Язык в тонусе у ребенка причины

Язык в тонусе у ребенка причины

Дизартрия – это речевое расстройство при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, а в следствии этого нарушается звукопроизношение, речь становиться мало разборчивая, смазанная и не четкая. Помимо звукопроизношения при дизартрии часто нарушается речевое дыхание, голос, темп, ритм и мелодичность речи.

Что нарушается при дизартрии:

1. Нарушается тонус артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба, мышц лица). Тонус (напряжение мышц) при дизартрии может быть чрезмерно повышен, понижен или постоянно меняться.

Что Вы увидите, если у ребенка повышенный тонус:

Мышцы языка, губ, мягкого неба, лица, шеи и рук напряженны, активные движения артикуляционных мышц значительно ограничены.

Если попросить ребенка открыть рот язык отодвигается назад и принимает форму «горки» или же наоборот вытягивается вперед как «жало». При повышенном тонусе рта и губ – губы плотно сомкнуты, затрудняется произвольное открывание рта. Если тонус повышен только верхней губы – то рот приоткрывается и наблюдается повышенное слюноотделение.

Что Вы увидите, если у ребенка пониженный тонус:

Если попросить ребенка открыть рот язык становится распластанным в полости рта. Губы у ребенка вялые и не могут плотно смыкаться. В силу этого рот приоткрывается и может наблюдаться слюнотечение. Если ослаблены мягкого неба то голос принимает носовой оттенок.

Что Вы увидите, если у ребенка меняющейся тонус:

Если попросить ребенка открыть рот язык в полости рта дрожит. В состоянии покоя мышцы артикуляционного аппарата могут быть расслабленными, а при попытках речи напряжение резко увеличивается. Характерная особенность звукопроизношения при меняющимся тонусе – непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.

У детей с дизартрией тонус артикуляционных мышц часто бывает смешанный. Например в лицевой мускулатуре – повышенный, а в язычной – пониженный. В зависимости от характера тонуса логопед индивидуально подбирает логопедический массаж.

2. Нарушается подвижность артикуляционных мышц.

Как проверить подвижность артикуляционных мышц:

Попросите ребенка выполнить следующее упражнения, повторяя движения за Вами перед зеркалом. Каждое упражнение нужно выполнять поочередно, плавно и многократно без остановок 4-5 раз.

· Открыть рот, вытянуть острый язык вперед, поднять его к верхней губе и опустить к нижней.

· Губы ребенка находятся в неширокой улыбке, язык должен легко достигать уголков рта.

Если вы заметили один из признаков, значит у ребенка нарушена подвижность артикуляционных мышц.

· Ребенок выполняет движения с чрезмерной амплитудой или же наоборот с очень маленькой.

· Ребенок не может выполнить отдельные движения (Например, достать языком верхней губы).

· При выполнении одно движения оно сопровождается другим (Например, если попросить ребенка поднять язык к верху, то вслед за языком поднимается нижняя челюсть или же при движении языка влево и вправо, челюсть движется за языком).

· Мышцы ребенка быстро устают, он не может подряд 4-5 раз повторить одно и тоже движение.

3. Нарушается звукопроизношение.

При дизартрии нарушаются не один, а сразу несколько звуков.

4. Нарушается речевое дыхание.

Что вы увидите, если у ребенка нарушенное речевое дыхание?

· Речь ребенка затухает к концу фразы.

· Посреди фразы могут наблюдаться быстрые, короткие «задыхивания».

· Ребенок дышит слишком часто.

5. Нарушается голос.

Как при дизартрии может нарушаться голос:

Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже), довольно низкий, звучит бархатно и чуть с хрипотцой. Нарушенный голос, часто звучит выше, чем должен быть и придает детской речи излишний налет «детскости».

6. Нарушается мелодичность и интонация голоса, ритм и темп речи.

Как проявляется нарушения мелодичности речи:

· Ребенок не может произвольно менять высоту тона.

· Речь ребенка монотонна.

· Речь ребенка слишком быстрая и мало понятная или же наоборот чересчур замедленная.

Стекающая слюна из рта может быть выражена в разной степени. Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии.

Мимика в борьбе с дизартрией
Мимика – это движения мышц лица, с помощью которых проявляются те или иные чувства. Обычно эти движения совершаются рефлекторно, потому и являются дополнительным средством общения у людей. Но в нашем случае, когда у ребенка дизартрическая проблема, нам придется обучать ребенка мимическим проявлениям?

Зачем? Для того, чтобы ваш ребенок не выглядел «необычным» человеком, чтобы не привлекал к себе любопытного внимания. Но это не главное. Это, во-вторых. А, во-первых, это развитие мышц лица, которые не только участвуют в мимическом процессе, но и в речеобразовательном тоже. Развивая мимику, мы развиваем, создаем нейронные связи от коры головного мозга к мышцам лица.

В дополнение к вышесказанному упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в речедвигательном аппарате и развивают память и внимание. С помощью этих несложных упражнений ребенок воспитает волевую саморегуляцию. Да одно то, что ребенок будет чаще улыбаться, уже достаточное условие для занятий этими упражнениями.

Запомните, что когда занимаетесь с вашим ребенком какими-либо упражнениями, то ни в коем случае вы не должны делать ему никаких резких замечаний. Никакого негатива. Только положительный эмоциональный настрой. После окончания любого упражнения возьмите за правило улыбаться друг другу. Хотя бы потому, что вы любите друг друга.

Для этого упражнения вам понадобится специальный мимический кубик. Сделать его очень просто. Возьмите обычный кубик и заклейте его стороны чистыми белыми листиками бумаги. На каждой грани нарисуйте мимическое состояние человека: радость, удивление, испуг, покой, тревога и хитрость. В принципе состояния вы можете выбрать сами. Это будут своеобразные смайлики. Тренажер готов. Можно приступать к тренировкам.
Вы по очереди с ребенком бросаете кубик и изображаете лицом то состояние, которое выпало на кубике. Чудесное упражнение.

Возьмите в руки детскую книгу и начинайте читать стихи. После каждого стихотворения ребенок должен найти соответствующее стихотворению (или стихотворной строчке) мимическое выражение лица. Сначала можно найти на кубике, а потом сотворить это выражение лицом.

Для этого упражнения принесите ребенку на тарелке несколько долек фруктов: лимона и яблока. Для начала, пусть он съест перед зеркалом дольку лимона и полюбуется своим отражением. А потом дайте дольку яблока. И ее он пусть съест перед зеркалом. Теперь попросите ребенка изобразить мимически, как он ест лимон, а как яблоко.

Упражнение № 4а. Вот он «нашел» большой белый гриб. Такой большой, что и его родители таких не находили. Ребенок должен рассказать вам о грибе с соответствующей мимической и эмоциональной окраской. Вы можете спрятать игрушечный гриб куда-нибудь, чтобы эффект от находки был реалистичней.

Упражнение № 4б. Вдруг ребенок увидел греющуюся на солнце змею. Мимическая картинка испуга должна известить о хорошем выполнении упражнения.

Упражнение № 4в. Ребенок нашел красивый цветок, и ему захотелось его понюхать. Цветок очень приятно пахнет.

Упражнение № 4г. На цветок прилетел большой шмель, сердито жужжа.

Кстати, вы можете придумать свой собственный цикл упражнений. Например, «Прогулка по зоопарку», или в «Магазин игрушек».

Источник

Массаж, гимнастика и упражнения в домашних условиях для языка для детей: видео занятий при повышенном тонусе

Речевое развитие у детей протекает по-разному. Первые навыки малыш получает в кругу своей семьи. Задачей родителей является обеспечение условий для развития фонетико-фонематической стороны речи.

Как правило, ребенок, который плохо владеет речью, имеет низкую успеваемость. Это не всегда говорит об его умственных способностях. Возможно, он стесняется недостатков своей речи или не может правильно сформулировать мысль. Устранить дефекты речи поможет массаж и речевая гимнастика.

Симптомы гипертонуса языка у детей

Под гипертонусом артикуляционных мышц подразумевается чрезмерное напряжение лица, неба, языка и губ. Один из симптомов повышенного тонуса – поджатые губы, независимо от того, бодрствует малыш или спит.

При открытии рта заметно, что язык напряжен, плотно прижат к небу или слишком вытянут вперед. Из-за того, что спинка языка упирается в небо, звуки имеют назальный оттенок. Ребенок не может полностью повернуть голову и широко открыть рот из-за напряжения в области губ.

Симптомы гипертонуса верхней губы – это слегка приоткрытый рот и чрезмерное слюноотделение. Когда губы растянуты и прижаты к деснам или сжаты, как трубочка, и слегка приподняты, кажется, что малыш постоянно улыбается. В таких случаях у детей присутствует проблема с произношением букв «О» и «А».

Причины гипертонуса

Существует немало причин, из-за которых появляется гипертонус лицевых мышц у детей. Наследственность, родовая травма, аномальная беременность, проблемы психического развития, нарушение речевого аппарата – это лишь часть распространенных причин. Помимо перечисленных проблем, повышенный мышечный тонус появляется вследствие заболевания матери или ребенка:

Диагностические мероприятия

Чтобы определить, есть ли у ребенка гипертонус лицевых мышц, необходимо пройти обследование. При первых признаках патологии родителям следует проконсультироваться с педиатром, который после осмотра направит малыша к невропатологу, психологу, дефектологу и логопеду. Иногда рекомендована нейросонография (УЗИ исключит или подтвердит наличие патологии в головном мозге).

Окончательное заключение может быть сделано только после выводов специалистов. Если у ребенка диагностирован гипертонус, нельзя пропускать плановые медицинские осмотры. Патология нередко сопровождается нарушениями общего развития и рефлексов.

Что делать?

Чтобы наладить работу мышц и двигательную активность, рекомендуется артикуляционная гимнастика. Делают ее регулярно по несколько раз в день. Занятия полезны для всех детей, они улучшают подвижность речевого аппарата, способствуют правильному положению языка и губ и, соответственно, чистому произношению.

Для устранения речевых дефектов у детей также производится массаж языка. Оптимальным возрастом для начала занятий считается 2–3 года, а в возрасте 4–5 лет, помимо массажа и гимнастики, рекомендованы специальные речевые упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная зарядка применяется для укрепления и развития речевого аппарата. Благодаря ей язык, небо, губы и челюсти работают слаженно. Она включает целый ряд упражнений – их задача состоит в том, чтобы наладить работу артикуляционных органов, сделать их более сильными и подвижными, обеспечить нормальное положение языка и научить ребенка произносить звуки правильно.

Малыши 2 лет достигают вершины речевого развития и способны воспроизводить звонкие и глухие звуки, а до 4-летнего возраста ребенок учится произносить Л, С, Й и Э. Если в произношении присутствуют ошибки, гимнастика поможет ребенку 2–4 лет говорить правильно, а начиная с 5-летнего возраста – устранить дефекты речи. Гимнастика заключается в таких упражнениях:

Массаж языка и губ

Массаж языка облегчает правильное воспроизведение звуков ребенком. Он нормализует тонус мимических и артикуляционных мышц, увеличивает амплитуду их движений и улучшает координацию органа. Процедура проводится логопедом от 10 до 15 раз. Длительность сеанса составляет 10–20 минут. Существуют различные виды массажа:

При желании родители могут делать массаж в домашних условиях самостоятельно, предварительно ознакомившись с техникой по видео. Дети постарше выполняют процедуру собственноручно. Стоит отметить, что массаж противопоказан, если ребенок простужен, болеет стоматитом, конъюнктивитом, гингивитом или у него увеличены лимфатические узлы.

Прежде чем приступить к выполнению процедуры, важно, чтобы малыш расслабил область шеи, нижнечелюстного и плечевого отделов – тогда язык будет расслаблен. Движения во время массажа необходимо выполнять от корня к кончику органа. Лучше всего массаж делать в лежачем положении, подложив под голову малыша валик. Процедуру проводят, выждав, как минимум, пару часов после приема пищи.

В домашних условиях массаж можно делать пальцами или при помощи зубной щетки. Техники выполнения массажа представлены в таблице.

Массаж губ Массаж языка пальцами Массаж зубной щеткой
Два пальца устанавливают поочередно справа и слева над верхней губой и совершают круговые движения Большой палец размещают над языком, а указательный и средний – под ним. Язык без усилия трут с обеих сторон поочередно Слева направо щеткой на языке рисуют зигзагообразную дорожку
Аналогичные движения повторяют по центру над верхней и под нижней губой Процедуру повторяют, но растирающие движения теперь осуществляют по спирали Теперь на поверхности языка делают круговые движения
Легкое пощипывание вокруг губ Далее слегка хлопают по всей поверхности органа и мнут мышцы языка От корня к кончику органа щеткой ставят точки
Каждое упражнение делают около 2–3 раз Орган сжимают по бокам Похлопывают всю поверхность языка
В завершение язык слегка пощипывают и массируют уздечку Точечными движениями проходятся слева, по центру и справа языка
Повторяют круговые движения.

Специальные упражнения

Упражнения бывают двух видов: статические и динамические. В первом случае необходимо зафиксировать язык на 7–10 секунд, а во втором – двигать (виды упражнений представлены в таблице). Эффективность артикуляционных упражнений зависит от следующих правил:

Чем опасен гипертонус?

Поскольку гипертонус у младенцев отклонением не считается, многие родители заблуждаются, полагая, что он не опасен и в более старшем возрасте. Однако если тонус у ребенка не нормализовался до 3–6 месяцев, следует проконсультироваться с педиатром.

Если не принять меры своевременно или проигнорировать проблему, гипертонус может стать причиной появления серьезного отклонения в развитии малыша. Последствиями могут быть:

Профилактические мероприятия

Польза развития речи у ребенка неоспорима – массаж и гимнастика оказывают благоприятное влияние на кровообращение и эластичность мышц. Упражнения являются хорошей профилактикой речевых отклонений и рекомендованы даже при отсутствии гипертонуса.

Специалисты рекомендуют больше общаться с детьми, задавать вопросы, чтобы малыш учился говорить и излагать мысли самостоятельно. Артикуляционную гимнастику рекомендуется совмещать с рисованием, лепкой, конструированием. Замечено, что дети с широким кругозором, разговаривают лучше.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector