Язык жестов глухонемых доклад

Содержание

Глухонемой язык: как много мы о нём знаем?

Что такое глухонемой язык?

Краткий экскурс в историю языка жестов

Сегодня остаётся нерешённым вопрос о том, что появилось раньше: звуковая речь или жестикуляция. Хотя многие отсылки указывают на то, что язык жестов использовался раньше, чем звуковая речь. Доказательством этом служат наскальные рисунки и многие другие археологические объекты. Жестикуляция использовалась не только при наличии недостатков речи, но и была основным ритуальным компонентом в некоторых племенах. Например, раньше женщина, которая лишилась мужа, должна была разговаривать с помощью жестов ровно год. Глухонемой язык также активно использовали монахи в эпоху Средневековья. И это неудивительно, ведь язык жестов даёт возможность общаться, не нарушая при этом обета молчания.

Сегодня язык жестов имеет не такой высокий социальный статус, как звуковой. Его используют для общения в основном те люди, которые имеют проблемы с речевым аппаратом. Таким образом, он потерял свой общепринятый характер.

В чём отличие между языком жестов и звуковым языком?

На самом деле каждый из нас использует невербальный способ общения практически каждый день. То, как человек смотрит, сидит, ходит, жестикулирует, характеризирует его как личность. Если глухонемой человек не может использовать привычный для нас способ общения, то мы можем с лёгкостью использовать язык жестов глухонемых. Обучение не отнимет много сил, зато даст возможность разговаривать на менее понятном для окружающих языке, а также понимать речь глухонемых.

Где используется язык жестов?

Бытует мнение, что невербальное общение используют только глухонемые люди для передачи информации между собой. Но это утверждение крайне ошибочно. Глухонемой язык используется во многих сферах человеческой деятельности. Любой человек для придания речи большей экспрессивности использует жесты. Они могут быть как понятны собеседнику, так и скрыты от понимания, но они несут конкретную информацию о психологическом состоянии человека.

Часто можно увидеть, что в новостях кроме звуковой и письменной речи информация показана с помощью жестикуляции. Информацию подаёт специальный диктор, который идеально знает язык жестов и может моментально перевести текст с обычного языка на жестовый язык.

Различия в языке глухонемых

Каждая языковая система имеет в себе сложную структуру. Не является исключением и язык глухонемых. Обучение этому языку должно включать в себе понимание, что для каждой страны и даже отдельного региона правила языка будут отличаться. Язык жестов использует жесты как для обозначения конкретных слов, так и для отдельных букв. Метод обозначения отдельных букв является более распросранённым, а отдельными жестами обозначаются только самые распросранённые слова. Также в языке глухонемых могут использоваться как одна, так и две руки.

Заучивание такой системы также может отличаться. Большой проблемой является тот факт, что в разных странах и регионах язык глухонемых существенно отличается, и какой-то единой системы языка глухонемых нет, что затрудняет его изучение.

Как выучить язык глухонемых?

Есть и специально разработанные сайты для изучения языка глухонемых. На таких сайтах не только подаётся материал, но и даётся задание на проверку выученного материала. Таким образом теория подкрепляется практикой. Множество групп в социальных сетях ориентировано на изучение языка жестов, но такой способ подачи информации следует использовать только тогда, когда уже известны некоторые азы языка жестов. С помощью специализированных групп можно получать новую информацию каждый день. Если нужно быстро выучить язык глухонемых, самоучитель может помочь в этом. Обычно в самоучителях материал подаётся структурированно, и это делает понимание строения языка жестов лёгким.

Источник

Почему у каждого народа свой язык жестов? Неужели нельзя придумать единые знаки для всех?

Каждая страна имеет свою культуру, традиции и язык. Это касается и системы жестов, используемой для общения глухонемых людей. Жестовый язык разных народов может иметь схожие обозначения, но в основном понять друг друга людям с нарушением слуха из разных стран непросто. Почему в мире нет единого языка жестов?

Язык жестов и история его появления

Общение жестами возникло и развивалось параллельно с речью. Однако со временем жесты вытеснялись устным языком. Их использовали на минимальном уровне для усиления речи и постепенно перенимали глухонемые люди для общения в узком кругу.

Первый действительно функциональный язык жестов сформировался в XVIII веке благодаря открытию первых центров для обучения детей с нарушениями слуха.

Почему нет единого жестового языка?

Глухонемые из разных стран почти не могут понять друг друга из-за того, что язык жестов разный в каждой стране. Так сложилось исторически, из-за развития систем знаков отдельно друг от друга. На их формирование повлияло много вещей, от культуры до истории появления конкретного жеста.

Другие страны выбирали одну из этих систем и заимствовали не только идеи, но порой и сам язык. Например, американский язык жестов амслен на 43% идентичен с французской школой жестового языка. Ту же историю имеет и ирландский жестовый язык

Однако у англичан был свой, путь. В Великобритании формирование жестов происходило совсем по другой схеме. Преподаватели заимствовали методику, но решили ввести свои обозначения.

Поэтому сегодня слышащие британцы и американцы легко поймут друг друга при использовании звукового английского языка. А глухонемые граждане будут испытывать трудности при общении, так как знаки в языках будут разными.

Несмотря на схожесть разных групп жестового языка, отличия могут проявляться даже при общении жителей разных регионов одной страны. В одной части государства люди используют не такие знаки для обозначения отдельных предметов, как в городах центральной части страны.

Можно ли сделать единый язык жестов?

Еще в 1973 году появился первый словарь упрощенного языка, способствующий взаимопониманию глухонемых из разных стран. На этом создатели не остановились – в 1975 году была утверждена международная речь знаков или джестуно.

Нужна ли универсальная система жестов для глухонемых всего мира – решит время. Но практика показывает, что если глухой свободно владеет национальным жестовым языком, он неплохо понимает иностранного собеседника.

Некоторые жесты похожи, а другие удается угадывать. Этому люди с проблемами слуха обучены с детства, ведь если сложно выразить мысль, всегда можно придумать новый жест на ходу.

Возможно, единая система знаков всё же когда-нибудь появится. Либо же жесты заменятся на письменное общение через смартфоны и Интернет.

Источник

Язык глухонемых

Сходства и различия вербальной и невербальной коммуникации. Определение понятия глухонемоты и речи. Роль слуха в формировании речи. Жестовый язык, его лингвистика и особенности. Характеристика основных методов и значение обучения глухих устной речи.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.12.2014
Размер файла 26,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Студенты Еловикова А.

Челябинск 2014


Многие годы ученые исследуют сходства и различия вербальной и невербальной коммуникации. Также многие ученые пытаются найти причину возникновения языка жестов. Изучая механизм устройства языка жестов, ученые наблюдают за изменениями в этой науке, внесенными самим человеком в разные эпохи. Разбирая одну область языка жестов, эксперты должны классифицировать ее по эпохам, настроению, значению. Ученые только догадываются, какова была причина возникновения языка жестов. Может, изначально, это был секретный шифр. А когда он потерял свою секретность, его начали использовать как способ общения. Также его предназначение могло не измениться ни разу, язык жестов мог изначально служить способом общения между разными народами. Но пока можно только догадываться, как язык жестов появился, каковы были причины его возникновения. глухонемота жестовый язык лингвистика

Предметом исследования данного реферата является язык жестов, а объектом исследования люди, использующие язык жестов.

1. Глухонемота

Врождённая глухонемота наблюдается, если ребёнок рождается глухим, и в дальнейшем, не слыша речи, он не может полноценно научиться говорить.

Бывает и так, что ребёнок теряет слух в раннем детстве. В таком случае запас слов, который успел приобрести ребёнок, также постепенно утрачивается, и возникает приобретённая глухонемота.

Три метода обучения глухонемых:

1. мимический (или французский),

2. немецкий звуковой, или метод чисто устной речи,

2. Слух и речь. Роль слуха в формировании речи


3. Жестовый язык

Использование жестов, взамен голосового общения, может быть предпочтительно во многих ситуациях, где передавать информацию голосом или невозможно или представляет определенные трудности. Однако, такие системы жестов называть сформировавшимися языками жестов не представляется возможным из-за их примитивности. Есть мнение, что предрасположенность к звуковым языкам связана с генетическим материалом человека, который предрасположен к звуковому общению, что закрепилось в процессе эволюционного развития человека благодаря важной роли звукового общения в эволюции человека. Однако в отсутствие возможности использования звукового языка человек инстинктивно начинает использовать для этого жесты

4. Лингвистика жестовых языков

С лингвистической точки зрения жестовые языки являются настолько же богатыми и непростыми, как и любой звуковой язык, несмотря на всеобщее отношение к ним как к «ненастоящим» языкам. Профессиональные лингвисты проводили исследования, в ходе которых было обнаружено, что жестовые языки обладают всеми компонентами, характеризующими их как полноценные языки.

Жесты условно-схематичны, иногда придумываются на лету, необязательно имеют визуальную связь с обозначаемым словом. Также, они не являются визуальной интерпретацией обычных языков; они обладают своей грамматикой, могут быть использованы для обсуждения самых различных тем: от простых и конкретных до возвышенных или абстрактных.

· Handshape (форма руки),

· Orientation (ориентация ладони),

· Location (местоположение руки, артикуляция),

· и Facial Expression (мимика, иногда: неручные маркеры).

5. Особенности Жестового Языка


Конкретность


Образность

Образность жеста способствует более легкому его запоминанию, простоте восприятия, что делает жестовую коммуникацию общепонятной для глухих людей. Если, к примеру, нам вовсе не знаком финский язык, то слова minд, pelдtд, kauas (я, бояться, далеко) ничего не значат и запоминаются с трудом. А вот жесты, обозначающие эти слова, понятны и быстро усваиваются.

Синкретизм и расчленённость

Речевые жесты обладают свойством синкретизма, слитности в передаче понятий, обозначаемых различными словами, но относящихся к общей категории явлений, действий, предметов. Например, понятие огонь, костер или театр, спектакль, представлять поначалу не дифференцируются, так же как не расчленяются действующее лицо, орудие и процесс действия (столяр, рубанок, строгать), действие и его результат, продукт действия (рисовать, картина; доить, молоко) и т. п. Для различения подобных, близких или синонимичных понятий вводится обозначение дополнительных признаков (картина = рисовать + рама), а слово при этом артикулируется.

Аморфность

Существенным отличием жесто-мимической речи является ее аморфность. Речевой жест содержит понятие, но не выражает форму числа, рода, падежа, а также наклонения, времени и вида. Аграмматичность мимики наиболее отчетливо проявляется в жесто-мимической речи неслышащих, не владеющих языком слов. В этой первичной знаковой системе из весьма ограниченного количества жестов образуются их простые сочетания путем агглютинации («склеивания») в известном порядке:

6. Пространственность грамматики и одновременность

Главное отличие структуры жестового языка от звукового в том, что его структура позволяет передавать параллельно несколько потоков информации (синхронная структура языка). Так, например, содержание «объект огромных размеров движется по мосту» может быть передано с помощью одного-единственного жеста, в то время как звуковые языки функционируют секвентильно (то есть информация передаётся последовательно, одно сообщение за другим).

«Высказывание на жестовом языке наряду с жестикуляторным компонентом содержит и немануальный (использование взгляда, выражения лица, движений головы и тела). Эти средства функционируют аналогично интонации звуковых языков, а также используются для выражения дейксиса (указания на какие-то объекты), отрицания, актуального членения, разных типов вопросов, соотнесения различных синтаксических составляющих предложения и т. п.

Грамматическая информация, как правило, передается одновременно с лексической; жест в процессе исполнения подвергается той или иной модуляции (рука движется равномерно, прерывисто или ускоренно, в вертикальной или горизонтальной плоскости, меняет направление, один и тот же жест исполняется двумя руками и т. п.).

7. Значение обучения глухих устной речи


Заключение

Мы видим, что языки жестов связаны со звуковыми языками. В некоторых языках жестов мы видим копирование со звуковых языков, и, основываясь на этом факте, называем эти языки не автономными или зависимыми от звуковых языков. Другие не имеют никакого отношения к звуковым языкам.

Развитие языков жестов началось во Франции, потом, в 18 веке, появилось в США и других странах. Также развитие жестовых языков продолжилось в 19 веке и достигло пика в 20 веке, когда начались попытки создания международного языка для глухих и слабослышащих. Хоть язык жестов появился давно, но интерес ученых к нему возник в 60-х годах 20 века.

В современном мире интерес к изучению языков жестов не пропал, этому свидетельствуют снятые фильмы, где затронута тема глухоты, перевод некоторых песен на язык жестов.

В прошлом языки жестов считались ненастоящими, но через некоторое время ученые доказали, что языки жестов обладают основными компонентами (схематичность, наличие синтаксиса, наличие элементарных компонентов) звуковых языков, а, следовательно, языки жестов являются полноценными. Есть массы критериев классификации языков жестов (контингент, функциональность языков, автономность и коммуникативность). Также лингвистическим аспектом является этимология языка. Этимология языков жестов заключается в том, что они отличаются не только от звуковых языков, но и друг от друга, например, территориально или содержательно.

При автономности некоторых языков и зависимости других от звуковых языков между звуковыми и всеми жестовыми языками присутствуют как различия, так и сходства. И это логично, ведь без сходств со звуковыми языками жестовые языки не являлись бы полноценными, а без различий они бы не могли развиваться. Но, конечно, жестовые языки базируются на сходствах со звуковыми языками, но развиваются за счет различий.

Литература

2. Выготский Л.С. «Основы дефектологии». СПб, 2003.

3. Гейльман И. Ф. Специфические средства общения глухих. Дактилология и мимика, ч. 1-4 [Словарь]. Л., 1975—1979

4. Дьячков А.И. «Система обучения глухих детей». М., 1961.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общая характеристика форм речи. Устная форма речи. Письменная форма речи. Специфика норм письменного кодифицированного языка. Сходства и различия между устной и письменной формами речи.

контрольная работа [22,5 K], добавлен 24.07.2007

Современная теоретическая концепция культуры речи. Язык и сопредельные с ним понятия. Устная и письменная формы речи, их особенности. Структура современного русского языка. Ораторское выступление, его содержание. Деловые переговоры: характеристика, этапы.

шпаргалка [59,2 K], добавлен 23.06.2012

Становление, интенсивное развитие, методология гендерной лингвистики. История лингвистических исследований влияния фактора пола на язык. Характеристика мужских и женских особенностей речи в русском языке. Стилистические особенности мужской и женской речи.

курсовая работа [61,6 K], добавлен 01.12.2010

В структуре занятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа: подготовительный, восприятие сказки при первичном прочтении, контроль понимания основного содержания, развитие языковых навыков и умений устной речи.

реферат [7,3 K], добавлен 18.02.2003

Диалог и монолог в устной и письменной формах речи. Разновидности речи. Употребление устойчивых словосочетаний. Стандартизованный характер письменной речи. Случаи употребления языковых средств с точки зрения их принадлежности к устной или письменной речи.

контрольная работа [20,6 K], добавлен 15.07.2012

Стили устной и письменной речи. Жанры письменных и научных стилей. Понятия грамматической нормы. Характеристика лексических, морфологических, синтаксических свойств письменной речи. Качества научной речи и терминологическая лексика. Конспекты и их виды.

практическая работа [118,8 K], добавлен 03.03.2014

Основные характеристики и отличительные признаки устной деловой речи, ее принципиальные различия с письменной. Интонация и смысловая дискретность, главные фонетические нормы устной речи, их значение в достижении позитивного результата делового общения.

контрольная работа [88,9 K], добавлен 19.10.2009

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как переводится?
Adblock
detector