Язык важнейшее средство человеческого общения 5 класс

Урок разработан для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Разработала и провела учитель русского языка и литературы Спиридонова Наталья Владимировна.

Язык и человек. Общение устное и письменное.

1) Предметные (образовательные): продолжить формировать понятие о языке как средстве общения, показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию (общение) ; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”

2) Развивающие (коррекционные): развивать мышление детей (учить анализировать,

сравнивать, обобщать), развитие связной устной речи, развитие письменной речи,

выявление нарушений устной и письменной речи.

3) Личностные (воспитательные): развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем; прививать интерес к русскому языку, расширять словарный запас и кругозор учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

— по источнику знаний: словесный, наглядный;

— по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

— по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Межпредметные связи: литература; история.

1) Организационный момент (создает эмоциональный настрой на работу; проверяет готовность обучающихся к уроку, создание у учащихся рабочей настроенности).

2) Мотивация учебной деятельности.

Беседа о языке как средстве общения.

Давайте вспомнить, что такое язык? (слайд 2)

Работа по учебнику: стр.4 упр.1 (1,2 абзац)+ ролик (история появления языка).

Наш прекрасный русский язык.

Как вы понимаете данное высказывание великого писателя? ( эпиграф записан на доске)

А какую мы поставим цель?

3) Учебно-познавательная деятельность ( организует работу по изучению материала урока ).

Какими примерами вы можете доказать, что язык-это средство общения? (ответы детей+слайд 4)

Общение-взаимные отношения(слайд 5) + стр.6 упр.5 (схема) – обсуждение в парах, итог обсуждения. Итак, мы делимся своими чувствами, мыслями, наблюдениями-мы общаемся.

В мире существуют и “бессловесные” языки. (дети высказывают свои предположения+ слайды6.7.8.9).

Физминутка (Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия общего и локального утомления и вносит игровой момент в изучение темы).

Язык мимики (радость, удивление, задумчивость).

Язык жестов (холодно, радость, успех).

4. Обобщение и закрепление знаний.

Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. (слайд 11)

Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. (стр.7 упр.7)

Возвращаемся к эпиграфу нашего урока. Записываем в тетрадь (акцент на правильной записи эпиграфа).

Проговариваем: общение устное и письменное.

5. Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.

Давайте подведём итоги. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— в мире существуют “бессловесные” языки

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— общение бывает письменное и устное

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

Мы с вами поставили цель в начале урока. Всё у нас получилось?

Слайд. Смайлики. Выбрать и нарисовать на полях.

6. Домашнее задание:

Стр.6 упр.6 списать+задание (номера предложений не пишем).

Дополнительное задание по желанию (для составления характеристики класса и выявлению индивидуальных особенностей учащихся): стр.8 упр.10. Выполняется устно.

* см. конспект(то что подчеркнуто, записываем в тетрадь.

— в мире существуют “бессловесные” языки

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— общение бывает письменное и устное

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

— в мире существуют “бессловесные” языки

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— общение бывает письменное и устное

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

— в мире существуют “бессловесные” языки

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— общение бывает письменное и устное

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

— в мире существуют “бессловесные” языки

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— общение бывает письменное и устное

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

— в мире существуют “бессловесные” языки

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— общение бывает письменное и устное

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

— в мире существуют “бессловесные” языки

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— общение бывает письменное и устное

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

— в мире существуют “бессловесные” языки

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— общение бывает письменное и устное

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

Источник

«Язык как средство общения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Язык – важнейшее средство общения (вводный урок–путешествие в 5-м классе)

показать функции русского языка; выявить и пополнить знания учащихся об истории русского языка;

развивать чувство любви и уважения к родному языку, русской культуре;

создать положительный эмоциональный настрой на изучение русского языка в пятом классе.

учебник, копия кириллицы (на каждом столе),

карта Киевской Руси,

репродукции иконы «Кирилл и Мефодий», картин («Три богатыря и т.д.»), копии фрагментов летописей,

старинные вещи (если есть возможность).

I. Организационный момент.

Готов ли ты начать урок?

Все на месте? Все в порядке?

Учебник, дневник, ручка, тетрадка?

С усердием трудитесь!

2. Знакомство с учениками, представление учителя.

II. Вступительная беседа.

Путешествие в историю языка, нашего родного русского языка.

Все мы читаем, пишем, разговариваем на русском языке. Вы пришли на урок русского языка.

что такое язык? (покажите, а еще?)

для чего нужен язык? /разговаривать, общаться/

как мы можем общаться? / разговариваем, т.е. устное общение/

а если собеседник далеко, а телефона нет? / пишем, т.е. письменное / Значит, речь бывает устной и письменной.

III. Новый материал.

1. Что возникло раньше: устная речь или письменность?

Вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.

2. Давайте отправимся в путешествие в прошлое нашего народа, когда наши далекие предки славяне умели говорить, но не умели писать. Они могли только запоминать и рассказывать.

4. Вторая остановка.

(фрагмент видеофильма «История русской словесности»)

Они создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА.

— Для чего создали кириллицу?

Значит, это был не повседневный, разговорный язык, а священный, чтобы обращаться к Богу.

IV. Знакомство с Кириллицей (у каждого на парте ксерокопия).

1. Посмотрите на эту азбуку.

в старой азбуке или в современном алфавите больше букв?

как называется первая буква?

прочитайте две вместе, что получилось?

2. Еще один секрет Кириллицы:

3. Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось. Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари.

Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение «писать с красной строки».

Книги ценились буквально на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.

Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров.

Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства. Это тоже общение.

А что оставите ВЫ? У вас все впереди!

1. Кто, когда создал Азбуку?

3. Как она называется?

4. Как она изменилась?

5. Что вы запомнили из сегодняшнего урока?

6. Почему важно «буквы знать»?

Оставим зарубки на память, запишем в тетради:

В девятом веке Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

Ее называют Кириллицей.

7. Для чего же служит язык?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ряд методистов и психологов авторов определяют мотивацию как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения формирования учебно-позна.

Урок разработан для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития).

Вводный урок. Учащиеся учатся извлекать информацию из разных источников.

конспект урока по русскому языку для СПО 1 курс.

Презентация к выступлению на РМО по теме :Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка. В презентации рассм.

Источник

Урок по русскому языку: Язык как средство общения.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Вводный урок. Учащиеся учатся извлекать информацию из разных источников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Посельская средняя общеобразовательная школа»

Урок по русскому языку по ФГОС

Учебник: УМК. (Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение Т.А.Ладыженской.)

Тема: Язык как средство общения.

Учитель русского языка и литературы: Панькова З.В.

Тип урока. Вводный урок.

Образовательные : 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме (с помощью графических символов).

2.Формировать язык предмета.

3. Формировать речеведческие умения.

Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор уч-ся.

3. Развивать память и внимание.

Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь русскому языку, к окружающему миру.

2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.

Цели как деятельность учеников.

М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, схемы и т.д.).

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

1ЛР: менять стратегию чтения в зависимости от вида чтения, находить главную мысль в текстах о языке и слове, интерпретировать содержание.

2ЛР: выявлять отличия языка от других средств общения, в том числе у животных.

7ЛР: осознавать язык как часть культуры и национального достояния.

Формирование УУД, технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация умений читательской деятельности на основе вступительной статьи «Как работать с учебником?» и содержания учебника.

1. Рассматривание учебника.

– Что можете сказать об учебнике? об авторах?

– Вспомните (предположите), о чём говорится в каждой из частей? (О целях обучения русскому языку, открытии новых знаний – проблемном диалоге, условных обозначениях.)

– Обратите внимание на условные обозначения.

– Какие знаки могут встретиться около слов?

– Знакомы ли они вам? (Те же были в учебниках для начальной школы.)

3. Обсуждение содержания учебника.

– Просмотрите рубрику «Что ты будешь изучать и чему учиться в этом году». Какие понятия кажутся знакомыми? Какие – новыми?

– Изучения какого раздела вы ждёте и почему?

– Как строится учебник? Откройте содержание. Просмотрите названия, выделенные крупным шрифтом.

– Какое понятие лежит в основе изучения русского языка в 5­м классе? (Слово.)

4. Решение проблемной задачи.

Английский писатель XVIII века Дж. Свифт в своём романе о путешествиях Гулливера («Путешествие в Лапуту…») рассказал о проекте одного учёного:

«…Проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этого проекта ссылался, главным образом, на его пользу для здоровья и сбережения времени. Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло и лёгкие и, следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть только названия вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний…

Единственным его неудобством является то обстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре…

Зато великим преимуществом этого языка является его международный характер. У всех цивилизованных наций мебель и домашняя утварь более или менее одинаковы. Благодаря этому посланники при помощи вещей могут легко объясняться с иностранными королями или министрами, язык которых им совершенно неизвестен».

– Что вы думаете об этом проекте? Попробуйте объяснить, почему в основе курса русского языка у авторов учебника лежит слово.

5. Оформление тетрадей.

Учитель сообщает детям, что так же, как и в начальной школе, после записи числа и «Классная работа» нужно пропускать две строчки, поскольку тему урока они будут открывать и формулировать самостоятельно. Запись темы возможна на любом этапе урока.

1. ориентироваться в учебнике: на развороте, в оглавлении, условных обозначениях;

2. извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

воспитание нравственного чувства, этического отношения к языку и его носителям.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector