – 21 день.

В тяжёлых случаях через 21 день повторить маски на лицо до достижения эффекта.

При спастике: (х – т – х – т – х – т) + (т – т – т).

При паретичности: (х – т – х – т – х – т) + (х – х – х).

Дифференцированный массаж языка при дизартрии. [/b]

При спастичности необходим расслабляющий массаж от корня к кончику языка. При паретичности – от кончика к корню для повышения тонуса.

Гиперкинетическая готовность языка (непроизвольное сокращение мышц языка).

При гиперкинезах противопоказан массаж языка, применяется следующий алгоритм:

1. Контрастные термоаппликации на язык («холод – тепло»).

3. Формирование артикуляционных движений. Начинать с нескольких раз, доводя до 20 – 30 раз.

4. Формирование цепочки артикуляционных движений.

Снижение тонуса на корень языка.

Если кончик языка приподнят вверх, а корня не видно, то это говорит о снижении тонуса на корень языка. При этом кончик языка может быть в спастике. В движении корень языка сильно сужен, всё остальное широкое, рыхлое. Работа над нормализацией тонуса ведётся через движение:

1. Максимально выдвинуть язык вперёд, кончик языка повернуть вниз, завести язык за нижние зубы. Следить, чтобы корень языка не убегал назад, в рот. Учить удерживать позу.

2. Повышение тонуса коря языка вне ротовой полости, затем во рту («Часики», «Лопатка», «Иголочка»).

Сочетанное нарушение тонуса языка.

Если язык смещён кзади, спинка и корень напряжены, а кончик языка в норме, то это сочетанное нарушение тонуса (в корне тонус повышен, а в кончике норма):

2. Выглаживание корня языка.

3. Учить выдвигать язык изо рта и заносить в рот по средней линии.

Сочетанный тонус может быть выражен в спастичности корня и паретичности кончика:

1. Локальные термоаппликации (на корень и спинку тепло- холод – тепло, на кончик холод – тепло – холод).

2. Тонизирующий пальцевый массаж кончика языка.

3. Выглаживание корня язие языка.

4. Чередование упражнений на напряжение – расслабление языка.

Классификация речевых нарушений Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector