Язык в виде символов

Билет №5. Язык и семиотика. Понятие знака, типы знаков. Особенности языкового знака.

Язык – система знаков.

Языковые системы бывают:
— искусственные (напр. ноты)
— естественные знаковые системы (человеческий язык)

Человеческий язык – это особенная система знаков, имеющая свойства, которые отличают его от всех остальных знаковых систем. Человеческий язык – первичная знаковая система. Все остальные зн. системы – вторичны. Первичность чел. языка проявляется в том, что все остальные системы либо возникли на базе человеческого языка, или же они могут быть объяснены с помощью человеческого языка. Человеческий язык возникает и развивается стихийно на протяжении тысяч лет. В человеческом языке примерно 50% избыточностей. Также в человеческом языке много неточностей. Другие языковые системы таких неточностей и избыточностей не имеют. Также человеческий язык – открытая система, в то время как другие системы закрыты: человеческий язык всегда пополняется новыми элементами, а другие знак. системы не пополняются. (всего существует 7 нот, нельзя ввести 8ую). Человеческий язык – система, с помощью которой можно описать любое содержание. Язык – общедоступен, он принадлежит всем. Остальные знаковые системы известны только ограниченному кругу специалистов.

Различные концепции знаков. Существуют разные точки зрения насчет сущности знака.

Ф. Де Соссюр, Пирс – знак: двусторонняя сущность. Это относится к любому знаку, не только к лингвистическому.

Существует три типа знаков: (по Пирсу)

1. Знаки-иконы (иконические знаки) – они внешне отражают форму изображаемого предмета. Напр., метафоры (ед. языка) – сравнение на основе сходства.

3. Знаки-символы (относительно произвольные и условные). К этому типу относится большинство единиц языка.

Морис – основоположник семиотики. Семиотика включает в себя несколько составляющих:
—синтактика – отношения знаков к знакам.
— семантика – отношение знаков к называемым им предметам
— прагматика – отношение знаков к пользователям языка.

Лингвистический знак – это материальный, чувственно воспринимаемый и воспроизводимый в речи предмет, который служит для обозначения чего-то, находящегося вне его. У знака две стороны: означающее и означаемое(предмет). Первыми о двусторонности знака говорили греки (еще до Соссюра) Знак должен быть материальным. Знак лишь указывает на что-то, но это не заключено в самом знаке.

Свойства знака. Свойства знака также проходят через призму двусторонности.

· материальность и идеальность. Знак – единство звуковой оболочки (акустического образа) – означающего (формы) и обозначаемого им понятия – означаемого. Означающее материально. (его можно произнести). Означаемое – идеально (значение хранится и расшифровывается в нашем сознании)

· произвольность. Соссюр считал это свойство самым главным. Связь между предметом и звуковой оболочкой в основном случайна, т.е. немотивированна. Однако не все слова являются немотивированными. Напр. если числительное 9 немотивированно, то производное от него 900 – мотивированно. Это значит, что все производные слова мотивированны. К отчасти мотивированным словам относятся звукоподражания, т.к это воспроизведение звуков живой природы. Попадая в язык, эти звуки приобретают все грамматические свойства этого языка. Напр., квакаенье, кукушка. Правда, в разных языках люди по-разному слышат звуки, издаваемые природой. Например, мычание коров в голландском языке звучит как «буу», а не «муу». К мотивированным словам относится также небольшое число непроизводных слов. Напр., окно произошло от слово око, т.е то, что видит око; стол – застилать; table – tabula (доска). Можно сделать вывод, что в основном знаки навязаны. Человек пользуется уже созданными знаками и их значением, то есть они навязаны предыдущим поколением => непроизвольное отношение к говорящему.

· Изменяемость и неизменяемость. Этими свойствами занимался Пауль. Как может меняться знак?

— означающее может меняться, а означаемое нет. Напр., латинское camera перешло в chambre во фр. Произошла назализация «а» и появление случайного b. (вставка)

— когда меняется означаемое. Может происходить расширение или сужение значения слова., Слово называет ряд предметов, а со временем он увеличивается. Например, названия пальцев мизинец, безымянный, средний, указательный, большой. Раньше только большой палец назывался пальцем. Слово boucher произошло от слова bouc. Поэтому раньше boucher – тот, кто торговал козлятиной. Сейчас – тот, кто торгует любым мясом. Или saison раньше значило только время жатвы. А сейчас это любое время года.

Также слово может улучшить или ухудшить значение. Напр., сволочь сейчас имеет отрицательный оттенок. Раньше это слово обозначало обоз, который тащился позади армии, там были не очень порядочные люди.

На материале родственных языков этот процесс видно лучше. Сербскохорватский: позорница—сцена; польский: урода – красавица; чешский: вонявки – духи.

Ухудшило свое значение слово «девка». Раньше это было название по профессии (сенная девка, девка-золовка), потом это слово приобрело отрицательный оттенок. «Оборзел» и «борзый» произошло от нейтрального обозначения породы собак. «Тройка борзая бежит»

Слово «парень» улучшило значение. Раньше носило уничижительный оттенок – фабричный паренек. Раньше нейтральным было юноша. Сейчас юноша ушло из употребления, а слово парень стало нейтральным.

Неизменяемость. Для того чтобы язык выполнял свои функции (передавал инфу другому поколению), он должен какое-то время сохранять стабильность, иначе утратится взаимопонимание. Важная причина стабильности – производность. У людей нет повода заменять одно немотивированное название на другое. Косность говорящей массы связана с тем, что люди консервативны в использовании знаков. Кроме того, сама сложность системы языка препятствует стремительному изменению языка. В системе все компоненты взаимосвязаны. Если меняется какой-то фрагмент системы, то меняется и вся система. Русисты не могут провести языковую реформу. Единственная реформа, которая безболезненно отразилась на языке – это изъятие «ять».

Источник

Древнейший универсальный язык символов

До возникновения письменности люди использовали универсальный язык символов. Остатки и отголоски этого языка присутствуют в современной культуре.

В основе этого древнейшего праязыка лежат две категории, вокруг которых группируются все символы, которые в большинстве своём неиерархичны, но взаимосвязаны по смыслу. Почти все символы парные. Один символ из пары тяготеет к одной главной категории, а второй — к другой.

Главными категориями является пара: Мужское — женское. Все символьные пары сквозным образом связаны друг с другом по смыслу. Именно эта сквозная смысловая связь делает эти пары символов языком, с помощью которого можно легко расшифровывать смысл древнейших мифов, изображений, пластики и сооружений.

Далее перечислены некоторые пары, сгруппированные для удобства восприятия в условные смысловые группы.

Структура языка

Главные (сквозные) категории

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Группа №4

Группа №5

Группа №6

Группа №7

Группа №8

Можно привести и другие пары. Но для понимания структуры и принципа «работы» данного языка этих пар вполне хватит.

Эти пары символов пронизаны сквозной ассоциативной связью. Например, отец — это творец души (ребёнка). Светлый день, когда светит солнце, — это время применения его силы на охоте. Он крупный и высокий как гора, которая устремлена в небо. Выше, чем мать. Он сильный как бык, быстрый как олень, страшный как медведь. Его инструменты — дубина, молот, топор и копьё. Он подобен твердому и прямому стволу дерева или столбу.

Мать даёт тело ребёнку. Она является мягкой и влажной утробой, как пещера внутри горы. Как земля для растений, по которой пресмыкаются змеи и другие рептилии. Как водная бездна. В полутьме пещеры она занимается хозяйством и детьми. Она округлая. Её время ночь (когда светит луна, летает и плачет сова), когда она (мать) соединяется с мужчиной (отцом). Он (отец) входит к ней (матери) как луч солнечного света во время солнцестояния «входит» во тьму дольмена (храма) через каменный вход, попадая на воду в бассейне внутреннего помещения (святая святых), озаряя всё внутреннее помещение лучами света из бассейна (внутреннее строение некоторых сохранившихся дольменов в Англии). Её инструмент — посуда и серп.

Развитие языка

Этот язык возник до письменности и ещё в дописьменнный период претерпел серьёзные изменения, которые связаны с религией. Этот язык был культовым и описывал создание мира. По аналогии с зачатием и рождением ребенка (новая жизнь) древние люди описывали создание мира как соединение мужского и женского первоначал. Соответственно религиозные обряды включали в себя соединение мужчины и женщины, которые отождествлялись с соответствующими первоначалами.

Можно предположить, что люди воспринимали эти два первоначала как некоторые абстрактные категории. Об этом может говорить схематичность культовых объектов (артефактов и храмов). Например, палеолитические Венеры имели отчетливо выраженные органы воспроизводства, а лиц не имели — голова, ноги и руки изображались исключительно схематично. Менгиры также являлись исключительно схематичными сооружениями.

Первое искажение — обмирщение

В дальнейшем параллельно шли несколько процессов, которые сказались на языке символов:

Результатом этих процессов стал сначала стереотеизм (Бог-Отец взаимодействует с (богиней) Великой Матерью для создания мира), а потом и политеизм (когда локальные стереотеистические персонификации размножились и наложились друг на друга в империоподобных обществах Египта, Месопотамии, Греции и др.).

Возможно, во времена акцентирования женского начала и одновременного его нравственного осуждения, возникли следующие символьные пары (также соответствующие мужскому и женскому) как осознание происходящих в религии и культуре процессов:

Таким образом, в ранее нейтральных сбалансированных парах появились сквозные морально-нравственные оценки. Баланс был нарушен. Так ночь, луна, тьма, хаос, бездна, змея, сова, черный цвет, пещеры, подземелья и т.п. стали ассоциироваться с чем-то плохим и злым. А богини становились всё более отрицательными, сюжетно «затягивая» за собой и мужские божества. Поэтому, например, Платон возмущался, что современная ему мифология развращает молодёжь и не даёт положительных образов богов и героев, на которых молодые люди могли бы равняться.

Гипертрофия женского начала, а также политеизм, дали эффект, который отразился в мифологии как оскопление верховного мужского божества. Этот мотив есть как в средиземноморской мифологии (оскопление Урана), так и в месопотамской (оскопление Ану), и в египетской (оскопление Сета). Оскопление осуществлялось серпом — символ луны, ночи, тьмы и т.д.

Имена Урана и Ану не только созвучны, но и символически тождественны. По всей видимости, они имеют значение: один, единственный. Ур-ана, Ану — один (единица) — уан (по-английски), уно (по-итальянский, по-испански), айнц (по-немецки), un (по-французски). При этом слово «ан» по-шумерски означает «небо». Возможно, единица — это черта, которая уходит или направлена в небо. В противоположность мужской «единице» можно привести, например древнее египетское божество первозданного океана Нун (не-ун — не единый, хаос, пустота, бездна, вода). Также не исключено, что имена месопотамских городов Ур и Урук каким-то образом связаны с богом, которого в Средиземноморье называли Ураном, либо прямой связью, либо народной этимологией.

У римлян имя Урана звучит как Целлум — целый, единый, абсолютный.

Таким образом, в оскоплении Ану, Урана или Целлума мы видим мотив вытеснения мужского первоначала из культуры и богослужения «тёмным» женским первоначалом, которое, напротив, набирает силу.

Возможно, придание ценностного, нравственно-морального сквозного смысла изначально нейтральным парам символов было первым значительным историческим искажением древнего языка символов.

Второе искажение — рождение монотеизма

Когда характер языческого (политеистического) богослужения дошел до диких оргий в пьяном угаре (например, финикийцы стали использовать для «обрядов» более крепкое, чем пиво, вино), членовредительств (включая ритуальное оскопление) и жертвоприношений, благочестивые люди предприняли «реформу», которая заключалась в возврате к почитанию почти забытого Бога-Отца — Творца-Создателя мира, а также в полном забвении женского первоначала как «тёмного» земного оргиастического образа. Так появился монотеизм.

Монотеизм усилил ценностную морально-нравственную сквозную связь женских символов с тёмным злом, а мужских со светлым добром. Одновременно произошла путаница некоторых символов. Например, ранее положительный мужской символ огня был перенесен в «темную» область, чёрный цвет был перенесен из «темной» области в «светлую», а пещера стала атрибутом самых ревностных монотеистов (монахов-отшельников). «Мужские» рога языческих божеств стали символом сатаны — врага монотеистического Бога. Некоторые другие символы также были «спутаны» похожим образом.

Путаница значений символов

Огонь был атрибутом языческих культов, с которыми боролись монотеисты. В частности финикийцы предавали детей и стариков огню в честь Баала и Астарты. Поэтому в монотеистической картине мира огонь «перекочевал» в злую преисподнюю, ад (бывший Аид, который у греков был тёмным и сырым, без огня). Около этого же времени или позже «женские» по символике драконы, которые ранее были холодными водными чудовищами-рептилиями, научились вдруг плеваться «мужским» огнём. Классический дракон именуется змеем, обладает чешуёй рептилии, живёт в холодной и тёмной пещере и спит на золоте и драгоценных камнях, отобранных у преданных лютой смерти жертв. Всё это «женские»символы. А вот огонь драконов, рога и отчасти крылья — это уже больше «мужские» символы.

Одежды жрецов Баала и других языческих священников по всей Европе были белыми. Поэтому христианские священники и монахи выбрали своим цветом чёрный, как цвет «мужского» аскетизма. Монашеская традиция придала пещере оттенок благости и святости. Ранее пещера несла отчётливую символику женского первоначала как утробы матери-земли.

Перепутанные символы стали «всеядными» — они теперь используются как в положительном, так и в отрицательном виде. Адский огонь сосуществует с небесным огнём, который сопровождает явления монотеистического Бога и Его ангелов. Рога изображаются как у сатаны, так и у Моисея, величайшего из пророков Бога. Таких примеров можно привести много.

Необходимо понимать причины и суть этих двух глобальных искажений, чтобы «увидеть» древнейший язык символов в его первозданной чистоте и в его развитии в течение тысячелетий неприсьменной и письменной эпох человечества. Знание этого языка позволит лучше понимать образы древних мифов и сказаний, которые дошли до нас. Этот язык отличается исключительной поэтичностью и образностью, не даром большинство мифов и сказаний дошли до нас в стихотворной, поэтической форме гимнов и песен.

Современное состояние

С другой стороны, наблюдается новый виток забвения мужского первоначала Отца-Творца и гипертрофии женского первоначала, но уже не в виде женских богинь, а в виде идеологии городского атеистического материализма. Великая Мать-материя, посредством которой Отец-Творец создал мир, остывает от Его прикосновения, вытесняет Отца и превращается во всеобъемлющий абсолют, деспотично довлеющий над всем, не терпящий себе альтернативы. При этом женское материальное первоначало, которое не уравновешивается и не сдерживается мужским духовным первоначалом, затягивает мир в покой смерти, тьмы, небытия, пустоты, мрака, бездны и хаоса. Как Тиамат, которая хочет уничтожить своих назойливых и беспокойных детей-богов. Как Гея, которая тяготится любвеобилием Урана, за что последний и подвергся оскоплению. Сотворенный изначально сбалансированный мир, сегодня лишен баланса мужского и женского начал, и всё больше «заваливается» в «женский» хаос небытия.

Все эти процессы мы можем осознать, только поняв древнейший язык символов, который использовали наши великие предки и который находится сегодня у нас глубоко в подсознании, выходя наружу только в виде непонятных для большинства людей основательно забытых архетипов.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector