Язык в узком и широком смысле

I. Современный русский литературный язык

В лингвистике принято различать понятия «язык» и «речь».

1. Язык– система двусторонних (план содержания и план выражения) знаков и закономерностей их употребления. Основными функциями языка являются: коммуникативная – быть важнейшим средством человеческого общения, и речемыслительная (когнитивная, гносеологическая) – быть средством формирования и оформления собственно человеческой, о с о з н а н н о й мысли. Кроме того, выделяют эмоциональную (эмотивную) – быть одним из средств выражения чувств и эмоций, и метаязыковую (металингвистическую) – быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка, функции. Говорят также о контактоустанавливающей (фатической), волюнтативной (воздействия), конативной (усвоения) и некоторых других функциях языка.

2. Речь – процесс реализации языка (языковой системы), конкретное говорение. Речь имеет две формы: звуковую (включая и внутреннее проговаривание – внутренняя речь) – устная речь, и письменную – письменная речь. Результатом речи является устный или письменный текст.

Язык и речь – это не разные явления, а разные стороны одного явления: «Язык есть речь, взятая со стороны общего и постоянного. Речь есть язык, взятый со стороны единичного и переменного. Всякая лингвистическая единица одной стороной обращена к языку, а другой к речи» (Т. П. Ломтев).

3. Текст (от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) – результат конкретной реализации в речи языковой системы (языка), объединенная смысловой связью последовательность вербальных (словесных) знаковых единиц (устная или письменная). Основными свойствами текста являются целостность и связность.

В лингвистической науке существуют два понимания текста – узкое и широкое.

Текст в узком смысле – это письменное речевое произведение, конкретное, завершенное и целостное, это «произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа; произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи…» (И. Р. Гальперин).

Тексты (или языковой материал) в широком смысле – «совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или иную эпоху жизни данной общественной группы» (Л. В. Щерба), то есть текст – это л ю б о е устное или письменное речевое произведение от однословного высказывания до большого литературного романа и т. п. В этом случае результат двухсловного речевого акта ребенка (Мама – молоко и т. п.) и, допустим, роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» являются текстами, хотя, конечно, и разными.

При узком понимании текста его целостность рассматривается как единый смысловой стержень, проходящий через весь текст, как его смысловое единство. Связность текста трактуется как условие его целостности. При этом различают связи внешние, формально-грамматические и связи глубинные – смысловые, логические, художественно-образные, ассоциативные и другие. Связи разного вида существуют как между отдельными словоформами в предложении, так и между самими предложениями, сверхфразовыми единствами и т. д.

При широком понимании текста основное внимание уделяется его цельности (не целостности!), которая заключается в диалектическом отнесении данного текста к одному объекту, простому или сложному. Акцент в этом случае смещается от изучения связности к изучению цельности. Внешние (формально-грамматические) связи вообще отводятся на второй план и им придают факультативный (необязательный) характер (Петя – кушать! и т. п.).

4. Языки мира – это языки народов, населяющих (или населявших ранее) земной шар. По разным подсчетам в настоящее время ученые выделяют от 2,5 тыс. до 5 тыс. языков.

Существуют две важнейшие классификации языков мира: 1. Типологическая, заключающаяся в выявлении основных типов грамматического строя языка и 2. Генеалогическая, основанная на выявлении исторического родства языков (историко-генетическая классификация). В последнем случае родственные языки принято объединять в большие семьи – индоевропейскую, семитскую, тюркскую и другие (примерно – 24 семьи), которые подразделяются на ветви (группы) и группы (подгруппы).

5. Русский язык – один из языков мира.

По генеалогической классификации языков мира русский язык относится к восточнославянской подгруппеславянской ветвииндоевропейской семьи языков. Кроме русского языка в эту подгруппу входят украинский и белорусский языки. Все эти языки выделились в 14–15 вв. из распавшегося древнерусского языка. Помимо восточнославянской подгруппы в славянской ветви отмечают еще южнославянскую (живые – болгарский, македонский, сербохорватский и словенский языки, мертвый – старославянский язык) и западнославянскую (живые – польский, чешский, словацкий, кашубский, лужицкий языки, мертвый – полабский язык) подгруппы. Все славянские языки имеют в своей основе существовавший еще в доисторический (дописьменный) период общий источник, который обычно называют праславянским (или общеславянским) языком.

6. Синхрония (от греч. syn – совместно + chronos – время, т. е одновременность) – состояние языка в определенный момент его исторического развития в качестве цельной системы как предмет лингвистического изучения: русский язык пушкинской эпохи, современный русский язык и т. п.

7. Диахрония (от греч. dia – через, сквозь + chronos – время, т. е разновременность) – историческое развитие языка как предмет лингвистического изучения, восстановление основных закономерностей развития языка как системы.

Синхроническое и диахроническое рассмотрение языка не оторваны друг от друга, а дополняют и обогащают друг друга.

8. Современный русский язык. Понятие современный русский язык в научной литературе употребляется в узком и широком смыслах.

1. В широком смысле под этим понятием подразумевают язык от Пушкина (пушкинской эпохи) до наших дней. Такой подход находит отражение и в иллюстративных материалах основных толковых словарей современного русского языка (СУ, БАС, МАС и др.).

2. В узком – русский язык послереволюционного (1917 г.) времени (СО).

3. Некоторые исследователи говорят о 3-х периодах в развитии русского языка после Октябрьской революции: 1-й – 20-е годы, 2-й – 30-40 годы, 3-й – с начала 50-х годов до настоящего времени. В этом случае возможна наиболее узкая трактовка понятия современный русский язык – это язык от послевоенных (Великая Отечественная война) лет до настоящего времени, то есть язык трех сосуществующих и взаимодействующих поколений – дедов, отцов и детей.

Различные научно-методические цели и задачи исследования и описания современного русского языка определяют и выбор его хронологических границ.

9. Современный русский литературный язык – разновидностьсовременного русского национального языка, отличающаяся большей или меньшей обработанностью, тенденцией к регламентации,полифункциональностью и стилистической дифференциацией.

В вопросе, что считать литературным языком, среди исследователей не существует единого мнения.

Традиционно под ним понимается язык высшего качества, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа. При этом обычно ссылаются на известное разграничение А. М. Горького: «сырой язык — язык, обработанный мастерами». Однако в этом случае выделяется лишь литературный язык экстра-класса и противопоставляется все профессиональное «кустарному и самодеятельному» (ср., например, понятия профессиональной и народной музыки, профессионального и народного промысла и т. п.). Круг носителей литературного языка при этом суживается лишь до элиты общества, а сам литературный язык оказывается явлением достаточно замкнутым, ограниченным и элитарным («кастовым», «культовым» и т.п.), то есть языком избранных.

Разнообразные процессы (как объективного, так и субъективного характера), происходившие (и продолжающие происходить) в русском обществе на протяжении последних двух столетий и достаточно полно отразившиеся в самом языке, привели к тому, что с 60-х гг. XX в. понятию литературный язык стали придавать более широкое значение. Объясняется это как экстралингвистическими (заметным расширением круга носителей русского литературного языка), так и собственно лингвистическими (значительной демократизацией и либерализацией самого литературного языка) причинами.

При определении круга носителей литературного языка в этом случае учитывают такие факторы, как:

1) данный язык родной для его носителей;

2) носители литературного языка имеют высшее или среднее образование;

3) носители литературного языка – жители городов.

В этом случае литературный язык начинает занимать более широкое пространство в структуре современного русского национально языка, а его границы оказываются значительно более размытыми и диффузными.

10. Современный русский национальный язык – это язык русской нации в целом, разноаспектная система, обеспечивающая коммуникацию во в с е х сферах общественной жизни этой нации.

Источник

Что в философии понимается под языком?

совокупность воззрений на то, что представляет собой язык философии.

Язык в узком смысле слова–это понятие включает в себя все естественные человеческие языки, как обычные, устные, так и жестовые языки глухонемых, но в него не входят, например, “язык” кино, “язык” цветов или “язык” пчелиных танцев. В этой книге под словом “язык” будет пониматься только “язык в узком смысле”

В широком же смысле слова язык— это всякая коммуникация посредством знаков (именно таким «языком» обладают, например, пчелы). В строгом, или специфически человеческом, смысле — способность к говорению (потенциальный язык) или все существующее многообразие человеческих языков.

Перечислите функции языка

1. Коммуникативная: язык – это средство общения. Цели коммуникации разнообразны: передать информацию, т.е. сообщить некоторые значимые и доступные для понимания сведения (основная функция), оказать влияние на адресата, поделиться чувствами и т.д.

2. Когнитивная (лат. cognitio ‘знание, познание’): язык – это орудие мышления и познания.

8/6. В философии под способностью понимается то, что в психологии и педагогике обычно называется «психической функцией», «психическим процессом», то есть не степеньразвитости функции, не ее ориентированность, не какие-либо знания и умения (таланты), асамо по себе условие осуществления какой-либо деятельности, например «способность кпознанию» как таковая.

Назовите некоторые элементы структуры сознания, большинство из которых (если не все) может рассматриваться в качестве познавательных способностей.

1. Воображение– способность к преобразованию материала, к созданию новых образов.

2. Память – способность хранить и воспроизводить информацию.

3. Внимание– способность сосредоточиться на определенном объекте.

4. Интуиция – способность к непосредственному (внезапному) усмотрению истины.

5. Действие – способность к знаково-символической деятельности.

6. Чувства– отражение объекта в форме сильного переживания, сопряженного с оценочным отношением к объекту.

7. Установка– готовность, предрасположенность воспринимать, мыслить, действовать определенным образом, сформировавшаяся на основе предшествующего опыта.

8. Воля – способность к управлению поведением и психическими процессами, к выбору цели и к ее достижению, решимость совершить то или иное действие.

8/7. Назовите четыре-пять отличий чувства от эмоции. Чувства отличаются более высокойстепенью… (чего?)

8/8. Психика особенность процесса познания (и особенность психики), выражающаяся в том, что обычно знания признаются истинными без видимой проверки; особое состояниегармонии с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой, состояние единстваинтеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер.

8/9. Слова «знак» и «символ» могут употребляться как синонимы, но часто между ними проводятся различия. Чем символ отличается от знака?

символ отличается от знака (знака-копии) тем, что он не совпадает с предметом отражения по многим параметрам

8/10. Интеллект – это не элемент в структуре сознания, а уровень развития познавательной сферы в целом, общее качество мыслительной деятельности.

Какие параметры интеллектаподлежат количественной оценке?

-объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, орудийной деятельности, логике,

-многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации,

Тема 9. Познание. Концепции истины

9/1. Представления о познавательном процессе конкретизируются посредством пары предельно общих гносеологических категорий «субъект познания» и «объект познания».

Согласно учению Декарта, субъект – то, что дано само по себе; то, чему приписывается познавательный процесс, и что само ничему другому приписано быть не может. Объект же дан только через его отношение к субъекту. Бытие субъекта самоочевидно. Объект же, возможно, существует вне мышления (конь), а возможно, и нет (Пегас). В современной философии субъект и объект понимаются несколько иначе.

Субъект – это носитель сознания и практической деятельности (индивид, группа, общество, сознание, Я, душа, дух). Объект – то, что противостоит субъекту в процессе познания и практики, то, на что познание направлено.

Все философы согласны с тем, что существует различие между познающим (субъектом) и познаваемым (объектом). Но в остальном единства нет.

Сформулируйте гносеологические вопросы, в зависимости от ответа на которые складываются различные концепции истины.

1. Гносеологический оптимизм.

9/2. Установите соответствие между названием концепции истины и тем, что в данной концепции утверждается.

1. Корреспондентная-Истинными называются вещи, события, которые соответствуют своему предназначению, идеалу. Истина – это характеристика не наших знаний, а самого бытия, указывающая на его подлинность, полноту.

3. Прагматическая-Утверждение (или убеждение) истинно, если соответствует действительности. Истина – это согласие интеллекта с вещью.

4. Конвенциалистская- Истины – это произвольные соглашения между людьми

5. Онтологическая-Утверждение (или убеждение) истинно, если согласуется с другими знаниями. Истина – это согласие мышления с самим собой, с ощущениями, с априорными формами и т.п.

9/3. Выберите точную противоположность гносеологической категории «истина».

1. Незнание. 2. Заблуждение. 3. Ошибка. 4. Ложь. 5. Кривда. 6. Невежество. 7. Неправда.

9/4. Раскройте философский смысл понятия «достоверное знание».

Достоверным называется знание (какое?), вера в истинность которого строго обоснована методами, принятыми на данном историческом этапе развития науки; вероятным — знание, истинность которого этими методами лишь подтверждена.

Достоверность обуславливается (чем?)получением достоверной информации об исследуемом явлении (например, за счет всестороннего анализа работ предшественников в области исследования), обоснованным выбором исходных положений, использованием достижений фундаментальной науки и обоснованным применением уже апробированного научно-методического аппарата.

9/5. Практика – способ отношения к миру, отличающий человека от остальных животных, деятельность чувственно-предметная, общественная, целеполагающая, преобразовательная.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1206 ;

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector