Язык высшего образования на украине

Иностранные студенты Украины предпочитают учиться на русском языке (I)

Из-за войны на Донбассе, политической нестабильности и опасений за свою жизнь многие иностранные студенты начали расторгать контракты на учёбу и покинули Украину. В 2013/2014 учебном году контингент иностранных граждан в высших учебных заведениях Украины составлял около 70 000 студентов из 145 стран мира.

В 2014/2015 году их число сократилось до 63,3 тысячи студентов. Представители Министерства образования и науки Украины 7-тысячный спад студентов за один только военный год лишь печально констатируют.

Однако ни война, ни ощутимое сокращение количества иностранных студентов на Украине пока не влияют на желание оставшихся студентов получить диплом о высшем образовании и на выбор ими языка обучения.

Как видим, примерно 80% вузов готовы работать (работают) по формуле «Равноправное двуязычие (украинский, русский) плюс один или несколько иностранных на выбор». Лишь 17% сужают обучение на «єдиній мові».

Вузовская география «єдиномовного» преподавания и «мова плюс английский», в которых русский язык исключён априори, предсказуема – большая часть из них, примерно 75%, сосредоточена в западных регионах Украины (13 вузов) и в Киеве (10). Оставшиеся 12 вузов по 1-2 распределены по остальным областям страны.

На другом полюсе многоязычного преподавания находится Донецкий национальный университет, поставивший рекорд по количеству предоставляемых студентам языков обучения – их целых пять: русский, украинский, английский, немецкий, французский. Известно, что этот университет сохранил лишь название «Донецкий», поскольку после начала т. н. АТО из ДНУ часть студентов и преподавателей перевели из Донецка в Винницу. Донецкий НУ в Виннице – единственный вуз Украины, который стал членом ассоциации Guide (Глобальные университеты дистанционного образования).

МОН Украины предоставляет и другие данные о языке обучения иностранцев в вузах Украины.

В связи с военными действиями в Донбассе большинство из почти 6 тысяч иностранных студентов (5985), обучавшихся в 2014 г., либо уехали на родину, расторгнув контракт, либо перевелись в более «спокойные» места: Одессу, Киев, Харьков, Львов.

Иностранные студенты учатся преимущественно в вузах Харькова, Киева, Одессы, Днепропетровска (Днепра), Запорожья, Винницы, Львова.

Данные МОН Украины на 1.01.2016

Эти города, кроме Винницы и Львова, – традиционно русскоязычные. Факт, который также работает в пользу выбора студентами русского языка обучения. Около 50-55% всех иностранных студентов учится в двух городах – Харькове и Киеве. До госпереворота и начала т. н. АТО значительную часть иностранных студентов принимали вузы Донецка и Луганска.

Среди негосударственных 27 вузов Украины обучение иностранцев на украинском языке ведется лишь в двух вузах, в двадцати преподают на украинском и русском, пять вузов предлагают преподавание на украинском, русском и одном из иностранных.

После 25 лет независимости и повсеместного навязывания украинского языка 85% вузов Украины дают образование иностранным студентам на русском языке. Это является фактом, о котором украинская пропаганда предпочитает умалчивать.

Есть ещё одна веская причина, по которой министерские чиновники и официальная пропаганда закрывают глаза на оставшееся в основном русскоязычное преподавание в вузах для иностранных студентов: их обучение (именно на русском языке) является доходной статьёй госбюджета и приносит в казну около 500 млн. долларов ежегодно. Притом что за обучение на русском языке студентам приходится платить ежегодно на 500 долларов больше, чем за обучение на украинском.

Студенты-иностранцы предпочитают учиться на русском языке на Украине по нескольким причинам.

Во-первых, Украина с советских времён отличалась системой фундаментального образования и сильными преподавательскими кадрами. За рубежом ценятся определённые школы и направления подготовки медиков, технических специалистов, авиастроителей, мореходов, специалистов в нефтегазовой промышленности.

В-третьих, Украина по-прежнему привлекает студентов из бывшего СССР, стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, где высоко ценятся разносторонние партнёрские отношения с Россией и хорошее знание русского языка отечественными специалистами в определённых отраслях.

Данные МОН Украины на 1.01.2016

В-четвёртых, у себя на родине наличие диплома с приобретённой специальностью и хорошим знанием русского и английского языка будет для многих из них как минимум хорошим конкурентным преимуществом по сравнению с отечественными специалистами.

Источник

Высшее образование в Украине: что нужно знать абитуриенту-иностранцу

В Украину иностранцы приезжают не только за красивыми женами, но и за высшим образованием, которое здесь, как правило, в несколько раз дешевле, чем на Западе. При этом качество преподавания в ведущих вузах страны не уступает общеевропейскому. Портал «ЗаграNица» узнал у специалиста по вопросам образования в Украине Хана Юсафа Али о самых популярных местных университетах, порядке подачи документов, стипендиях, ценах на образование и многом другом

Захотели сменить обстановку и познакомиться с культурой другой страны? Можете смело собирать чемоданы и ехать учиться в Украину, где сосредоточены одни из старейших вузов Европы.

Из причин, по которым иностранцы бросают обжитые места и едут учиться в молодое государство, главные такие:

А теперь поговорим о самой «любимой» процедуре при поступлении — сборе документов. Иностранные абитуриенты во время вступительной кампании должны предоставить:

Кроме того, по прибытии в Украину абитуриенту нужно пройти повторное медицинское обследование.

Если вы хотите получить высшее образование в Украине, вас не будут заставлять учить «мову», ведь в большинстве вузов есть курсы на русском и английском языках. Дабы вам не отказали в приемной комиссии, хватит того, чтобы все предметы в аттестате были с положительными отметками (A, B, С и D).

Фото: Shutterstock

Кстати, верить рекламе о предоставлении стипендии иностранцам не стоит — деньги получают только студенты-украинцы. А вот получить обучение за счет госбюджета можно. Однако право на это имеют лишь определенные категории граждан.

Согласно приказу Министерства образования, молодежи и спорта «Об утверждении Условий приема в высшие учебные заведения Украины в 2015 году» от 15.10.2014 г., «иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, лица, которым предоставлен статус беженца в Украине, лица, которые нуждаются в дополнительной или временной защите, и лица, которым предоставлен статус заграничного украинца и которые находятся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение высшего образования наравне с гражданами Украины. Получение высшего образования указанными категориями лиц за средства государственного бюджета осуществляется в пределах квот, определенных Кабинетом Министров Украины.

Другие иностранцы и лица без гражданства могут получать высшее образование за средства физических (юридических) лиц».

Студенты из других стран, привязанные к своей стране работой, семьей и т.д., могут обучаться в Украине заочно. Но им всё равно придется лично подать документы в приемную комиссию и в дальнейшем приезжать на сессии (два раза в год). Главное — следить за оценками, ведь за академическую неуспеваемость студент будет отчислен.

Фото: Shutterstock

Украина входит в ТОП-10 стран, где обучается больше всего иностранных студентов. Чтобы получить здесь диплом бакалавра, студентам необходимо набираться знаний в альма-матер на протяжении четырех лет. После окончания курса выпускнику торжественно вручают диплом о высшем образовании государственного образца. С ним вы можете поехать на родину либо продолжить обучение на квалификацию специалиста или магистра.

Чаще всего большими группами в Украину приезжают студенты из стран Африки и Центральной Азии. Кроме того, сюда стремится попасть молодежь из Индии, Пакистана, Египта, Турции и ряда других стран.

Украинские технические и медицинские учебные заведения пользуются среди иностранцев наибольшей популярностью, ведь самые востребованные профессии у них на родине — врач, инженер, экономист. Также очень популярны авиация, аграрные специальности, ветеринарная медицина, международные отношения, экономика, финансы и другие

Стоит отметить, что не все вузы Украины имеют право принимать иностранных студентов на обучение или даже на подготовительное отделение. Высшее образование в Украине для иностранцев доступно лишь в университетах с наивысшей степенью аккредитации — IV — и специальной лицензией. Зато количество иностранных студентов, которые могут претендовать на обучение в Украине, не ограничено. При этом вузы обязаны выделять студентам места в общежитии либо предоставлять им другое жилье — квартиру, номер в гостинице и т.д.

Фото: Shutterstock

По завершении обучения, когда все сессии и бессонные ночи остались позади, студенты получают украинский диплом. В некоторых странах гражданам, вернувшимся домой после учебы за рубежом, нужно заверить выданный в Украине документ в министерстве образования.

Источник

Реформа вузов: на каком языке будут учиться украинцы

«Главред» сравнил три законопроекта о высшем образовании и разобрался, могут ли отменить тестирование, что будет с госзаказом, стипендиями и языком обучения в вузах.

/ mn.ru

Возвращение к системе вступительных экзаменов в вузы, отмена внешнего тестирования, ручное формирование госзаказа против автономии университетов, повышения стипендий и независимой оценки качества образования. В Украине продолжаются дискуссии о новом законе о высшем образовании. И это уже шестой год.

Сейчас – очередной этап, связанный с подготовкой трех новых вариантов документа. Два законопроекта предлагают кардинальные изменения, в том числе, контроль над качеством образования независимо от профильного министерства. Третий в новой форме закрепляет старые положения: усиление централизации власти и возможность ручного управления со стороны Минобразования.

Прислушаться к экспертам

На днях на Банковую, где находится образовательный парламентский комитет, и в тот момент проходили слушания «О законодательном обеспечении развития высшего образования в Украине», вновь пришли студенты. Они принесли плакаты «Образованию нужна революция, а не реформа», «Требуем системных изменений», «Не убивайте ВНО». Молодые люди выступали против уменьшения стипендий, повышения платы за учебу на контракте, нивелирования внешнего тестирования, централизации управления образованием и за сохранение обучения на украинском языке. То есть, против одного из законопроектов о высшем образовании.

Напомним, на данный момент в Верховной Раде зарегистрировано три законопроекта о высшем образовании. Первый – № 1187 – внесла группа депутатов от ПР. Второй – № 1187-1 – подала оппозиция. Он разрабатывался под руководством нынешнего руководителя профильного комитета парламента Лилии Гриневич. Третий – № 1187-2 – официально предложил внефракционный Виктор Балога. На самом деле, это документ, написанный рабочей группой при Кабмине под руководством ректора Киевской политехники Михаила Згуровского.

Отозвать «региональный» законопроект призывают не только студенты и общественные активисты. Председатель Комитета ВР по вопросам науки и образования Лилия Гриневич считает, что принятие ставшего скандальным документа приведет к дальнейшей деградации высшего образования.

«Проект оппозиции и проект группы Згуровского предлагают сделать контроль над качеством образования и определение его содержания независимыми от министерства, – говорит председатель правления Центра исследования общества Инна Совсун. – Также они декларируют прозрачные условия финансирования высших учебных заведений, в частности, в сфере оплаты обучения за государственный счет, четкие правила конкурса. Зато проект депутатов Кивалова, Калетника и Сороки не оговаривает механизмы госзаказа, увеличивает вес вступительных экзаменов и позволяет принимать на платную форму обучения фактически по любым правилам, которые установят вузы».

Эксперт обращает внимание на то, что в проекте оппозиции прописано уменьшение аудиторной нагрузки на преподавателей, что дает возможность заниматься научной деятельности. «Привлечение внимания к проблемам преподавателей является критически важным, ведь никакие реформы не гарантируют высокого качества образования, если преподаватели и дальше вынуждены будут полностью концентрироваться только на начитке лекций и семинаров и не смогут проводить исследований», – уверена Совсун.

На массовые слушания, а в зале присутствовали около трехсот человек, пришел и один из организаторов инициативы «Першого грудня» Евгений Сверстюк. «В общественном транспорте стыдно читать объявления, сколько стоит диплом, стыдно даже говорить, что это за надписи такие, иностранцам, – сказал он. – Эта фальшь опускается во все области жизни: профессору нужно платить за экзамен. Так мы покупаем фальшивые знания. Мы так же покупаем фальшивые лекарства, фальшивые услуги, фальшивые товары. Этому нужно положить конец – или бежать, или лечиться. Слабонервные бегут, нормальные лечатся. А лечиться следует возвращением к правде и закону. Маленькую клеточку – внешнее независимое оценивание – вполне легко можно было бы ввести, если бы на пути не стояли сытые чиновники. Это не универсальный рецепт, но проверенный годами способ лечения коррупции. А, вместе с тем, начать лечить и другие участки. Итак, перед нами не выбор между лучшим или худшим законопроектами. Это выбор между тем, лечить, или зарабатывать на человеческих слабостях».

Между тем, в профильном министерстве из уже зарегистрированных в Верховной Раде проектов считают наиболее удачным именно законопроект № 1187, разработанный Киваловым, Калетником и Сорокой. Об это говорит заместитель министра образования и науки Алексей Днипров. По его словам, именно этот документ целесообразно взять за основу, а в процессе доработки рассмотреть возможность дополнения его лучшими положениями альтернативных законопроектов.

Нельзя не вспомнить, что еще совсем недавно в Кабмине говорили, что правительственным можно считать законопроект, написанный рабочей группой под руководством ректора КПИ Михаила Згуровского. Речь шла о том, что в парламент его должен внести именно правительство. Но по непонятным до конца причинам, он появился в Раде от имени Балоги… А между тем, это самый прозрачный документ, созданный когда-либо в Украине, считают эксперты. К работе были приглашены все желающие – от министра до студентов. Каждый этап фиксировался и обнародовался в интернете для получения отзывов.

Сравнительная характеристика

Таким образом, во всех трех законопроектах есть существенные отличия, касающиеся государственного заказа, порядка начисления стипендий, правил поступления в вузы. «Главред» проанализировал основные из них.

Стандарты высшего образования. Согласно действующему закону, их разрабатывает Министерство образования и утверждает Кабмин. По законопроекту Сороки-Кивалова-Калетника, разрабатывать и утверждать их должно только министерство. В оппозиционном документе за утверждение стандартов отвечает специально созданная Национальная комиссия регулирования образования и науки, а за разработку – экспертный комитет при МОН. Комиссия, возглавляемая Згуровским, предлагает, чтобы стандарты высшего образования по каждой специальности разрабатывались и утверждались Национальным агентством по качеству высшего образования с учетом предложений соответствующих отраслевых государственных органов, к сфере управления которых принадлежат высшие учебные заведения. При этом стандарты должны быть утверждены еще и МОН.

Государственный заказ. «Региональный» закон предусматривает, что государственный заказ может быть не менее 51% от всех принятых на первый курс. При этом Минэкономики и МОН формируют показатели государственного заказа на подготовку кадров с высшим образованием на основе среднесрочного прогноза потребности в кадрах на рынке труда.

Оппозиционеры говорят, что государственный заказ может существовать только на подготовку магистров, специалистов и магистров профессионального направления для нужд органов власти, государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций. В то же время, вводится понятие «государственный грант». Он может быть обыкновенным, максимальным, специальным и социальным. Грант можно получить по результатам внешнего независимого оценивания. И эти деньги попадают в тот вуз, который выбирает сам абитуриент. А это мотивирует высшие учебные заведения предлагать самое лучшее качество образования, чтобы получить средства, и создает прозрачные правила конкуренции между ними. То есть, оппозиционеры руководствуются принципом «деньги ходят за человеком».

Правительственная комиссия предлагает считать баллы в сертификате внешнего оценивания – не менее 20% за каждый из предметов и не более 10% за аттестат. Кроме того, при необходимости, 30% отводится результатам творческих конкурсов.

И для борьбы, в том числе, с этой самой коррупцией, в конечном итоге, была введена система внешнего независимого оценивания. И это, пожалуй, самая успешная реформа системы высшего образования за годы независимости… «Введение внешнего независимого оценивания позволило уничтожить теневой рынок взяток объемом два миллиарда в год», – посчитала глава парламентского комитета Лилия Гриневич.

Стипендии. На сегодняшний день минимальный размер академической стипендии – два необлагаемых налогом минимума, а порядок назначения и выплаты устанавливается правительством. Кивалов и его соавторы предлагают разделить стипендии на академические и социальные. Размер первых – не менее прожиточного минимума.

Оппозиция говорит, что количество студентов, которые должны получать стипендии – не менее 70%. Стипендия входит в размера получаемого гранта. Сумма должна постепенно увеличиваться и к 2016 году достичь уровня минимального прожиточного уровня. Закон Згуровского предлагает установить академическую и социальную стипендию на уровне прожиточного минимума к 2016 году. При начислении стипендии важен не средний бал ниже четверки, а место в рейтинге.

Язык обучения. В «региональном» законопроекте написано: «Язык (языки) обучения в вузах определяются в соответствии с Конституцией и законодательством о языках». То есть, обучение на русском языке, в случае принятия этого варианта, неизбежно. В оппозиционном документе отмечается, что обучение должно вестись «на государственном языке», а по желанию студентов должны быть условия для создания групп, в которых обучение может быть и на языке национальных меньшинств. Экспертная группа при Кабмине предлагает также обучение на государственном языке, кроме того, вуз может организовать обучение в отдельных группах на иностранных языках.

. Очевидно, что реформы в сфере высшего образования невозможны без гарантий равного доступа к образованию, обеспечения автономии высших учебных заведений, которая базируется на демократизации управления в университетах, создания условий для научной деятельности с помощью дополнительного финансирования и сокращения нагрузок на преподавателей.

Лилия Гриневич уверена, что «три зарегистрированных законопроекта предлагают два разных пути развития высшего образования». «Один путь, определенный в законопроекте № 1187 от Партии регионов, направлен на ручное управление вузами со стороны министерства, сворачивание ВНО и консервирование всех проблем системы. Второй путь определенный в альтернативных проектах, утверждает автономию университетов, способствует прозрачной конкуренции между ними, а, следовательно, росту качества высшего образования», – говорит она. И уточняет, что в возглавляемый ею комитет приходят письма от ректоров о поддержке законопроекта ПР. К тому же, его поддерживает и Союз ректоров вузов Украины.

В связи с этим, стоит вспомнить, как в Верховной Раде уже были случаи, когда за законопроекты голосовали под куполом и довольно быстро, в то время как принятые в результате документы не получали одобрения профильных комитетов.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector